Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности формирования социальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха в процессе игровой деятельности




Сократить выводы и уточнить терминологию!!!!

Одним из приоритетных направлений модернизации специального образования признан компетентностный подход, который предполагает отход от знаниевой модели передачи опыта к практико-ориентированной, поведенческой (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина и др.). В основных положениях концепции специального образовательного стандарта выделяются два компонента пяти содержательных областей образования: академическая составляющая и жизненные компетенции[18], [24], [34]. Жизненные компетенции призваны обеспечить актуальное существование ребёнка в повседневной жизни и включают: речевую практику, практику применения математических знаний, практику взаимодействия с окружающим миром, практику личного взаимодействия с людьми, практику жизни в социуме. Идея ориентации на подготовку детей с ОВЗ к жизни в социуме и взаимодействию с ним предъявляет особые требования к уровню сформированности у детей с ограниченными возможностями социальных компетенций.

Проведенный в первом параграфе данного исследования теоретический обзор позволил определить, что:

- позиции авторов относительно структуры социальных компетенций и проявлений социальной компетентности дошкольников различны:

- нет единства и в вопросах относительно путей и средств изучения состояния социальных компетенций у детей дошкольного возраста;

- не разработан аспект изучения социальных компетенций у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха;

- не изучено состояние социальных компетенций детей с нарушениями слуха;

- не определено структурное, функциональное, организационное содержание работы по формированию социальных компетенций у старших дошкольников с нарушениями слуха.

В связи с чем, значимость социальных компетенций в системе ценностно-целевых ориентиров специального образования и недостаточная исследованность теоретико-практического решения вопроса о направлениях, средствах диагностики, условиях формирования социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха позволили определить актуальность проблемного поля нашего исследования.

В ходе исследования, нами было достигнуто понимание феноменологии исследуемого процесса, определена структурно-функциональная характеристика социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста, разработан алгоритм и содержание методики исследования социальных компетенций у дошкольников с нарушениями слуха. Выделим наиболее значимые положения, определившие содержание представленного в работе материала:

1. Под социальными компетенциями мы понимаем различные проявления осведомлённости ребёнка в вопросах организации общения с детьми и взрослыми, осуществление общения конвенциональными средствами в соответствии с принятыми социокультурными нормами и правилами. Социальные компетенции у дошкольника можно считать сформированными, когда его деятельность и общение в рамках общности адекватна ее ценностям и направлена на продуктивное взаимодействие с ней в реальной жизни. При этом поведение ребенка соответствует нормам общества. Мы считаем, что социальные компетенции обеспечивают интеграцию ребёнка в социум и выражаются в наличии у ребёнка особой внутренней позиции, его готовности действовать с учётом интересов, ролей, целей социальных партнёров, добиваясь конструктивных результатов и гармонизации социальной среды.

2. Структура социальных компетенций дошкольников может быть представлена тремя компонентами: когнитивным, ценностно-мотивационным и поведенческим.

Когнитивный компонент:

- обеспечивает готовность ребёнка познавать социальный план действительности, нормы и правила жизни в обществе;

- быть осведомленным в области взаимоотношений людей в социуме, осознавать самость и собственную индивидуальность;

- понимать свои и чужие чувства и эмоции;

- предвосхищать последствия своих и чужих поступков, их влияние на эмоциональное состояние и взаимоотношения людей.

Ценностно-мотивационный компонент обеспечивает готовность ребёнка:

- принимать и ценностно относиться к себе самому, другому человеку и обществу в целом;

- проявлять потребность в общении и социальном одобрении, желание занять определенное место в микросреде жизнедеятельности;

- осуществлять социальные аспекты события (сопереживание, сочувствие, соучастие и др.);

- принимать и ценностно относиться к своим и чужим чувствам, эмоциям, отношениям, желаниям;

- отдавать приоритет конструктивным, ненасильственным и социально одобряемым способам взаимодействия;

- принимать и ценностно относится к нормам и правилам поведения в социуме, присваивая эти правила как личные смыслы отношений к миру, к людям, к самому себе;

- синхронизировать содержание социальных действий с целями и ценностными установками.

Мотивационный компонент:

- обеспечивает готовность ребёнка эффективно взаимодействовать в микросреде жизнедеятельности;

- поступать так, как принято в социокультурном сообществе; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

- принимать участие в коллективных делах, оказывать посильную помощь детям и взрослым;

- выражать своё отношение, эмоции и настроение приемлемыми способами, учитывая последствия своих поступков;

- спокойно и конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях.

По мнению автора исследования, важное значение приобретает работа по формированию у детей с нарушением слуха умения бесконфликтного общения, позитивной установки в отношении окружающих людей, поощрение отзывчивости и готовности к сотрудничеству. Большую пользу в этом плане могут оказать совместные игры, где достижение общего результата возможно только посредством объединения усилий всех участников, а также коррекционные занятия, призванные помочь детям справиться с агрессивным поведением и приучить их к самовыражению в социально приемлемых формах[1, с. 395].

В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

Для детей с нарушенным слухом отношения людей, некоторые нормы поведения оказываются скрыты, а нередко понимаются ими неверно. Отрицательную роль здесь играет недостаточность общения с детьми и взрослыми, что связано с длительным пребыванием в круглосуточных дошкольных учреждениях. Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом.

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе воспитания и обучения.

Игра как ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности,— в ней ребенок овладевает механизмом замещения. В игре «смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение» (Л. С. Выготский), в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. У слышащего ребенка этот процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с игрушкой. Для детей с нарушениями слуха овладение замещением требует специального методического руководства со стороны взрослых.

Еще одной важной проблемой, решаемой в условиях проведения подвижных коммуникативных игр, является развитие у детей с нарушениями слуха умения ориентироваться в пространстве. Известно, что у детей с нарушением слуха возникают затруднения в освоении основных движений и развитии двигательных качеств[20, с.165]. Эти трудности связаны с тем, что у данной категории лиц нередко наблюдается нарушение вестибулярного аппарата. Тяжелый воспалительный процесс, охватывающий среднее и внутреннее ухо ребенка, распространяется и на находящиеся в непосредственной близости преддверие и полукружные каналы – составные части вестибулярного аппарата. В результате могут возникать необратимые изменения в строении и функциях обеих систем. Такое явление наблюдается при тяжелых отитах, вызванных какими-либо инфекциями (гриппом, скарлатиной, корью и т.д.). Общее поражение еще только начинающих формироваться систем слуха и вестибулярного аппарата может произойти и у развивающегося плода в утробе матери (чаще всего это случается также под воздействием определенных инфекций).

Благодаря деятельности вестибулярного аппарата у человека складываются умения сохранять равновесие при различных движениях тела в пространстве. Не менее важна роль вестибулярного аппарата в формировании умений ориентироваться в пространстве, поскольку он учитывает все изменения в направлении движений. Именно из-за нарушений вестибулярного аппарата люди, имеющие нарушение слуха часто ходят почти не отрывая ног от земли, скользя по полу, производя много дополнительных движений.

Специально организованные занятия, направленные на развитие у детей навыков кинестетического и зрительного контроля за своими действиями, позволяют значительно компенсировать у них недостатки движений[35, с.183-184].

Таким образом, можно выделить те необходимые направления работы по развитию личности детей с нарушенным слухом, которые связаны с передачей исторически сложившихся норм поведения и эталонов оценки другого человека как личности.

Во-первых, необходимо сформировать у детей с нарушениями слуха представления о качествах личности, эмоциональных свойствах, о нормах поведения.

Во-вторых, нужно научить их видеть проявления этих качеств в поведении других людей – детей и взрослых, формировать умение понимать поступки окружающих людей и для этого дать обучаемым эталоны оценки.

В-третьих, формировать у детей с нарушениями слуха адекватную самооценку, являющуюся, с одной стороны, основой регуляции собственного поведения, с другой – залогом успешного установления межличностных отношений.

Для этого в дошкольном возрасте следует использовать такие формы работы, в которых дети были бы поставлены перед необходимостью оценивать результаты своей деятельности, сравнивать их с образцом, с работами других детей[7, с. 85].

Таким образом, важной стороной межличностных отношений является их восприятие и оценка (социальная перцепция и рефлексия), т.е. способность адекватно воспринимать, познавать и оценивать другого человека, основные параметры своих отношений с другими членами группы, отношения членов группы между собой. В процессе восприятия людьми друг друга формируются их представления друг о друге, умение определять черты характера, способности, интересы, эмоциональные особенности[7, с.89]. Поскольку в ходе игровых занятий слабослышащие дети затрудняются давать объективную оценку своим действиям и поступкам членов группы, можно рекомендовать проведение занятия в два этапа: на первом этапе проводится видеозапись всех моментов тренинга, которые подробно анализируются и разбираются на втором этапе занятия при просмотре видеоматериала.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...