ВИДИМ И НА ШКУРЕ КОШАЧЬИХ?
Портманн проводит очень удачное сравнение, указывая на то, что одно лишь морфологическое или биохимическое исследование такого пигментирования не многое нам может дать. Ведь эти рисунки и узоры подобны неизвестным для нас письменам. "Теперь возникает вопрос о смысле, о значении слова, и я должен решать его совсем иными средствами... Значение рисунков не зависит от материала, на котором они начертаны. Также и в вопросе о значении узоров на голове животного - не имеет большого значения, как образуется рисунок; напротив, большую роль играет его общий характер. Для ответа на этот вопрос нужно выбирать способ исследования совсем иного, рода, чем тот метод, следуя которому идут физиология и генетика. "*/*Adolf Portmann: Die Tiergestalt. 7 глава "Von Mustern und Zeichnungen"./ Подобные "исследования совсем иного рода" должны быть предприняты, чтобы постепенно понять рунические знаки рисунков на шкуре, колючках, мехе, крыльях и перьях. Это та "тайнопись", на которую указывает Новалис и которую нужно расшифровать. Может быть, следует начать с кошек и за исходный пункт принять противопоставление "грива - узоры на шкуре"? Грива, обычно наиболее темная на львиной шкуре часть, не только обрамляет его морду, но и морфологически отделяет голову от остального тела. Получается фигура, о которой я слышал, как Еуген Колиско однажды сказал с усмешкой: "Лев сзади не оправдывает того, что обещает спереди". Этим точно описано впечатление. Если гривы нет, то голова гармонически соединяется с телом, и поскольку нет гривы-перегородки, на шкуре появляются узоры и орнаменты. Здесь мы встречаемся с правилом, на которое, в смысле сущностной закономерности, указывал еще Гете. Он обратил внимание на ту идею "экономной потери и приобретения", которая царит в природе. "При таком рассмотрении тотчас выступает закон, что нельзя где-то что-то прибавить, не отняв чего-то в другом месте."* И что у львов-самцов приводит к огромной гриве, у остальных кошек, как маленьких, так и больших, выражается в цвете и форме. /*Goethes naturwissenschaftliche Schriften. Издатель Рудольф Штайнер. Т. 1 "Erster Entwurf einer allgemeinen Einleitung in die vergleichende Anatomie von der Osteologie"./
Не взаимное ли проникновение головной и телесной организации открывается в этих рисунках? Не потому ли тело жирафа, от длиннющей шеи до самых копыт, покрыто коричневыми многоугольными пятнами? Не оттого ли темные полосы у зебры, что у нее особенно сильная шея? Не напали ли мы здесь на след некоторого образующего закона? Наблюдая больших кошек, мы невольно обращаем внимание на то, что рисунок на шкуре тигра повторяет направление ребер. Черные полосы подобно обручам облегают грудь и живот, и также продолжаются на хвост и задние ноги. А сервал и оцелот наделены полосообразной системой пятен и розеток; направление этих полос идет вдоль позвоночника, конечностей и хвоста. У дымчатой пантеры, как и у жирафа, шкура равномерно покрыта темными пятнами. Таким образом, мы можем различить три типа рисунка: Кольцеобразные полосы, облекающие тело и конечности. Примеры: тигр, дикие кошки, полосатая гиена, зебра, окапи, бонго, тасманийский сумчатый волк и т.д.Продольные ряды пятен, крапин и розеток, идущие параллельно позвоночнику и длинным трубчатым костям конечностей. Примеры: оцелот, сервал, рысь, генета. Образующая равномерный рисунок и покрывающая все тело сеть круглых и угловатых пятен: гепард, дымчатая пантера, жираф и т.д. Леопард и ягуар находятся посредине второй и третьей групп. Не возникает ли из этой системы намек на значение этих трояких рунических письмен? Мы не слишком ошибемся, если представим себе, что сила ритмического течения крови и дыхания - это тот художник, который выводит узоры. Дыхание, струящееся внутрь и наружу, рисует на тигре и зебре темные кольца вокруг тела и ног. Втекающая и вытекающая из сердца кровь, соединяющая тело и голову, рисует на шкуре продольные пятна и крапины. А сетка пятен, покрывающая ягуара и жирафа, это проявленный изнутри наружу образ покрывающих поверхность тела капиллярных потоков.
Таким образом, ритмическая организация кровообращения и дыхания, особенно сильно развитая у хищников, могла бы быть тем, что открывается вовне как рисунки и узоры. Будущая психология животных должна будет разобраться в этом вопросе, ведь поведение тигра, леопарда и ягуара различается в соответствии с существом эти письмен. Но почему же лев носит гриву и однотонную окраску? И почему эта грива - мужской признак, тогда как у львиц нет ни гривы, ни узора? Среди всех больших кошек только львицы одноцветны. В этом они общи со всеми собаками. Ни лисы, ни волки, ни шакалы не носят таких живых и многообразных узоров, которые характерны для больших и малых кошек. Но здесь, как и всюду, есть исключения. Так, у камы, маленькой южноафриканской лисы, есть намек на кольца. У волка на севере вокруг шеи есть что-то вроде светлого кольца. А некоторые виды домашних собак - немецкие доги, некоторые боксеры, немецкие легавые - покрыты узором. Но все дикие формы одноцветны. Их шкура в общем длиннее и гуще, чем у кошек, и ближе к гриве. Не значит ли это, что лев некоторым образом уподобляется собачьим? Но вряд ли есть другой, столь же типический вид кошек! Или он достигает своего "королевского" положения только потому, что он единственный среди всех кошек, кто открывается в своей мужественности? Не оправдано ли в этой связи, что гений языка говорит "пес" и "кошка"?*/*В нем. языке der Hund (пес, собака) грамматически мужского рода, die Katze (кошка) - женского./ Начинаешь предчувствовать, что здесь выражаются образующие тенденции, указывающие на "экономический закон", о котором говорил Гете. Когда на шкуре появляются полосы, кольца и другие узоры, исчезает грива и длинный мех. И наоборот, однотонность возникает там, где сильно растут мех и грива.
Возможно, дело обстоит так, что все цвета, пятна и рисунки - вместе с коротким ворсом - у млекопитающих являются женской чертой. Напротив, длинный волосяной покров, грива и неяркие цвета, без узоров и рисунков - больше мужские признаки. Грива, светлый воротник на шее у волка отделяют голову от остального тела. И это характеристика мужского. Тогда как единство головы и туловища, взаимослияние обеих частей, это больше женское. Таким образом - сначала в качестве догадки - мы можем сказать: кошачьи виды по своим телесным признакам имеют больше женскую натуру. А собаки проявляют больше мужские черты. Лишь лев выделяется из этого ряда и является "мужчиной" в царстве кошек. Своей гривой он дает нам ключ к пониманию хищников. "МУЖЕСТВЕННЫЕ" ПСЫ И "ЖЕНСТВЕННЫЕ" КОШКИ
Рассуждая таким образом, мы получили еще один важный признак кошек и собак: скромная простая окраска собак в противоположность бросающейся в глаза, претенциозной расцветке кошек - у всех, кроме льва. Теперь мы попытаемся привести в созвучие с этим качеством представленные во второй главе признаки. Замкнутый в себе, округлый облик как больших, так и малых кошек соединен со значительной агрессивностью: приручить тигра, ягуара или пантеру удается лишь с большим трудом. Маленькие кошки тоже кровожадны, дики и воинственны. Напротив, львы, особенно самцы, ленивы, медлительны, с неким часто как бы апатичным превосходством. И у собак отсутствует эта непосредственная дикость. Ни лиса, ни шакал, ни волк не нападают без нужды. Они берут себе то, что им надлежит, не больше. Именно современные исследования заново открыли эту сторону жизни волков. Переживания, описанные супругами Крислер* во время их жизни среди молодых волков на Аляске, пронизаны трогательным пониманием этих животных. У ставшего доверчивым волка открываются удивительные очарование, сочувствие и привязанность. И здесь может неожиданно прорываться агрессивность, но по сравнению с кошками она не так захватывает и не так продолжительна. * Lois Crisler: Wir heulten mit den Wölfen. Wiesbaden 1961./
Поэтому мы можем указать на параллель, существую-щую между украшающим мех рисунком и характером поведения этих животных. Для диких агрессивных кошек характерен пестрый, часто ярко разрисованный мех. Наоборот, собаки, которые гораздо более миролюбивы, обнаруживают более простую и однотонную расцветку. Единственные пятнистые собаки, гиены, являются крайне агрессивными хищниками. Поэтому можно предположить, что у хищников более сильная внутренняя возбудимость открывается в цвете и рисунке шкуры. Сухантке* указал на подобное же явление в царстве птиц. И там обнаруживается явная связь между рисунком, цветом, "выставлением напоказ" - и эмоциональностью поведения. Чем проще и беднее оперение, тем красноречивее проявляется способность заботиться о потомстве. /*Andreas Suchanlke: Was spricht sich in den Prachtkleidern der Vögel aus? "Die Drei", 4/1964./ Но если мы обратимся теперь к принципу, формирующему тело кошек и собак, то не так-то легко будет понять взаимодействие телесного строения и характера. Ведь округлость и большая замкнутость кошачьего тела должны бы свидетельствовать о большей мягкости. Тогда как угловатые формы волка и лисы, развитая пасть, большое число зубов, резкость движений должны бы указывать больше на дикость и агрессивность. Нет ли здесь противоречия? Или существует противоположное сочетание формы и цвета, облика и рисунка? Здесь мы встречаемся с особой проблемой, выступающей уже в языке. Как само собой разумеющееся мы произносим слово "der Hund" с мужским артиклем, a "die Katze" - с женским, и тем самым ставим их обоих в определенное положение. Здесь мудрость языка выражает нечто, что полусознательно выступает навстречу нашему непосредственному ощущению. Мы не можем не переживать кошку "женственной", а пса - "мужественным". Тем самым мы можем говорить об округло-женских формах кошек и угловато-заостренных мужских формах у собак. Но это находится в явном противоречии с характером поведения. Это противоречие может быть снято, только если принять во внимание указания Рудольфа Штайнера, сделанные им в отношении двух полов у человека. В докладе "Мужчина и женщина в свете духовной науки"* он показал, сколь противоположно и несовместимо характеризовали оба пола на рубеже столетия. /*Рудольф Штайнер "Mann und Weib im Lichte der Geisteswissenschaft", доклад от 18 марта 1908 г. в Мюнхене, напечатан в GA 56 (Die Erkenntnis der Seele und des Geistes)./ "Одни находили, что основной чертой женщины является, например, вспыльчивость и гневливость, другие преобладающим качеством считали покорность и смирение. И снова другой исследователь... приходит к выводу, что сущность женщины лучше всего выражается в чувстве преданности, а еще один - во властолюбии, третий - в консерватизме, а четвертый находит, что женщина как раз и есть революционное начало в мире."
Получаются те же противоречия, что и встретившиеся нам при рассмотрении кошек и собак. Рудольф Штайнер принимает эти противоположности и показывает, что их существование вполне оправдано, только мы должны учиться смотреть сквозь выступающие здесь антиномии.
Прежде всего он указывает на четырехчастное деление человека, который наряду с физическим телом скрыто несет в себе также эфирное тело, или тело образующих сил. Кроме того, душевное тело и "Я". Он говорит: "Прежде всего мы коснемся здесь физического и эфирного тел. И здесь скрывается также разрешение загадки поведения полов... Человек по своей сущности является примечательным организмом; а именно, его эфирное тело лишь частично является оттиском физического тела. В отношении пола все обстоит иначе. У мужчины эфирное тело женское, а у женщины мужское. Пусть это и покажется сначала несколько странным, но более глубокое рассмотрение должно привести к тому, чтобы увидеть этот чрезвычайно значительный факт: в сокровенном каждого человека присутствует нечто от другого пола." Это описание приподнимает завесу над одной частью тайны, окружающей кошачьих и собачьих. Мы начинаем понимать их "значение". Собаки являют миру мужское тело. Но в нем живет женское эфирное тело; оно определяет характер всего собачьего отряда. Эти животные - безропотные, преданные своему господину и миролюбивые. А мужское физическое тело делает их борцами и защитниками. В диком рыскучем волке на передний план выступают "физические" свойства, также и в мудрой, часто хитрой лисе. А у шакала, и в первую очередь у связанной с человеком домашней собаки сильнее выступают женско-эфирные признаки. Наоборот, у кошек мы находим преимущественно развитым женское физическое тело. Они внешне мягкие, любят умываться и прихорашиваться, и вообще им присущи качества, которые мы должны назвать женскими. Но за этим скрывается мужское эфирное тело, оно-то и расцвечивает шкуру. Оно же - носитель дикого характера хищника, его агрессивности. Рудольф Штайнер добавляет к этому еще следующую характеристику: "Женщина во внутреннем несет мужские качества, а мужчина женские. И если мужчина становится борцом в силу своей внешней телесности, поскольку храбрость связана с внешней организацией его тела, то женщина обладает внутренней храбростью, способностью жертвенной отдачи. " Последнее как раз и является физически обусловленным качеством пса; напротив, воинственное поведение прорывается из мужского эфирного тела кошки. "Мужчина, - продолжает Рудольф Штайнер, - созидая, поглощен тем, что находится вовне. Женщина действует в мире с жертвенным смирением и пассивностью". Мы можем добавить: то, что у женщины, обусловленное физически, становится беззаветной жертвенностью, проявляется, действуя эфирно, в семействе собак. Таким же образом обусловленная физическим активность мужчины превращается во взрывную неуравновешенность кошек, коренящуюся в эфирном. Если мы чуть дальше проследим это рассмотрение, то выявится коренное различие между человеком и хищниками. Разделение полов в человечестве, повлекшее за собой глубокое разделение на мужчину и женщину, выступает в описанном только что царстве кошек и собак не только как разделение на самок и самцов, но пронизывает целые группы животных. Все собаки, самцы ли, самки ли, почти без различий проявляют одни общие черты характера, которыми в роде Homo sapiens может обладать только мужчина. И подобным же образом у всех кошек, за исключением только львов, обнаруживаются качества-женщины. Мы начинаем понимать, что значение полов у человека и у хищников совершенно различно. У человека при разделении на мужчину и женщину возникает столь глубокое различие, что - если перенести его на животных, - оно приводит к двум различным отрядам. Эту тенденцию можно проследить сквозь все семейство млекопитающих. Всюду как раз близко стоящие к человеку животные по сравнению с ним самим проявляют лишь незначительные различия между самками и самцами. Даже там, где к мужским признакам прибавляются рога, различие в физическом строении и поведении обоих полов относительно невелико. Только у человека оно проникает так глубоко в телесную организацию и поведение индивидуальности, что возникает почти что два различных биологических вида. Мужчина много мужественнее любого животного-самца, а женщина, даже при всех отклонениях, более женственна, чем любая животная самка. Ибо в человеческом роде разделение на мужчину и женщину происходило таким образом, что этим было охвачено все физически-эфирное тело. Из-за того, что мужчина носит мужское физическое и женское эфирное тела, а женщина, наоборот, женское физическое и мужское эфирное, разделение стало полным. Здесь противостоят друг другу две огромные полярности. Мужчина и женщина - это выражение двух исконных противоположностей. У животных это не так. Даже если у многих птиц самки и самцы заметно отличаются по расцветке, рисунку перьев и поведению, все же и здесь, по сравнению с человеком, разница минимальна. А там, где эта разница выражена очень сильно - как, например, у насекомых (достаточно вспомнить трутней и пчелиных цариц, или гигантских самок термитов, или огромное различие самок и самцов у пауков) - все дело скорее не в половом диморфизме, а в получившем телесное выражение процессе разделения труда. Трутни заботятся об оплодотворении, на пчелиную царицу возложена "задача" откладывания яиц. Но это лишь внешне связано с полярностью "мужское - женское". Только выяснив это, мы начинаем прикасаться к двойственности собак и кошек. В них. воплощен образ мужского и женского человеческого тела. Пес - это изображение мужчины, кошка - изображение женщины, если принимать во внимание эфирно-физическую природу человека. Именно поэтому столь особенно положение обеих этих групп по отношению к человеку. Одно арабское предание из Палестины гласит: "Некогда, когда мир еще был юн и нов, каждому животному была дана одному ему определенная задача. А кошка и пес были освобождены от всякой низкой работы. Пса освободила от всяких обязанностей его верность, а кошку - чистоплотность и опрятность. Им был выдан письменный документ, подтверждающий это решение. Пес забрал грамоту себе и закопал ее там, где обычно прятал старые кости. Но в лошади, осле и воле пробудилась такая ревность, что они подкупили крысу найти это подземное захоронение и уничтожить документ. Так и случилось, и с тех пор пес за свою небрежность был посажен хозяином на цепь, а кошка так его никогда и не простила."* /*См. Edward C. Ash: Dogs; Their History and Development. 2 тг. Лондон 1927./В завуалированной форме сквозь эту историю звучит рассказ о грехопадении. Многие другие легенды и сказки, рассказывающие о кошках и собаках, подобным же образом указывают на эту тайну. Например, она затрагивается в различных переложениях сказки о "Бременских музыкантах". Ибо осел представляет физическое тело, пес и кошка эфирное, а кукарекающий, хлопающий крыльями петух - образ души. Только все четверо вместе могут действовать, как один человек. Трехчленность человеческого организма и полярность кошек и собак. Если мы снова возвратимся ко второй главе этого описания и еще раз проведем перед глазами морфологические различия между кошками и собаками, то мы сможем теперь это сделать, принимая во внимание различия между мужчиной и женщиной. Мы указывали, что у собак лучше, чем у кошек проработаны органы чувств и конечности. У кошек, наоборот, сильнее развита нервная система и система обмена веществ. Мы нашли, что собаки больше живут в дыхании, а жизнь кошек определяется больше кровообращением и сердечной деятельностью. Если мы сопоставим эти различия, то получится следующее: Собачьи Кошачьи Органы чувств Нервная система Легкие и дыхание Сердце и кровообращение Конечности Обмен веществ При взгляде на это становится очевидным, что тут представлена как бы разделенная на две части та трехчленность человеческой организации, которую с самых разных точек зрения описывал Рудольф Штайнер, начиная с 1916 г. У собак особенно выделяется система ощущений, дыхание и строение конечностей. Эта сторона открывает, так сказать, "мужской" характер этой группы. И мужчина в среднем больше, чем женщина; ноги и руки у него длиннее и лучше проработаны, чувства острее, его жизнь определяется больше дыханием. Грудная клетка у него больше, плечи шире и дыхание глубже, чем у женщины. Напротив, женский организм - как и у кошек - сильнее пронизан обменом веществ. С этим связаны регулы, а также возможность забеременеть и приносить развивающемуся плоду необходимое питание. На время беременности изменяется и вся система циркуляции, и сердце испытывает увеличение нагрузки. Не умом, позволяющим мужчине погрузиться в то, "что живет вовне" - но в беззаветном смирении пассивности действует женщина в мире. Это позволяет ей большая проработанность нервной системы. Но теперь еще яснее становится то, что собака физически определяется своими мужскими чертами, тогда как в ее характере запечатлены женско-эфирные силы. А кошка физически представляет собой отражение женского организма; ее поведение, напротив, находится во власти мужских эфирных сил. У человека здесь происходит обратное. Женское эфирное тело действует определяюще на мужское физическое тело. А мужской характер определяется мужским физическим телом. Наоборот, мужское эфирное тело образует женскую конституцию, тогда как женское физическое тело строит женский характер. Но этих сложных связей здесь можно лишь коснуться. Кто пытается, наблюдая и размышляя, вжиться в эти представления, тот быстро научится понимать особое положение собак и кошек. Они являются выражением действующей во всем творении полярности между мужским и женским. Оба, где и когда они бы не появлялись, несут в себе обе стороны. Мужественный пес женскую отдачу, женственная кошка мужскую агрессивность. Поэтому Иштар - Венера ассиро-вавилонской мифологии - проявляет как женские, так и мужские черты. Как вечерняя звезда, она являлась олицетворением великой любви и самоотвержен; ности. Как утренняя звезда, она являла первозданно мужскую силу и мощь. На ассирийских изображениях она носит большую бороду, и тем самым - подобно богу Ассуру - приоткрывает свою львиную природу. */*См. Julius Schwabe: Archetyp und Tierkreis. Basel 1951./ Тут увидена сущность "царя зверей". Та мужская сила, которая у всех остальных больших и маленьких кошек выражена в агрессивности, прорывается здесь в физическое формообразование. Возникает грива и делает королевского льва - утреннюю звезду – признанным властелином. Он, единственный среди всех кошек, получает мужское тело, хотя и принадлежит женскому роду. В этом двойственность его природы. В иной форме эго проявляется в культах древнего Египта. Там были две богини, обе имевшие человеческий облик и носившие львиную гриву. Сахмет, "могучая", почиталась в Мемфисе. "Она, богиня войны - как первозданная змея фараона – извергающая огонь". */*Adolf Erman: Die Religion der Ägipler. Berlin 1934/ Ее обратной стороной была богиня Бастет, кроткая и миролюбивая. В руке она носила трещотку танцовщицы и корзину. Египтяне переживали обеих, как "единое". Они говорили об одной личности, которая миролюбива как Бастет и ужасна, как Сахмет. Тем самым они указывали на тайну, что Сахмет представляет мужское эфирное, а Бастет, наоборот, женское физическое тело кошки. А боги с собачьими и шакальими головами были у египтян мужской природы. Это были либо боги умерших (Анубис), либо же те, чьи изображения выносились перед сражением. "Открывающие путь" шли перед Озирисом и были его сподвижниками. В качестве атрибутов они носили палицу и лук. Они указывали на физически-мужскую природу пса, и их головы больше были похожи на головы волков. А Анубис, с головой пса, служил умершим, которых он вел к посмертному просветлению. Здесь почиталась и образно изображалась верность и сила самоотдачи эфирной природы собак. В этих мифологических образах открывается тайна, которую носят с собой собаки и кошки: их мужская и женская организация, сделавшая их с древнейших времен спутниками человека, которому они, однако, предшествовали в своей высшей сущности как групповые души.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|