Строение органов артикуляции
Прикус _______________________________________________ Нёбный свод __________________________________________ Зубы _________________________________________________ Язык_________________________________________________ Губы ________________________________________________ Артикуляционный праксис Скорость, сила, объем движений органов артикуляционного аппарата __________________________________________________ Переключаемость ______________________________________ Реципрокная иннервация _______________________________ Тремор _______________________________________________ Синергии, синкинезии __________________________________ Гиперсаливация _______________________________________ Исследование речи Звукопроизношение____________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Фонематический слух___________________________________ Фонематическое восприятие_____________________________ Слоговая структура слова_______________________________ __________________________________________________________ Экспрессивный словарь_________________________________ Импрессивный словарь_________________________________ Словообразование _____________________________________ Наличие аграмматизма _________________________________ Фразовая речь _________________________________________ Тип дыхания ___________________________________________ Голос _________________________________________________ Наличие судорог _______________________________________ • дыхательные_________________________________________ • голосовые___________________________________________ • артикуляционные_____________________________________ Тип судорог ___________________________________________ Степень выраженности заикания в различных речевых формах • спонтанная речь______________________________________ • сопряженная речь ____________________________________ • отраженная речь______________________________________ • чтение ______________________________________________ • пересказ ____________________________________________ • шепотная речь________________________________________ • ритмизированная речь_________________________________ • стихотворная речь____________________________________ • пение _______________________________________________
__________________________________________________________ __________________________________________________________ Эмболофразия _____________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ Уловки (речевые, двигательные, психологические) ______ _______________________________________________________ _______________________________________________________ Сопутствующие движения ___________________________ ______________________________________________________________________________________________________________ Логофобия ________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение _______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации _____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИЗАРТРИИ Фамилия, имя, отчество ___________________________________ __________________________________________________________________ Возраст ______________________________________________ Произносительная сторона речи 1. Степень разборчивости речи: • Речь невнятная, малопонятная для окружающих __________ • Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная ____ __________________________________________________________ • Разборчивость речи не нарушена ________________________ 2. Темп речи (норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание) ______________________________________________________ __________________________________________________________ 3. Ритм речи (норма, растянутый, скандированный, зависит от проявления: гиперкинезов)__________________________________ Дыхание (свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное) • Физиологический вдох (глубокий, недостаточный, короткий, прерывистый) _____________________________________________
• физиологический выдох (продолжительный, укороченный, наличие гиперкинезов: ригидность) ___________________________ • Дифференциация носового и ротового выдоха ____________ • Наличие нижне-диафрагмального дыхания _______________ • Речевой выдох (короткий, прерывистый, достаточный, наличие гиперкинезов, ригидность) _______________________________ Голос • N (сильный, звонкий) _________________________________ • Недостаточная сила голоса, слабый, тихий, истощающийся по мере говорения __________________________________________ • Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия) _________________________ • Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос маломодулированный или немодулированный, монотонный) ____________________________________________________________________________________________________________________ Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции (N, нарушение) ________________________________________ __________________________________________________________ Строение и подвижность органов артикуляции Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический пар, ригидность, гиперкинезы, атаксия, ап-раксия) ___________________________________________________ Лицевая мускулатура • Гипомимия __________________________________________ • Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония, N) _________________________________________________ • Сглаженность носогубных складок ______________________ • Оральные синкинезии _________________________________ • Тремор подбородка ___________________________________ • Асимметрии _________________________________________ • Гиперкинезы ________________________________________ • Ригидность __________________________________________ Губы (толстые, тонкие, М) ___________________________________ • Тонус (гипертонус, гипотонус, дистония, N) ______________ • Подвижность (малоподвижные, подвижные) ______________ • Наличие расщелин или послеоперационных рубцов ________ Зубы • Крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы, N __________________________ • Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный) ______________________________________ Твердое нёбо (готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N) _______________________________
Мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы, субмикозная щель, увуля) _______________________________________________________ Язык ( толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная подъязычная связка) _____________________________ • Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N) • Гиперкинезы, тремор _________________________________ • Девиация (отклонение) языка вправо/влево • Посинение кончика языка _____________________________ Объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный, полный) _____________________________________ • Язык не выводится из полости рта ______________________ • Верхний подъем ______________________________________ • Боковые отведения (повороты вправо/влево) • Пощелкивание ________ _ ______________________________ • Облизывание губ _____________________________________ • Умение удержать артикуляционную позу ________________ • Способность к переключению __________________________ Гиперсаливация ______________________________________ Жевание (не жует твердую пищу, затруднено, N) Глотание (поперхивается, не нарушено) Фонетико-фонематический строй речи
Нарушение звукопроизношения 1. Сформирован недостаточно (пропуски, искажения) _______ • Усредненность гласных (нарушена лабиализация) _________ • Недостаток произношения звонких согласных ____________ • Недостаток произношения глухих согласных _____________ • Недостаток произношения мягких согласных _____________ • Недостаток произношения твердых согласных (палатализация) ______________________________________________________ __________________________________________________________ 2. Изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазаннасть речи. 3. Фонетический строй речи сформирован достаточно, в пределах возрастной нормы. Нарушение дифференциации звуков ____________________________________________________________________________________________________________________ Заключение __________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА Анамнез 1. В каких условиях воспитывается ребенок (с кем, посещает ли дошкольные учреждения) 2. Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка: • есть / нет быстроговорение у членов семьи или близких родственников (отметить, у кого) • позднее появление речи у родителей (отмечалось / нет), отметить, у кого и когда появилась Понимание речи • когда стал реагировать на обращение ____________________ • когда стал различать голоса родных _____________________ • когда стал соотносить слова с предметами ________________ • когда стал соотносить слово с картинкой _________________ Время появления у ребенка: • гуления, какие звуки преобладали _______________________ • лепетных слов _______________________________________ • цепочки лепетных слов ________________________________ • простой фразовой речи ________________________________ • развернутой фразовой речи ____________________________ Особенности отношения родителей к речи ребенка (подчеркнуть) • поддразнивающее • требовательное • чрезмерно внимательное • адекватное Получал ли логопедическую помощь (если да, то какую, в течение какого времени, каковы были результаты) ___________ ____________________________________________________________________________________________________________________ Особенности общения _________________________________ • общается с детьми ____________________________________ — своего возраста — старше себя — младше себя • предпочитает находиться (играть) один __________________ Игры и интересы • какие игрушки любит _________________________________ • как использует игрушки _______________________________ — неосмысленно манипулирует попавшимися под руку игрушками — использует игрушки по назначению — организует сюжетную игру • как относится к своим игрушкам ________________________ — игрушка быстро надоедает — ломает игрушки — проявляет интерес только к новым игрушкам — предпочитает одну, любимую, игрушку • как играет (молча или сопровождает игровые действия различными звукосочетаниями, словами)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|