Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Политическая система общества

1. Сущность и структура политической системы общества.

Общую теорию систем создал австрийско-американский биолог Людвиг фон Берталанфи. Он выделял четыре признака системы: 1) система состоит из элементов, которые, в свою очередь, состоят из элементов; 2) все элементы системы взаимосвязаны и взаиморасположены, каждый обладает собственным статусом и ролью в данной системе, включен в иерархию; 3) система обладает собственными системными свойствами, не сводимыми к свойствам составляющих ее элементов: система «больше» суммы частей, система консумматорна; 4) система открыта, взаимодействует с окружающей средой.

Американский математик и философ Норберт Винер («Кибернетика», 1948) создал понятие «кибернетическая система», т. е. самоуправляющаяся система с обратной связью. По управляемости системы бывают неуправляемые, управляемые и самоуправляющиеся (системы автоматического управления). Системы автоматического управления подразделяются на системы с жесткой и гибкой, положительной и отрицательной обратной связью. По сферам применения системного анализа выделяют экономические, политические, социальные, культурные и другие системы.

Впервые общество как систему представил американский социолог Толкотт Парсонс. Общество, указывал он, должно успешно справляться с выполнением ряда функций. Важнейшая из них — функция целедостижения. Именно для ее реализации общество создает политическую подсистему. Политическая подсистема общества должна установить иерархию социальных целей и мобилизовать усилия общества для их достижения.

Первая модель политической системы общества была предложена Д. Истоном (Социально-кибернетическая модель) («Политическая система», 1953; «Концептуальная структура для политического анализа», 1965; «Системный анализ политической жизни», 1965).

Политическая система – открытая, сложная, динамическая, органическая система с гибкой обратной связью. Это самоуправляющаяся система, которая сама служит управляющей подсистемой общества.

Политическая система взаимодействует с окружающей ее средой через определенные отношения, суммирующие все поступающие извне импульсы — входы и все выходящие воздействия на окружающую среду — выходы. Окружающая среда политической системы сложна и включает в себя интрасоциетальную и экстрасоциетальную составляющие.

Интрасоциетальная среда состоит из экологической, биологической, личностной и социальной систем. Социальная система подразделяется на подсистемы культуры, экономики, социальной структуры, демографии.

Экстрасоциетальную среду составляют внешние политические системы, внешние экологические системы и внешние социальные системы. Внешние социальные системы состоят из таких внешних подсистем, как культурная, подсистема социальной структуры, экономическая, демографическая и др.

Политическая система реагирует на исходящие из этой сложной окружающей среды импульсы. Из какой бы системы или подсистемы окружающей среды импульсы ни исходили, они имеют социальный, т. е. выраженный социализированным индивидом пли группой характер.

По отношению к политической системе импульсы могут быть двух типов: импульсы-требования и импульсы-поддержки.

 

 

Требования внешней среды - форма выражения мнения о правомерности обязывающего распределения со стороны субъектов власти.

Требования различают по источнику внешние, идущие от экстрасоциетальной среды, и внутренние, идущие от интрасоциетальной среды.

По содержанию требования внешней среды Д. Истон делит на 1) требования, касающиеся распределения благ и услуг; 2) требования, связанные с регулированием поведения; 3) требования в сфере коммуникации и информации.

Требования, касающиеся распределения благ и услуг, поступают и от интрасоциетальной среды, и от экстрасоциетальной среды. Народ любой страны требует более справедливого распределения благ и услуг, создаваемых в обществе. Мировое сообщество также может выдвигать подобные требования к стране, например, в отношении природных ресурсов.

Требования, связанные с регулированием поведения, также могут идти и от интрасоциетальной среды, и от экстрасоциетальной среды. Народ любой страны требует от своей политической системы, чтобы поведение правящих кругов не выходило за рамки законов и моральных норм. Мировое сообщество также может требовать от страны соблюдения международных договоров, собственных законов и пр.

Требования в сфере коммуникации и информации тоже поступают и от интрасоциетальной среды, и от экстрасоциетальной среды. Народ любой страны требует от политической элиты регулярного общения, большей открытости при принятии политических решений. Мировое сообщество также часто требует большей открытости от правительств тех или иных стран. Например, Россия по-прежнему обвиняется Западом в информационной закрытости.

Поддержка - главная сумма переменных, связывающих политическую систему с окружающей средой.

Формы поддержки это - 1) материальная поддержка и 2) оказание услуг политической системе.

Материальная поддержка политической системы со стороны собственного народа заключается в уплате налогов и сборов, материальная поддержка политической системы со стороны мирового сообщества проявляется в оказании данной стране гуманитарной помощи, выделении недорогих кредитов и пр. Материальная поддержка политической системы со стороны собственного народа заключается также в оказании услуг политической системе (соблюдении законов, участии в политической жизни, внимании к официальной информации и др.).

Три объекта поддержки в политической системе это - 1) «политическое общество» - группа людей, связанных друг с другом в одной структуре, благодаря разделению деятельности в политике; 2) «политический режим», основные компоненты которого – ценности (цели и принципы), нормы и структура власти; 3) «правление», к которому относятся люди, участвующие в ежедневных делах политической системы и признанные большинством граждан общества ответственными за свою деятельность. Народ и мировое сообщество в разной степени поддерживают каждый из этих объектов.

Например, поддержка трех ветвей государственной власти всегда неодинакова. Ни в одной стране мира согласно социологическим опросам уровни поддержки ветвей государственной власти не совпадают, а подчас и достаточно серьезно различаются.

Во всех странах мира, согласно социологическим опросам, существующий политический режим поддерживается лишь частью населения. Даже в США существуют группы, поддерживающие недемократические режимы. 63% россиян считают, что ради "порядка в стране" можно поступиться некоторыми правами и свободами ее граждан. Они сторонники «сильной руки». Тех, кто ни при каких обстоятельствах не готов отказаться от политических свобод, почти вдвое меньше - 37%. 17% россиян готовы сейчас работать в политических организациях. На вопрос "сможешь выйти на площадь?" 13% россиян отвечают "да" и хотя бы на словах выражают готовность "в случае чего" принять участие в массовых акциях. Петиции и обращения при необходимости подпишут (по их словам) 15% россиян[9]. Как видите, со стороны граждан России существует поддержка практически всем политическим режимам, правда, в различной пропорции.

Что касается поддержки конкретных людей, осуществляющих политическое руководство страной, то влюбой стране мира существует рейтинг руководителей политической системы, и он достаточно динамично меняется. Рейтинг российских политиков возглавляет президент России Владимир Путин, лидирующие позиции которого неизменны на всем протяжении его президентства. Второе место у премьера Дмитрия Медведева, третье – у руководителя администрации президента Сергея Иванова, на четвертом – президент «Роснефти» Игорь Сечин, пятая строка у министра обороны Сергея Шойгу, шестая – у первого заместителя руководителя администрации президента Вячеслава Володина. На седьмом месте – первый вице-премьер Игорь Шувалов. Глава «Газпрома» Алексей Миллер занимает восьмое место. Глава МИДа Сергей Лавров располагается на девятом месте. Вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Рогозин замыкает первую десятку. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков – на одиннадцатой строке. Кирилл (Патриарх Московский и всея Руси) занимает двенадцатое место. Тринадцатая позиция у главы Следственного Комитета РФ Александра Бастрыкина. На четырнадцатом месте – мэр Москвы Сергей Собянин. Руководитель Банка России Эльвира Набиуллина вышла на пятнадцатое место. Директор ФСБ Александр Бортников находится на шестнадцатом месте. Министр финансов Антон Силуанов занимает семнадцатое место. Вице-премьер Правительства РФ Аркадий Дворкович вышел на восемнадцатое место. Спикер Государственной Думы Сергей Нарышкин находится на девятнадцатом месте. Замыкает двадцатку Алексей Громов, первый заместитель руководителя Администрации президента Российской Федерации[10].

Д. Истон считал, что политическая система – это средства, с помощью которых «ввод» (требования и поддержка) превращается в «вывод» (решения и действия). Она обеспечивает средства мобилизации общественных ресурсов на достижение целей и координацию усилий членов общества в выполнении поставленных задач. Политическая система, с одной стороны, — определенная структура власти, с другой, — непрерывный процесс, «взаимосвязанный поток поведения», направленный от входа к выходу и замкнутый стабилизирующей обратной связью.

Системный анализ политической жизни, считает Истон, опирается на представления о системе, находящейся в некоторой среде и подвергающейся внешним возмущающим воздействиям, угрожающим вывести существенные переменные системы за пределы их критических значений. В рамках этого анализа важным является допущение о том, что, для того чтобы выжить, система должна быть способной отвечать с помощью действий, устраняющих стресс. Действия властей имеют ключевое значение в этом отношении. Поэтому для действий, причем и эффективных, власти должны иметь возможность получать необходимую информацию о происходящем. Обладая информацией, власти могут быть способными обеспечить в течение некоторого времени минимальный уровень поддержки системе[11].

Французский антрополог Клод Леви-Стросс сформулировал структурный метод, заключающийся в анализе структур мышления и социальных отношений. Роберт Мертон усовершенствовал его, превратив в структурно-функциональный метод. Основные положения этого метода следующие: 1) все части общества функционально едины, т.е. согласованно функционируют; 2) все общественные явления и процессы функциональны, т.е. полезны для общества; 3) в обществе имеют место только необходимые ему социальные факты. Вывод: все имеющие место в обществе социальные явления и процессы должны быть функциональны, т. е. должны способствовать его выживанию, адаптации к окружающей среде и развитию. То, что не функционально или дисфункционально, постепенно отмирает.

Американский политолог Карл Дойч создал коммуникативную модель политической системы[12]. Политическая система — процесс управления и координации усилий общества по достижению поставленных целей. Этот процесс делится на четыре последовательно расположенных блока-субпроцесса, составляющих единый информационно-коммуникативный процесс управления обществом.

 

В первом блоке «Прием информации» расположены многочисленные принимающие элементы, в которые поступают непрерывные потоки информации из внешней и внутренней среды, т. е. из самых разных источников: государственных и общественных, официальных и неофициальных, открытых и закрытых. Здесь производятся отбор необходимых данных и их кодирование.

Во втором блоке «Оценка и отбор» происходят сравнение полученной информации с доминирующими в государстве ценностями, традициями и нормами и ее отбор в соответствии с предпочитаемыми целями, а также ее накапливание и хранение. В третий блок «Принятие решений» передаются варианты возможного развития процессов и вызванные ими изменения. Готовые решения для их реализации передаются в блок «Реализация решений», т. е. исполнителям, которые не только выполняют решения, но и информируют систему о результатах реализации решений и о состоянии самой системы, или, говоря другими словами, подают на вход системы сигнал обратной связи. Обратная связь стабилизирует эту динамичную и готовую к неожиданным изменениям конструкцию.

Эффективность и стабильность функционирования политической системы зависит от количества и качества поступающей информации и состояния ее коммуникационных сетей. В политическую систему должна поступать как внешняя информация, т. е. весь необходимый для управления объем данных о состоянии общества и окружающей среды, так и внутренняя, т. е. информация о состоянии и динамике изменений самой системы. Целями политической системы являются обеспечение стабильного развития и динамического равновесия между интересами всех политических групп.

На достижение этих целей системой оказывают воздействие следующие движущие силы:

♦ информационная нагрузка на систему, которая определяется масштабом правительственных программ, частотой и скоростью изменений, заложенных в этих программах;

♦ запаздывание реакции системы на поставленные задачи и изменяющиеся условия функционирования;

♦ величина приращения реакции самой системы на изменения (чем сильнее реакция системы на новое, тем более система отклонилась от поставленной цели);

♦ способность системы к упреждению, т. е. готовность решать новые проблемы, появившиеся на пути к цели.

К. Дойч вывел три закономерности:

1) при достижении цели возможность успеха обратно пропорциональна информационной нагрузке и запаздыванию реакции системы;

2) успешность функционирования системы зависит от величины приращения реакции на изменения, но при достижении порогового значения изменений эта закономерность становится обратной;

3) успешная работа системы зависит от способности к упреждению, т. е. способности правительства видеть перспективу и предпринимать необходимые действия в случае появления угроз достижению цели.

В демократических режимах производство, передача и использование информации не встречают искусственных препятствий в виде секретных служб, цензуры, ограничения свободы слова, собраний, деятельности партий, общественных организаций и средств массовой информации.

В недемократических странах информированность граждан о решениях политической системы, особенно об истинных основаниях тех или иных решений, намного ниже. Скорость передачи информации ввиду постоянного контроля коммуникаций и цензуры информации здесь намного ниже, зато намного выше скорость распространения слухов, которые частично компенсируют недостаток правдивой внешней и внутренней информации, но не способствуют адекватной и эффективной коммуникации в системе и обществе.

 

Структурно-функциональная модель политической системы – модель ее внутренней структуры была предложена Габриэлем Алмондом и Джоном Пауэллом[13].

Они рассматривали политическую систему как совокупность функций всех структур, ее составляющих.

Они выделили шесть типов структур: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная ветви власти; 4) чиновничество; 5) политические партии; 6) другие группы давления. Каждый элемент этой политической системы выполняет определенные функции в интересах всей системы и способствует ее адаптации и эффективной деятельности.

Политическая система - существующая во всех самостоятельных обществах система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения. Она является легитимной, поддерживающей порядок и преобразующей системой в обществе.

«Структура» - доступная наблюдению ролевая деятельность, которая формирует политическую систему. Роли – это единицы, из которых комплектуются все социальные системы, включая политическую. Политическая роль – конкретная часть деятельности людей, которые участвуют в политическом процессе. Конкретные совокупности взаимосвязанных ролей составляют структуры. Например, судья – это роль, суд – структура ролей.

По мнению Г. Алмонда и Дж. Пауэлла, структуру политической системы составляют пять подсистем: 1) институциональная, 2) информационно-коммуникативная, 3) нормативно-регулятивная, 4) функциональная и 5) культурная.

В данной теме рассмотрим 1) институциональную, 2) информационно-коммуникативную и 3) нормативно-регулятивную подсистемы. Функциональную подсистему будем рассматривать в теме о политическом режиме. Культурную подсистему разберем на практическом занятии по политической культуре.

1. Институциональная подсистема политической системы – совокупность всех политических институтов, сложившихся в данном обществе. Включает государство как совокупность государственных институтов, группы интересов как совокупность политических институтов гражданского общества (политические партии, общественно-политические организации, политические движения, «группы давления» - лобби и т.п.).

2. Информационно-коммуникативная подсистема политической системы – совокупность всех каналов информационного обмена между политической системой и обществом и между институтами политической системы. Включает каналы передачи информации правительству (слушание дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.); средства массовой информации, рассчитанные на огромную территорию; все каналы неформального обмена политической информацией.

3. Нормативно-регулятивная подсистема политической системы – совокупность политических норм, которые определяют поведение людей в политической жизни, их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществления решений. Включает 1) нормы-привычки и 2) нормы-законы. При этом соотношение их в различных обществах неодинаково. Нормативно-регулятивная подсистема политической системы напоминает айсберг. Нормы-законы – надводная часть айсберга. Нормы-привычки – его подводная часть. Чем старше политическая система, тем большее значение приобретают нормы-привычки и меньшее влияние на политическую систему оказывают нормы-законы.

Чтобы цели, выбранные из ограниченного числа альтернатив и необходимые для жизни общества были переведены в конкретные действия, политическая система должна выполнять определенные функции.

Алмонд и Пауэлл выделили четыре функции «ввода» и три функции «вывода». Функциями «ввода» в политическую систему являются 1) политическая социализация и привлечение к участию; 2) артикуляция политических интересов; 3) агрегирование политических интересов; 4) политическая коммуникация. Функциями «вывода» - 1) разработка норм-законов; 2) применение норм; 3) контроль соблюдения норм.

Функции ввода.

1. Политическая социализация и привлечение к участию важнейшая функция политической системы, суть которой в превращении основных ценностей, одобряемых государством и обществом в неотъемлемую часть внутриличностной ценностной структуры. Функция политической социализации и привлечения к участию свойственна всем политическим системам. В демократических странах эту функцию выполняют неправительственные органы, хотя и там очевидно влияние государственных структур. В недемократических обществах эта функция – фактически прерогатива государства. Политическая социализация происходит путем научения, через личный политический опыт и через политическую символику.

2. Артикуляция интересов – формулирование политических требований; превращение нечетких, расплывчатых, отрывочных требований членов общества в четкие политические требования; реализуется почти исключительно группами интересов. Основные формы артикуляции интересов: голосование на выборах (массовые решения относительно политических лидеров и их программ), деятельность неформальных групп, общественных движений (коллективное действие, направленное на достижение общего интереса), непосредственный контакт (частные проблемы граждан), протестная деятельность (активно выраженная поддержка особых интересов).

3. Агрегирование интересов – расположение политических требований в определенной последовательности по степени их важности для общества и по степени их выполнимости, т.е. превращение политических требований в альтернативы государственной политики; политические партии считаются специализированными агрегирующими структурами в современных политических системах. Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы.

4. Политическая коммуникация - процесс передачи информации и убеждений; обеспечивается связь между различными структурами политической системы; для руководства и реализации политики требуется вертикальный поток информации от народа к правительству и от правительства к народу, кроме того, необходим и горизонтальный поток информации между уровнями и органами власти. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики.

Функции вывода.

1. Разработка норм-законов. В результате нормотворчества разрабатываются законы, которые определяют поведение граждан в обществе. Процесс нормотворчества включает ряд этапов: выработку политики и выбор общих целей, разработку решений и конкретных правил для достижения целей. Данную функцию выполняют законодательные, исполнительные и судебные органы.

2. Применение норм. Выполняют, в основном, исполнительные органы и административный аппарат (бюрократия), но нередко также законодательные и правовые структуры

3. Контроль соблюдения норм – интерпретация законов и действия с целью определения факта нарушения данного закона и наложения соответствующего наказания. Это, в основном, компетенция судебных органов, хотя исполнительные и законодательные органы иногда играют значительную роль в реализации этой функции.

Политическая система, отмечали Алмонд и Пауэлл, функционирует на трех уровнях: 1) возможности политической системы в обществе; 2) внутренние возможности политической системы; 3) поддержание модели и адаптация.

Первый уровень – возможности системы, т.е. власть правительства над обществом, степень влияния на умы и поведение людей в интересах достижения правительственных целей.

Экстрактивная возможность – это способность системы черпать человеческие и материальные ресурсы (таланты людей, поддержка, деньги) в определенных целях. Возможность вовлечения людей в политику в качестве избирателей, государственных служащих, партийных активистов, аналитическая поддержка политических структур, налогообложение, добровольные взносы и другие механизмы пополнения бюджета институтов политической системы. Политическая система существует лишь постольку, поскольку общество поставляет ей свои ресурсы.

Регулирующая возможность – это способность контролировать поведение отдельных людей и групп в обществе, регулировать деятельность общества. Меры прямого принуждения – законы, распоряжения, приказы. Косвенные механизмы регулирования цен и заработной платы, обработку общественного мнения, установление размеров процентных ставок на кредиты и налогообложение.

Распределительная возможность – это способность создавать, размещать и распределять материальные и нематериальные ценности в обществе. Реагирующая возможность – это способность системы реагировать на требования «подачей на выход» соответствующей политики, отвечать на многообразные требования, исходящие от различных групп. Символизирующая возможность тесно связана с потребностью в легитимности и поддержке, со способностью системы развивать популярные убеждения, взгляды, мифы, создавая яркие, доходчивые символы и лозунги, манипулировать ими с целью поддержания необходимой легитимности для осуществления своих целей.

Второй уровень функционирования системы отражает то, что происходит в ней самой.

Процессы превращения входящих факторов в исходящие (конверсивные процессы) анализируются и сравниваются согласно следующей схеме: как формируются требования (артикуляция интересов); как происходит комплектование требований в альтернативные программы действий (агрегирование интересов); как формируются нормы (нормотворчество); как эти нормы претворяются в жизнь (реализация норм); как они контролируются и регулируются (контроль над нормами); как все эти столь разнообразные действия соотносятся друг с другом внутри данной системы, а также при взаимодействии системы с окружающей средой (коммуникация).

Третий уровень функционирования политической системы – функции поддержания модели и адаптации, к которым относятся процессы социализации и рекрутирования, в ходе которых создаются новые роли и новые люди в политической жизни

В статье «Демократия и качество государства» Президент РФ Путин В.В. охарактеризовал некоторые проблемы российской политической системы[14]. Он также отметил наличие ряда недостатков в структуре и функционировании российской политической системы

Недостатки в реализации функций артикуляции политических интересов и агрегирования политических требований.

1) Не настроены механизмы политической системы таким образом, чтобы она своевременно улавливала и отражала интересы больших социальных групп и обеспечивала бы публичное согласование этих интересов. Политическая система должна обеспечивать не только легитимность власти, но и уверенность людей в ее справедливости. Важно создать политическую систему, при которой людям можно и необходимо говорить правду.

2) Недостатки и в реализации функции политической коммуникации.

Свободная и бесцензурная доступность информации о положении дел в стране формирует запрос на постоянное, а не "от выборов к выборам" участие граждан в политике и управлении. Важно создание интерактивного интерфейса на порталах органов публичной власти.

3) Недостатки в реализации функции разработки норм-законов. Необходимо улучшение языка правотворчества. Его надо сделать понятным для адресатов норм. Размещения проектов законов в интернете позволяет каждому направить свое предложение или поправку. Они рассматриваются, а лучшие и содержательные — учитываются в финальной версии законопроекта. Такой механизм коллективного отбора оптимальных решений (краудсорсинг) должен стать нормой на всех уровнях.

Нужно предусмотреть и "активное право" — возможность самим гражданам формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты. Ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в интернете. Большая часть предложений В.В. Путина по реализации функции разработки норм-законов уже воплощены в практику.

4) Недостатки в институциональной подсистеме политической системы.

Несовершенны федеративные отношения. Центр должен уметь отдавать и перераспределять полномочия и источники финансирования местных и региональных бюджетов. При этом нельзя потерять управляемость страной. Распределение государственных полномочий по различным уровням власти должно осуществляться по ясному критерию — функция должна исполняться на том уровне власти, где это будет сделано с наибольшей пользой для граждан России.

Потенциал укрупнения субъектов федерации далеко не исчерпан. Но действовать в этой сфере надо разумно и взвешенно. Опираясь на мнение граждан. Территории РФ находятся на разном уровне социально-экономического развития, в разных социокультурных плоскостях. Безусловной ценностью являются интеграторы, мощные скрепляющие факторы — русский язык, русская культура, Русская православная церковь и другие традиционные российские религии.

Многовековой опыт совместного исторического творчества разных народов в одном, едином Российском государстве говорит и о том, что стране необходим сильный, дееспособный, пользующийся уважением федеральный Центр — ключевой политический стабилизатор баланса межрегиональных, межэтнических и межрелигиозных отношений. При этом наша историческая задача — в полной мере раскрыть потенциал российского федерализма, создать стимулы для деятельного, активного развития всех регионов страны.

Государственная Дума приняла законы по развитию нашей политической и партийной системы. Упрощен порядок регистрации партий. Отменена необходимость собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и региональные законодательные органы. Сокращено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации в качестве кандидата на выборах Президента страны.

Необходимо развитие саморегулируемых организаций (СРО). СРО должны более активно использовать имеющиеся у них полномочия. В частности, право разрабатывать и вносить для утверждения технические регламенты и национальные стандарты в соответствующих отраслях и видах деятельности. Необходимо избегать бюрократизации саморегулируемых организаций. Для этого требуется полная информационная открытость СРО, их регулярные публичные отчеты обществу и участникам рынка. Саморегулируемость должна стать одним из оснований сильного гражданского общества.

Важная задача — изменение работы общественных советов при органах исполнительной власти. Их состав должна утверждать Общественная палата России, а для региональных органов — соответствующие общественные палаты. Надо обеспечить участие в них по-настоящему независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. Установить состав нормативных актов и программ, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на Общественном совете.

Перспективы развития проекта «электронное правительство». Большинству людей нужна насущная информация о своем доме, придомовой территории, соседнем парке, школе, своем муниципалитете. Надо обратить особое внимание на фундамент электронной власти — сайты муниципалитетов и субъектов РФ.

Мы возвращаемся к прямым выборам губернаторов. При этом за Президентом страны останутся инструменты контроля и реагирования, в том числе право отстранения от должности губернатора. Это обеспечит сбалансированное сочетание децентрализации и централизации.

5) Недостатки, связанные с коррупцией.

Важнейшая задача – победить коррупцию. Это проблема прозрачности и подконтрольности обществу институтов государства и проблема мотивации чиновников. Для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней. Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция. Нельзя решить проблему коррупции политикой репрессий. В условиях коррупции репрессии тоже могут стать предметом коррупции. Необходимо добиться, чтобы репутационные, финансовые, материальные и другие риски делали бы коррупцию невыгодной. Необходимо выделить коррупционно опасные должности — как в аппарате исполнительной власти, так и в менеджменте госкорпораций, занимающий их чиновник должен получать высокую зарплату, но соглашаться на абсолютную прозрачность, включая расходы и крупные приобретения семьи.

6) Недостатки судебной системы. Получил распространение ярко выраженный обвинительный, карательный уклон в нашей судебной системе. Мы сделаем правосудие доступным для граждан. Введем практику административного судопроизводства не только для бизнеса, но и для специального рассмотрения споров граждан с чиновниками. Общественные объединения получат право подавать судебные иски в защиту интересов своих участников. Расширим сферу применения коллективных исков, которые могут предъявлять граждане. В системе судов общей юрисдикции нужно создать единую, открытую, доступную базу всех судебных решений. Надо подумать о возможности интернет-трансляции судебных заседаний и публикации стенографических отчетов о них. Сразу будет видно, кто как работает. Необходимо возрождение "судебной" журналистики.

Таким образом, руководство страны имеет полную картину функционирования политической системы, знает о ее проблемах и намечает пути их разрешения.

 

Вопросы самоконтроля

 

1. Что такое «политическая система общества»?

2. Как связана политическая система и окружающая ее внешняя среда?

3. Какие требования поступают в политическую систему из окружающей ее внешней среды?

4. В чем выражается поддержка политической системе со стороны окружающей ее внешней среды?

5. Какова структура политической системы общества?

6. Что включает в себя институциональная подсистема политической системы?

7. Что включает в себя информационно-коммуникативная подсистема политической системы?

8. Что включает в себя нормативно-регулятивная подсистема политической системы?

9. Какие функции выполняет политическая система общества?

10. Каковы особенности современной российской политической системы?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...