Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стихийные группы: типы и способы воздействия в них.




 

Стихийные группы это группы, в которых кратковременно объединяется большое число лиц, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Эти группы возникают стихийно, члены их не обязательно осознают свои цели, но активно действуют. Среди стихийных групп выделяют толпу, массу и публику.

 

Толпа более полно исследованная стихийная группа. Это собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание. Но с психологической точки зрения слово это получает уже совершенно другое значение. При известных условиях -- и притом только при этих условиях -- собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты. Длительность существования толпы определяется значимостью инцидента: толпа может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к целенаправленному движению. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в это время в толпе могут возникнуть элементы организации. Но они очень нестабильны: толпа легко может, и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.

Выделяются следующие виды толпы:

• окказиональная - толпа, связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию;

• конвенциональная - связанная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению и готовая (временно) следовать достаточно диффузным нормам поведения;

• экспрессивная - совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию (ее крайнюю форму представляет экстатическая толпа, достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза);

действующая толпа:

• агрессивная - объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту;

• паническая - стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности;

• стяжательная - вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в транспорте и т.п.);

• повстанческая - объединенная в связи с общим возмущением действиями властей; такая толпа нередко составляет атрибут революционных потрясений.

 

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно четкими границами. Масса - это множество людей без особых достоинств, это средний, заурядный человек.. Принадлежность к массе - чисто психологический признак, совсем не обязательно, чтобы субъект физически принадлежал к ней. О каждом человеке можно сказать, принадлежит он к массе или нет. Человек массы - это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что от такой же как все остальные, и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все.

Различают открытую и закрытую массу. Открытая масса, раз возникнув, стремится стать больше. Жажда роста - это первое и высшее свойство массы. Она старается втянуть в себя каждого, кто в пределах ее досягаемости. Масса распадается также внезапно, как возникает. В этой спонтанной форме она крайне восприимчива. Открытость, обеспечивающая рост, - одновременно ее слабое место.

Противоположностью открытой массе, которая может расти до бесконечности, которая существует везде и именно поэтому привлекает всеобщий интерес, является закрытая масса. Она отказывается от роста и делает упор на структуру. В ней четко видна граница. Пространство, которое заполняет закрытая масса, именно для нее предназначено.

В массе большую роль играют организаторы: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее: это - лидеры тех организованных групп, которые принимают участие в данном массовом действии. В действиях массы более четки конечные цели и тактика поведения. В то же время масса, как и толпа, достаточно разнородна, а поэтому достаточно неустойчива.

 

Публика — кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем - на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади и др. Публику часто именуют аудиторией. Г.Тард одним из первых разделил толпу и публику, обозначив отличительную особенность последней как психические связи,так как она разобщена и поэтому медленнее включается в любое действие. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п.

Возрастающая роль больших социальных групп в жизни общества заставляют с особым вниманием отнестись к изучению механизмов влияния больших групп на сознание отдельного человека. Сами способы воздействия (заражение, внушение, подражание), реализуемые в стихийных группах, достаточно традиционны (Приложение А).

 

Согласно Андреевой Г.М., заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и так далее. Феномен заражения был известен на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и прочее.

Заражение – это бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок.

Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифицируют с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждение и внушение. Именно эта третья форма информации связана с некритическим восприятием. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некритическое принятие информации, становится весьма различной.

Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Анализ этих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания, среди которых, например, имеются следующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (то есть внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция - центру, дворянство - королевскому двору) и так далее.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...