Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата а) губы (норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др._______________________) б) зубы (норма, комплектация: полная, отсутствие, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др. ____________________) в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест) г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/право) д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная) е) твердое нёбо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель) ж) мягкое нёбо (норма, укороченное, провисание: оправа, слева; расщелины; увуля: норма, не сформирована, раздвоена) Параметры движения (губ, щек, языка): а) объем движений: в полном объеме, ограничен б) точность выполнения: сохранна, нарушена в) тонус без особенностей, повышен, снижен г) темп движений: нормальный, медленный быстрый д) переключаемостъ движений: нормальная, замедленная, персеверации, замена движений е) тремор: усиление гиперкинеза при повторный движениях и удержании позы, синкенезии, слюнотечение Состояние звукопроизношения Характер проявления: а) изолированные нарушения ____________________________ б) нарушения в слогах __________________________________ в) нарушения в словах __________________________________ г) нарушения во фразах _________________________________
Окончание таблицы
Исследование динамических характеристик речи Особенности голоса (норма, высокий, низкий, глухой, дрожащий, слабомодулированный, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, скандированный, дискоординация процессов дыхания и голосообразования, дисфония) Особенности дыхания (без особенностей, выдох укорочен, смешанное, ключичное, брюшное, диафрагмальное, грудное) Речевой выдох (достаточный, укороченный, речь на вдох) Темп, ритм речи (норма, замедленный, ускоренный, дизритмия, заикание)
Форма проявления заикания в инициальный период а) повторение звуков, слогов б) удлинение звуков в) обрыв слов г) трудности начала слова, фразы д) вставки слов (эмболофразия) Характеристика судорог клонические __________________________________________ тонические ____________________________________________ клоно-тонические ______________________________________ Судороги дыхательного аппарата инспираторные ________________________________________ экспираторные ________________________________________ Судороги голосового аппарата смыкательная _________________________________________ вокальная ____________________________________________ Артикуляторные судороги нёбной занавески _______________________________________ лицевые ______________________________________________ смыкательная губ ______________________________________ верхнегубная _________________________________________ нижнегубная __________________________________________ угловая губ ___________________________________________
сложная лицевая _______________________________________ Язычные судороги судорожный подъем кончика языка _______________________ судорожный подъем корня языка _________________________ «изгоняющая» судорога языка ___________________________ подъязычная __________________________________________ Уловки Сопутствующие движения Судороги вне речи Страх речи отсутствует ___________________________________________ незначительный _______________________________________ выраженный __________________________________________ Обследование произвольной деятельности Символический праксис (Оценивается с 3-х лет) • Поднять брови • Нахмурить брови • Прищурить глаза • Плюнуть • Поцеловать Регуляторный праксис (не нарушен, эхопраксии) Лет Устанавливает связь между сигналами и действиями: тихие удары — ходьба на носочках, громче — на ступне, громко — пробежка, нет ударов — остановиться. Кинестетический праксис (мануальный) Оценивается с 4 лет. Все пробы последовательно: а) правая, левая рука, билатерально (не нарушен, диффузность движений, беспорядочный перебор пальцев, ошибки расположения руки в пространстве, зеркальность, трудности переключения, персеверации, игнорирование пальцев левой руки, не выполняет) б) перенос позы с одной руки на другую (не нарушен, нарушен) Динамический праксис (мануальный) не нарушен правая, левая рука, билатерально (увеличение латентного периода, отрывистость движений, отсутствие плавности при переключении с одного движения на другое, персеверации, антиципации, контаминация, нарушение двигательных навыков в письме, нарушение пространственного направления, истощаемость, расподобление) Года Воспроизведение ритмических структур (!!!!,!!!!,!!!!). Проба «Кулак — кольцо»
Лет Воспроизведение ритмических структур: (!!!!!,!!!!!,!!!!!,!!!!!,!!!!!). Проба на смену 3-х положений кисти (Кулак — ребро — ладонь) (правая — левая). Реципрокная координация (не нарушена, напряженность, замедленность, сбои при убыстрении, поочередное/симметричное выполнение, отставание одной руки, дезавтоматизация) Оральный праксис (Оценивается: объем движений — полный, неполный, точность движений — сохранна, нарушена, тонус — сохранен, повышенный, пониженный, темп движений — нормальный, медленный, быстрый, переключаемость — нормальная, замедленная, персеверации, замены движений, тремор — увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение).
Кинестетический (оценивается с 3-х лет) (Последовательно пробы по альбому) Динамический (оценивается с 3-х лет) Выполнение пробы «Улыбка-трубочка» Выполнение пробы «2 раза пощелкать — 2 раза подуть». а) по инструкции (не нарушен, поиск позы, нарушение плавности, трудности переключения с одной позы на другую, персеверации) б) по подражанию (не нарушен, поиск позы, нарушение плавности, трудности переключения с одной позы на другую, персеверации) Конструктивный праксис Года • Строит башню из 8 кубиков • Вкладывает 5 полых кубиков один в другой Года • Лепит шар и змейку • Складывает пирамиду из 2—12 частей • Выполняет сложные доски Сегена • Складывает разрезанные фигуры из 4-х частей • Складывает фигуры из палочек (4—6) (по образцу, по памяти) Лет Сложение фигур, разрезанных на 6—12 частей: а) по образцу (не нарушено, наличие координатных, топологических, метрических, проекционных ошибок, не воспроизводит существенных деталей, излишняя детализация, микро-, макрография, трудности переключения, пересеверации) б) копирование (не нарушено, наличие координатных, топологических, метрических, проекционных ошибок, не воспроизводит существенных деталей, излишняя детализация, микро-, макрография, трудности переключения, пересеверации) в) поворот на 180 градусов (не нарушен, наличие координатных, топологических, метрических, проекционных ошибок) г) самостоятельный рисунок (не нарушен, наличие координатных, топологических, метрических, проекционных ошибок, не воспроизводит существенных деталей, излишняя детализация, микро-, макрография, трудности переключения, пересеверации)
Пространственный праксис (сохранен, пространственный поиск, зеркальность, пространственные искажения, импульсивность, путает заданную плоскость, соматотопические ошибки, трудности право-левых перешифровок, опора на речь помогает/не помогает, импульсивность) Лет • Пробы Хэда (одноручные простые) по показу _____________________________________________ по инструкции ________________________________________ __________________________________________________________ Года • Четко различает свои правую и левую руки • Пробы Хэда (одноручные с перекрестом) по показу _____________________________________________ по инструкции ________________________________________
Лет •Показывает правую и левую руки у соседа • Пробы Хэда (двуручные и перекрестные) по показу _____________________________________________ по инструкции ________________________________________ ______________________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|