Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое применение диагностических методов изучения уровня социальной компетентности




Основной результат эффективной социализации, по мнению большинства ученых, научение воспитанников быть продуктивными членами общества, приобщение их к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества.

В качестве критериев и показателей социализация предлагается использовать отношение ребенка к обществу, социально-значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта.

При отслеживании результатов эффективной социализации в нашем исследовании мы основываемся на концепции М.И.Шиловой [Маджахаев: 2003, 85] и разделяем ее мнение о том, что главное проявление эффективной социализации личности видится в том способе, каким регулируется поведение людей. Такое регулирование может быть внешним (социальные нормы - требования, общественное мнение) и внутренними (моральное сознание личности и добровольность поведения).

Для диагностики уровня социальной компетентности могут быть использованы констатирующие методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников, общий уровень усвоенной социальной информации, адекватность детской самооценки.

Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективные. К первым относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. При этом можно констатировать особенности поведения отдельных детей, их симпатии и антипатии и воссоздать более или менее объективную картину взаимоотношений дошкольников в семье.

В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания.

Качественные и количественные критерии анализа результатов предоставляют возможность проверки результатов исследования: действительно ли своевременное выявление и коррекция проблемных межличностных отношений детей дошкольного возраста, способствует развитию социальной компетентности, облегчает им прохождение процесса адаптации.

Может быть применен метод математической статистики: t- критерий Стьюдента (критерий на различия).

Влияния родительско-детских отношений на формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста может изучаться при помощи:

* теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Форма проведения тестирования - индивидуальная с детьми.

* проективной методики «Картинки» Рене Жиля. Форма проведения тестирования - индивидуальная с детьми.

* теста Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи». Форма проведения тестирования - индивидуальная с детьми.

* опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ). Форма проведения тестирования - групповая с родителями.

* теста для родителей. Авторы теста: Я.А.Варга, В.В.Столин. Форма проведения тестирования - групповая с родителями.

Рассмотрим эти методики подробнее.

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Цель методики - определение уровня тревожности каждого ребёнка; изучении типов тревогопорождающих ситуаций. Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5x11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.

Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное. Рисунки показывают дошкольникам в строго перечисленном порядке один за другим. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания дошкольника фиксируются в специальном протоколе (бланки подготовлены заранее). Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

Проективная методика «Картинки» Рене Жиля

Цель методики - исследование личностных отношений ребенка, складывающуюся из двух групп переменных:

1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

1) матерью;

2) отцом;

3) обоими родителями;

4) братьями и сестрами;

5) бабушкой и дедушкой;

6) другом (подругой);

7) учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым).

2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка:

1) любознательность;

2)стремление к доминированию в группе;

3) стремление к общению с другими детьми в больших группах;

4) отгороженность от других, стремление к уединению;

5) социальная адекватность поведения.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок, а также текстовых заданий.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. (Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся вокруг стола. Ребенку нужно выбрать себе место за столом. Ребенок должен был выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он мог выбрать его ближе или дальше от определенного лица.)

Стимульный материал методики включает в себя также тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. В тестовых заданиях детям предлагаются на выбор типичные формы поведения в некоторых ситуациях. Например: - С кем ты любишь играть? С детьми твоего возраста, младше тебя, старше тебя?

Тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи»

Цель методики - исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка); анализ уровня взаимопонимания в семье, выявление особенностей внутрисемейных отношений в семьях мальчиков и девочек, определение удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.

Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты.

Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры. Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

Для сбора более полных сведений о ребенке, необходимых для работы социального педагога, родителям предлагается заполнить социальный паспорт воспитанника. Он может выглядеть приблизительно так:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ВОСПИТАННИКА

(заполняется родителями)

Уважаемые родители! Для наиболее эффективной работы социально-педагогической службы с Вашим ребенком нам необходимо знать некоторые особенности его жизни и развития. Это поможет нашим специалистам подобрать для Вашего ребенка адекватные методы обучения и коррекции с учетом его индивидуальных особенностей. Пожалуйста, постарайтесь ответить на все вопросы анкеты подробно, ничего не пропуская. Заранее благодарим Вас за ваш труд.

1 часть

1. Ф.И.О. ребенка

2. Дата рождения ребенка

3. Возраст ребенка на момент заполнения анкеты

4. Кем заполняется анкета

5. Родители: мать, Ф.И.О.

возраст

профессия

род занятий в настоящее время

хронические заболевания (если есть)

отец, Ф.И.О.

возраст

профессия

род занятий в настоящее время

хронические заболевания (если есть)

6. Кто еще живет с ребенком или принимает участие в его жизни

7. Жилищно-бытовые условия:

а) квартира (комната) -- (количество комнат)

б) кв. метров на человека

в) что есть у ребенка (отд. комната, вместе с другими

детьми, уголок и т. д.) _________________________________

2 часть

1. Были ли осложнения во время беременности (нужное подчеркнуть):

да нет не помню

Если «да», то какие и на каком сроке?

2. Роды (нужное подчеркнуть):

в срок преждевременные запоздалые.

Какие по счету роды

3. Были ли осложнения при родах (нужное подчеркнуть): да нет не помню.

4. Раннее развитие (нужное подчеркнуть):

соответствовало возрасту раннее с задержкой.

сидеть начал с мес.

ползать начал с мес., активно мало не ползал

стоять начал с мес.

ходить начал с мес.

5. Речевое развитие (с какого возраста): гуканье, гуление, лепет

первое слово

первая простая фраза

развернутая фраза

6. Соблюдает ли ребенок режим дня? Укажите какой:

времени сна приема пищи прогулок.

7. Обращались ли к невропатологу? Когда и по какой причине?

в возрасте

в связи

8. Наблюдались ли у других специалистов (Каких?)

9. Дополнительные занятия в этом возрасте (нужное подчеркнуть):

массаж лечебная гимнастика плавание

другие

10. Какие особенности раннего развития Вашего ребенка (до 3-х лет) Вы еще могли отметить:

11. Посещал ли ребенок другие дошкольные учреждения? Укажите, какие:

обычный детский сад с ____ лет по ____ лет;

логопедический с ____ лет по ____ лет;

санаторного типа с ____ лет по ____ лет;

другое с ______ лет по ______ лет.

12. Как относится ребенок к детскому саду (нужное подчеркнуть):

положительно негативно безразлично.

13. Чем болел в этот период и как часто?

14. Занимался ли ребенок с логопедом?

В каком возрасте

15. Какие любимые игры есть у Вашего ребенка?

16. Наблюдаете ли Вы какие-либо особенности общения ребенка с окружающими людьми (детьми или взрослыми)?

17. В какое время засыпает ребенок?

18. Требует ли ребенок присутствия близких при засыпании? Да Нет

19. Как Ваш ребенок спит (подчеркните все пункты, которые относятся к Вашему ребенку):

спит крепко / беспокойно;

егко засыпает;

долго засыпает;

вскрикивает, разговаривает, стонет во сне;

ходит во сне.

Укажите, как часто это происходит

20. Что, с Вашей точки зрения, может представлять для ребенка опасность в детском саду или служить причиной травматизма

21. Отметьте некоторые особенности поведения Вашего ребенка, если они есть (нужное подчеркнуть):

часто беспокоен и возбужден;

часто вял, апатичен и пассивен;

много беспокоится по поводу своих успехов и неудач на занятиях в детском саду;

много беспокоится по поводу своих отношений с другими людьми;

много беспокоится по поводу своей внешности;

неорганизован, разболтан, несобран;

часто без повода раздражается;

легко выходит из себя из-за неудач и замечаний;

не в меру плаксив.

22. Были ли какие-либо чрезвычайные ситуации в семье?

23. Какова была реакция ребенка на эти события?

24. Есть ли у ребенка обязанности по дому? Какие?

25. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье (нужное подчеркнуть):

благополучные; неблагополучные;

ровные;

сложные.

26. Конфликтует ли ребенок (нужное подчеркнуть): со сверстниками; со взрослыми. Укажите причины конфликтов

27. Где, кроме детского сада, бывает Ваш ребенок, как Вы любите проводить свободное время, выходные дни?

28. С кем Ваш ребенок чаще проводит свободное время?

29. Есть ли у ребенка друзья? Знакомы ли Вы с ними? Приходят ли они к Вам домой?

30. К кому ребенок чаще обращается со своими проблемами?

31. Наказываете ли Вы ребенка и каким образом?

32. Какие для Вашей семьи характерны способы поощрения детей?

3 часть

1. Какие серьезные заболевания есть у Вашего ребенка в

настоящее время (нужное отметить):

нарушения слуха

нарушения зрения

нарушения опорно-двигательного аппарата __________________

нарушения сердечно-сосудистой системы

желудочно-кишечные заболевания

поражение центральной нервной системы

нарушение деятельности дыхательной системы

нарушения эндокринной системы

другое

2. Принимает ли ребенок в настоящее время лекарства?

Какие?

3. Бывают ли реакции на пищу, запахи, пыль, лекарства (сыпь, отеки, затруднение дыхания)?

4. Бывают ли реакции на прививки (нужное подчеркнуть): да нет не знаю

5. Бывает ли слабость, головные боли? В каких ситуациях?

6. Отмечается ли при волнении повышенная потливость, появление красных пятен, бледность?

7. Часто ли пугается ребенок, дрожит, заикается при испуге, возбуждении, волнении?

8. Какие особенности состояния здоровья или развития ребенка Вы могли бы добавить?

4 часть

1. К моменту поступления ребенка в детский сад он самостоятельно умеет (нужное подчеркнуть): одеваться, завязывать шнурки, мыть посуду, убирать игрушки, стелить постель, поливать цветы, другое

2. На какие особенности Вашего ребенка Вы хотели бы обратить особое внимание сотрудников детского сада?

Такая диагностика позволяет отметить особенности взаимоотношений в семье, личностные характеристики ребенка и начальный уровень его социальных навыков.

Вывить уровень приобретенных знаний, умений и навыков детей о социальном мире поможет система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий

Педагогам важно помнить: ребенок не должен почувствовать, что проверяют его уровень развития. Тестовые задания следует давать в игровой форме. Необходимо создать спокойную доброжелательную атмосферу. Не следует давать ребенку оценку его знаний, умений. Результаты обсуждаются корректно, на основе психолого-педагогических знаний об организации педагогического процесса. Диагностика эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников имеет первостепенное значение, его эмоционально-комфортное состояние является показателем овладения нормами и правилами. Для этого целесообразно использовать комплекс психолого-педагогических диагностик. Чтобы определить умение детей распознавать эмоциональное состояние по мимике дается задание «Узнай настроение». Ребенку старшего возраста предлагается дорисовать нижнюю часть лица и определить по мимике настроение. С помощью разрезных шаблонов-пиктограмм, на которых изображены различные эмоции, можно провести узнавание эмоций, а также выявить избирательность настроений ребенка «Сложи только те лица, которые тебе нравятся». Или можно дать задание «Сложи лицо, какое чаше всего бывает у друга, воспитательницы» Пристального внимания заслуживает выразительная моторика ребенка.. Определить особенности внешнего проявления эмоционального состояния можно по мимике.

С помощью индивидуальных бесед с ребенком можно выяснить отношения педагога и детей, о взаимоотношениях дошкольника со сверстниками.

Примерные вопросы к ребенку: Что ты сегодня делал? Что тебе больше всего понравилось? Что огорчило тебя сегодня? Почему? Или: Что тебя больше всего огорчает, радует? Кого бы ты пригласил к себе на день рождения? Кого из детей тебе не жалко перевести в другую группу? Детям старшего возраста можно задавать вопросы, требующие его отношения к окружающим событиям, явлениям. Например: Зачем люди трудятся? Откуда берут хлеб? Кем ты будешь, когда вырастешь? Расскажи о своих близких. Как можно порадовать близких? Как можно помочь пожилому человеку? Как можно порадовать сотрудников детского сада? Как бы ты успокоил малыша?.

Выявить социальную компетентность дошкольника поможет картотека проблемных ситуаций. Разрешая ситуацию, ребенок выбирает приемлемую для себя форму поведения и отношений со сверстниками и взрослыми

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проведённого исследования, целью которого являлось разработка модели социальный компетентности дошкольников с учетом включения в нее диагностических методов, мы можем сделать основные выводы, подтверждающие нашу гипотезу о том, что диагностика уровня компетентности у дошкольников должна носить комплексный характер и использовать различные методики для его определения:

1. Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и включает в себя следующие компоненты:

* мотивационный, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

* когнитивный, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;

* поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

2. При выделении этапов социализации ребёнка от рождения до старшего дошкольного возраста было выявлено, что основной одним из условий успешной социализации ребенка является социально-психологическая обстановка в семье. Следовательно, формирование дошкольником личностной социальной компетентности и усвоение общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении, прежде всего с родителями. Опыт первых отношений в семье является фундаментом для дальнейшего развития личности старшего дошкольника и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

При этом, коррекция нарушений эмоциональной сферы и социальной адаптации старших дошкольников (агрессивность, стеснительность, тревожность, и т.д.) возможна лишь при совместной работе с родителями старшего дошкольника.

Обобщая результаты проведённого теоретического исследования, можно выделить основные показатели, раскрывающие протекание процесса социализации детей дошкольного возраста:

* полоролевое поведение (выбор игр и игрушек, ролевые предпочтения в играх, стиль общения со взрослыми и сверстниками);

* способность разрешения конфликтов (доминирование, равенство, подчинение);

* самосознание (знание и принятие своего пола, имени, возраста, внешности, социальной роли);

* самооценка (завышенная адекватная - неадекватная, средняя, заниженная);

* усвоение социальной информации (знание структуры, традиций, домашнего обихода своей семьи; обширный словарный запас и т. д.).

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т.М. Бабуновой. - Магнитогорск, 2003.

2. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста» - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2000.

3. Аммосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для восп. д/садов и родителей. - Якутск: Бичик, 1995.

4. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997.

5. Аранобская-Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника // Вопросы психологии № 2, 2001

6. Арон И.С. Основные факторы формирования личности дошкольника в особой социальной ситуации развития / И.С. Арон // Психолог в детском саду. - 2000. - 1. - С. 70 - 75.

7. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб. нормативно-правовых документов/Под ред. Р.Б.Стеркиной. - М., 1997.

8. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развития / Т.М. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004.

9. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001.

10. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Новосибирск: ГЦРО, 2000.

11. Белобрыкина О.А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации / О.А. Белобрыкина // Психолог в детском саду. - 1999. - 3 - 4. - С. 3- 12.

12. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания / Н.Л, Белопольская. - М.: Просвещение, 1995.

13. Блощицина Т.С., Питерская Ю.А. Работа детского сада в рамках эксперимента. Дошкольное учреждение - открытая социально-педагогическая система / Е.С. Бабунова // Воспитание и развитие детей дошкольного возраста: сб. ст. - Магнитогорск, 2005

14. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1991

15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

16. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. - М., 1998.

17. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994.

18. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. - Пособие для практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2003.

19. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М.: Педагогика, 1976.

20. Выготский Л. С. Воспитание дошкольника. Собр. сочинений. Т. 4 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984.

21. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // В кн.: Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М.: Просвещение, 1982.

22. Годовикова Д.Б. Осознание детьми 5 - 7 лет качеств сверстников и их общение / Д.Б. Годовикова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Красноярск, 1978.

23. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004.

24. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Комплекс-Центр, 1993.

25. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ» - М.: Айрис-пресс, 2004.

26. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.П.Елисеева; Под ред. М.М. Ермолинской. - Мн.: Лексис, 2004.

27. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред.О.М.Дьяченко. - М., Гном - Пресс, 1999.

28. Дошкольная педагогика: Учеб.пособ.для студ.пед.ин-тов. В 2ч./Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М., 1988.

29. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М., 2001.

30. Дуброва В. П. Педагогическая практика в детском саду / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевих. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 147 с.

31. Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности.- Самара,1997

32. Дьяченко О.М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами ДОУ / О.М. Дьяченко // Психологическая наука и образование. - 1992.- 2. С. 18-24.

33. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: 2т. Т. 2. / А.В. Запорожец. - М., 1986.

34. Зеньковский В.В. Психология детства.-Екатеринбург,1995

35. Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001.

36. Иванова Н. О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. - 2001. - №4. - С.34.

37. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989. - 145 с.

38. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/Науч. Ред. Л.А.Парамонова и др. - М., 2001.

39. Князева О. Новое направление в дошкольном образовании - развитие социальной компетентности дошкольников / О. Князева // Дошкольное образование. - 1998. - № 9. 79-82.

40. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2004.

41. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2001. - №9. - С.98-101.

42. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2000

43. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.

44. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Журнал "Детский сад от А до Я" - 2004. - № 5.

45. Коломийченко Л.В., Югова Л.И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста». Пермь, 2003.

46. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Н. Колпакова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 10.

47. Кон И. С. Категория "Я" в психологии / И.С. Кон // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2. - 3. - С. 25 - 37.

48. Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. - М., 2004.

49. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.

50. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В.Т. Кудрявцев //Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.

51. Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность / А.И. Леонтьев. - М: Наука, 1975.

52. Липкина А. И. Самооценка дошкольника / А.И. Липкина. - М.: Просвещение, 1976.

53. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997.

54. Люблинская А. А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971.

55. Матюхина В. Возрастная социальная психология // Дошкольное воспитание. - 1993. - №10. - С.62.

56. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2004.

57. Мир дошкольника: Вопросы и ответы / Г.К. Кислица и др. - М.: Дрофа, 2002.

58. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. - М., 1993.

59. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002.

60. Мудрик А.В. Социальное развитие личности / А.В. Мудрик. - М.: Просвещение, 1986.

61. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000..

62. Мухина В.С. Психология игры / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2002.

63. Мясищев В. Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения, к ней человека / В.П. Мясищев // В кн.: Проблема сознания. - М.: Наука, 1966.

64. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: Владос, 2002.

65. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия / Сост. А.В.Мардахаев. - М.: Академия, 2003.

66. Педагогическая энциклопедия: в 4-х т. // гл. ред. М.М. Дейнеко. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - Т. 3.

67. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986.

68. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.- М.,1996.

69. Прима Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников / Е.В.Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

70. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. Л.А.Парамоновой. - М, 2004.

71. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О.А.Соломенникова. - М, 2003.

72. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада // Т.А. Репина - М., 1978.

73. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн. - СПб: ПитерКом, 1998.

74. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

75. Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти своё "Я" / Е. Рылеева. - М.: изд-во ГНОМ и Д., 2000.

76. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ. Пособие для руководителей и методистов. - М.: Айрис Пресс, 2004.

77. Сергеева Г. Для тех, кто выбирает детский сад// Няня № 7, 2001.

78. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.- М.,1987

79. Словарь практического психолога // сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997.

80. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. - 2004. - №3. - С.69-71.

81. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.Н. Ерофеевой. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

82. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн.пособие для студ.пед.вузов и колледжей/Под ред. Т.И.Ерофе-евой. - М., 1999.

83. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду.- М.,2000

84. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т.В.Пятница. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.

85. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников // под ред. Бабуновой Т.М. - Магнитогорск, МаГУ, 2005.

86. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.1. - М.: Апрель-пресс, 2000.

87. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Г. Степанова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 10.

88. Стеркина Р. "Я, ты, мы" - программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / Р. Стеркина, О. Князева // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 7.

89. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1991.

90. Телегин М.В. «Психологические условия развития мировоззрения детей» /Тезисы конференции «Роль образования в обеспечении прав детей/ Ханты-Мансийск 2000 г.

91. Теоретико-методологические аспекты социализации дошкольников. - Магнитогорск, 2007.

92. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Н.Н.Поддьякова.- М.,1984

93. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.:.: Издательский центр "Академия", 1998.

94. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ. - М., 2003.

95. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн // Вопросы философии. - 1985. - № 6

96. Чечет В.В., Коростелева Т.М. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. - М.: Университетское, 2000.

97. Шипицина Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004.

98. Щеглова С. Социализация и дошкольники / С. Щеглова Н. Витяева // Дошкольное воспитание. - 1998. - №10.

99. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 - 5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984.

100. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2004.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...