Макросегментирование - процесс выделения группы потребителей, имеющих определенную базовую потребность (выделение рынка товарной категории, определение сферы деятельности).
Микросегментирование - деление потребителей определенного товара на группы по тем или иным характеристикам, которые определяют различные требования потребителей к товару.
Концептуально процесс микросегментирования (далее - сегментирования) основан на следующей посылке:
Потребители - разные. У них разные потребности, разные требования к товару, они ведут себя по-разному: в процессе выбора товара, в процессе приобретения товара, в процессе использования товара, в процессе формирования реакции на товар. В связи с этим необходимо по-разному подходить к работе с потребителем: предлагать им различные по свои характеристикам товары, по-разному продвигать и продавать товары. Для того, чтобы определить, чем отличаются потребители друг от друга и как эти отличия отражаются на требованиях к товару, производится сегментирование потребителей.
Сегментирование потребителей - процесс разделения потребителей на группы таким образом, что в одной группе объединяются потребители сходные между собой по тем или иным характеристикам, важным с точки зрения выбора и использования товара.
Сегмент – совокупность потребителей товара, схожих между собой по тем или иным признакам и одинаковым образом реагирующих на деятельность фирмы.
Критерии сегментации индивидуальных потребителей и домохозяйств
Таблица 1
Группа критериев
Критерии сегментации
Географические характеристики рынка
· континент,
· система стран,
· государство,
· регион,
· населенный пункт (город, поселок и т.п.),
· район в населенном пункте,
· климатическая зона,
· плотность населения,
· другое.
Поведенческие особенности потребителя в процессе принятия решения о покупке, приобретения и использования товара
· мотивы совершения покупки (обыденная покупка, особые причины),
· цели приобретения товара (функциональные, имиджевые, прочие),
· обычные способы использования товара,
· искомые выгоды,
· предпочтения,
· покупательские привычки (обычные места покупок, типичная реакция на маркетинговые стимулы),
· тип принятия решения о покупке (импульсивное, обдуманное, выношенное в течение долгого времени),
· степень подверженности влиянию со стороны в процессе принятия решения о покупке (полностью самостоятельное решение, влияние близких, влияние рекламы),
· статус покупателя (не покупает, бывший покупатель, потенциальный покупатель, новый покупатель, редкий покупатель, постоянный покупатель),
· тип покупателя (обычный, неординарный),
· степень готовности покупателя к восприятию товара (неосведомленный, осведомленный, информированный, заинтересованный, желающий, намеревающийся купить, покупающий),
· уровень требований к информации о товаре,
· интенсивность потребления (покупает мало и редко; покупает мало, но часто; покупает много, но редко; покупает много и часто),
· приверженность к марке (нет приверженности ни к одной марке, в равной степени привержены к нескольким маркам, достаточно высокая степень приверженности к одной марке, абсолютная приверженность к одной марке),
· отношение к данному товару вообще (восторженное, положительное, безразличное, отрицательное, враждебное),
· отношение к данной фирме вообще (восторженное, положительное, безразличное, отрицательное, враждебное),
· другое.
Критерии сегментации корпоративных потребителей
Таблица 2
Группа критериев
Критерии сегментации
Географические характеристики рынка
См. выше в соответствующей строке таблицы 1.
Характеристики потребителя
· характер потребности конечного потребителя,
· описательные характеристики корпоративного потребителя,
· поведенческие особенности корпоративного потребителя, характеризующие его деятельность.
Поведенческие особенности потребителя в процессе принятия решения о покупке, приобретения и использования товара
· см. выше в соответствующей строке таблицы 1,
· характер отношений между корпоративным потребителем и фирмой,
· уровень формализации процесса закупки,
· характеристики лица, принимающего решение о закупке,
· тип закупки (новая закупка, повторная закупка без изменений, повторная закупка с изменениями),
· характеристики типичных закупок (количественные и качественные),
· другое.