Экономическая политика национал-социалистов в Германии в 1933-1939 гг.
Национал-социализм (нацизм)-это политическое движение, опирающееся на мелкую буржуазию – ремесленников, мелких предпринимателей, лавочников, мелких сельских хозяев. Ходом экономического развития эти мелкие собственники были обречены на разорение и, конечно, были недовольны этим обстоятельством. Это были люди вчерашнего дня. Они не могли выработать свою защиту позитивной программы, и поэтому демагогические посулы находили среди них особенно благоприятную почву.
Штурмовые отряды фашистской партии состояли преимущественно из представителей мелкой буржуазии. Программа партии Гитлера была обращена именно к ним. Гитлер обещал защитить разоряемых ремесленников и мелких торговцев от гнета монополий, дать им дешевый кредит, ликвидировав «процентное рабство». В программе содержалось также требование муниципализации сети универмагов с передачей их по частям в аренду мелким торговцам. Крестьянам была обещана защита от того же «процентного рабства» и довольно неопределенная земельная реформа.
Но придя к власти, Гитлер быстро отбрасывает демагогическую часть программы, и его правительство начинает проводить политику в интересах не мелкой, а крупной монополистической буржуазии.
В 1934 г. эсесовцы под руководством Гитлера и Геринга устраивают «ночь длинных ножей» - ликвидируют руководство штурмовых отрядов (СА) во главе с Рэмом, главным руководителем этих отрядов, а также значительную часть и рядовых штурмовиков. В этот день было убито свыше тысячи штурмовиков. Нацисты уничтожали собственную боевую организацию, вооруженную силу партии. Было предписано штурмовиков, которых к этому времени насчитывалось около 3 млн., распустить на месяц в отпуск, а руководителям собраться на совещание. Собравшиеся на совещание вожаки штурмовиков и были расстреляны. После «ночи длинных ножей» эсесовцы стали самостоятельной организацией, а штурмовые отряды были сокращены и реорганизованы.
Представители мелкой буржуазии, объединенные штурмовые отряды принимали слова Гитлера за чистую монету, начали действия против монополий(разгромы универмагов).
Агарная реформа была проведена, но совсем не такая, какую ожидали крестьяне. Теперь крестьянами назвались лишь владельцы участков земли свыше 7,5 га, т.е юнкера и крупные фермеры. Их хозяйства был объявлены «наследственными дворами» и в соответствии со средневековым принципом майората могли передаваться по наследству лишь старшему сыну хозяина. Остальные сыновья лишались наследства и должны были завоевать себе «жизненное пространство» в рядах вермахта. «Крестьяне» получали ряд привилегий, в частности, обеспечивались дешевой рабочей силой. Владельцы хозяйств менее 7,5 га, т.е. подлинные крестьяне, которые составляли больше половины сельского населения, объявлялись «сельскими хозяевами». Их хозяйства строго регламентировались государством. Им предписывалось, что сеять, какой скот разводить, по каким ценам продавать свою продукцию. Без разрешения властей «сельский хозяин» не мог зарезать свинью или продать курицу. А 80% сохранившихся с прежних времен сельских угодий, которые были важным подспорьем для этих малоземельных хозяев, были переданы «наследственным дворам». Так были выполнены обещания «среднему сословию», на базе которого и выросла партия Гитлера.
Система управления хозяйством в гитлеровской Германии была доведена до крайней степени – степени административной регламентации. Все хозяйство страны было подчинено государственным органам, в которых решающую роль играли лидеры монополистической буржуазии. Главным из этих органов 1933 г. стал Генеральный совет хозяйства, в состав которого входили лидеры крупнейших монополий Крупп, Сименс, Тиссен. Главой стал Крупп. Ген.совету были подчинены 6 «хозяйственных рупп» (промышленность, энергетику, торговлю, ремесло, банки, страховое дело), а тем, в свою очередь, «отраслевые группы», контролировавшие более мелкие подразделения экономики. Руководитель каждого предприятия был объявлен его «фюрером», т.е. представителем все той же государственной власти.
Рядом с генеральным советом действовало Имперское министерство хозяйства (снабжение населения, контроль за кредитными учреждениями и финансирование экономики). Стали устанавливаться государственные цены на товары народного потребления, а тем самым рыночные отношения были нарушены. Началось все с запрета повышать цены на эти товары, несмотря на инфляцию. В результате эти товары исчезли с полок магазинов, и теперь их можно было купить только на черном рынке по спекулятивным ценам. Пришлось вводить карточки на продовольствие.
Под контроль государства было поставлено и сельское хозяйство. Сельскохозяйственная продукция строго учитывалась и должна была сдаваться государству по установленным твердым ценам.
Таким образом, все хозяйство Германии было приведено в централизованную систему, которой по линии государства управляли лидеры монополистических объединений.
Установив контроль над хозяйством,
гитлеровское государство начинает экономическую подготовку к войне. В 1936 году был принят второй четырехлетний план, основной задачей которого было обеспечение экономической независимости Германии от импорта и ускоренное развитие тех отраслей, которые составляют базу военной промышленности. Была поставлена цель производить в Германии все, необходимое для ведения войны, но в этой стране не было каучуковых плантаций и нефтяных месторождений,
цветных металлов, алюминия, поэтому натуральные ресурсы приходилось заменять синтетическими. Также расширялся экспорт для получения валюты, направляемой на закупку необходимого сырья, и сокращался импорт всех других видов продукции. Реализация этого направления нашла отражение в плане Я.Шахта (по имени директора Рейхсбанка). В нем указывались меры, с помощью которых предлагалось осуществлять регламентацию внешнеторговой деятельности (предоставление определенных льгот промышленникам-экспортерам, централизованное определение объемов импорта, переход к клиринговой системе
взаимных расчетов и др.).
Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности, было связано с политикой «ариизации» предприятий, а точнее, их конфискацией у владельцев-евреев, и национализацией собственности нелояльных к режиму предпринимателей. Одновременно росла доля участия государства в акционерных компаниях. Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказался весьма эффективным и позволил фашистскому режиму в течение 1934 г. покончить с кризисом, прежде всего, тяжелой промышленности, и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризиса были весьма призрачными, так как вовсе не устраняли народнохозяйственные диспропорции, явившиеся его причиной, а напротив углубляли их. Возросшие в 25 раз за 1932-1936 гг. ассигнования на военное строительство намного опередили темпы роста государственных инвестиций на транспорт (выросли в 4 раза), общественное управление (в 1,5 раза), жилищное строительство (в 1,7 раза). Продолжение политики милитаризации экономики, таким образом, не решало задачи восстановления оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внутреннего и внешних рынков, оздоровления финансовой системы и многих других. Впрочем, нацистское правительство, как уже отмечалось, и не стремилось к решению данных проблем.
Только развязывание внешней агрессии могло временно отодвинуть неотвратимую хозяйственную катастрофу. Поэтому уже с 1935 г. Германия все более втягивается в военные конфликты и в конечном счете развязывает Вторую мировую войну, покончившую с самим фашизмом.
Бреттон-Вудсская конференция и создание системы международных экономических учреждений в 1944-48 гг. План Дж. Маршала.
В июле 44г. на исходе войны в американском г. Бреттенвуде прошла конференция. Председательствовал Рузвельт. Эта конференция была
созвана заблаговременно до окончания войны, чтобы обеспечить стабильность валютных отношений. Вот именно тогда и было принято решение о создании 2х ведущих международных организаций для курирования послевоенного экономического положения: Международный валютный фонд МВФ и МБРР (Международный Банк реконструкции и Развития). СССР не присоединилась к ним. МВФ детище Кейнса, кот стремился к созданию международного механизма по стабилизации обменных валютных курсов, и учреждения следившего за порядком. Его члены (на добровольных началах) платили вступительный взнос и далее ежегодные. Они договорились о курсе относительно доллара, кот был тогда зафиксирован. При этом предел колебаний этого отношения был дан в 2% (по одному в оба направления). Если происходили глобальные изменения тогда страны должны были согласовываться с МВФ. Этой стране нежно было доказать что колебание курса связано с глобальными изменения в структуре экономики этой страны. Курс зависел от внешней торговли т.к. оплата товаров происходила долларами а, следовательно, спрос на них повышался. (Сам МВФ предназначался на случай ели возникнет недостаток валюты, он предоставляла заем, не превышающий 3х кратный долг этой стран). Осуществлял размен золота на доллары по курсу 1 тройская унция на 35 долларов). Бреттенвудский договор восстановил размен долларов и привязал остальную валюту к доллару практически на 25лет.
МБРР открыл свою деятельность в 46г. Он был предназначен на оказание помощи предвоенной Европе. После этого он стал кредитовать развивающиеся страны. Для выдачи банком ссуды ему было необходимо знать очень многое о цели и состоянии страны просившей кредита. Таким образом, он не только оказывал денежную помощь но и осуществлял контроль, давал советы.
В 60е г. при МБРР была организована Ассоциация Развития, в кот председательствовал американский представитель
Воспользуйтесь поиском по сайту: