Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Построение логической структуры теоретического исследования.




Построение логической структуры теоретического исследования весьма вариативно и целиком определяется предметом, целями и задачами каждого конкретного исследования. Общими являются лишь некоторые моменты, которые мы здесь и рассмотрим.

При построении логической структуры исследования часто возникает необходимость использования различных классификаций и введения своих собственных классификаций. Более того, они даже желательны, поскольку придают работе определенную стройность. Основные требования, предъявляемые к классификации [27]:

1. Каждая классификация может проводиться только по одному признаку. Это, пожалуй, самое главное требование, наиболее часто нарушаемое. Например, основанием для деления общеобразовательной школы на начальную, неполную среднюю и среднюю служит уровень общего образования, даваемый учащимся на каждой ступени. В то же время нельзя, к примеру, в одной классификации разделить учащихся какой-то школы по возрасту и успеваемости или, скажем, посещению факультативных занятий.

2. Объем членов классификации должен быть в точности равен объему всего классифицируемого класса. Это значит, к примеру, что если мы разделили все треугольники на основании величины углов: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные, то никаких других треугольников по этому основанию быть не может.

3. Каждый объект может попасть только в один подкласс. Нельзя, например, расклассифицировать все целые числа на четные, нечетные и простые. Тогда числа 5, 7, 11 и т.д. попадают одновременно в два класса – они являются и нечетными и простыми.

4. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга; это значит, что ни один из них не должен входить в объем другого. К примеру, научные книги нельзя подразделить на монографии, учебники, справочники и по математике. Книги по математике могут быть и монографиями, учебниками, справочниками.

5. Подразделение на подклассы должно быть непрерывным, то есть необходимо брать ближайший подкласс и не перескакивать в более отдаленный подкласс. Допустим, научные исследования можно классифицировать как исследования в области физики, химии, биологии, экологии и т.д., но нельзя – как исследования в области химии, биологии, экологии и электродинамики (раздел физики). В последнем случае мы «перескочили» из ближайшего подкласса (физика) в более отдаленный подкласс – раздел физики.

Можно еще добавить, что к одному и тому же классу объектов, явлений, процессов могут быть применены разные классификации по разным признакам. Так мебель может быть классифицирована:

– по основанию материала, из которого она изготовлена: деревянная, металлическая, пластмассовая и т.д.;

– по основанию стиля дизайна: классическая, ампир, викторианская, модерн и т.д.;

– по основанию цвета: черная, белая, коричневая и т.д.;

– по основанию функционального назначения: столы, стулья, шкафы и т.д.

То есть одни и те же объекты могут быть классифицированы по множеству признаков.

Наконец, отметим, что совокупность классификаций по разным признакам, для выделения которых, в свою очередь, существуют свои признаки, называется системой классификаций. Построение и анализ систем классификаций играют важную роль в логической структуре теоретического исследования, так как позволяют четко ограничить соответствующую предметную область, выделить в этой предметной области взаимосвязанные подобласти, обозначить «белые пятна» – перспективные предметы или методы исследования. Кроме того, исследование всех классов некоторого признака позволяет производить обобщение – см. Рис. 9.

 

Рисунок 9 - Построение логической структуры теории

Построение логической структуры теории (концепции). Для начала разделим понятия «теория той или иной науки» и «научная теория». Под теорией науки понимается

вся совокупность теоретических знаний в той или иной отрасли науки – физике, биологии и т.д. В то же время, в каждой научной области существует множество научных теорий (концепций) – ведь по сути дела каждая докторская диссертация, по крайней мере, каждая добротная диссертация представляет собой целостную теорию (концепцию). Здесь мы будем говорить о построении научных теорий (концепций).

Процесс построения логической структуры теории (концепции) состоит из двух этапов.

Первый этап – этап индукции – восхождения от конкретного к абстрактному, когда исследователь должен определить центральное системообразующее звено своей теории: концепцию, систему аксиом или аксиоматических требований, или единый исследовательский подход и т.д.

Следует отметить, что термин «концепция» используется в двух смыслах.

Во-первых, как ведущая идея, основная мысль чего-либо.

Во-вторых, как синоним теории.

Здесь мы используем этот термин в обоих смыслах: в первом случае,

когда говорим о концепции как о короткой емкой формулировке; во втором – когда говорим о том, что концепция (как краткая формулировка) разворачивается, развивается в совокупности концептуальных положений, принципов, факторов, условий, механизмов и т.д. – то есть в концепцию как синоним теории.

На этапе индукции, исследователь детально выписывает все имеющиеся у него результаты, все, что представляет интерес. И начинает группировать, «стягивать» по определенным признакам классификаций в первичные обобщения, затем – в обобщения второго порядка (опять же по определенным основаниям), и так далее, – происходит индуктивный процесс – абстрагирование – восхождение от конкретного к абстрактному – пока все результаты не сведутся в авторскую концепцию – короткую, буквально на 5-7 строк емкую формулировку, отражающую в самом общем сжатом виде всю совокупность результатов, всю суть работы.

По завершении этапа индукции – определения и формулирования центрального системообразующего звена – концепции, исследовательского подхода, системы аксиом и т.п., наступает дедуктивный процесс – конкретизации – восхождения от абстрактного к конкретному. На этом этапе формулировка концепции развивается, разворачивается в совокупности принципов, факторов, условий (групп условий), моделей, механизмов и т.д.

Так выстраивается логика, логическая структура теории. Этот процесс представлен на Рис. 9. Эту схему исследователю чаще всего приходится циклически проходить несколько раз, проверяя и перепроверяя, уточняя логику своего исследования.

Таким образом, теория (концепция) – это центральный системообразующий элемент – концепция (в узком смысле – как основная мысль), система аксиом и т.д. – и вытекающие из него, конкретизирующие его концептуальные положения и другие конструкции – структурные элементы теории.

Перечислим структурные элементы теории, так как это может оказаться полезным для исследователей: алгоритм, аппарат (дидактические, понятийные аппараты и т.д.); классификации; критерии; методики; методы; механизмы (классы механизмов); модели; направления; обоснования; основания; основы; парадигмы; параметры; подходы; понятия приемы; принципы; программы; процедуры; решения; системы; содержание; способы; средства; схемы; структуры; стратегии; фазы; сущности; тенденции; технологии; типологии; требования; условия; фазы; факторы.

 

Заключение

Этот раздел завершает основную часть диссертации и представляет собой изложение итогов работы и их соотнесение с общей целью и конкретными задачами.
Здесь концентрируется и формулируется новое знание, которое получено, описано и доказано вашим собственным трудом, то есть показывается ваш личный вклад в
развитие науки.

Заключение должно быть написано на более высоком уровне обобщенности по сравнению с основной частью диссертации. Практика показывает, что ни один
раздел не приходится так часто переделывать и переписывать, как заключение. Все выводы желательно формулировать четко и кратко, не повторяя при этом и не суммируя механически выводы глав основной части диссертации. Выводы не зависят друг от друга по смысловому содержанию, их последовательность определяется общей логикой построения диссертации. Однако существует
традиционная последовательность расположения выводов:

- новые положения, установленные автором в теоретических вопросах;

- выводы, относящиеся к вопросам методики;

- новые сведения, факты, обнаруженные в ходе исследования, но не имеющие прямого отношения к теме диссертации.

Выводы, относящиеся к вопросам теории, предшествуют выводам, имеющим практическое значение, при любой логике изложения.

Объяснения, ссылки на собственный материал или литературные источники в выводах недопустимы; выводы должны иметь декларативный характер и не содержать какой-либо дополнительной аргументации, начинаться с красной строки и иметь свой порядковый номер. Диссертант должен показать, что сумел выявить и довести до уровня выводов самые кардинальные вопросы проделанной работы.

Если выводов получилось очень много (оптимальный вариант — 8-10), то их нужно пересмотреть: одни — убрать, другие — объединить между собой.

По окончании работы сформулированные выводы следует еще раз сравнить с целью и задачами исследования, поскольку выводы зачастую не соответствуют
поставленным задачам, не дают ответа на вопрос, решена ли каждая конкретная задача и каким образом, не отражают сути итогов исследования.

В Заключении важно уделить внимание описанию основных условий, необходимых для получения аналогичного результата (поскольку научный результат признается лишь в том случае, если его можно воспроизвести). То есть, помимо всего, выводы должны четко ограничить сферу действия найденного нового знания.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...