Проблема развития группы в социальной психологии
Отечественные исследования и подходы: Стратометрическая концепция (Петровский): основа концепции – степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности и ее общественной значимостью. Развитие группы – движение в континууме с положительным полюсом (коллектив) и отрицательным (корпорация). • коллектив (высокий показатель опосредованных межличностных отношений и общественной значимости) • просоциальная ассоциация (низкая степень опосредования межличностных отношений) • диффузная группа (отсутствие совместной деятельности) • асоциальная ассоциация (низкая степень опосредования межличностных отношений) • корпорация (высокий показатель опосредованных межличностных отношений, но низкий показатель общественной значимости) Параметрическая концепция (Уманский): основа схемы – социально-психологические параметры группы: содержание нравственной направленности группы, единство целей, ценностей, организационное и психологическое единство и т.д. Развитие группы – также движение в континууме. • коллектив • автономизация (синтетические процессы: групповая идентификация, обособление, внутренняя слитность) • кооперация (высокий уровень подготовки, сотрудничества и организационной структуры) • ассоциация • номинальная группа • конгломерат (все незнакомы) • антиколлектив Зарубежные исследования и подходы: Двухфакторная модель (Такмен): два фактора групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностный (развитие групповой структуры). Этапы межличностной активности: 1. проверка и зависимость (ориентировка участников в характере действий друг друга, поиск взаимоприемлемого поведения)
2. внутренний конфликт (нарушение взаимодействия, отсутствие единства) 3. развитие групповой сплоченности (исчезновение конфликта, гармонизация отношений) 4. функционально-ролевая соотнесенность (образование ролевой структуры) Этапы деловой активности: 1. ориентировка в задаче (поиск оптимального способа решения задачи) 2. эмоциональный ответ на требования задачи (противодействие требованиям задачи из-за несовпадения ее предписаний с личными намерениями) 3. открытый обмен релевантными интерпретациями (обмен мнениями, проникновение в намерения друг друга, выработка альтернативной трактовки информации) 4. принятие решений (конструктивные попытки успешного решения) Модель Обера– нормативно-ролевая система: 1. формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей 2. возмущение (разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий) 3. формирование инструментальных норм и гармонизация отношений в группе 4. выполнение (образование функциональных ролей, установление гибкой взаимозависимости отношений) Однофакторная модель (Мабри) ориентированна на решение задачи инструментального типа, включает следующие стадии: 1. латентная (ознакомление с задачей) 2. адаптационная (соотнесение возможностей участников с требованиями задачи) 3. интегративная (объединение усилий, координация стратегий) 4. достижение требуемого решения Однофакторная модель (Волков) – эмоциональная динамика: 1. фаза первичного восприятия и опознания, формирование первого впечатления о партнере 2. фаза сближения, формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, установки на совместное действие 3. фаза совместного действия, принятие межличностных ролей, определение статуса в общении 4. фаза сцепление (укрепление чувства общности «мы», формирование норм общения, включение механизмов взаимовлияния)
Особые формы принимает развитие группы в экстремальных условиях (ознакомление, дискуссии, ролевые ориентации). Важно учитывать, что происходит преобразование «просто кучки людей» в группу в полном психологическом смысле понятия. Чтобы проследить этот процесс, изучается принятие норм группы каждым новым участником (феномен давления группы, изучение конформизма), разделение членами группы групповых норм и целей (формирование групповой сплоченности).
43,44, Стадии и уровни развития группы Уровни развития группы Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума – начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня. В отечественной психологии существует несколько классификаций уровней развития группы. Так, Е.С. Кузьмин выделяет три уровня: 1. Номинальная группа. 2. Кооперация. 3. Коллектив. Н.Н. Обозов подразделяет развитие группы на четыре этапа: 1. Диффузная группа. 2. Ассоциация. 3. Корпорация. 4. Коллектив. Л.И.Уманский еще более дифференированно подходит к данной класификации и вычленяет шесть уровней: 1. Конгломерат 2. Номинальная группа 3. Ассоциация 4. Кооператив 5. Автономия 6. Коллектив
Каждая группа проходит через пять стадий развития. Сначала опишем историю развития группы. Первые четыре стадии развития группы сначала были разработаны Брюсом Уэйном Тукманом и опубликованы в 1965 году. Его теория под названием "Стадии Тукмана" была основана на проведенном им исследовании динамики группы. Он считал (это распространенное мнение и сегодня), что эти стадии неизбежны для того, чтобы группа развилась до того уровня, когда она сможет эффективно работать совместно и выдавать результаты высокого качества. В 1977 году Тукман совместно с Мэри Энн Дженсен добавил пятую стадию к 4 стадиям: "Закрытие". Стадия закрытия наступает, когда группа завершает текущий проект, и члены группы ближайшем будущем перейдут к другой работе, присоединившись к другим группам. У высокоэффективной группы окончание проекта вызывает чувство печали, так как члены группы успешно сплотились в единое целое, а теперь пойдут отдельными путями.
Пять стадий: • Стадия 1: Формирование • Стадия 2: Штормовая • Стадия 3: Урегулирование • Стадия 4: Результативная деятельность • Стадия 5: Закрытие В данной статье предложены объяснения каждой стадии и пример группы, проходящей через все пять стадий. Стадия 1: Формирование Стадия формирования происходит, когда члены группы впервые встречаются друг с другом. На этом первом совещании члены группы знакомятся друг с другом. Они обмениваются информацией о своем образовании, интересах и опыте и формируют первое впечатление друг о друге. Они знакомятся с проектом, над которым будут работать, обсуждают цели проекта и начинают думать о том, какую роль они будут играть в проектной группе. Члены группы еще не работают над проектом. Они, фактически, присматриваются друг к другу и ищут способ, согласно которому они могли бы работать вместе. Во время начальной стадии развития группы важно, чтобы руководитель группы очень четко разъяснил цели и дал четкие указания относительно проекта. Руководитель проекта должен обеспечить участие всех членов группы в определении ролей и обязанностей и должен работать вместе с группой, чтобы помочь им установить правила совместной работы ("правила группы".) Группа зависит от руководителя группы, который управляет ими. Стадия 2: Штормовая Когда группа начинает работать вместе, она переходит в штормовую стадию. Эта стадия неизбежна; каждая группа – особенно новая, никогда раньше не работавшая вместе – проходит через этот этап развития. На данной стадии члены группы соревнуются друг с другом за статус и за одобрение своих идей. Они имеют разные мнения насчет того, что должно быть сделано и как это должно быть сделано, что вызывает конфликты внутри группы. По мере прохождения через эту стадию под управлением руководителя группы они учатся решать проблемы совместно, работать независимо и вместе, как команда, и приспосабливаются к ролям и обязанностям в группе. Для членов группы, не любящих конфликтовать, прохождение этой стадии становится трудным испытанием.
Руководитель группы должен быть способен облегчить прохождение группы через эту стадию – обеспечить, чтобы члены группы учились слушать друг друга и уважать чужие идеи, даже если они сильно отличаются от их собственных.Следует обеспечить сотрудничество всех членов группы, и ни в коем случае не допускать чтобы один член группы контролировал все разговоры. Руководитель группы должен от некоторых ее членов требовать большей активности, в то время как других членов группы учить быть эффективными слушателями. Эта стадия подойдет к завершению, когда члены группы начнут лучше принимать друг друга и научатся работать вместе на благо проекта. На данном этапе руководитель группы может передать группе право принятия некоторых решений, чтобы дать ей большую самостоятельность, но при этом он должен продолжать участвовать в работе группы, чтобы разрешать любые конфликты как можно быстрее. Но некоторые группы не выходят за пределы этой стадии, и весь проект проходит в конфликтах, низком моральном духе и мотивации, что затрудняет завершение проекта. Нередко группы состоят из членов, являющихся профессионально незрелыми, и им трудно выйти за пределы этой стадии. Стадия 3: Урегулирование Когда группа переходит в стадию урегулирования, она начинает работать более эффективно как группа. Члены группы больше не ориентированы на свои личные цели, а сосредоточены на разработке способа совместной работы (процессы и процедуры). Они уважают мнения друг друга и ценят свои различия. Они начинают видеть ценность данных различий для группы. Совместная работа в группе кажется более естественной. На этой стадии группа уже согласовала свои групповые правила совместной работы: то, как они будут обмениваться информацией и разрешать конфликты в группе, и какие инструменты и процессы они будут использовать для выполнения работы. Члены группы начинают доверять друг другу и активно просить помощи и информации друг у друга. Вместо того чтобы соревноваться друг с другом, теперь они помогают друг другу в стремлении к общей цели. Члены группы также начинают добиваться значительных успехов в проекте, так как они работают вместе более эффективно. На этой стадии руководитель группы может не так тесно участвовать в принятии решений и решении проблем, так как члены группы теперь лучше работают вместе и могут взять на себя больше ответственности в этих сферах. Группа имеет лучшую саморегуляцию и способна сама решать собственные проблемы и конфликты. Но иногда руководитель группы может вмешаться, чтобы продвинуть дела вперед, если группа застрянет. Руководитель группы всегда должен обеспечивать совместную работу членов группы и может начать выполнять функцию учителя для членов группы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|