Глава 2. 1 фаза проектирования научного исследования
Концептуальная стадия фазы проектирования исследования. Этапы стадии проектирования: выявление противоречия, правила формулирования актуальности исследования, научной новизны исследования, теоретической значимости, проблемы, объект и предмет исследования, определение цели исследования, тема исследования, формирование критериев. Содержательный и формальный подходы. Логический и исторический подходы. Качественный и количественный подходы. Единичный и общий (обобщенный) подходы. Стадия построения гипотезы исследования. Характеристика понятия «гипотеза», обоснование ее роли, необходимости формулирования. Возникновение и становления гипотезы. Признаки гипотезы: проверяемость, полнота, простота, достоверность. Виды гипотез: описательные, объяснительные. Требования к гипотезе. Взаимосвязь понятий «проблема», «цель» и «гипотеза». Процедура построения гипотез: выдвижение, формулировка, проверка. Доказательство достоверности гипотезы как главная задача исследования Стадия конструирования исследования. Определение задач исследования, исследования условий (ресурсных возможностей) построение программы (методики) исследования. формулирование положений, выносимых на защиту Научно-исследовательский проект как цикл научной деятельности включает в себя две основные фазы: фаза проектирования, технологическая фаза. Соответственно этому процесс исследования мы будем рассматривать в этой логической структуре, по этим двум фазам: проектирование исследования; проведение исследования, включая оформление его результатов; оценку и самооценку.
Естественно, разбиение процесса исследования на фазы, стадии и этапы – см. Табл. 3 (временнaя структура исследования) имеет несколько условный характер.
Таблица 3 - Фазы, стадии и этапы научного исследования В процессе проведения исследования постоянно приходится сопоставлять полученные промежуточные результаты с исходными позициями, с проектом исследования, и, соответственно, уточнять, корректировать и цели, и сам ход исследования. То есть, оценка и рефлексия пронизывают постоянно всю деятельность исследователя. И если мы их помещаем в конце указанной логической цепочки, то только потому, что по завершении одной какой-либо научной работы исследователь, как правило, начинает следующую – новый цикл исследования, но уже на качественно новом уровне – каждое очередное исследование накапливает опыт научного работника. Первая фаза – проектирование исследования – от замысла до определения конечных задач исследования и его планирования – в значительной мере осуществляется по общей для всех исследований схеме: замысел – выявление противоречия постановка проблемы – определение объекта и предмета исследования – формулирование его цели – построение научной гипотезы – определение задач исследования – планирование исследования (составление временного графика необходимых работ). Логическая структура этой фазы общепризнанна. Она выработана на основе многовекового опыта научных исследований по всем отраслям знания и является, очевидно, оптимальной. Логика второй, собственно исследовательской, технологической фазы работы может быть построена только в самом общем виде – ведь она определяется практически целиком содержанием конкретного исследования, каждое из которых по сути своей уникально. Более однозначна логика последней стадии второй фазы, поскольку она, в общем-то, едина для большинства исследований и апробирована многолетним опытом: апробация результатов, литературное оформление работы.
Алгоритм научного исследования представлен на рисунке а.
Структурные компоненты научного исследования должны найти отражение во ведении диссертации. А что означает проектирование исследования? Что должно проектироваться? Отвечаем: проектируется система научного знания, которую намерен получить, построить исследователь. В отношении научного исследования эти ключевые моменты выглядят так: - формулирование научной проблемы, - построение научной гипотезы как познавательной модели (эти первые два из трех ключевых моментов относятся к фазе проектирования исследования); - затем в ходе дальнейшего исследования эта модель – гипотеза – проверяется и оценивается. Если она подтверждается, то гипотеза становится новой системой научного знания, созданной исследователем. Если гипотеза не подтверждается, то она отвергается, необходимо создание новой познавательной модели – новой гипотезы (или гипотез). Фаза проектирования исследования включает в себя стадии: - концептуальную, - построения гипотезы, - конструирования, технологической подготовки исследования (названия стадий и этапов проектирования заимствованы в основном, из публикаций по системному анализу). КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТАДИЯ ФАЗЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Концептуальная стадия проектирования делится на этапы: выявление противоречия, формулирование проблемы, определение цели исследования, формирование критериев – см. Табл. 3. Естественно, первоначально, приступая к очередной научной работе, любой исследователь имеет замысел – задуманный в самых общих чертах проект – что он хочет получить. Замысел рождается на основе многих обстоятельств: потребностей практики, логики развития самой науки, предшествующего опыта исследователя – практического и/или научно-исследовательского, а также его личных вкусов и интересов, что является, в общем-то, определяющим фактором: ведь научная деятельность – это творческая деятельность, а творчество – дело тонкое.
В настоящее время общепринята следующая классификация типов исследований по их направленности в цепи «теория – практика»: – фундаментальные исследования, направленные на разработку и развитие теоретических концепций науки, ее научного статуса, ее истории. Результаты фундаментальных исследований не всегда находят прямой выход в практику; – прикладные исследования решают в большей мере практические задачи или теоретические вопросы практического направления. Обычно прикладные исследования являются логическим продолжением фундаментальных, по отношению к которым они носят вспомогательный, конкретизирующий характер; – разработки. Их задача – непосредственное обслуживание практики. Выделяются четыре уровня общности исследований (см., например, [70]): – общеотраслевой уровень значимости – работы, результаты которых оказывают воздействие на всю область той или иной науки; – дисциплинарный уровень значимости характеризует исследования, результаты которых вносят вклад в развитие отдельных научных дисциплин, входящих в научную область; – общепроблемный уровень значимости имеют исследования, результаты которых изменяют существующие научные представления по ряду важных проблем внутри одной дисциплины. – частнопроблемный уровень значимост и характеризует исследования, результаты которых изменяют научные представления по отдельным частным вопросам. Сформировав замысел предстоящей работы и определив ее направленность, исследователь приступает к актуальности диссертационного исследования. Во Введении к диссертации автор должен доказать актуальность проблемы, сформулировать цель и задачи, объект и предмет исследования. Необходимо указать методы проведения исследования, дать краткую характеристику того нового, что вносится автором в разработку темы (теоретическая и практическая значимость
Актуальность исследования Итак, любая диссертация начинается с обоснования актуальности темы исследования. Актуальность темы — степень ее важности, значимости в настоящий момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы (задачи, вопроса). Функциональные характеристики актуальности исследования - восполнение каких-либо пробелов в экономической науке; - дальнейшеё развитие проблемы, применительно к современным условиям; - суждение в вопросе, по которому нет единства мнений; - обобщение накопленного опыта; - суммирование и одновременное продвижение вперед знаний по основному вопросу; - постановка новых проблем с целью привлечения внимания ученых и практиков. Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|