Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. 1 фаза проектирования научного исследования




Концептуальная стадия фазы проектирования исследования.

Этапы стадии проектирования: выявление противоречия, правила формулирования актуальности исследования, научной новизны исследования, теоретической значимости, проблемы, объект и предмет исследования, определение цели исследования, тема исследования, формирование критериев. Содержательный и формальный подходы. Логический и исторический подходы. Качественный и количественный подходы. Единичный и общий (обобщенный) подходы.

Стадия построения гипотезы исследования.

Характеристика понятия «гипотеза», обоснование ее роли, необходимости

формулирования. Возникновение и становления гипотезы. Признаки гипотезы: проверяемость, полнота, простота, достоверность. Виды гипотез: описательные, объяснительные. Требования к гипотезе. Взаимосвязь понятий «проблема», «цель» и «гипотеза». Процедура построения гипотез: выдвижение, формулировка, проверка. Доказательство достоверности гипотезы как главная задача исследования

Стадия конструирования исследования.

Определение задач исследования, исследования условий (ресурсных возможностей) построение программы (методики) исследования. формулирование положений, выносимых на защиту

Научно-исследовательский проект как цикл научной деятельности включает в себя две основные фазы: фаза проектирования, технологическая фаза. Соответственно этому процесс исследования мы будем рассматривать в этой логической структуре, по этим двум фазам: проектирование исследования; проведение исследования, включая оформление его результатов; оценку и самооценку.

 

 

Естественно, разбиение процесса исследования на фазы, стадии и этапы – см. Табл. 3 (временнaя структура исследования) имеет несколько условный характер.

 

Таблица 3 - Фазы, стадии и этапы научного исследования

В процессе проведения исследования постоянно приходится сопоставлять полученные промежуточные результаты с исходными позициями, с проектом исследования, и, соответственно, уточнять, корректировать и цели, и сам ход исследования. То есть, оценка и рефлексия пронизывают постоянно всю деятельность исследователя. И если мы их помещаем в конце указанной логической цепочки, то только потому, что по завершении одной какой-либо научной работы исследователь, как правило, начинает следующую – новый цикл исследования, но уже на качественно новом уровне – каждое очередное исследование накапливает опыт научного работника.

Первая фазапроектирование исследования – от замысла до определения конечных задач исследования и его планирования – в значительной мере осуществляется по общей для всех исследований схеме: замысел – выявление противоречия постановка проблемы – определение объекта и предмета исследования – формулирование его цели – построение научной гипотезы – определение задач исследования – планирование исследования (составление временного графика необходимых работ). Логическая структура этой фазы общепризнанна. Она выработана на основе многовекового опыта научных исследований по всем отраслям знания и является, очевидно, оптимальной.

Логика второй, собственно исследовательской, технологической фазы работы может быть построена только в самом общем виде – ведь она определяется практически целиком содержанием конкретного исследования, каждое из которых по сути своей уникально.

Более однозначна логика последней стадии второй фазы, поскольку она, в общем-то, едина для большинства исследований и апробирована многолетним опытом: апробация результатов, литературное оформление работы.

Алгоритм научного исследования представлен на рисунке а.

 

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Выбор темы
Постановка проблем
Объект, предмет
Цель исследования
Построение гипотезы
Задачи исследования
Методы исследования
Разработка научной новизны
Апробация результатов исследования
Актуальность исследования
Рисунок а – Алгоритм научного исследования

 


Структурные компоненты научного исследования должны найти отражение во ведении диссертации.

А что означает проектирование исследования? Что должно проектироваться? Отвечаем: проектируется система научного знания, которую намерен получить, построить исследователь.

В отношении научного исследования эти ключевые моменты выглядят так:

- формулирование научной проблемы,

- построение научной гипотезы как познавательной модели (эти первые два из трех ключевых моментов относятся к фазе проектирования исследования);

- затем в ходе дальнейшего исследования эта модель – гипотеза – проверяется и оценивается. Если она подтверждается, то гипотеза становится новой системой научного знания, созданной исследователем. Если гипотеза не подтверждается, то она отвергается, необходимо создание новой познавательной модели – новой гипотезы (или гипотез).

Фаза проектирования исследования включает в себя стадии:

- концептуальную,

- построения гипотезы,

- конструирования, технологической подготовки исследования (названия стадий и этапов проектирования заимствованы в основном, из публикаций по системному анализу).

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТАДИЯ ФАЗЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Концептуальная стадия проектирования делится на этапы: выявление противоречия, формулирование проблемы, определение цели исследования, формирование критериев – см. Табл. 3.

Естественно, первоначально, приступая к очередной научной работе, любой исследователь имеет замысел – задуманный в самых общих чертах проект – что он хочет получить. Замысел рождается на основе многих обстоятельств: потребностей практики, логики развития самой науки, предшествующего опыта исследователя – практического и/или научно-исследовательского, а также его личных вкусов и интересов, что является, в общем-то, определяющим фактором: ведь научная деятельность – это творческая деятельность, а творчество – дело тонкое.

В настоящее время общепринята следующая классификация типов исследований по их направленности в цепи «теория – практика»:

фундаментальные исследования, направленные на разработку и развитие теоретических концепций науки, ее научного статуса, ее истории. Результаты фундаментальных исследований не всегда находят прямой выход в практику;

прикладные исследования решают в большей мере практические задачи или теоретические вопросы практического направления. Обычно прикладные исследования являются логическим продолжением фундаментальных, по отношению к которым они носят вспомогательный, конкретизирующий характер;

разработки. Их задача – непосредственное обслуживание практики.

Выделяются четыре уровня общности исследований (см., например, [70]):

общеотраслевой уровень значимости – работы, результаты которых оказывают воздействие на всю область той или иной науки;

дисциплинарный уровень значимости характеризует исследования, результаты которых вносят вклад в развитие отдельных научных дисциплин, входящих в научную область;

общепроблемный уровень значимости имеют исследования, результаты которых изменяют существующие научные представления по ряду важных проблем внутри одной дисциплины.

частнопроблемный уровень значимост и характеризует исследования, результаты которых изменяют научные представления по отдельным частным вопросам.

Сформировав замысел предстоящей работы и определив ее направленность, исследователь приступает к актуальности диссертационного исследования.

Во Введении к диссертации автор должен доказать актуальность проблемы, сформулировать цель и задачи, объект и предмет исследования. Необходимо указать методы проведения исследования, дать краткую характеристику того нового, что вносится автором в разработку темы (теоретическая и практическая значимость
работы), перечислить основные положения, выносимые на защиту и т. д.

 

Актуальность исследования

Итак, любая диссертация начинается с обоснования актуальности темы исследования.

Актуальность темы — степень ее важности, значимости в настоящий момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы (задачи, вопроса).

Функциональные характеристики актуальности исследования

- восполнение каких-либо пробелов в экономической науке;

- дальнейшеё развитие проблемы, применительно к современным условиям;

- суждение в вопросе, по которому нет единства мнений;

- обобщение накопленного опыта;

- суммирование и одновременное продвижение вперед знаний по основному вопросу;

- постановка новых проблем с целью привлечения внимания ученых и практиков.

Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...