Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация потребностей по Мюррею (1938 г.)




 

Критерий классификации потребностей Виды потребностей
Происхождение (физиологическое или нет) Первичные Вторичные
Привлекательность объекта для индивида (формирование позитивных чувств или негативных – чувства вины, страха и т.п.) Позитивные Негативные
Ориентация на действительное или воображаемое поведение индивида Явные Латентные
Уровень осознания потребности индивидом Неосознанные Осознанные

Иерархия потребностей по А. Маслоу (1943 г.)

  Потребности этические: в совершенстве мира, справедливости.
  Потребности эстетические: в гармонии, красоте.
  Потребности в самовыражении, самореализации, самоутверждении, самосовершенствовании.
  Потребности в познании  
  Потребности в духовной близости, признании, уважении, авторитете.
  Потребности в принадлежности социальной группе, в определенном социальном статусе.
  Потребности в безопасности, уверенности.
Потребности физиологические: в тепле, пище, одежде, жилище, комфорте, отдыхе.
               

Теория мотивации Д. МакКлиланда (1965 г.)

Базовая потребность Описание потребности
Потребность в достижении Потребность быть впереди, преуспевать, брать на себя ответственность за решение проблем.
Потребность в присоединении или принадлежности Потребность приобретать друзей, становиться членом групп, объединяться с другими людьми.
Потребность во власти Потребность влиять на других людей, направлять, доминировать.

Типология потребностей по М. Дуглас и Б. Айшевуду (1979 г.)

(источник Дж. О' Шонесси)

Тип потребности Группы потребностей Примеры товаров
Гедонистические потребности Потребности для поддержания тела Пища, жилище, товары для здоровья
Потребности для поддержания души Общение, любовь, самореализация
Социальные потребности Сообщение окружающим о статусе и ценностях потребителя Косметика, одежда, обувь, автомобиль
Фиксация важных с социальной точки зрения событий Свадебные платья, банкет в ресторане по случаю юбилея
Высвобождение времени для социальной жизни Бытовая техника, телефон, замороженный полуфабрикаты
Осмысление мира и упорядочивание событий Телевизор, газеты

Теории потребительских ценностей

Реестр ценностей М.О. Рокича (1973 г.)

Тип ценностей Сущность ценностей Шкала ценностей
Терминальные ценности Убеждения индивида о целях, к которым он стремится. Комфорт, Волнующая жизнь, Чувство достижения, Мир, Красота, Равенство, Семья, Свобода, Счастье, Внутренняя гармония, Зрелая любовь, Благополучие социальной группы, Удовольствие, Безопасность, Самоуважение, Общественное признание, Дружба, Мудрость.
Инструментальные ценности Представления индивида о методах достижения целей. Амбициозность, Кругозор, Способность, Бодрость, Чистота, Храбрость, Прощение, Услужливость, Честность, Воображение, Независимость, Интеллектуальность, Логичность, Любовь, Послушность, Вежливость, Ответственность, Самоконтроль.

 

Список потребительских ценностей по Кайле Л.Р. (1983 г.)

Уважение к себе
Безопасность
Теплые взаимоотношения
Чувство достигнутого
Удовлетворенность собой
Уважение со стороны других
Чувство принадлежности
Радость / удовольствие / приятное возбуждение

Теория потребительских ценностей Шета, Ньюмана и Гросса (1991 г.)

Вид ценности Определение
Функциональная ценность Воспринимаемая полезность блага, обусловленная его способностью играть утилитарную роль.
Социальная ценность Воспринимаемая полезность блага, обусловленная его социальной ролью.
Эмоциональная ценность Воспринимаемая полезность блага, обусловленная его способностью возбуждать чувства.
Эпистемическая ценность Воспринимаемая полезность блага, обусловленная его способностью возбуждать любопытство, создавать новизну, нести новые знания.
Условная ценность Воспринимаемая полезность блага, обусловленная специфической ситуацией, в которой находится субъект.

Потребности по Дж. О' Шонесси (2001 г.)

Потребности человека связаны с его стремлением к "хорошей жизни", к некоторому идеалу, существующему в сознании потребителя.

Стремления человека
Приблизить хорошую жизнь Избежать плохой жизни
Быть здоровым Быть любимым / вызывать восхищение Быть в безопасности Жить полной жизнью Быть "своим человеком" Быть уверенным в себе Быть раскованным Быть красивым Быть умным Контролировать ситуацию Быть интересным Не быть виноватым Быть последовательным Быть богатым / могущественным Быть честным Быть нездоровым Быть нелюбимым / вызывать ненависть Быть в опасности Быть пассивным Быть чужаком Быть неуверенным в себе Быть скованным / беспокойным Быть уродливым Быть невеждой Подчиняться другим Быть скучным Испытывать чувство вины Быть непоследовательным Быть бедным / беспомощным Поступать неэтично

Многокритериальная классификация потребностей

По Д. И. Баркану (1991 г.)

Классификационный признак Виды потребностей
По иерархическому уровню Первичные (низшие) Вторичные (высшие)
Физиологические Безопасности В принадлежности и одобрении социальной группы, в социальном статусе В авторитете, уважении, духовной близости В самовыражении, самоутверждении
По временным параметрам Остаточные (прошлые) Текущие (настоящие) Перспективные (будущие) Дальнесрочные
По принципу удовлетворения Удовлетворяемые одним товаром Удовлетворяемые комплексом товаров Удовлетворяемые взаимозаменяемыми (конкурентными) товарами
По четкости перевода потребности в характеристики товара Неопределенные Конфигурационные Качественные Количественные
Размытые Четкие
По степени удовлетворения Неудовлетворенные Не полностью удовлетворенные Полностью удовлетворенные
По массовости распространения Географическое Социальное
Всеобщее Региональное (выделение региона – по географическому положению, климатической зоне, уровню развития, принадлежности к системе стран и др.) Всеобщее Внутри той или иной социальной группы, выделенной по любому признаку (национальность, доход, образование и др.)
По эластичности Неэластичные Слабой эластичности Средней эластичности Высокой эластичности
По природе возникновения Основные Прямо индуцированные Косвенно индуцированные
По сложившемуся общественному мнению Социально негативные Социально нейтральные Социально позитивные
По глубине проникновения в общественное сознание Неосознанные Единично осознанные Частично осознанные Осознанные всей потенциальной группой
По степени текущей настоятельности Слабой интенсивности Нормальной интенсивности Повышенной интенсивности Ажиотажная
По причине возникновения Естественная Импуль-сивная Внушенная
Другими потребителями Модой Коммуникационной деятельностью фирм
По временным параметрам потребления Единично удовлетворяемая Дискретно удовлетворяемая Периодически удовлетворяемая Непрерывно удовлетворяемая
По свободе удовлетворения Свободные Деформированные
Низкой степени Средней степени Высокой степени
                                                       
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...