Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Глава 3 Личность и общество





1. Социализация личности

2. Статусно-ролевая теория личности

3. Поведение личности и социальный контроль

 

Социализация личности

Понятие «личность» происходит от древнеславянского слова «личина» - маска. Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность — это мера социального в человеке, мера его включенности в общественную практику. Социализация — это процесс превращения человека из индивида в личность.

Широко известны случаи, когда человеческих детенышей воспитывали звери. В 1946 году в Африке поймали в стаде павианов десятилетнего мальчика. Он прожил в стаде около десяти лет, питаясь кореньями, яйцами различных птиц, даже страусов. Однажды страус так лягнул его ногой, что у мальчика на всю жизнь остался на голове шрам. В 1973 году в глухом районе Сирии во время охоты был обнаружен среди газелей мальчик. Он мог бегать вместе со стадом газелей со скоростью до пятидесяти миль в час. У него было превосходное зрение и очень тонкий слух. Наибольшее число детей-волков дала миру Индия, возможно потому, что её жители из-за нищеты вынуждены были оставлять маленьких детишек в джунглях. В Индии были обнаружены также дети-пантеры и дети-леопарды. В начале 1996 года в одном из отдаленных районов Китая было поймано странное маленькое существо - покрытый шерстью ребенок, которого прозвали «мальчик-панда». В Турции охотник подстрелил медведицу, и на него накинулся маленький, но крепкий «древесный дух». Когда охотнику удалось с ним справиться, "дух" оказался девочкой, имевшей, однако, все повадки медведя и издававшей медвежье рычание.

Таких людей называют «феральными людьми». Они — продукт социальной изоляции. Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в общественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Когда «детей джунглей» обнаруживали, выяснялось, что они не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет. Феральные люди не смогли стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно.



Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире — в социально сконструированной реальности. Природа не позаботилась о подходящем для него «жилище». Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире. Человек становится человеком не потому, что произошел от человеческого существа, но лишь потому, что обучался и взаимодействовал с себе подобными.

Большой вред обществу и личности наносит «госпитальная социализация». «Госпитальная социализация» - это процесс становления личности вне семьи, в условиях таких государственных и благотворительных учреждений, как дома малютки, детские дома, дома-интернаты. Специфика воспитания и ухода за детьми накладывает отпечаток на дальнейший характер человека. Потенциал здоровья детей-сирот в большинстве крайне низок. Дети, оторванные от матери в возрасте до 2-х - 3-х лет, впоследствии имеют психологические и интеллектуальные нарушения, не подлежащие реабилитации. Опекунство и усыновление являются наиболее оптимальными формами устройства ребенка, т.к. они дают возможность наиболее полно компенсировать отсутствие семьи на основе персонифицированного подхода к каждому ребенку.

Социализация — одновременно и процесс, и механизм, и результат усвоения человеком культуры. Социализация — формирование личности. У новорожденного нет личности. Ребенок в раннем возрасте называет себя собственным именем и с трудом переходит к личному местоимению. Он не знает границ между собой и не собой, между «Я» и «не-Я». Главными временными точками формирования личности являются: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я».

Социологи создали ряд теорий социализации личности.

Ч. Кули: теория «зеркального Я»[3].

Ребенок приходит к формированию своего социального «Я» через понимание других. Другие (родители, ровесники, посторонние) являются своеобразным зеркалом для него. В обычное зеркало мы смотримся для того, чтобы поправить свой внешний вид. В других мы «смотримся» для того, чтобы откорректировать свое поведение, поправить что-либо в своем внутреннем мире. То, что мы видим в этом зеркале – реакции окружающих на наше поведение.Мы постоянно держим в уме, что о нас думают другие, какими мы выглядим со стороны, как другие будут реагировать на тот или иной наш поступок. Соответственно вносятся поправки в собственные действия. И это происходит постоянно, всю жизнь. Наше «Я» — не жестко фиксированное состояние, даже не структура, а процесс. Он происходит в особом пространстве — в пространстве межличностного взаимодействия. Наше «Я» обитает одновременно в нашем теле и вне его. Такое возможно потому, что «Я» не сводится к сумме психических процессов (они ограничены телом). Носителем или субстанцией «Я» выступают социальные отношения, средой обитания которых является общество.

Итак, становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я». На социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Интернализация — превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных ценностей и норм.

Теория развития личности Зигмунда Фрейда[4].

Личность включает три элемента: Ид - источник энергии, питаемой стремлением к удовольствию; Эго, осуществляющее контроль поведения личности на основе "принципа реальности", и Суперэго, выполняющее нравственную и оценочную функцию.

Формирование этих трех элементов личности предполагает последовательное прохождение четырех стадий: оральной, анальной, фаллической и стадии половой зрелости. Каждая из них связана с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной

Теория когнитивного развития Жана Пиаже[5].

Дети проходят ряд последовательных стадий, в процессе которых они усваивают новые навыки, определяющие пределы возможного для них познания: сенсомоторная (от рождения до двух лет); операциональная (с двух до семи лет); стадия конкретных операций (с семи до одиннадцати лет); стадия формальных операций (с двенадцати до пятнадцати лет).

На сенсомоторной стадии возможности социализации ограничены возможностями пяти органов чувств ребенка. Операциональная стадия предполагает расширение факторов социализующего воздействия. Но подлинная широкомасштабная социализация личности происходит на стадиях конкретных и формальных операций.

 

Какова же структура общества, состоящего из нескольких миллиардов личностей? Ответ на этот вопрос дает Ральф Линтон в работе «Исследование человека».

Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Социальные статусы характеризуют устойчивость общества, преемственность его жизнедеятельности. Социальные роли характеризуют изменчивость общества.

Социальный статус — позиция (положение) индивида (группы) в социальной системе, определяемая по некоторым признакам (этническим, профессиональным и т. д.). Каждый человек обладает рядом статусов. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Главный статус в статусном наборе – это наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует.

Существует несколько классификаций статусов.

Различают социальный статус и личный статус. Социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель малой социальной группы.

Различают предписываемый статус и достигаемый статус.

Предписываемым является любой полученный не по своей воле статус, над которым индивид не имеет контроля, например, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан обществом или группой.

Система родства дает набор прирожденных статусов и предписываемых статусов. Сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. — прирожденные статусы. Их получают кровные родственники. Некровные родственники (теща, тесть, свояк, свояченица, шурин, деверь и пр.) — это предписываемые, но не прирожденные статусы, поскольку их приобретают благодаря браку. Таковы также статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.

Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии, мужа, жены, крестного отца и матери. Их получают по собственному желанию.

Иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами предписываемого и достигаемого. Например, гендерный статус — социальное выражение пола. Помимо своей воли человек от природы получает тот или иной пол, но в процессе социализации может выбрать по собственному желанию традиционную или нетрадиционную сексуальную ориентацию.

Статусы также подразделяются на постоянные и временные, формальные и неформальные. Формальные статусы предусмотрены в нормативных документах социальных институтов. Неформальные существуют по взаимному соглашению самих людей.

Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов. В общественном мнении со временем вырабатывается, передается изустно, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других. Место в такой незримой иерархии называется рангом. Человек может иметь высокий социальный и низкий личный статус, и наоборот.

Социальный статус, которого человек в данный момент не имеет, но очень хочет занять называется референтным статусом.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные завидуют богатым, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают невладельцев, жалующихся на то, что они стали хозяевами лесопарка. Статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Статусы определяют характер, содержание, продолжительность, интенсивность человеческих взаимоотношений — и межличностных, и социальных.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус, шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Между статусом и ролью есть промежуточное звено — ожидания людей (экспектации). Ожидания могут как-то фиксироваться и тогда становятся социальными нормами, если их рассматривают как обязательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого не перестают быть ожиданиями.

Поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется социальной ролью. Иное поведение ролью не является. Социальная роль — индивидуальное поведение человека в соответствии с занимаемым статусом.

Совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом, называется ролевым набором. Каждый статус обычно предполагает исполнение ряда ролей. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. У каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Ролевой набор формирует набор социальных отношений. Готовность, предрасположенность к социальному отношению принято называть установкой. «Ролевой набор» — все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом.

Мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью, переносим стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное — дистанционированием от роли. Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификации с ним. Обладатели высокого статуса стремятся при помощи символических атрибутов (орденов, формы, титулов) даже внешне отличаться от носителей низших статусов.

Большинство ролей являются личностно не значимыми для человека. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно, в них не вкладывается частичка души и своего «Я». Другие роли (их меньшинство), прежде всего связанные с главным статусом, воспринимаются как часть «Я». Их потеря переживается особенно глубоко, как внутренняя трагедия. Социальная роль — это маска, в которую облачается человек, попадая на люди. Она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «Я», все зависит от степени идентификации с ролью.

Поведение человека в соответствии с социальной ролью делает его поступки предсказуемыми, что упорядочивает общественные отношения. Наиболее предсказуемо поведение в случае статусной и ролевой идентификации, т.е. когда имеет место чисто (или преимущественно) ролевое поведение. Чисто ролевое поведение — модель поведения, основывающегося только на статусных и ролевых предписаниях, на которую не влияют личностные особенности субъекта или особенности ситуации. Реальное поведение людей чаще всего не сводится к чисто ролевому, оно значительно богаче.

Во-первых, человек одновременно исполняет несколько ролей. Вступая в самые различные взаимоотношения (дополнения, отрицания и т. д.) между собой, они порождают многоцветность, мозаичность поведения. Во-вторых, характер исполнения роли зависит от групповых и личностных особенностей. В-третьих, исполнение роли зависит от обстоятельств, времени и места. Чисто ролевое добровольное поведение не навязано личности извне и во многом является результатом ее свободного выбора. Такое поведение при всех издержках и деформациях обычно не приводит к нарушению нравственных основ личности.

Бывают случаи, когда чисто ролевое поведение навязывается личности извне в результате давления группы или социальных обстоятельств. Личность сама определяет какие статусы занимать и какие роли играть. К выбору статусно-ролевого набора нужно подходить ответственно. Во-первых, необходима адекватная самооценка собственных физических и умственных способностей. Во-вторых, следует избегать возникновения статусно-ролевого конфликта. Для этого следует стремиться не занимать статусы со взаимно исключающими социальными ролями.

Социальная жизнь человека регулируется нормами и правилами. Деятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались правил, определяющих поведение в соответствии с ситуацией.

Нормы, которым мы следуем в наших действиях, придают социальному миру регулярность и предсказуемость. Не всегда и не все действия людей соответствуют социальным ожиданиям. Люди отклоняются от норм.

Отклонение (девиация) — широко распространенная модель поведения наряду с следованием нормам — конформизмом. Конформизм и девиация, во-первых, — относительные понятия, т.к. социальные нормы непостоянны во времени и в культурном пространстве различных сообществ; во-вторых, и конформизм, и девиация могут иметь как позитивные, так и негативные последствия для личности и для общества.

Девиация (отклонение) — несоответствие имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или обществе. Ни в одном обществе невозможно провести линию и просто разделить всех на тех, кто отклоняется от норм, и тех, кто им следует. Большинство из нас нарушает общепринятые правила поведения. Внешне нормальная жизнь может в то же время сочетаться с тайными чрезвычайно отклоняющимися действиями. Отклонение бывает не только индивидуальным, но и групповым.

Причины конформного поведения: привычка, сложившаяся в процессе социализации; сознательная уверенность в том, что конформное поведение истинно; страх перед негативными санкциями за нарушение норм; ориентация на конформное поведение авторитетных субъектов.

Все социальные нормы сопровождаются санкциями, защищающими от неконформности. Санкция — любая реакция со стороны остальных на поведение индивида или группы, цель этой реакции — гарантировать выполнение данной социальной нормы. Санкции бывают позитивными (поощрение за конформность) или негативными (наказание за неконформное поведение).

Санкции могут быть формальными и неформальными. Формальная санкция имеет место там, где существует группа или организация, задачей которой является гарантированное соблюдение норм. Большинство типов формальных санкций в современных обществах связано с системой наказаний, представленной судами и тюрьмами. Позитивных формальных санкций существует немного: государственные награды, поощрения руководства формальных организаций. Неформальные санкции — менее организованные и более спонтанные реакции на неконформность. Позитивные неформальные санкции могут выражаться в похвале, одобрительной улыбке. Негативные неформальные санкции обычно выражаются как оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование индивида.

Отклонения различаются в зависимости от характера норм, от которых отклоняются люди. Отклонения от моральных норм принято называть аморальным поведением. Отклонения от религиозных норм называют грехом. Отклонения от правовых норм принято называть делинквентным поведением.

Существует несколько основных теорий, объясняющих причины девиации. Ни одна из теорий не дает исчерпывающего объяснения причин отклонений. Они дополняют друг друга.

Биологические теории девиации.

Причинами девиации являются физические особенности индивидов.

Итальянский криминалист Чезаре Ломброзо пришел к заключению, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями, и они относятся к более примитивному человеческому типу. Преступные типы могут быть определены по форме черепа.

Американский социолог и криминолог Вильям Г. Шелдон выделил три физических типа человека: человек субтильного телосложения (эктоморф); человек более полной комплекции (эндоморф) и мускулистый, активный тип (мезоморф). Мезоморф, по предположению Шелдона, с большей вероятностью может стать преступником.

Делались попытки связать криминальные наклонности с определенным набором хромосом в генетическом коде. Выдвигались предположения, что среди преступников, особенно виновных в тяжких преступлениях, непропорционально высока доля людей с добавочной У-хромосомой. Но при последующих исследованиях эти гипотезы не нашли подтверждения.

Психологические теории девиации.

Согласно Фрейду, причинами девиаций являются внутриличностные конфликты сознательного и бессознательного. Большинство наших моральных качеств происходят из самоограничений, которым мы обучаемся в раннем детстве. У некоторой части людей развивается «аморальная», или психопатическая личность.

Социологические теории девиации.

Теория аномии Э. Дюркгейма.

Социальные нормы в обществе, считает французский социолог, находятся в состоянии постоянного изменения. Девиация происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм. Социальные нормы взаимосвязаны и ослабление одной нормативной системы ведет к ослаблению всех социальных норм.

Теория дифференцированной ассоциации Эдвина Сазерленда.

Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры. В обществе множество субкультур, некоторые социальные сообщества поощряют отклонения от норм, а другие — нет. Индивид отклоняется от норм, объединяя себя с теми людьми, которые являются носителями отклонений от норм. Отклонения усваиваются преимущественно в первичных группах; в частности, подростками — в группах сверстников. Отклонения усваиваются в группах также, как и конформизм.

Теория аномии Р.Мертона.

Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения. Особенно благоприятны для отклонений условия аномии. Аномия — напряженность, возникающая в поведении индивида в ситуации, когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью.

В американском обществе общепринятые ценности ориентируют человека на продвижение вперед, на «делание денег», т.е. на материальный успех. В качестве средств для достижения этой цели предполагаются самодисциплина и интенсивная работа. Считается, что люди, работающие действительно интенсивно, должны добиться успеха вне зависимости от своей стартовой позиции в жизни. В действительности это не так, поскольку большинство людей, изначально находящихся в неблагоприятном положении, располагают ограниченными перспективами роста. В такой ситуации возникает большое искушение «продвинуться» любыми средствами, законными или незаконными.

Мертон выделяет пять возможных реакций на напряжение, возникающее в связи с несоответствием между социально одобряемыми ценностями и ограниченностью средств их достижения.

1) «Конформисты» придерживаются общепринятых ценностей и установленных средств их реализации, при этом не имеет значения, добились они успеха или нет. В эту категорию попадает большинство населения.

2) «Инноваторы» — те, кто продолжает придерживаться социально принятых ценностей, но используют околозаконные или незаконные средства для их достижения. Данный тип реакции характерен для преступников, достигших благосостояния с помощью противозаконных действий.

3) «Ритуалисты» - те, кто продолжает следовать принятым стандартам, хотя ощущение смысла ценностей, направлявших их действия, уже утрачено. Правила выполняются ради них самих, без цели, как бы помимо воли. Ритуалисты, например, люди, посвятившие себя утомительной и неинтересной работе, без перспектив и с незначительным вознаграждением.

4) «Ретриатисты» — те, кто отвергает мировоззрение соперничества, тем самым не принимая ни доминирующих ценностей, ни санкционированных средств их достижения; например, сектанты, изолирующие себя от общества.

5) «Бунтари» отвергают существующие ценности и нормативные средства, но активно желают утвердить новые ценности и преобразовать социальную систему. К этой категории относятся члены радикальных политических группировок.

Теория стигматизации (Говард Беккер, Френк Танненбаум и др.).

Девиация — своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп. Отклонение — не набор характеристик индивида или группы, а процесс взаимодействия между людьми с отклонениями и людьми без отклонений. Чтобы понять природу отклонения, нужно понять прежде всего, почему на некоторых людей навешивают ярлык отклоняющихся. Те, кто представляет силы закона и порядка, либо те, кто может навязывать свои моральные установки другим, выступают основным источником ярлыков. Например, в современном обществе правила, при помощи которых определяются отклонения, и условия, когда эти правила применяются, устанавливаются богатыми для бедных, мужчинами для женщин, старшими для младших, этническим большинством для представителей меньшинств.

Как только на человека навешивается ярлык, он уже заклеймен; вероятнее всего, окружающие его люди будут в дальнейшем рассматривать его и относиться к нему как к не внушающему доверия. Индивид снова совершает отклонения, тем самым увеличивая разрыв с социальными нормами. Индивид принимает клеймо и воспринимает себя как девианта.

Любое общество, учитывающее разные ценности и интересы людей, должно найти место для тех индивидов или групп, чьи действия не соответствуют нормам, соблюдаемым большинством. Люди, развивающие новые идеи в политике, науке, искусстве или других областях человеческой деятельности, часто воспринимаются враждебно и недоверчиво теми, кто следует ортодоксальным принципам. Отклонение от господствующих норм требует мужества и решимости. Часто оно имеет принципиальное значение для перемен, которые затем оказываются полезными для всех.

«Опасные отклонения» являются ценой, которую общество должно платить, предоставляя людям неконформистского поведения широкую свободу. В некоторых обществах, где имеется широкая гамма индивидуальных свобод и к отклоняющемуся поведению относятся терпимо (например, в Голландии), уровень преступности низкий. Общество, которое терпимо относится к девиантному поведению, не обязательно должно столкнуться с дезинтеграцией.Однако избежать дезинтеграции возможно только тогда, когда индивидуальные свободы сочетаются с социальной справедливостью, с социальным порядком, при котором неравенства не очень велики и у населения есть шанс жить насыщенной и полноценной жизнью. Если свобода не сбалансирована равенством, и если многие лишены возможности самореализации, отклоняющееся поведение принимает социально деструктивные формы.

Социальный контроль — одно из главных средств социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Любая социальная группа, имеющая свои интересы и ценности, вырабатывает и свои особые нормы, направленные на защиту этих интересов и ценностей. Социальный контроль — необходимый компонент жизнедеятельности любой реальной социальной группы.

Основными видами социального контроля, которые выработаны человечеством, являются обычаи и традиции, мораль, религия, право. В них выделяют две стороны: нормативную и институциональную. С нормативной стороны социальный контроль воплощается в системе норм, в которых отражаются требования субъектов контроля к поведению личности. Нормативная сторона очерчивает границы социального контроля, внутри которых действуют субъекты контроля.

С институциональной стороны социальный контроль воплощается в системе субъектов (агентов и институтов) контроля, которые его осуществляют путем применения санкций. Формы социального контроля взаимосвязаны, во многих случаях «перекрещиваются», одна поддерживает и укрепляет действие других.

Социальный контроль выполняет три важнейшие социальные функции: регулятивную — контроль является одним из главных элементов социальной регуляции поведения людей; охранительную — контроль способствует сохранению общезначимых ценностей; стабилизирующую — обеспечивается единообразное поведение людей в сходных ситуациях, контроль способствует предсказуемости поведения и социальному порядку.

Социальный контроль выступает в качестве механизма социального наследования, помогает осуществлять без существенных отклонений трансляцию социального опыта от поколения к поколению, т.е. служит для общества тем же, чем генетический аппарат для живого организма.

В развитии общества социальный контроль играет консервативную роль — способствует сохранению старого, устоявшегося, привычного. Цель социального контроля — обеспечить конформное, или нормативное, поведение индивидов. Для социального контроля мотивы следования норме безразличны.

Все виды социального контроля обладают определенной спецификой и имеют некоторые общие черты. Специфика заключается главным образом в характере институтов социального контроля и санкций. Общность определяется особенностями нормативной системы как таковой: во-первых, все социальные нормы характеризуются общими свойствами; во-вторых, многие нормы разных форм социального контроля совпадают по содержанию.

Существуют три основные формы реализации социальных норм: использование, исполнение, соблюдение.

1. Использование нормы заключается в осуществлении (или неосуществлении) субъективных прав, предоставляемых нормой. Человек может вступить (или не вступить) в политическую партию, тем самым он волен использовать (или не использовать) свое право на участие в общественных объединениях.

2. Исполнение нормы состоит в осуществлении субъектом обязанностей, возлагаемых на него нормой. Например, наемный работник обязан выполнять условия контракта или коллективного договора с работодателем.

3. Соблюдение нормы заключается в воздержании от действия, запрещенного нормой. Например, гражданин не приобретает, не хранит и не носит оружия, запрещенного законом.

Субъектами социального контроля являются социальные институты и агенты (индивиды). К институтам формального контроля относятся субъекты, контролирующие соблюдение формальных норм (государственные учреждения и организации, политические партии). Институты неформального контроля — община, семья, дворовая компания. Часто неформальный контроль значительно эффективнее формального.

В области социального контроля и регулирования есть принцип экономии права, правовой контроль должен применяться там и тогда, где и когда не срабатывают другие формы контроля. Неформальный контроль значительно дешевле. Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое формируется на основе традиций и обычаев.

В России одной из главных форм организации социальной жизни была община. Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, способы ухаживания, методы разрешения спора и конфликта, выбор имени новорожденного и многое другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например, бракосочетания, рождения ребенка, достижения зрелости, обручения, уборки урожая), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти. Исторически он возник позже неформального — в период зарождения сложных обществ и государств. В сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Его осуществляют специальные люди — агенты формального контроля. Это специально обученные лица, получающие заработную плату за выполнение контрольных функций. Они — носители особых социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников, специальных должностных лиц церкви т. д.

Основой формального контроля выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль все более выступает в институциональной форме. Как правило, институт, устанавливающий нормы, контролирует и их соблюдение. Это прямой контроль (государство контролирует соблюдение правовых норм, дворовая компания — групповых). Соблюдение одной и той же нормы может контролироваться разными институтами. Когда один институт социального контроля контролирует соблюдение нормы, установленной другим институтом — это косвенный контроль. При таком контроле применяются санкции, характерные для данного контролирующего института.

Все виды и формы социального контроля, рассмотренные выше, относятся к внешнему контролю, контролируют поведение индивида и применяют санкции социальные группы (или социальные институты), в которые он входит. Но человек может самостоятельно контролировать свое поведение и «применять» санкции к самому себе. Стыд, угрызения совести, чувство вины — примеры таких санкций. Этот тип социального контроля называется внутренним контролем, или самоконтролем.

 

Вопросы самоконтроля

 

1. Что такое «социализация личности»?

2. Кто является «агентами социализации» личности?

3. Каковы причины десоциализации личности и условия ее ресоциализации?

4. Что такое «социальный статус личности»?

5. Какие существуют социальные статуты личности?

6. Что такое «социальная роль личности»?

7. Какие существуют социальные роли личности?

8. Какие виды поведения личности существуют в обществе?

9. Как видят причины отклоняющегося поведения личности в обществе представители различных социологических школ?

10. Что такое социальный контроль и как он осуществляется в обществе?

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.