Глава 4. Социальные институты
Термин «институт» происходи от латинского institutum – установление, учреждение. Понятие было заимствовано социологами из юриспруденции, где под институтом понимается определенный комплекс норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Каждый из классиков социологии имел собственную точку зрения на социальные институты. Основоположник социологии О. Конт первым указал, что общество состоит из ряда социальных институтов – семьи, государства, религии. Задача социологии, считал он, – выявлять функции социальных институтов. Г. Спенсер считал, что всякий социальный институт складывается как выполняющая определенные функции устойчивая структура социальных действий. Он различал институты родства (брак, семья); экономические (распределительные) институты; регулирующие институты (религия, политика). Определяющими факторами в развитии социальных институтов английский социолог называл борьбу за существование с соседними обществами и борьбу с окружающей природной средой. Г. Спенсер ввел в социологию понятие «дисфункция социального института» и первым исследовал причины этого явления. Э. Дюркгейм отстаивал необходимость анализа социологами структурного прошлого социальных институтов при определении области возможных структурных вариантов в будущем. Социальные институты, отмечал он, - это важнейшее средство самореализации человека. Профессиональные корпорации он называл особыми институтами для поддержания органической солидарности в условиях разделения труда. М. Вебер полагал, что социальные институты должны изучаться в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой индивиды реально ориентируются на них в своих действиях. Естественной природе человека не свойственна рациональная, сугубо целенаправленная деятельность на увеличение капитала при существенном ограничении собственных потребностей. Но на подобную деятельность возникает запрос в обществе. И чем активнее этот запрос реализуется в деятельности религиозных, этических и политических институтов, тем естественнее человек постигает свое новое предназначение в служении делу процветания капиталистического общества. М.Вебер проанализировал институты экономики, политики (бюрократии), религии.
Т. Парсонс отстаивал понимание социальных институтов особым образом организованных «узлов» социальных отношений. Социальные институты – особые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие поведение индивидов и образующие статусно-ролевую структуру. Они призваны обеспечивать социальный порядок в обществе, стабильность и интеграцию общества. С. Липсет указывал, что социальные институты предполагают сознательно регулируемую и организованную форму деятельности массы людей, воспроизведение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передаваемых из поколения в поколение. Каждый социальный институт выполняет ряд общественно значимых функций. Т. Веблен понимал социальные институты как различные обычаи, преобладающие стереотипы мышления, способы и методы деятельности, укоренившиеся в сознании людей. Эволюция социальных институтов и природы человека, утверждал он, происходит как естественный отбор наиболее приспособленного образа мыслей и типа поведения. По мнению У. Гамильтона, социальные институты – словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев, постоянный способ мышления или действия, который стал обычаем для народа. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспосабливаем свою жизнь, представляет собой сплетение и непрерывную ткань социальных институтов.
Дж. Хоманс отстаивал бихевиористский подход: социальные институты – это относительно устойчивые модели социального поведения, на поддержание которых направлены действия многих людей. Если обобщить все эти точки зрения, то можно предложить такое определение. Социальный институт – целесообразная устойчивая форма организации социальной деятельности и социальных отношений, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, устойчивое социальное образование, обеспечивающее гарантированную реализацию данных потребностей. Социальный институт имеет как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Внешняя сторона социального института – социальные группы, социальные организации. Внутренняя сторона социального института – ценности, нормы, стандарты поведения. Социальные институты выполняют роль инстинктов в человеческом обществе. Они помогают бороться за существование и успешно выживать не только отдельному человеку, но и всему обществу. Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Процесс институционализации, т.е. образования социального института проходит несколько последовательных этапов: 1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; 2) формирование общих целей; 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок; 4) появление процедур, связанных с нормами и правилами; 5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение; 6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; 7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института. Финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может.
Социологи по-разному понимают внутреннюю структуру социальных институтов. Одни считают, что главными в социальном институте выступают «статусы» и «роли». Другие уверены, что в первую очередь речь идет о системе норм и предписаний. Третьи выделяют значение моделей и образцов поведения, регулируемых механизмом социального контроля и т.д. Все эти точки зрения по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. Можно выделить следующие элементы социального института: цели и задачи, которые относятся к явным функциям института, образцы или правила поведения, символические черты, утилитарные черты, устные и письменные традиции. Все социальные институты подразделяются на главные (базовые, основные) и неглавные (неосновные). Они различаются также по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты). Социальные институты различаются также по жесткости санкций за нарушение правил, по наличию или отсутствию бюрократической системы управления и др. Большинство социологов полагают, что базовых (фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять, они призваны удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Базовыми социальными институтами считаются семья, религия, экономика, политика, образование. Все чаще в социологической литературе появляются предложения считать новым базовым социальным институтом науку. В главные (основные) институты входят неглавные (неосновные) институты, которые называют также «социальными практиками» или обычаями. Например, базовый институт семьи включает такие неосновные институты как знакомство, ухаживание, помолвка, свадьба и пр. Первой и важнейшей миссией социальных институтов является гарантированное удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества.
Социолог Герхард Ленски выделял шесть основных элементов, необходимых для существования общества: а) общение между его членами; б) производство товаров и услуг; в) распределение; г) защита членов общества; д) замена выбывающих членов общества; е) контроль их поведения. Социальные институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов для удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей. Социальные институты выполняют в обществе ряд функций, среди них выделяют явные и латентные. Явные функции социальных институтов формируются и декларируются в нормативных актах (законах, постановлениях), уставах (например, компаний или общественных организаций, положениях и инструкциях и закреплены в системе статусов и ролей). Латентные функции выражаются в непредвиденных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их. Явные функции показывают, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные — что из этого получилось. Существует ряд функций, являющихся общими для всех социальных институтов, но каждый из базовых социальных институтов выполняет в обществе и ряд собственных специфических функций. Общие функции всех социальных институтов: 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений (стабилизирующая). Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. 2. Регулятивная функция — состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. 3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя обеспечение процессов сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. 4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. В каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше членов общества.
5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства). 6. Функция социализации. Социальные институты обеспечивают усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может рассматриваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Увеличение дисфункций в деятельности социальных институтов приводит к социальной дезорганизации общества Г. Спенсер ввел в социологию понятие «дисфункция социального института». Этим понятием характеризуется состояние, при котором социальный институт вместо пользы приносит обществу вред. Существует несколько причин возникновения дисфункций. 1) Функции социальных институтов со временем изменяются. Происходит их перераспределение между социальными институтами. В тот период, когда это перераспределение происходит дисфункцию может испытывать как один, так и другой социальный институт. 2) Социальные институты взаимодействуют между собой и с обществом, которое выступает их внешней средой. Время от времени возникают ситуации, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. 3) Возникновение новой общественно значимой потребности может вызвать своеобразную конкуренцию между социальными институтами до той поры, пока общественная практика не выявит, какой социальный институт способен наиболее эффективно справиться с ее удовлетворением. 4) Дисфункции вызываются также при попытке какого-либо социального института монополизировать удовлетворение всех или по крайней мере большинства социально значимых потребностей. В историческом опыте можно отметить такие попытки со стороны религии, государственных или негосударственных политических институтов. Дисфункция социального института может проявляться либо во внешней (формальной, организационной), либо во внутренней (содержательной) его деятельности. Дисфункция может выражаться в неопределенности функции института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Институт начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения. Ярким примером дисфункции государственного института является укрывательство (нерегистрация) преступлений от учета в системе МВД России. Для решения главной задачи МВД — борьбы с преступностью, полная и своевременная регистрация всех выявленных преступлений является крайне важной. Но она мешает частной, внутренней задаче министерства — показать высокую эффективность своей работы. Так общая цель приносится в жертву частной. Если какой-то социальный институт не удовлетворяет (или удовлетворяет плохо) насущную потребность, эту дисфункцию пытаются восполнить другие структуры, что бывает крайне опасно. В современной экономической жизни России возврат долгов кредиторам во многом обеспечивают не арбитражные суды, не правоохранительные органы, а бандиты. Трансформация животных сообществ в человеческие социальные общности стала возможной благодаря прежде всего становлению такого базового социального института как семья. Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (удочерении) объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью друг за друга. Основой семьи выступает брак — исторически определенная форма половых отношений между мужчиной и женщиной, санкционированная обществом. Льюис Морган выделял ряд этапов в развитии социального института семьи. 1) Промискуитет — половые отношения на основе инстинктов, не регулируемые социальными нормами; отсутствовало понятие родства. 2) Кровнородственная семья — половое общение разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению; существует групповой брак — все представители одного поколения образуют одну семью. 3) Пуналуальная семья — из полового общения исключаются сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет был распространен на более дальних родственников того же поколения. По-прежнему существует групповой брак, это брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Как исключение начинают возникать устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. 4) Синдиасмическая семья — один мужчина живет с одной женщиной; брачные узы легко расторгаются, дети остаются с матерью; впервые становится известен действительный биологический отец. 5) Моногамная семья — отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, которая может быть расторгнута только по воле мужчины; главной причиной ее возникновения стало появление частной собственности и стремление ее передать по наследству. Всегда существовали и сегодня существуют ограничения при заключении брака. Экзогамные ограничения предписывают заключать брак исключительно вне данной социальной группы. Эндогамные ограничения предписывают заключать брак исключительно внутри определенной социальной группы. Классификация современных семей. По форме брака — моногамные (мужчина и женщина) и полигамные (полигиния — один мужчина и несколько женщин; полиандрия — одна женщина и несколько мужчин). Полигамия как пережиток группового брака становится односторонней и формально закрепляется в социальных нормах некоторых этнических групп. По структуре семьи бывают нуклеарные (два поколения) и расширенные (более двух поколений). По образцу распределения власти семьи бывают: традиционные (патриархальные), неотрадиционные, эгалитарные (партнерские). 1) Традиционные (патриархальные) — главой семьи является старший в семье мужчина, роли в семье четко распределены на мужские и женские, причем, деятельность мужчины сосредоточена преимущественно вне семьи, а деятельность женщины — внутри нее. 2) Неотрадиционные — главой семьи считается старший в семье мужчина, но нет четкого распределения семейных ролей, деятельность мужчины сосредоточена преимущественно вне семьи, а деятельность женщины — и вне семьи и внутри нее. 3) Эгалитарные (партнерские) — роль лидера в семье свободно переходит от одного супруга к другому в соответствии с обстоятельствами; оба супруга заняты как деятельностью вне семьи, так и взаимозаменяемы внутри нее. В современных обществах основной причиной разводов становится протест женщин против неотрадиционной семьи и нежелание (неспособность) многих мужчин строить отношения по модели партнерской семьи. По выбору местожительства семьи бывают 1) партилокальные — супруги проживают в доме мужа; 2) матрилокальные — супруги проживают в доме жены; 3) неолокальные — семья изначально имеет собственное место проживания. В современном обществе все большее распространение приобретают дилокальные семьи. По происхождению и способу наследования имущества семьи бывают патрилинеальные — имущество наследуется по мужской линии; матрилинеальные — имущество наследуется по женской линии. Основными видами брака в современных обществах являются: 1) государственно регистрируемый брак — супружество санкционируется государством как наиболее авторитетным социальным институтом; 2) церковный брак — супружество санкционируется религиозными институтами; 3) гражданский брак — супружество санкционируется близким кругом общения, родственниками, знакомыми, неформальным институтом «общественное мнение». Семья выполняет важные для общества и для каждого человека функции: репродуктивную, сексуальную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую, социального контроля, духовного общения, статусную, досуговую, эмоциональную. Дисфункции семьи современного общества выражены в ее нестабильности, недостаточности для общества результатов реализации репродуктивной функции. До 40% молодых людей и девушек в западноевропейских странах вообще не планируют создание семей. Причины этих дисфункций находятся вне семьи, дисфункции — результат негативного воздействия экономических, политических институтов, результат ослабления позитивного воздействия религиозных институтов. Семья в традиционных обществах переживает подъем и не испытывает дисфункций, характерных для семьи современного общества. Семья как социальный институт проходит в своем развитии следующие этапы: 1. Вступление в брак — образование семьи. 2. Начало деторождения. 3. Окончание деторождения. 4. Выделение из семьи последнего ребенка («пустое гнездо»). 5. Прекращение существования семьи в связи со смертью одного из супругов. Для большинства супружеских пар процесс образования новой семьи начинается с романтической любви, которая становится основой брака. Средний возраст людей, впервые вступающих в брак, обычно колеблется в зависимости от социальных и экономических факторов. В ХХ в. разводы стали обыденным явлением. На их количество оказывают влияние экономические факторы, укрепление независимости женщин, стрессовые ситуации, связанные с вовлеченностью в трудовую деятельность обоих супругов при сохранении полового разделения труда в домашнем хозяйстве. Развод — потрясение для всех членов семьи, особенно для детей. Религия как социальный институт старается всегда поддерживать семью во всех ее функциях. Семейная политика государства сводится сегодня к помощи семьям, имеющим детей, поддержке детей-сирот, помощи одиноким людям, имеющим детей, помощи многодетным семьям. От состояния экономических институтов во многом зависит благосостояние семьи. Семья по-прежнему стремится брать на себя организацию процесса потребления. Очень тесные связи сложились у самого древнего института семьи и самого молодого социального института образования. От отношения к образованию сегодня во многом зависит судьба всех членов каждой семьи в любом обществе. Дисфункции в базовых социальных институтах немедленно сказываются на развитии и состоянии семьи, а длительная дисфункция семьи может угрожать самому существованию любого общества. Религия всегда находилась в центре внимания социологии. Существовали различные точки зрения на происхождение и сущность этого социального института. Эдуард Тейлор считал, что религия родилась из представлений о бессмертной душе («анимизм»). Представители «натуризма» (Альберт Кун, Вильгельм Шварц, Макс Мюллер и др.) - что религия возникла из вынужденного поклонения физическим природным силам. «Теологизм» (концепция религиозных мыслителей) - что религия появилась, как попытка восстановить связь с высшими силами, нарушившаяся по вине людей. Специально изучал социальный институт религии Э. Дюркгейм. Религия, отмечал он, — это целостная система верований и обрядов, относящихся к священным, т. е. запретным вещам, — верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто им следует. Церковь — организация, которая налаживает коллективную религиозную жизнь группы. Религия возникла из потребности ощущения праздника. Священнодействия — коллективные религиозные церемонии и ритуалы — источник радости и возвышенного состояния духа. Главный признак религии — совершение обрядов, направленных на священные объекты, от манипулирования которыми увеличивается солидарная сила группы, крепнет общее сознание, поддерживающее дух индивидов и придающее им уверенность, необходимые в жизни. Религия, во-первых, социально - детерминированное явление; во-вторых, воплощение в коллективном сознании представлений о социальной реальности; в-третьих, явление, имеющее функциональные социальные последствия, т.е. явление, удовлетворяющее определенные социальные потребности. «Религия есть продукт социальной среды». Истинным источником религиозности является «собравшаяся вместе группа». Религия — особая форма выражения тех общественных сил, которые подчиняют себе индивидов. Бог верующих лишь «фигуральное выражение общества». Общество — автор и предмет религиозного культа и догматов; оно создает религию и вызывает религиозное поклонение; оно бог и верующий одновременно. Религия — символическая система, система знаков, в которой социологический анализ должен увидеть реальность, служащую ее базисом, т. е. общество. Главные функции религии с точки зрения Дюркгейма, общественная интеграция, порождение (генезис) культуры, трансляция культуры (воспроизводящая), дисциплинарная (принуждения и контроля), эйфорическая (создание радостного чувства социального благополучия). Религия позитивно влияет на общество. Все религиозные обряды подразделяются на два вида — негативные и позитивные. Цель негативных — резко разграничить священное и светское, предотвратить осквернение священного светским, приблизить человека к священному ценой самоотречения, самоуничтожения или крайнего аскетизма. Задача позитивных обрядов — приобщение верующих к священному миру. Религия вечна, поскольку всегда будет существовать необходимость облекать отношения человека и общества в идеологическую форму. Область традиционной религии все более и более сужается. Подробный анализ религии как социального института осуществил М. Вебер. Понятия религии и социальности, с его точки зрения, тождественны. Магические и культовые действия всегда имеют посюсторонние цели — это прежде всего регулирование погоды (вызывание дождя, укрощение бури и т. д.), лечение болезней (в том числе изгнание злых духов из тела больного), предсказание будущих событий и пр. Магическое и ритуальное действие «по крайней мере относительно рациональное». Предметом социологии должны быть мировые религии, предполагающие сравнительно высокий уровень социальной дифференциации, значительное интеллектуальное развитие, появление личности, наделенной, ясным самосознанием. Для священнослужителя необходима индивидуальная харизма — совокупность необычных, сверхъестественных способностей индивида, благодаря которым он в состоянии быть магом, шаманом, пророком, основателем новой религии. Эти способности представляют собой огромную социальную силу, но силу иррациональную. Особенности религии зависят от специфики деятельности ее носителей. Магические элементы наиболее характерны для религий земледельческих народов и — в рамках высокоразвитых культур — для крестьянского сословия; вера в судьбу, рок составляет характерную принадлежность религии народов-завоевателей и военного сословия; рационалистический характер носит религия городских сословий, в частности ремесленников, которые меньше, чем земледельцы, зависят от внешних, природных условий и в большей степени — от ритмически правильного, рационально организованного трудового процесса. Поскольку мировые религии возникают и распространяются не среди одного сословия, то в них присутствует в своеобразных сочетаниях целый ряд различных моментов. В религии соединены два начала: этически-рациональное и иррационально-магическое. Вебер дает классификацию религий в соответствии с тем, какие именно социальные слои были главными носителями этих систем. Носитель конфуцианства — организующий мир бюрократ. Носитель индуизма — упорядочивающий мир маг. Носитель буддизма — странствующий по миру монах-созерцатель. Носитель ислама — покоряющий мир воин. Носитель христианства — бродячий ремесленник. Если для наиболее привилегированных, аристократических слоев, как правило, характерна направленность интересов на посюсторонний мир, стремление упорядочить (конфуцианство), организовать (индуизм), просветлить, освятить его, то в «религии париев» (социальных низов) на первый план выступают эсхатологические мотивы, устремления к потустороннему. Носителями «религиозности париев» никогда не были рабы или свободные поденщики. Наиболее активными в религиозном отношении среди непривилегированных слоев являются мелкие ремесленники, обедневшие выходцы из более привилегированных слоев. Вебер также предлагает классификацию религий на основании их различного отношения к миру. Для конфуцианства характерно приятие мира; для буддизма, напротив, характерны отрицание и неприятие мира; ислам, христианство, зороастризм принимают мир на условиях его улучшения и исправления. От того, принимается ли мир и в какой мере, зависит отношение религиозной этики к сфере политики, вообще к власти и насилию. Религия, отвергшая мир, как правило, аполитична, она исключает насилие. Там, где мир полностью принимается, религиозные воззрения легко согласуются со сферой политики, магические религии вообще в противоречие с политикой не вступают. Мировые религии носят, как правило, сотериологический характер. Проблема спасения — одна из центральных в религиозной этике. По Веберу возможна классификация религий в зависимости от того, какие пути спасения они предлагают. Возможны два основных варианта: спасение через собственные действия (буддизм) и спасение с помощью посредника — спасителя (иудаизм, ислам, христианство). В первом случае методами спасения являются либо ритуальные культовые действия или церемонии, либо действия социальные (любовь к ближнему, благотворительность, забота о ближних в конфуцианстве), либо, наконец, самоусовершенствование. Во втором случае (спасение через спасителя) — также несколько вариантов спасения: во-первых, через институционализацию (принадлежность к церкви как условие спасения в католицизме); во-вторых, через веру (иудаизм, лютеранство); в-третьих, через милость предопределения (ислам, кальвинизм). Вебер различает пути спасения, зависящие от внутренней установки. Обнаруживает два разных типа: спасение через активное этическое действие и спасение через мистическое созерцание. В первом случае верующий осознает себя как орудие божественной воли; необходимым условием этического характера его деятельности является аскеза. Тут возможны два случая: или целью является бегство от мира — и тогда аскетизм есть средство освобождения от всех уз, связывающих человека с миром, или же целью является преобразование мира (кальвинизм) — и здесь аскеза служит целям мирской экономической, научной и другой деятельности. Второй — созерцательный — путь имеет целью достижение состояния мистического просветления, покоя в божественном. Средством здесь служит тоже аскетизм; как и в случае активной деятельности, аскетизм здесь тоже рационален. Рационально-аскетическое поведение направлено, однако, на отрешение от посюстороннего мира и погружение в сознание бесконечного. Религия — последняя, далее несводимая основа всех ценностей. Какой человек отважится «научно опровергать» этику Нагорной проповеди, например положение «не противиться злу», или притчу о человеке, подставляющем левую и правую щеку? Современная социология имеет о религии следующее мнение. Религия — система верований и ритуалов (обрядов), на основе которых группа людей объясняет то, что находит сверхъестественным и священным. В основе любой религии лежат: анимизм (вера в вечную жизнь бессмертной души), фетишизм (вера в сверхъестественные свойства материальных и нематериальных предметов и явлений), магия (вера в возможность общения со сверхъестественным, влияния на него). Элементами религии являются: группа верующих в единый символ веры; интерес к явлениям, которые считаются членами данной группы священными и сверхъестественными; специфическая система верований, обычно содержащаяся в священном тексте (книге, совокупности книг); образцы поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам (обряды, ритуалы); представления о должном («праведном») образе жизни (религиозный кодекс поведения). Функции религии: мировоззренческая (дает человеку достаточно целостную картину мира и его места в этом мире); социализации (приобщает человека к высшим духовным ценностям и нормам); социального контроля (обеспечивает конформное поведение); психотерапевтическая (помогает человеку в какой-то мере преодолеть страх смерти и пережить несправедливости, с которыми он сталкивается в жизни); интеграционная (отражение и укрепление общественных связей); стратификационная (поддерживает господство одних групп общества над другими). В настоящее время религия как социальный институт отделена от государства. Но есть ряд стран, в которых существуют государственные религии (ислам в арабских странах Северной Африки и Ближнего Востока, англиканская церковь в Великобритании и пр.). По статистическим данным 2011 г. распределение населения Земли по принадлежности к религии было следующим: христиане — 2,31 млрд (33 % населения Земли), мусульмане — 1,58 млрд (23 % населения Земли), индуисты — 0,95 млрд (14 % населения Земли), не религиозные люди — 0,66 млрд (9,4 % населения Земли), буддисты — 0,47 млрд (6,7 % населения Земли), исповедующие традиционные китайские религии (даосизм, конфуцианство) — 0,46 млрд (6,6 % населения Земли), приверженцы местных верований — 0,27 млрд (3,9 % населения Земли), атеисты — 0,14 млрд (2 % населения Земли), сикхи — 24 млн (0,3 % населения Земли), иудеи — 15 млн (0,2 % населения Земли). Католическая церковь — крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. В мире насчитывается 1,196 млрд католиков. Численность православных христиан точно установить невозможно, так как в ряде стран традиционного распространения православия государственные и церковные органы не ведут учёта верующих. Приблизительные оценки обычно называют в диапазоне 225—300 миллионов человек. Протестантами являются сегодня примерно 700 млн. христиан. В настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным от 1,2 до 1,5 миллиарда человек. В 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Современный ислам расколот. Два основных течения в исламе – сунниты и шииты. Особое место среди суннитов занимают хариджиты, различают также ханафитов, ханбалитов, маликитов, шафиитов. Среди шиитов выделяют исмаилитов, джафаритов, зейдитов, алавитов и пр. Основное число буддистов живёт в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. В буддизме различают два основных направления – хинаяну и махаяну, каждое из которых распадается на ряд течений (школ буддизма). Становление и развитие экономических институтов общества прошло через три революции: неолитическую революцию, промышленную революцию и научно-техническую революцию. Неолитическая революция трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом продовольствия, создав условия возникновения цивилизации. Неолитическая революция как изменение технологий производства материальных благ – переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство), переход от производства прожиточного минимума к стабильному производству прибавочного продукта. Именно в ходе неолитической революции произошло становление экономических институтов производства, обмена и распределения. Общие признаки производящего хозяйства: оседлость; создание и хранение запаса; интервал в последовательности работ; цикличность труда; расширение спектра деятельности. Накопление редких материальных благ (прежде всего, пищи) дает начало делению на богатых и бедных. До неолитической революции производство избыточного продукта происходило случайно и неустойчиво, поскольку не было технологий длительного сохранения дефицитной пищи. Когда открывают способы длительного хранения запасов пищи (копчение, соление и т.д.), то сразу возникает мощный стимул не поедать немедленно всю добычу, как это происходило в раннепервобытном обществе, а накапливать ее на «черный день». Владельцы большего запаса могут гарантировать стабильный уровень жизни не только самим себе, но и своим близким. Поэтому они приобретают более высокий социальный статус. Накопление богатства стимулирует грабительские набеги на соседние племена, чтобы отнять их накоплени
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|