Модель социальной компетентности и ее описание
Как было заявлено во введении, гипотезой исследования в нашей работе является предположение о том, что диагностика уровня компетентности у дошкольников должна носить комплексный характер и использовать различные методики для его определения. Исходя из этого, нами была разработана модель социальной компетентности дошкольников, сделана ее характеристика и обозначены методики диагностических исследований уровня этой компетентности. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям - это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду. Поэтому педагогу важно помнить, что процесс этот длительный, сложный и многогранный: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются в комплексе и требуют от педагога не только мастерства, но и собственного переживания, ярко выраженного отношения, т.к. рассказ воспитателя о доброте, красоте, примерах взаимопомощи, проигрывание нравственных ситуаций с плохим или безразличным настроением вряд ли вызовет ответные чувства и сформирует соответствующее отношение. В этом наша ответственность перед ребенком. Но воспитатель не отлаженная машина, не судья и не волшебник, но никто, кроме воспитателя, не сделает эту работу лучше, воспитатель - это человек, идущий рядом с ребенком и ведущий его за руку в большой мир, это самый близкий в детском саду человек. При построении данной модели мы руководствовались несколькими принципами [Бабунова: 2005, 79]: 1. принцип комплексного и согласованного воздействия - он предполагает сотрудничество социального педагога, воспитателей, родителей в процессе социализации ребенка;
2. принцип социальной адаптации - включает формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения; 3. принцип многоаспектности подразумевает сочетание различных направлений деятельности по формированию социальной компетенции дошкольников; 4. принцип последовательности предусматривает, что цели и задачи должны быть - разделены на общие стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании; - для обеспечения последовательности или «алгоритма» шагов в реализации системной работы по социализации в нее должны обязательно входить методы диагностики уровня социальной компетентности, которые применяются на всем протяжении работы. Таким образом, основными задачами нашей модели являются: - вовлечение в социализацию детей. Педагогов и родителей; - улучшение качества воспитания и формирования у детей социальной компетентности; - создание в ДОУ благоприятного социально-психологического климата; - создание методики диагностического исследования уровня социализации дошкольников. Решение этих задачи становится возможным при создании определенных психолого-педагогических условий для эффективного воздействия на личность ребенка различных социальных факторов посредством организации учебно-воспитательного процесса с включением в него окружающей среды. К психолого-педагогическим условиям, определяющим степень эффективности различных социальных воздействий на человека, следует в первую очередь отнести нравственно-психологический климат образовательных учреждений и семьи, ибо только в этом случае в личности формируется позитивная позиция по отношению к миру, доверие к нему, при котором следует учесть, что субъективные отношения закладываются в их контуре. Психологические особенности развивающейся личности формируются в раннем возрасте, и привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности.
Очевидно, что семья и дошкольное образовательное учреждение, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития дошкольника. Семья как важнейший фактор социализации являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Семья имеет важное значение в процессе овладения социальными нормами. Программа социализации ребенка должна быть сориентирована на следующие цели: создавать условия для полноценного социального развития детей (предоставлять каждому из них возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать социальную компетентность и т.п.); - продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т.п.; определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам, к группе детского сада и др.). Методические рекомендации предусматривают на начальном этапе учитывать общие закономерности детей младшего возраста а именно: отделение себя от внешнего мир и появление волевого самоуправления поведением, появление самосознания, освоение первичных нравственных норм, Учет индивидуальных особенностей и закономерностей развития малышей предполагает отбор игр, ситуаций, заданий как систему, которая позволяет последовательно усложнять и расширять их содержание Важно соблюдать дидактические принципы доступности а также повторности с использованием другого дидактического материала. Можно предложить детям новые способы освоения содержания, подкрепляя его интересными ситуациями и игровыми действиям. У детей среднего возраста изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Развивающееся мышление ребенка пробуждает неподдельный интерес к окружающему миру. Высокая активность требует удовлетворения познания. Поэтому тема занятия не ограничивается рамками одного занятия. Гибко распределяется содержание блоков в течение дня, недели и месяца. Для организованных занятий подходит определенный день недели.
Целесообразно при конструировании педагогического процесса включать разные виды деятельности детей. Для младшего возраста рекомендуется в основном работа вне занятий, а также в процессе игровых занятий. На среднем и старшем возрасте работа проводится в течение дня, в повседневной деятельности, а также на специальных занятиях или как составляющая часть занятий по развитию речи, художественно-творческой деятельности, физической культуре, математике, конструировании, музыкальному воспитанию. Занятия состоят из нескольких частей, в них входят этюды, беседы, творческие задания, разрешение проблемных ситуаций, дидактические игры. Реализация содержания возможна при совместных усилиях воспитателей, музыкального руководителя, воспитателей-специалистов по экологическому воспитанию, художественно-творческой деятельности. Необходимо использовать различные средства литературы, музыки, природы, живописи. В плане работы должна прослеживаться связь между отдельными видами и формами работы с детьми. Оптимальные формы введения содержания: опора на имеющийся опыт ребенка и приближение к жизни ребенка; введение нового материала через создание проблемных ситуаций, совместное обсуждение, решение проблем; отбор индивидуальных средств и методов педагогического воздействия на ребенка; эмпатия воспитателя на происходящее; своевременное получение помощи от взрослых. Программы социализации детей бывают различные, ориентированные на развитие ребенка по разным направлениям, например некоторых программах социальное развитие трактуется как проблема познания социального мира; в других акцент сделан на этических проблемах социального развития дошкольника; в третьих авторы обращаются к проблеме социализации ребенка в семье и ДОУ средствами народной культуры; авторов программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» интересует проблема социальной адаптации детей с учетом реалий современного мира. Приведем примерную программу, направленную на развитие у детей навыков общения с другими людьми, коммуникации.
Общение является одной из составляющих социальной компетентности, без сформированных навыков общения процесс социализации невозможен. Поэтому ему уделяется такое большое внимание педагогами. Критериями эффективности, согласно нашей модели являются: - своевременная диагностика уровня социальной компетентности на протяжении всего процесса; - направленность на усвоение дошкольников социального опыта.
Здесь стоит отметить еще, что диагностика проводится и на начальном этапе формирования социальной компетентности, и в середине - для выяснения динамики процесса, и в конце - для выявления уровня сформированности социальной компетенции. Рассмотрим диагностические методы подробнее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|