Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качественный и количественный подходы.




Качественный подход направлен на выявление совокупности признаков, свойств, особенностей изучаемого явления, процесса, определяющих его своеобразие и принадлежность самому себе, а также принадлежность к классу однотипных с ним явлений, процессов.

Количественный подход направлен на выявление характеристик различных явлений, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в величинах и числах.

Наконец в этой череде исследовательских подходов укажем на единичный и общий (обобщенный) подходы. Единичный подход, как понятно из его названия, будет направлен на изучение отдельных явлений, процессов, общий подход – на поиск их общих связей, закономерностей, типологических черт.

 

Научная новизна и практическая значимость работы

Под научной новизной результатов понимаются теоретические положения, которые сформулированы и обоснованы автором впервые, ранее в такой форме не были известны, либо научно обоснованные технические, технологические или иные решения, имеющие важное значение для практики и которые ранее не применялись. элементы научной новизны представлены на рисунке …

 

 

Новые знания, получаемые в большинстве магистерских диссертаций относятся к области прикладных исследований. Часто они связаны с:

- обоснованием методологических, технологических и технических решений, отвечающих потребностям предприятий и организаций;

- адаптацией и конкретизацией известных в теории и практике подходов, методологий в области проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и развития информационных систем;

- распространением применения или комплексным использованием известных в экономический теории и/или теории менеджмента методов и подходов.

Следует отметить, что требования к магистерским диссертациям ниже, чем к кандидатским, а тем более докторским диссертациям. Поэтому для магистерских диссертаций достаточно наличия в ней элементов научной новизны. Их количество в регламентирующих документах не оговаривается. В специальной литературе можно найти предложения по наличию двух пунктов научной новизны для магистерских диссертаций.

Элементы научной новизны составляют основу магистерской диссертации и отличают её от выпускной квалификационной работы бакалавра, поскольку свидетельствуют о том, что выпускник обладает необходимыми компетенциями в области производства новых знаний.

Формулируя элементы научной новизны, необходимо соотнести их с поставленными задачами, т.е. указать, что выявлено, определено, обосновано, разработано, показать сущность нового результата и его отличие от ранее известных.

Описание элементов научной новизны рекомендуется проводить по схеме, представленной на рисунке….

 

 

Выявлено, разработано, предложено, получено
Наименование элемента научной новизны (что?)
Отличие от ранее известных результатов

 


Рисунок – Схема описания элементов научной новизны

 

 

Сущность новизны работы чаще всего формулируется словами «разработаны» (например, основы чего-то), «обоснованы» (положения о том-то и о том-то), «раскрыты» (допустим, состав и структура чего-либо), «установлены» (критерии...) и т. д. Степень новизны может быть очень разной, однако новизна всегда выявляется сравнением предлагаемого способа, метода решения задачи с уже существующими аналогичными решениями.

Как правило, у диссертантов есть острое желание написать слово «впервые» (исследовано то-то). Это желание вполне естественно – Вы включились в процесс настоящего научного творчества, идете непроторенными путями. Но писать, говорить слово «впервые» нежелательно. Во-первых, Вы не можете быть абсолютно уверены в том, что все без исключения Ваши построения действительно созданы впервые. Во-вторых, скромность – украшение научного работника.

Так же четко следует изложить в работе и практические результаты исследования. Практическая значимость исследования, то есть та выгода, которую получит общество, если проблема будет решена в данном исследовании,— напрямую зависит от его характера.

Если характер диссертации методологический, то ее практическая значимость может быть доказана фактами публикаций основных результатов вашего исследовательского труда в монографиях, учебниках, научных статьях. Кроме того, практическую значимость могут подтвердить наличие авторских свидетельств, актов
внедрения результатов исследования в практику; факты, свидетельства использования ваших разработок в процессе обучения в высших и средних учебных заведениях, при разработке государственных и региональных программ развития какой-либо отрасли, при подготовке новых нормативных и технических документов.

Не следует употреблять слово «впервые» при описании научной новизны и практической значимости работы не только потому, что скромность украшает ученого. Может случиться так, что предлагаемый вами способ решения проблемы уже
существует, а вы его просто не обнаружили.

Этап формирования (выбора) критериев оценки достоверности результатов исследования. Когда определена цель исследования, то есть когда становится ясным, какого рода результаты могут быть получены в данном исследовании и какова их возможная структура, исследователь начинает подбирать, определять (намечать) критерии оценки достоверности будущих результатов. Критерий оценки – самый сложный и острый вопрос для любого исследования – по каким критериям производится оценка инноваций или теорий.

Критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило.

Критерии же оценки достоверности результатов эмпирического исследования индивидуальны для каждого конкретного исследования, поскольку зависят целиком от его содержания.

Критерии оценки достоверности результатов теоретического исследования. Результат теоретического исследования – теория, концепция или какие-либо теоретические построения – конструкции должны отвечать следующим принципам-критериям для любых отраслей научного знания:

1) предметностью;

2) полнотой;

3) непротиворечивостью;

4) интерпретируемостью;

5) проверяемостью;

6) достоверностью.

Предметность означает, что вся совокупность понятий и утверждений научной теории должна относиться к одной и той же предметной области.

Полнота как признак теории означает, что эта теория должна охватывать (описывать) все явления, процессы из ее предметной области.

Непротиворечивость как признак теории означает, что все постулаты, идеи, принципы, модели, условия и другие структурные элементы данной теории логически не должны противоречить друг другу.

Интерпретируемость как признак научной теории означает, что теория должна обладать эмпирическим содержанием, должна предусматривать содержательную интерпретацию формальных результатов – без эмпирической интерпретации нет теории, поскольку в противном случае она превращается в простой набор знаков, формул.

Признак проверяемости научной теории характеризует ее с точки зрения содержательной истинности и способности ее к развитию, усовершенствованию.

Признак достоверности научной теории означает, что в научной теории истинность ее основных положений достоверно установлена.

Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования. Критерии достоверности результатов эмпирического исследования должны удовлетворять, в частности, следующим признакам:

1. Критерии должны быть объективными настолько, насколько это возможно в данной научной области.

2. Критерии должны быть адекватными, то есть оценивать именно то, что исследователь хочет оценить.

3. Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлением.

4. Совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса.

Стадия технологической подготовки исследования заключается в подготовке экспериментальной учебно-программной документации, учебных пособий и средств обучения; подготовке бланков протоколов наблюдений, анкет; приобретении или изготовлении необходимого экспериментального оборудования, создании необходимого программного обеспечения и т.п. Стадия технологической подготовки исследования специфична для каждой конкретной научной работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...