Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2 Методология и методика проведения социологических исследовани           

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных целью получить достоверные данные об изучаемом общественном явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития.

Социологическое исследование включает следующие этапы: разработка программы и инструментария; сбор информации; подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

Социологические исследования многообразны. Их можно классифицировать по разным критериям.

По целям проведения различаются: разведывательные (пилотажные, зондажные); описательные и аналитические социологические исследования.

Разведывательные исследования проводятся для предварительного обследования нового общественного процесса или явления, когда проблема или мало, или вообще не изучена; либо для получения дополнительной информации о предмете и объекте; охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии; дает возможность получить первичную социологическую информацию, т.е. необобщенные сведения, подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.

Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Дает возможность провести группировку и классификацию элементов по существенных в связи с изучаемой проблемой характеристикам. В ходе описательного исследования выясняется, существует ли связь между характеристиками изучаемого явления и какой эта связь имеет характер. Чаще всего применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками (персонал крупного предприятия, население города, района, области, региона).

Аналитическое социологическое исследование ставит целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры; имеет особенно большую научную и практическую ценность; выясняется, носит ли связь между характеристиками изучаемого явления причинный характер; в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов (переменных); из нее выделяются основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые.

Переменной называется понятие, которое может принимать различные значения. Социологи стремятся выявить и измерить черты, характерные для одного специфического явления, а затем объяснить их воздействием другого явления. Первое явление называют зависимой переменной. Второе, объясняющее или служащее причиной первого, называют независимой переменной.

По частоте проведения бывают разовые (точечные) и повторные социологические исследования. Среди повторных социологических исследований особое место занимают панельные, т.е. исследования, проводимые неоднократно через равные промежутки времени.

По месту проведения социологические исследования бывают полевые и лабораторные. Полевыми называют исследования, проводимые в естественной среде обитания объектов. Лабораторными называют исследования в искусственно созданных социологами условиях.

По месту социолога при проведении социологических исследований они бывают включенными и невключенными. Включенными называют такие исследования, при проведении которых социолог находится внутри объекта. Невключенными называют исследования, при которых социолог находится вне объекта изучения. При этом и включенное и невключенное социологическое исследование может проводиться открыто или скрытно.

В социологии используются также специальные виды социологических исследований.

Монографическое исследование нацелено на всестороннее, «глобальное» изучение избранного социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов;

Когортные исследования изучают специфические совокупности людей в течение определенного времени, например года, переживших одновременно одно и то же событие (вступивших в брак, призванных в армию, поступивших в вуз и т.д.);

Международные, кросскультурные исследования, которые основаны на сравнении и сопоставлении явлений и процессов в различных странах.

 

Программа социологического исследования — стратегический документ, в котором выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ. Программа включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическую часть и методическую часть.

Методологическая часть включает: формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования.

Методическая часть включает: определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора социологической информации, логическую структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее математической обработки.

Методологическая часть программы начинается с формулировки и обоснования научной проблемы. Различные противоречивые ситуации, которые выдвигает перед нами сама жизнь, принято называть социальной проблемой. Научная проблема — состояние знания о незнании определенных количественных и качественных изменений, тенденций развития и других характеристик изучаемого социального явления или процесса.

Важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных. Следует опасаться и другой крайности— выдвижения проблем слишком широкого плана. Изучать несколько проблем в рамках одного исследования нецелесообразно: это усложняет инструментарий исследования, делает его громоздким, может снизить качество собираемой информации; теряется оперативность исследования, что приводит к старению данных, потере их актуальности, а порой и смысла исследования в целом.

Указание цели исследования - важный момент этой части программы. Цель состоит в решении поставленной научной проблемы. Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых на текущий момент проблем, проверить и установить практическую отдачу и ценность форм и методов управления общественным процессом или явлением.

Следующий шаг в составлении программы - определение объекта и предмета исследования. Объект социологического исследования – общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс. Объектом социологического исследования в широком смысле выступают все носители общественной проблемы, решение которой определено целью данного исследования.

Объект социологического исследования должен характеризоваться:

1. Чётко обозначенными статусными характеристиками исследуемой совокупности людей: отраслевой принадлежностью; профессиональной принадлежностью; возрастной принадлежностью; национальной принадлежностью и т.п.

2. Пространственной ограниченностью.

3. Функциональной направленностью: политическая направленность; этническая направленность; производственная направленность и т.п.

4. Временной ограниченностью.

5. Возможностями его количественного измерения.

Предмет социологического исследования – это центральный вопрос проблемы. Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему. Предмет социологического исследования — концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.

Например, при исследовании такой проблемы как миграционные процессы объектом исследования является население различных территориальных единиц: республики, области, района, населённого пункта. Предметом является миграция – перемещение людей из одного места проживания в другое.

Логический анализ основных понятий предусматривает осуществление логического структурирования основных понятий, которые занимают главенствующее место в определении предмета социологического исследования. Логический анализ предполагает интерпретацию и операционализацию основных понятий. Интерпретация – точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры. Операционализация – определение соотношение элементов и свойств конкретного явления, последовательное изучение которых дает возможность составить ясное представление о нем. Характер анализа основных понятий оказывает непосредственное воздействие на логику подготовки инструментария сбора социологической информации.

Завершается составление методологической части программы формулировкой гипотез и задач исследования.

Гипотеза — это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Гипотезы способствуют увеличению значимости исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и методов сбора социологической информации. По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные.

Научно обоснованная гипотеза в социологии должна отвечать ряду требований.

1. Соответствовать исходным принципам теории научного познания.

2. Не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Но новая гипотеза иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой.

3. Не должна противоречить известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, то она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена.

4. Должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования.

5. Должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему её непротиворечивость.

Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и гипотезами и также могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные задачи исследования отражают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства изучения исследуемой проблемы? Описательные и аналитические социологические исследования, как правило, включают несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенного числа связанных с ними дополнительных задач. Чем подробнее расписаны в программе задачи исследования, тем полнее можно обеспечить процесс социологического исследования необходимыми ресурсами.

Методическая часть программы начинается с определения обследуемой совокупности.

После уточнения объекта исследования решается вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены исследованием.

Генеральная совокупность – совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического исследования. Опрос всех людей, составляющих объект исследования (а это могут быть тысячи, десятки или сотни тысяч людей), был бы нерационален. Это удлинило бы время его проведения, а значит, затянуло бы сроки получения нужной информации, потребовало значительных финансовых затрат, да и само исследование оказалось бы весьма громоздким. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер.

По довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим и другим признакам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название выборка.

Выборка или выборочная совокупность – часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приёмов для получения информации о всей совокупности в целом. От правильности ее осуществления в огромной степени зависят качество и достоверность социологической информации.

В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос, обосновывается техника его проведения, обозначаются подходы к определению достоверности полученной информации.

Виды выборки:

1. Квотная выборочная совокупность. Предполагает не менее четырёх признаков, по которым определяются респонденты. Обычно применяется при большой генеральной совокупности.

2. Метод основного массива. Предполагает опрос 60-70% генеральной совокупности.

3. Метод гнездовой выборки. В качестве респондентов выступают не отдельные индивиды, а какая-то группа. Метод будет представительным, если состав групп генеральной совокупности сходен.

4. Метод серийной выборки. Генеральная совокупность разбивается на однородные части, из которых пропорционально отбирается единица анализа (могут быть как индивиды, так и группы).

5. Метод механической выборки. Из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое число респондентов.

6. Сплошной метод. Применяется при небольшой генеральной совокупности.

В зависимости от цели исследования социологи выбирают те или иные методы сбора информации.

Основные методы сбора информации: 1. анализ документов; 2. опрос; 3. наблюдение;4. социологический эксперимент.

1. Анализ документов. В социологии документом называют специально созданный человеком предмет для передачи и хранения информации.

Существуют различные классификации документов.

1. С точки зрения целевого назначения различают: а) целевые документы: выбирает сам социолог; б) наличные документы: есть в наличии.

2. По степени персонификации: а) личные: заявления, письма, характеристики и т. д.; б) безличные: например, статистические данные.

3. В зависимости от статуса источника: а) официальные; б) неофициальные.

4. По источнику информации: а) первичные: составленные на базе прямого наблюдения или опроса; б) вторичные: обработка, обобщение, описание, сделанное на основе первичных источников.

В социологии существуют две группы методов анализа информации документов: 1. традиционные (метод исторического анализа); 2. формализованные (контент-анализ).

Традиционный анализ представляет собой адаптацию содержания документа к исследовательской задаче, основанную на интуитивном понимании, обобщении содержания и логическом обосновании сделанных выводов.

Необходимо сделать оценку качества документов, которая включает: выяснение условий, целей и причин создания документа, установление его авторства.

Выясняются факторы достоверности документального источника применительно к целям исследования. Установление полноты и достоверности источника относительно целей исследования – главные параметры его оценки до начала исследования.

Контент-анализ – это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста на бумаге или записи на каких-либо иных физических носителях. Методики формализованного анализа основаны на статистическом учёте различных объективных характеристик текста. Например, частота публикаций в газете материалов по определённой теме, число строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам, частота упоминаний проблем, терминов, имён, географических названий и т. п.

Анализ основан на единообразных стандартизированных правилах поиска, учёта и подсчёта количественных показателей изучаемых характеристик текста. Его суть заключается в том, чтобы найти и использовать для подсчёта такие признаки документа, которые отражали бы определённые существенные стороны его содержания.

2. Опрос

Самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. Опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению.Опр ос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.

В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные.

В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.

В специализированных опросах главный источник информации — компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.

Существуют две основные разновидности социологического опроса: А) анкетирование и Б) интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. Оно бывает также очным и заочным.

Анкета – вопросник, составленный по специальным правилам. Объем анкеты должен соответствовать не более чем 40 минутам времени для ее заполнения. Вопросы анкеты должны располагаться от простых к сложным в середине анкеты, а затем вновь к простым к ее окончанию. Необходимо включить несколько проверочных вопросов для выяснения индекса искренности респондентов. При составлении анкеты следует избегать наводящих, подсказывающих вопросов, а также вопросов, которые могут иметь двойное токование по смыслу.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, «лицом к лицу», и опосредованным, например по телефону. Одна из сложных проблем интервьюирования — не подтолкнуть опрашиваемого к желательной для социолога как личности информации; не трактовать рыхлые и неточные ответы как близкие к своему собственному мнению; избежать того, чтобы его отождествляли с представительством властных и других влиятельных структур; воздержаться от личных ценностных оценок в процессе опроса и максимально сохранить «нейтралитет».

3. Наблюдение

Представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие изучаемого процесса или явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, теле-, кино- или видеосъемка и другие технические средства.

Особенность наблюдения как вида исследования и как метода сбора первичной информации — способность анализировать и воспроизводить жизненный процесс во всем его богатстве, поставлять разносторонние, порой весьма «обнаженные» впечатления об исследуемом объекте. Могут фиксироваться характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных людей и целых коллективов (групп).

Наблюдение рекомендуется при изучении степени активности людей на собраниях, митингах, интересов слушателей в процессе обучения, поведения участников массовых общественно-политических мероприятий и т.д.

Скрытое наблюдение уменьшает влияние исследователей на поведение людей. Когда собираются данные о конкретных людях, которые не знают, что их поведение подвергается исследованию, возникает вопрос о вторжении в их личную жизнь.

В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное.

Стандартизированная техника наблюдения предполагает наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.

В случае нестандартизированного (неструктурированного) наблюдения исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают 4 вида наблюдения:

1. Полное участие наблюдателя в ситуации: предполагает включение наблюдателя в изучаемую группу как полноправного её члена. Роль наблюдателя неизвестна членам группы

2. Участник ситуации как наблюдатель: характеризуется включённостью наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем участникам ясна его роль как исследователя.

3. Наблюдатель как участник: означает, что наблюдатель – прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником.

4. Полностью наблюдатель: исследователь выполняет лишь функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне поля их зрения.

Достоинства и недостатки метода наблюдения. Главное достоинство состоит в том, что он даёт возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность. Достоинствами также являются гибкость метода и его относительная дешевизна.

Среди недостатков – качественный характер выводов, которые можно получить в результате наблюдения. Метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей. Однако наиболее крупный недостаток связан с возможностью привнесения определённой доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях, возможностями широкого обобщения результатов исследования.

4) Социологический эксперимент предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. Характерная особенность экспериментального исследования – контролируемая ситуация. Социологический эксперимент — это совместная деятельность испытуемых и социолога, направленная на исследование какой-либо особенности личности, группы. Данный метод применяется при проверке гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. При этом сравниваются два сложных явления, различающиеся тем, что в первом присутствует некоторая гипотетическая причина, а во втором она отсутствует. Если под воздействием экспериментатора в первом наблюдается изменение, а во втором — нет, то гипотеза считается доказанной.

В эксперименте обычно участвуют основная и контрольная группы испытуемых. Вследствие разного уровня разработанности той или иной научной проблемы и недостатка информации о связи зависимой и независимой переменных выделяют два основных типа экспериментов: исследовательский, который проводится в том случае, когда неясна причинная связь между зависимой и независимой переменными и эксперимент направлен на проверку гипотезы о наличии причинной связи между двумя явлениями; подтверждающий, который проводится, если связь выяснена заранее и выдвигается гипотеза о содержании связи. Тогда в эксперименте эта связь раскрывается и уточняется.

Так, при выяснении причин социальной напряженности в определенном городе выдвигаются такие возможные гипотезы: низкие доходы населения, социальная поляризация, непрофессионализм администрации, коррупция, негативное воздействие СМИ и т.д. Каждая из них требует проверки, хотя и представляется вполне обоснованной.

Процедура проведения эксперимента заключается в том, что ученые вначале планируют разбиение объекта исследования на две однородные группы и в одну из них вводят несколько новых факторов, а вторую оставляют без изменения.

 

Вопросы самоконтроля

 

1. Что такое «социологическое исследование»?

2. Каковы основные этапы проведения социологического исследования?

3. Какие виды социологических исследований нам известны?

4. Что такое «программа социологического исследования»?

5. Каково содержание методологической части программы социологического исследования?

6. Каково содержание методической части программы социологического исследования?

7. Каковы преимущества и недостатки анализа документов как метода сбора социологической информации?

8. Каковы преимущества и недостатки опроса как метода сбора социологической информации?

9. Каковы преимущества и недостатки наблюдения как метода сбора социологической информации?

10. Каковы преимущества и недостатки социологического эксперимента как метода сбора социологической информации?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...