Логопедическая карта для диагностики дислалии
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Дмитрова, Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств М.: АСТ: Астрель, 2008. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.................................................................................................... 3 Логопедическая карта для диагностики дислалии........................................ 6 Логопедическая карта для диагностики заикания....................................... 14 Логопедическая карта для диагностики дизартрии.................................... 19 Логопедическая карта комплексной диагностики детей с системным недоразвитием речи (ОНР, ЗРР, алалия)........................................................................................ 23 Логопедическая карта для диагностики нарушений голоса....................... 31 Логопедическая карта для диагностики ринолалии.................................... 33 Карта комплексной диагностики особенностей физического и нервно-психического развития детей от 0 до 3-х лет...................................................................... 37 Карта комплексной диагностики особенностей физического и нервно-психического развития детей старше 3-х лет...................................................................... 46 Карта комплексной диагностики речевых и неречевых функций детей и взрослых с речевыми расстройствами............................................................................ 71 Карта комплексной диагностики больных с афазией.................................. 84 Приложения................................................................................................... 88 Приложение 1. Задания для исследования письма и чтения.................... 88 Приложение 2. Тексты для чтения и пересказа......................................... 94 Приложение 3. Исследование речевых и неречевых функций............... 106
ПРЕДИСЛОВИЕ В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. На этот процесс влияет целый ряд факторов, к числу которых можно отнести ухудшение экологической и социальной обстановки, улучшение методов выхаживания детей после родовых осложнений.
Диагностическое исследование детей, имеющих системное недоразвитие речи, представляет определенные трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но и коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности. Разработка реабилитационных программ для таких детей требует точной дифференциальной диагностики. Основные принципы диагностики отклоняющегося развития были заложены в трудах Л.С. Выготского. • Комплексный подход требует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка. • Принцип целостного системного изучения ребенка требует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определения их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений. • Принцип динамического изучения предполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития, учет специфики развития аномального ребенка. • Принцип качественного анализа диагностических данных позволяет дифференцировать выявленные нарушения. Роль комплексной диагностики заключается в учете взаимосвязи высших психических функций с определенными участками мозга. При поражении отдельных участков мозга могут оказаться нарушенными несколько форм психической деятельности: устная речь, письмо, чтение, счет, память и пр. Поэтому, если у ребенка обнаружены трудности в формировании, например, письма, то необходимо провести квалифицированный анализ диагностического исследования для выявления причин дефекта и выбора способов его коррекции. Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой — комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Отметим, что специфичность детского нейропсихологического обследования заключается в необходимости ориентироваться на возрастные нормы развития. Описание этих норм является одной из самых важных задач.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей: устной и письменной речи, особенностей процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения. Широкое применение методов комплексной диагностики в коррекционной педагогике и дефектологии явилось результатом социального запроса, исходящего из различных детских учреждений — яслей, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, столкнувшихся с проблемой увеличения контингента детей, имеющих признаки отставания в психическом развитии в плане готовности к обучению в школе, трудностей адаптации к новым школьным условиям, затруднения в освоении школьной программы. Комплексные методы диагностики и коррекции в настоящее время широко и успешно применяются в детской логопедии в работе с детьми, имеющими различные виды речевых расстройств, в том числе — испытывающими различные трудности при обучении в школе (дислексия, дисграфия, дискалькулия). Эти методы продуктивны и в работе с детьми с системной речевой патологией, в первую очередь с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР). У большинства из них отмечается не только несформированность различных сторон речи, но и нарушение других высших психических функций. Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции. Впервые в речевые карты включены не только разделы по изучению анамнестических сведений, но и отражена динамика психомоторного и речевого развития ребенка от рождения до 4 лет.
Логопедическое обследование при разных речевых расстройствах включает два самостоятельных раздела: «общую» и «речевую» диагностическую схему. В «общем» разделе описаны симптомы нарушения и методы диагностики нарушений высших психических функций: памяти, внимания, счета, мышления, эмоций. В «речевом» разделе представлены симптомы речевых расстройств: нарушений устной речи, письма и чтения, а также нарушений слухоречевой памяти. Пособие включает в себя план проведения обследования при разных речевых расстройствах — дизартрии, алалии, заикании, ринолалии, нарушения голоса, при системном недоразвитии речи — как в сокращенном, так и в развернутом вариантах. Адресовано логопедам, психологам, педагогам, специалистам, работающим в области дефектологии, студентам дефектологических и психологических факультетов. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИСЛАЛИИ Дата обращения________________________________________ Фамилия _____________________________________________ Имя__________________________________________________ Отчество______________________________________________ Пол мужской, женский Год рождения_________________________________________ Возраст_______________________________________________ Родной язык___________________________________________ Сведения о родителях: мать _________________________________________________ возраст_________________ профессия_____________________ образование___________________________________________ отец _________________________________________________ возраст_________________ профессия_____________________ образование___________________________________________ Домашний адрес_______________________________________ Телефон______________________________________________ Посещает: детский сад: массовый, специализированный (какой), школа: общеобразовательная, специализированная (какая), интернат, домашнее обучение____________________________________ Кто в семье занимается воспитанием______________________ Жалобы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Анамнез Наследственные и хронические заболевания _______________ (отметить, у кого, какие)
Проявление органической недостаточности ЦНС у родственников ____________________________________________________ (указать, у кого) а) Нарушение зрения б) Нарушение слуха в) Нарушение функций опорно-двигательного аппарата________________________________________________________ Патология речи у родственников (отметить, у кого): __________________________________________________________ Дискалькулия Наследственная отягощенность соматическими заболеваниями (отметить, какие и у кого) ____________________________________________________________________________________________________________________ Ведущая рука: у ближайших родственников (родители, братья, сестры) правая, левая, амбидекстр _______________________________ __________________________________________________________ у ребенка: правая, левая, амбидекстр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|