Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Методологические основы научного знания




МЕТОДОЛОГИЯ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

МОДУЛЬ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Философско-психологические и системотехнические основания методологии науки

Характеристика деятельности. Структурные компоненты деятельности: потребность, мотивация, цель, саморегуляция, управление, внешняя среда, критерии, принципы, условия деятельности. Основные типы форм организации деятельности: традиционная, корпоративно-ремесленная, профессиональная (научная), проектно-технологическая (понятия: проект, тип проекта, класс проекта, длительность проекта, сложность проекта, жизненный цикл проекта)

 

Науковедческие основания методологии науки

Понятие научное знание. Характеристика методологии, науковедения. методология науки – гносеология. Научное познание и научное исследование. Методика научного познания. Общие понятия о науке. Признаки науки. Цель, задачи, функции науки. Классификация наук. Наука как социальный институт. Наука как результат. Общие закономерности развития науки. Структура научного знания. Критерии научности знания. Классификации научного знания. Формы организации научного знания.

Глава 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Особенности научной деятельности

Индивидуальная и коллективная научная деятельность. Особенности индивидуальной научной деятельности. Особенности коллективной научной деятельности. Принципы познания: детерминизм, соответствие дополнительность. Сравнительная характеристика двух эпох развития науки. Логика выделения принципов научного познания. Средства познания: материальные, математические, логические, языковые.

Методология научного исследования

Определение научного исследования и классификации: по источнику финансирования, по целевому назначению (фундаментальные, прикладные, поисковые, разработка), по длительности (долгосрочные, краткосрочные, экспресс-исследования), по методам (теоретические, эмпирические, прикладные). Виды научных исследований

Методология научных исследований – наука о методах познания. Система методов

познания и преобразования исследуемой деятельности. Традиционные и специальные

методы исследования экономических процессор: комплексный подход и системный анализ,

экономико-математическое моделирование, абстрагирование, дифференциация,

формализация, ресурсы-управление-результаты, система требований, ориентация на

конечные результаты и др.

Научное исследование и его методология

Определение научного исследования и классификации: по источнику финансирования, по целевому назначению (фундаментальные, прикладные, поисковые, разработка), по длительности (долгосрочные, краткосрочные, экспресс-исследования), по методам (теоретические, эмпирические, прикладные). Виды научных исследований

Факты, их обобщение и систематизация. Классификация методов научного исследования: эмпирические методы исследования (методы-операции, методы-действия); теоретические методы исследования (методы – познавательные действия, методы-операции)

 

 

МОДУЛЬ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ НАУЧНОГО ПРОЕКТА)

Глава 1. ФАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Концептуальная стадия фазы проектирования исследования.

Этапы стадии проектирования: выявление противоречия, правила формулирования актуальности исследования, научной новизны исследования, теоретической значимости, проблемы, объект и предмет исследования, определение цели исследования, тема исследования, формирование критериев. Содержательный и формальный подходы. Логический и исторический подходы. Качественный и количественный подходы. Единичный и общий (обобщенный) подходы.

Стадия конструирования исследования.

Определение задач исследования, исследования условий (ресурсных возможностей) построение программы (методики) исследования. формулирование положений, выносимых на защиту

 

Глава 2.2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Стадия проведения исследования.

Теоретический этап. Анализ и систематизация литературных данных. Построение логической структуры теоретического исследования. Построение логической структуры теории (концепции). Эмпирический этап. Опытно-экспериментальная работа.

Стадия оформления результатов исследования.

Этап апробации результатов.,Этап оформления результатов.

 

 

МОДУЛЬ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Методологияэто учение об организации деятельности. Но в организации и применении методологии нуждается не всякая деятельность. Человеческая деятельность разделяется на репродуктивную и продуктивную [1, 4]. Репродуктивная деятельность является копией с деятельности другого человека либо копией своей собственной деятельности, освоенной ранее. Например, однообразная деятельность токаря в механическом цехе в применении методологии не нуждается, так как она уже организована (самоорганизована) раз и навсегда.

Продуктивная деятельность направлена на получение объективно нового или субъективно нового результата. Деятельность, направленная на получение объективно нового результата, называется творчеством [1, 5]. Но продуктивная деятельность часто может разрушать прежние стереотипы, поэтому для получения субъективно нового результата применяют термин «упорядочивающая деятельность». Этот вид деятельности заключается в установлении норм, которые чаще реализуются в форме законов, стандартов, приказов и т.д.

Любая научно-исследовательская деятельность всегда направлена на получение объективно нового результата. Поэтому продуктивная деятельности требует организации. Если методологию рассматривать как учение об организации деятельности, то нужно понимать, что такое «организация».

«Организация» означает [1, 6]:

внутреннюю упорядоченность и согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную его строением;

совокупность действий или процессов, которые ведут к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

объединение людей, совместно реализующих какую-либо программу или же цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Рисунок 1

 

ОРГАНИЗАЦИЯ
СВОЙСТВО (внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением)  
ПРОЦЕСС (совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА (объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил
Рисунок. 1. Определение «организации»

 


В нашем случае мы используем понятие «организация», в основном, в первом и во втором значении, то есть и как процесс (второе значение), и как результат этого процесса (первое значение). Третье значение (организационная система) также используется (но в меньшей степени) – при описании коллективной научной деятельности, управления научными проектами.

Методология рассматривает организацию деятельности (деятельность – целенаправленная активность человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временнόй структурой (исходя из пары категорий диалектики «историческое (временнόе) и логическое»).

Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.

Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности,принципы, условия, нормы.

Процесс осуществления деятельности рассматривается в рамках проекта, реализуемого в определенной временной последовательности по фазам, стадиям и этапам, причем последовательность эта является общей для всех видов деятельности. Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:

фаза проектирования;

– технологическая фаза;

– рефлексивная фаза.

Таким образом, можно предложить следующую «схему методологии научного исследования». Рисунок 2

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Характеристики научной деятельности: - особенности, - принципы, - условия, - нормы научной деятельности  
Логическая структура научной деятельности: - субъект, - объект, - предмет, - формы, - средства, - методы, - результат научной деятельности
Временная структура научной деятельности: - фазы, - стадии, - этапы научной деятельности.
Рисунок 2. Структура методологии научного исследования

 

 


Рассматривая методологию как учение об организации деятельности, можно выделить следующие три основания современной методологии, в том числе, методологии науки:

1. Философско-психологическая теория деятельности [24, 78 и др.].

2. Системный анализ (системотехника) – учение о системе методов исследования или проектирования сложных систем, поиска, планирования и реализации изменений, предназначенных для ликвидации проблем [66, с. 360].

3. Науковедение, теория науки. В первую очередь, к методологии имеют отношение такие разделы науковедения, как гносеология (теория познания) и семиотика (наука о знаках).

1.1 Философско-психологические и системотехнические основания методологии науки

 

Характеристика деятельности. Структурные компоненты деятельности: потребность, мотивация, цель, саморегуляция, управление, внешняя среда, критерии, принципы, условия деятельности. Основные типы форм организации деятельности: традиционная, корпоративно-ремесленная, профессиональная (научная), проектно-технологическая (понятия: проект, тип проекта, класс проекта, длительность проекта, сложность проекта, жизненный цикл проекта)

 

Поскольку методология рассматривается как учение об организации деятельности, необходимо обратиться, в первую очередь, к основным понятиям о деятельности.

Деятельность определяется как активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности [74, C. 95].

При этом субъект определяется в философии (см., например, [91, C. 661]) как носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа); источник активности, направленной на объект.

Объект в философии [91, C. 453] определяют, как то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Философия изучает деятельность как всеобщий способ существования человека и, соответственно, человек и определяется как действующее существо.

Психология изучает деятельность как важнейший компонент психики.

Системный анализ, отличаясь междисциплинарным или наддисциплинарным положением, и являясь как бы прикладной диалектикой, рассматривает, в частности, деятельность как сложную систему, направленную на подготовку, обоснование и реализацию решения сложных проблем: политического, социального, экономического, технического и т.д. характера [66, C. 360; 91, C. 612].

Сопоставление подходов этих трех научных дисциплин: философии, психологии и системного анализа (системотехники) позволяет выбрать общую схему структуры деятельности (см. Рис. 3), необходимую для дальнейшего изложения.

Рассмотрим основные структурные компоненты деятельности.

 

Рисунок 3 - Структурные компоненты деятельности

 

 


Потребности определяются (см. например, [91, C. 518]) как нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Биологические потребности, в том числе у человека, обусловлены обменом веществ – необходимой предпосылкой существования любого организма. Потребности социальных субъектов, что в данном случае нас интересует, – личности, социальных групп и общества в целом – зависят от уровня развития данного деятельности.

Мотивация, то есть процесс побуждения человека, социальной группы к совершению определенной деятельности, тех или иных действий, поступков, представляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений.

Цель занимает особое место в структуре деятельности. Главным является вопрос – кто дает цель? Если цели задаются человеку извне: учащемуся – учителем, специалисту – начальником и т.д., или же человек изо дня в день выполняет однообразную, рутинную работу, то деятельность носит репродуктивный (исполнительный), нетворческий характер и проблемы целеполагания, то есть построения процесса определения цели, не возникает. В случае же продуктивной деятельности – даже относительно нестандартной, а тем более инновационной, творческой деятельности, каковой, в частности, является деятельность ученого, – цель определяется самим субъектом, и процесс целеполагания становится довольно сложным процессом, имеющим свои собственные стадии и этапы, методы и средства.

Процесс целевыполнения также характеризуется в каждом конкретном случае своим содержанием, своими формами и своими специфическими методами и средствами, своими технологиями.

Совершенно особое место в структуре деятельности занимают те компоненты, которые в случае индивидуального субъекта называются саморегуляцией, а в случае коллективного субъекта, коллективной деятельности – управлением.

Саморегуляция в общем смысле определяется [30] как целесообразное функционирование живых систем.

Саморегуляция имеет следующую структуру: принятая субъектом цель его деятельности – модель значимых условий деятельности – программа собственно исполнительских действий – система критериев успешности деятельности – информация о реально достигнутых результатах – оценка соответствия реальных результатов критериям успеха – решение о необходимости и характере коррекций деятельности.

Управление рассматривается как элемент, функция организованных систем различной природы: биологических, социальных, технических, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности [91]. Коллективная деятельность невозможна без создания определенного порядка, разделения труда, установления места и функций каждого человека в коллективе, осуществляемых с помощью управления.

Понятие внешней среды (см. Рис. 3) является важнейшей категорией системного анализа. Среда (внешняя среда) определяется как совокупность всех объектов/субъектов, не входящих в систему, изменение свойств и/или поведение которых влияет на изучаемую систему, а также тех объектов/субъектов, чьи свойства и/или поведение которых меняются в зависимости от поведения системы [11].

На Рис. 3 отдельно выделены факторы, задаваемые внешней (по отношению к данному субъекту деятельности) средой: это критерии оценки соответствия результата цели; принятые в обществе нормы (правовые, этические, гигиенические и т.п.) и принципы деятельности. Условия деятельности (материально-технические, финансовые, информационные и т.п.) будут относиться и к внешней среде, и в то же время могут входить в состав самой деятельности, учитывая возможности активного влияния субъекта на создание условий своей деятельности.

Для организационной деятельности характерен следующий набор групп условий:

- мотивационные,

- кадровые,

- материально-технические,

- научно-методические,

- финансовые,

- организационные.

Таким образом, мы рассмотрели основные характеристики деятельности и ее структуру. Теперь перейдем непосредственно к вопросам методологии как учения об организации деятельности.

В различные исторические периоды развития цивилизации имели место разные основные типы форм организации деятельности, которые в современной литературе получили название организационной культуры [40, 89 и др.].

- Традиционная организационная культура;

- Корпоративно-ремесленная культура;

- Профессиональный (научный) тип организационной культуры;

- Проектно-технологический тип организационной культуры.

На последнем типе остановимся более подробно.

В этом новом типе организационной культуры ключевыми становятся понятия: проект, технологии и рефлексия. При этом два из них являются как бы противоположными: проект (дословно – брошенный вперед) и рефлексия (дословно – обращение назад).

Рассмотрим эти понятия. Традиционное понимание проекта, существовавшее ранее в технике, в строительстве и т.д. – это совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия [83]. На смену ему пришло современное понимание проекта как завершенного цикла продуктивной деятельности: отдельного человека, коллектива, организации, предприятия или совместной деятельности многих организаций и предприятий.

Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией [7].

Для удобства анализа проектов и систем управления проектами, множество разнообразных проектов может быть классифицировано по различным основаниям. Ниже приведена система классификаций по [7]:

Тип проекта (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебный, смешанный.

Класс проекта. В зависимости от масштаба (в порядке его возрастания) и степени взаимозависимости выделяют следующие классы целенаправленных изменений:

- работы (операции);

- пакеты работ (комплексы технологически взаимосвязанных операций);

- проекты;

- мультипроекты (мультипроект – проект, состоящий из нескольких технологически зависимых проектов, объединенных общими ресурсами);

- программы (программа – комплекс операций (мероприятий, проектов), увязанных технологически, ресурсно и организационно и обеспечивающих достижение поставленной цели [72]);

- портфели проектов (набор не обязательно технологически зависимых проектов, реализуемый организацией в условиях ресурсных ограничений и обеспечивающий достижение ее стратегических целей).

Длительность проекта (по продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные (до 3-х лет), среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет).

Сложность проекта (по степени сложности): простые, сложные, очень сложные.

Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы на стадии, стадии на этапы.

Здесь нам необходимо еще раз специально оговорить, во избежание дальнейшей возможной путаницы отличие понятий проект и проектирование.

Проектирование –это начальная фаза проекта.

Действительно, любая продуктивная деятельность, любой проект требуют своего целеполагания –проектирования.

Проектируется любое научное исследование.

Перейдем к следующему понятию – «технология». Современное понимание: технология –это система условий, форм, методов и средств решения поставленной задачи.

Важнейшую роль в организации продуктивной деятельности играет рефлексия – постоянный анализ целей, задач, процесса, результатов.

Таким образом, методология научного исследования, так же как и методология любых других видов человеческой деятельности, может быть построена в логике категории проекта на триединстве фаз проекта:

– ФАЗЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ;

– ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ФАЗЫ;

– РЕФЛЕКСИВНОЙ ФАЗЫ.

В каждой фазе выделяются свои стадии и этапы.

Таким образом, мы рассмотрели основные философские, психологические и системотехнические понятия, необходимые для дальнейшего изложения.

 

1.3. Науковедческие основания методологии науки

Понятие научное знание. Характеристика методологии, науковедения. методология науки – гносеология. Научное познание и научное исследование. Методика научного познания. Общие понятия о науке. Признаки науки. Цель, задачи, функции науки. Классификация наук. Наука как социальный институт. Наука как результат. Общие закономерности развития науки. Структура научного знания. Критерии научности знания. Классификации научного знания. Формы организации научного знания.

Методология как учение об организации деятельности, естественно, опирается на научное знание.

Исследователь, включаясь в научную деятельность, должен достаточно четко и осознанно представлять себе – что такое наука, как она организуется, знать закономерности развития науки, структуру научного знания. Ему также необходимо четко представлять критерии научности нового знания, которое он намерен получить, формы научного знания, которыми он пользуется и в которых он намерен выразить результаты своего научного исследования.

Отрасль науки, которая изучает саму науку в широком смысле слова, называется науковедением. Она включает в себя целый ряд дисциплин: гносеологию, логику науки, семиотику (учение о знаках), социологию науки, психологию научного творчества и т.д. [2, 4, 25, 34, 37, 49, 88, 90 и др.].

Для нас, как научных исследователей, наибольшее значение имеет гносеология, поскольку, в частности, методология науки (научного исследования), как правило, рассматривается как составной компонент гносеологии.

Гносеология – это теория научного познания. В целом гносеология изучает закономерности и возможности познания, исследует ступени, формы, методы и средства

процесса познания, условия и критерии истинности научного знания.

Методология же науки как учение об организации научно-исследовательской деятельности – это та часть гносеологии, которая изучает процесс научной деятельности (его организацию).

Нам необходимо также еще развести понятия «научное познание» и «научное исследование». Научное познание рассматривается как общественно-исторический процесс и является предметом исследований гносеологии.

Исследование (научное) рассматривается как субъективный процесс – как деятельность по получению новых научных знаний отдельным индивидом – ученым, исследователем или их группой, коллективом, что является предметом методологии науки.

Теперь перейдем к рассмотрению науковедческих, в том числе гносеологических оснований методологии.

Общие понятия о науке.

Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении. В настоящее время развитие науки связано с разделением и кооперацией научного труда, созданием научных учреждений, экспериментального и лабораторного оборудования.

Наука характеризуется следующими взаимосвязанными признаками:

- совокупность объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе;

- деятельностью, направленной на получение новых достоверных знаний;

- совокупностью социальных институтов, обеспечивающих существование, функционирование и развитие знания и познания.

Целью науки является получение знаний об объективном и о субъективном мирах.

Задачи науки:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Функции науки. Важнейшая функция науки – быть производительной силой.

Классификация наук – раскрытие их взаимной связи на основании определенных принципов и выражение этих связей в виде логически обоснованного расположения или ряда. Классификация наук раскрывает взаимосвязь естественных, технических, общественных наук и философии.

В настоящее время различают науки (рис. 1.1) в зависимости от сферы, предмета и метода познания:

1) о природе – естественные; 2

2)) об обществе – гуманитарные и социальные;

3) 3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.

 

В Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования с перечнем магистерских программ (специализаций), разработанных научно-методическими советами – отделениями – УМО по направлениям образования выделены:

1. естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);

2. гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, агроэкономика, статистика, искусство и др.);

3. технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);

4. сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).

 

 

Говоря о науке, необходимо иметь в виду, как минимум, три ее основных аспекта, в каждом конкретном случае четко различая, о чем идет речь:

– наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений и структур научного обслуживания);

– наука как результат (научные знания);

– наука как процесс (научная деятельность).

Наука как социальный институт. Это достаточно большая отрасль народного хозяйства. На сегодняшний день в государственную систему научных учреждений входят сотни институтов и центров Российской академии наук (РАН), а также научные институты и центры Российской академии образования (РАО), Российской академии медицинских наук (РАМН), Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), Российской академии художеств (РАХ), свыше полутора тысяч отраслевых научно-исследовательских институтов.

В последнее время широкое распространение стали получать так называемые научно-технологические парки – объединения небольших хозрасчетных научно-прикладных фирм, которые проводят исследования при крупных университетах, ВУЗах, институтах или промышленных предприятиях и свои результаты внедряют в производство посредством продажи новых технологий [54].

Значительная часть научного потенциала в любой стране всегда сосредоточена в высших учебных заведениях.

Основным педагогическим и одновременно научным структурным подразделением ВУЗа является кафедра.

Никакая научная работа невозможна без соответствующей инфраструктуры. Это так называемые органы и организации научного обслуживания: научные издательства, научные журналы, научное приборостроение, и т.д., что является как бы подотраслью науки как социального института.

Наука как социальный институт может функционировать лишь при наличии специально подготовленных квалифицированных научных кадров. Подготовка научных (научно-педагогических) кадров осуществляется через аспирантуру или соискательство на уровне ученой степени кандидата наук.

Наряду с учеными степенями преподавателям высших учебных заведений, институтов повышения квалификации присваиваются ученые звания как ступени их педагогической квалификации: доцента и профессора.

Наука как результат. В этом смысле наука определяется как система достоверных знаний о природе, человеке и обществе.

Общие закономерности развития науки. Известны шесть основных закономерностей развития науки (см., например, [90]).

1. Обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики.

2. Относительная самостоятельность развития науки.

3. Преемственность в развитии научных теорий, идей и понятий, методов и средств научного познания.

4. Чередование в развитии науки периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и бурной (революционной) ломки теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений.

5. Взаимодействие и взаимосвязанность всех отраслей науки, в результате чего предмет одной отрасли науки может и должен исследоваться приемами и методами другой науки.

6. Свобода критики, беспрепятственное обсуждение вопросов науки, открытое и свободное выражение различных мнений.

Необходимо отметить следующие свойства науки как результата:

1. Кумулятивный характер развития научного знания.

2. Дифференциация и интеграция науки.

Критерии научности знания. Существенным для любой науки, любого научного исследования является вопрос о критериях научности знания – по каким признакам выделяются научные знания

Разные авторы определяют разные критерии.

Приведем минимальный набор признаков научного знания, выделяемый В.В. Ильиным и А.Т. Калинкиным [23]: истинность, интерсубъективность и системность.

Истинность знания. Под истинностью знания понимается соответствие его познаваемому предмету – всякое знание должно быть знанием предметным, так как не может быть знания «ни о чем».

Интерсубъективность. Данный признак выражает свойство общезначимости, общеобязательности для всех людей, всеобщности научного знания.

Системность. Системность характеризует различные формы знания. Она связана с организованностью и научного, и художественного, и обыденного знания.

Классификации научного знания. Научные знания классифицируются по разным основаниям (см., например, [23]):

– по группам предметных областей знания делятся на математические, естественные, гуманитарные и технические;

– по способу отражения сущности знания классифицируются на феноменталистские (описательные) и эссенциалистские (объяснительные). Феноменталистские знания представляют собой качественные теории, наделяемые преимущественно описательными функциями (многие разделы биологии, географии, психология, педагогика и т.д.). В отличие от них эссенциалистские знания являются объяснительными теориями, строящимися, как правило, с использованием количественных средств анализа;

– по отношению к деятельности тех или иных субъектов знания делятся на дескриптивные (описательные) и прескрептивные, нормативные – содержащие предписания, прямые указания к деятельности;

– по функциональному назначению научные знания классифицируются на фундаментальные, прикладные и разработки;

– и так далее (классификаций научных знаний существует много).

Для методологии научного исследования наиболее существенной является классификация научного знания по отнесению к формам мышления – разделение знаний на эмпирические и теоретические.

Эмпирическое знание – это установленные факты науки и сформулированные на основе их обобщения эмпирические закономерности и законы. Соответственно, эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на эмпирические, опытные данные.

Теоретическое знание – это сформулированные общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Формы организации научного знания. Данный подраздел носит справочно-словарный характер. Дело в том, что в литературе систематическое изложение форм организации научного знания практически отсутствует, поэтому мы сочли необходимым дать здесь его полностью.

Поскольку результат развития науки выражается в научных знаниях, то эти знания должны быть выражены в определенных формах. Формами организации научного знания

являются:

- факт (синоним: событие, результат). К научному факту относятся лишь такие события, явления, их свойства, связи и отношения, которые пределенным образом зафиксированы, зарегистрированы. Факты составляют фундамент науки. Без определенной совокупности фактов невозможно построить эффективную научную теорию;

- положение – научное утверждение, сформулированная мысль. Частными случаями положений является аксиома и теорема. Аксиома – исходное положение научной теории, принимаемое в качестве истинного без логического доказательства и лежащее в основе доказательства других положений теории. Теорема – положение, устанавливаемое при помощи доказательства;

- понятие – мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков – свойств предметов и явлений.

- категория – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений окружающего мира. Например, «материя», «движение», «пространство», «время» и т.д. Каждая отрасль науки имеет свою собственную систему категорий.

- принцип – выполняет двоякую роль. С одной стороны, принцип выступает как центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления, процессы той области, из которой данный принцип абстрагирован. С другой стороны, он выступает в смысле принципа действия – норматива, предписания к деятельности;

- закон – существенное, объективное, всеобщее, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами.

- теория – форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений и процессов данной предметной области, то есть всех явлений и процессов, описываемых данной теорией.

- метатеория – теория, анализирующая структуры, методы, свойства и способы построения научных теорий в какой-либо определенной отрасли научного знания;

- идея – как высшая форма познания мира, не только отражающая объект изучения, но

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...