Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логопедическая карта для диагностики дислалии




Дмитрова, Е.Д.

Логопедические карты для диагностики речевых расстройств

М.: АСТ: Астрель, 2008.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.................................................................................................... 3

Логопедическая карта для диагностики дислалии........................................ 6

Логопедическая карта для диагностики заикания....................................... 14

Логопедическая карта для диагностики дизартрии.................................... 19

Логопедическая карта комплексной диагностики детей с системным недоразвитием речи (ОНР, ЗРР, алалия)........................................................................................ 23

Логопедическая карта для диагностики нарушений голоса....................... 31

Логопедическая карта для диагностики ринолалии.................................... 33

Карта комплексной диагностики особенностей физического и нервно-психического развития детей от 0 до 3-х лет...................................................................... 37

Карта комплексной диагностики особенностей физического и нервно-психического развития детей старше 3-х лет...................................................................... 46

Карта комплексной диагностики речевых и неречевых функций детей и взрослых с речевыми расстройствами............................................................................ 71

Карта комплексной диагностики больных с афазией.................................. 84

Приложения................................................................................................... 88

Приложение 1. Задания для исследования письма и чтения.................... 88

Приложение 2. Тексты для чтения и пересказа......................................... 94

Приложение 3. Исследование речевых и неречевых функций............... 106

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. На этот процесс влияет целый ряд факторов, к числу которых можно отнести ухудшение экологической и социальной обстановки, улучшение методов выхаживания детей после родовых осложнений.

Диагностическое исследование детей, имеющих системное недоразвитие речи, представляет определенные трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но и коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности. Разработка реабилитационных программ для таких детей требует точной дифференциальной диагностики.

Основные принципы диагностики отклоняющегося развития были заложены в трудах Л.С. Выготского.

Комплексный подход требует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка.

Принцип целостного системного изучения ребенка требует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определения их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений.

Принцип динамического изучения предполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития, учет специфики развития аномального ребенка.

Принцип качественного анализа диагностических данных позволяет дифференцировать выявленные нарушения.

Роль комплексной диагностики заключается в учете взаимосвязи высших психических функций с определенными участками мозга. При поражении отдельных участков мозга могут оказаться нарушенными несколько форм психической деятельности: устная речь, письмо, чтение, счет, память и пр.

Поэтому, если у ребенка обнаружены трудности в формировании, например, письма, то необходимо провести квалифицированный анализ диагностического исследования для выявления причин дефекта и выбора способов его коррекции.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой — комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Отметим, что специфичность детского нейропсихологического обследования заключается в необходимости ориентироваться на возрастные нормы развития. Описание этих норм является одной из самых важных задач.

Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей: устной и письменной речи, особенностей процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения. Широкое применение методов комплексной диагностики в коррекционной педагогике и дефектологии явилось результатом социального запроса, исходящего из различных детских учреждений — яслей, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, столкнувшихся с проблемой увеличения контингента детей, имеющих признаки отставания в психическом развитии в плане готовности к обучению в школе, трудностей адаптации к новым школьным условиям, затруднения в освоении школьной программы.

Комплексные методы диагностики и коррекции в настоящее время широко и успешно применяются в детской логопедии в работе с детьми, имеющими различные виды речевых расстройств, в том числе — испытывающими различные трудности при обучении в школе (дислексия, дисграфия, дискалькулия). Эти методы продуктивны и в работе с детьми с системной речевой патологией, в первую очередь с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР). У большинства из них отмечается не только несформированность различных сторон речи, но и нарушение других высших психических функций.

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.

Впервые в речевые карты включены не только разделы по изучению анамнестических сведений, но и отражена динамика психомоторного и речевого развития ребенка от рождения до 4 лет.

Логопедическое обследование при разных речевых расстройствах включает два самостоятельных раздела: «общую» и «речевую» диагностическую схему. В «общем» разделе описаны симптомы нарушения и методы диагностики нарушений высших психических функций: памяти, внимания, счета, мышления, эмоций. В «речевом» разделе представлены симптомы речевых расстройств: нарушений устной речи, письма и чтения, а также нарушений слухоречевой памяти.

Пособие включает в себя план проведения обследования при разных речевых расстройствах — дизартрии, алалии, заикании, ринолалии, нарушения голоса, при системном недоразвитии речи — как в сокращенном, так и в развернутом вариантах.

Адресовано логопедам, психологам, педагогам, специалистам, работающим в области дефектологии, студентам дефектологических и психологических факультетов.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИСЛАЛИИ

Дата обращения________________________________________

Фамилия _____________________________________________

Имя__________________________________________________

Отчество______________________________________________

Пол мужской, женский

Год рождения_________________________________________

Возраст_______________________________________________

Родной язык___________________________________________

Сведения о родителях:

мать _________________________________________________

возраст_________________ профессия_____________________

образование___________________________________________

отец _________________________________________________

возраст_________________ профессия_____________________

образование___________________________________________

Домашний адрес_______________________________________

Телефон______________________________________________

Посещает:

детский сад: массовый, специализированный (какой),

школа: общеобразовательная, специализированная (какая),

интернат,

домашнее обучение____________________________________

Кто в семье занимается воспитанием______________________

Жалобы:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анамнез

Наследственные и хронические заболевания _______________

(отметить, у кого, какие)

Проявление органической недостаточности ЦНС у родственников ____________________________________________________

(указать, у кого)

а) Нарушение зрения

б) Нарушение слуха

в) Нарушение функций опорно-двигательного аппарата________________________________________________________

Патология речи у родственников (отметить, у кого):

__________________________________________________________

Дискалькулия

Наследственная отягощенность соматическими заболеваниями (отметить, какие и у кого)

____________________________________________________________________________________________________________________

Ведущая рука:

у ближайших родственников (родители, братья, сестры)

правая, левая, амбидекстр _______________________________

__________________________________________________________

у ребенка: правая, левая, амбидекстр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...