Беседа на тему «Откуда взялись правила поведения» (5 кл.)
З а д а ч и: 1. Способствовать формированию у подростков правильного, активного отношения к правилам культурного поведения. 2. Доказать необходимость соблюдения правил поведения, их рациональность. 3. Познакомить подростков с историей культуры поведения, с правилами приветствия и представления. За 2-3 дня перед беседой можно провести с ребятами небольшую анкету: 1. Как ты считаешь, нужны ли правила культурного поведения? – да, – нет. 2. Знаешь ли ты, откуда взялись следующие правила поведения: а) снятие перчатки, рукавички при рукопожатии – – да, – нет. б) снятие головного убора при входе в помещение – – да, – нет. в) почему юноша (мальчик) должен идти слева от девушки (девочки) 3. Читал ли ты книги о культуре поведения? – да, – нет. 4. Проводили ли в Вашем классе беседы о культуре поведения? На какие темы? Ответы учеников помогут построить беседу с учетом уровня их знаний по культуре поведения. Вводное слово учителя Откуда взялись правила поведения? Кто и для чего их выдумал? Оказывается, правила поведения, как подчас думают некоторые, не придуманы меньшинством для того, чтобы «мучить большинство». Они в большинстве своем создавались народами мира в процессе всего многовекового их развития. Они были нужны людям, потому что облегчали их общение. О том, насколько давно появились некоторые правила поведения, говорит такая история. Первобытное общество. Человек только начал по-настоящему становиться человеком. Древний лес. Солнечная полянка. С разных концов ее выходят из чащи два первобытных человека. Они настороженно смотрят друг на друга: кто это - друг или враг? Но вот один из них поднимает вверх правую руку с раскрытой ладонью и покачивает ей. Это жест приветствия: «Я твой друг, я рад тебе, я не хочу тебе зла, смотри - у меня нет оружия». Когда вы приветствовали так же друг друга при встрече, на переменах, вы и не представляли, что этот жест был знаком еще первобытному человеку.
Правила поведения, которые не выдерживали проверки временем, отбрасывались. Прежде всего, уходили в прошлое те черты, которые несли в себе элементы высокомерия, пренебрежительного отношения к простым людям, не соответствовали требованиям гигиены. В средневековье, например, считалось высшим проявлением благородства и изысканности, когда кавалеры садились с дамами за обеденный стол парами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала. Рациональное зерно этого обычая - внимание к женщине - сохранилось до наших дней. А вот из одной тарелки не едят - это не отвечает правилам гигиены и стало преданием давно минувших дней. Наследуются лучшие обычаи прошлого, традиции поведения всех народов. Со времен Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Скандинавы впервые ввели в этикет правило предоставлять наиболее почетное место за столом самому уважаемому гостю. Обычай вручать почетным гостям символические ключи от города возник еще тогда, когда в европейских городах на ночь запирались городские ворота. И самым высоким знаком уважения и доверия к гостю было вручение ему ключей от этих ворот. А откуда пошел обычай, по которому юноша (мужчина) должен идти по улице слева от девушки? (Если ученики не знают, один ученик, заранее подготовленный, рассказывает историю этого правила). У ч е н и к: Под твоей защитой. Ты замечал, что когда мужчина идет по улице рядом с женщиной, он обычно держится слева от нее? Этот обычай имеет свою историю. Еще сравнительно не так давно, всего двести-триста лет назад, мужчины не выходили из дому без оружия. У каждого висела на левом боку рапира, сабля или кинжал. На левом для того, чтобы быстрее и удобнее выхватить оружие из ножен правой рукой. А чиновники, так те до конца XIX века были обязаны носить при мундире шпагу, и шпага тоже висела на левом боку.
Для того, чтобы болтающееся при ходьбе оружие не ударяло по ногам спутницы, кавалер старался идти слева от дамы. Постепенно это вошло в обычай. Сейчас оружие носят только военные, да и то не всегда. И все же правильнее мальчику идти слева от девочки, потому что люди у нас расходятся вправо, и пусть лучше встречный нечаянно заденет плечом тебя, а не твою спутницу. Ты, как более сильный, должен ее оберегать. Этому правилу не подчиняются нынче только военные, когда они в форме. Чтобы, не мешкая, отдавать воинское приветствие встречным военным и не задевать при этом локтем спутницу, правая рука у офицера или солдата должна быть свободной. Поэтому им удобнее идти справа, а не слева. Есть своя история и у такого правила, как снятие варежки при рукопожатии; головного убора при входе в помещение. У ч е н и к: С поднятым забралом. Многие ребята спрашивают: откуда вообще появились разные правила поведения? Никто этих правил из головы не выдумывал. Они создались в народе постепенно. И возникали они отнюдь не случайно. Сколько раз ты, наверное, слышал: «Сними шапку, если в комнату вошел!» «А зачем ее снимать, шапку? – думал ты с досадой.– И откуда взялось такое правило?» А вот откуда. Ты, конечно, удивился бы, встретив на улице человека, одетого в костюм из... листового железа: шапка железная, куртка железная, брюки железные, сапоги железные и даже рукавицы железные. Но если ты попадешь в Москве в Оружейную палату или в Петербурге в Эрмитаж, ты увидишь привезенные из Германии и Франции такие железные костюмы - рыцарские латы. Их носили там в старину, лет примерно семьсот-восемьсот назад, рыцари. И надевали их, не только готовясь к бою, но и собираясь, скажем, съездить в гости. Потому что путешествовать в те времена было довольно опасно. По дорогам скитались в поисках добычи бездомные бродяги, в дремучих лесах укрывались шайки разбойников, поджидавших проезжего. Даже в городах люди ходили тогда вооруженными. При любом споре можно было легко получить удар мечом или кинжалом. А уж уезжая из дома в дальний путь, рыцарь обязательно надевал на себя тяжелые железные латы либо сплетенную из железных колец прочную кольчугу, а к ней железные сапоги, железные рукавицы и железный шлем с забралом, закрывавшим лицо.
Но вот на пути дом, в котором живет добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь снимает свой шлем и несет его в руке. «Я тебя не опасаюсь, – говорит он этим жестом хозяину.– Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты хороший человек, не грабитель и не предатель. Удара исподтишка не нанесешь!» Суровые эти времена давно прошли. В любой дом люди входят теперь без опаски. Но обычай – входя в комнату, снимать шапку,– остался. Остался потому, что это хороший обычай. Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошел, уважаешь живущих в нем людей, веришь в их порядочность, в хорошее отношение к тебе. И это им, конечно, приятно. С тех же давних времен идет обычай: здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв рукавицу, человек показывал встречному, что в его ладони не спрятано оружие. Да и, кроме того, в железной рукавице не так-то легко было пожать протянутую руку, А сейчас ты снимаешь варежку из внимания к товарищу, ведь ты надел ее для того, чтобы предохранить пальцы и ладонь от пыли и грязи. Зачем же заставлять приятеля ее касаться? Лучше дать ему пожать твою теплую дружескую руку. У ч и т е л ь: Большинство правил этикета имеет длительную историю, которой нельзя пренебрегать. «Уважение к минувшему,– читаем мы у А.С.Пушкина,– вот черта, отличающая образованность от дикости». Когда мы говорим о культуре поведения, то часто употребляем слово «этикет». Этикет в самом широком смысле слова - это правила общения. Само слово «этикет» вошло в международный обиход в ХУП веке. Как-то на одном придворном приеме во времена правления французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От их французcкого названия и произошло слово "этикет", позднее вошедшее в языки многих стран.
Высшие круги французской аристократии считали предначертанием судьбы право диктовать изящество своих манер другим европейским странам. В 1713 году во Франции издали книгу с перечислением правил этикета, разошедшуюся затем по многим европейским странам. Называлась она «Искусство галантных бесед, или как стать человеком с хорошими манерами». Стремились не отставать и в России. При Петре 1 трижды издавали пособие для юношества «Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению». В этой небольшой книжке вслед за азбукой и цифирью излагались правила общения в свете. Начиналась книжка с самых главных правил - правил общения с родителями: «Во первых наипаче (больше) всего должны дети отца и мать в великой чести содержать». Если отец позовет сына, то прилично было откликаться так: "Чего изволите, государь батюшка?". Невежливыми считались ответы: "Что? Чего? Как ты говоришь? Чего хочешь?». Интересны, хотя и грубоваты на наш взгляд, правила поведения за столом: «Во-первых, обрежь свои ногти, да не явятся они как бархатом обшитые». «Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чаши, не проглотя куска не говори, ибо так делают крестьяне». Последняя фраза напоминает о ярко выраженной классовой сущности этикета - правила культуры существовали только для господ и между господами. Увлечение этикетом в послепетровскую эпоху, то есть в период так называемого «царства женщин», приводило даже к тому, что в университет дети дворян не шли: там, дескать, можно утратить внешний лоск и хорошие манеры. При открытии Московского университета в 1755 году, в нем числилось 100 студентов, 30 лет спустя - 82. Дети господ воспитывались таким образом, чтобы вежливость проявлялась лишь в отношении узкого круга равных им по положению лиц. А в школах, где учились дети из «низших сословий», учеников приучали к безусловному послушанию по отношению к господам. Та же Екатерина II подчеркивала, что «черни не должно давать образование, поскольку будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в такой мере, в какой повинуется теперь» (из письма к Н.И.Салтыкову). «Низшие сословия», привыкшие к оскорблениям со стороны господ, считали грубость одним из признаков господского положения. Это было характерно не только для России. А.И.Герцен рассказывает, что с ним в Англии произошел такой случай. Он шел по лондонской улице. Когда стал подходить к одному из роскошных особняков, увидел, что около дома расстелен ковер, по бокам которого стоят два лакея и сгоняют всех прохожих в уличную грязь. Герцен был возмущен этим, и когда подошел к ковру, то оттолкнул лакея и пошел прямо по ковру. Лакей закричал своему товарищу: "Не трогай его, это - джентльмен!".
В основе современного этикета лежат иные, глубоко нравственные правила: взаимоуважение, забота окружающих друг о друге, старших о младших, сильных о слабых, Именно следуя этим правилам, мы в трамвае уступаем место старикам или малышам, именно поэтому мужчина при входе в помещение пропускает вперед женщину, подает ей руку при выходе из трамвая и т.д. Но некоторым ребятам правила поведения кажутся просто обременительной выдумкой. Они не задумываются над тем, что по правилам, оказывается, «выгоднее» жить. Два примера в доказательство. У ч е н и к: Ясный зимний день. Платформа пригородной станции. Шумная толпа молодежи, в большинстве своем с лыжами, с нетерпением ждет электричку. Когда поезд подошел, вся толпа разом ринулась в вагоны. Крики, писк девушек, треск сломанных лыж. Только около одного вагона тихо и спокойно. Почему? Около него стояли суворовцы. Когда поезд подошел, они быстро построились в колонну по два и за две минуты вошли в вагон. И еще один эпизод, 2 варианта телефонного разговора. У ч е н и к и (два мальчика): 1) Але-але! Оглохли, что ли? Семенова к телефону! Как какого? А их у вас десяток, что ли? Из механического который. Да не Петра, а Николая. Какого еще Степановича? Он же Григорьевич... При чем тут слесарь, если мне электрик нужен. Как это кто спрашивает? Ну, Козлов. Да что вы мне допрос устраиваете? Тут авария, проводка горит... 2) - Алло! Говорит слесарь Козлов. Срочно передайте электрику Семенову, что на третьем участке пробит кабель... У ч и т е л ь Итак, мы еще раз убеждаемся, что лучше поступать по правилам и что правила поведения в современном обществе направлены на благо человека. Сегодня мы с вами подробнее познакомимся с правилами приветствия и представления. Начнем разговор с рассказа из книги Беаты Владимировны Бушелевой «Поговорим о воспитанности». У ч е н и ц а Здоровеньки булы! Или: Я вас вижу. «Здравствуйте, ребята!» - легко и привычно написала я первую фразу. А вы также легко и привычно, не задерживаясь, прочитали ее. Но представляю ваше удивление, если б начало было таким: - Ели вы сегодня? Или таким: «Здоров ли ваш скот?» А ведь это тоже приветствия, именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта. На первый взгляд кажется немного смешным, но если подумать чуть-чуть, то легко можно доказать, что «здоров ли ваш скот?» - «здравствуйте». В самом деле, что составляло основу жизни монгола - кочевника в старые времена? Его стадо. Здоровы животные - хватает еды - все благополучно в семье. Пал скот от хвори или бескормицы - и у людей голод, болезни, смерть. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормильцам скотовода – все равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким. У ч е н и к Какими только приветствиями не пользуются люди! Салют! Чао! Салам Алейкум! Хау ду ю ду! Словами «я вас (тебя) вижу» обмениваются при встрече зулусы. А племя других жителей Африки изобрело приветствия на все случаи жизни: акуше - работающему, ажуаре - уставшему, акурин - путешественнику, аквалейло - чужестранцу. Есть особые приветствия для сидящего, стоящего, лежащего, счастливого, несчастного и т.д. Представляете, каково приходится маленьким африканцам, пока они все это выучат. И ведь нельзя перепутать. Это издавна считается невоспитанностью. О таких путаниках на Руси, например, даже присказка ходила: Где пень - тут челом, где люди - мимо, а где собаки дерутся - тут «бог на помощь». У ч е н и к: Движения, жесты, которыми обменивались издавна люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись о земли лбом (били челом), третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык. А офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли, словно подрубленную, голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари поднимали забрала тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Рабы Древнего Рима обнажали бритые головы... Словом, всего не перечислишь. У ч е н и к: Да и сейчас… Посмотрите вокруг. Вот прошли военные - отдали честь. Встретились двое мужчин - обменялись рукопожатием. А те издалека приветственно помахали друг другу. Женщины, наверное, долго не виделись - обнимаются. А вот девчонки: налетели друг на дружку - чмок-чмок, потараторили и разбежались. Да, по-разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни - встречу с другим человеком. И все-таки общее тут есть. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья», Вот что означает простое, обыкновенное ЗДРАВСТВУЙТЕ. Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение. У ч е н и ц а Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хотя были совсем незнакомы. Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? У ч и т е л ь: Вот видите, вы поздоровались и «на капельку радостней сделалась жизнь». Правда, многое тут зависит еще и от того, как вы поздоровались. Один мальчик жаловался, что с «этими здоровканьями - одни неприятности». «Я,– говорит,– уже скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, "здрасьте!" кричу. А мне же еще выговор делают: "до чего ты, Кеша, некультурный - просто ужас!" Я поняла, что к чему, когда увидела, как он здоровается. Бежит Кеша по переулку: руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подфутболивают. Навстречу ему школьная медсестра. Он на бегу бодро-бодро прокричал не то "дрась", не то "брысь" и помчался вперед. А она только руками развела и тяжело вздохнула: "Учат их, учат, а толку мало". К поведению этого мальчика очень подходят стихи Г.Остера: Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов: «пожалуйста», «спасибо» – Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун. У ч е н и к: Как приветствовать? Прежде всего - приветствуемому смотрят в глаза и это делается дружелюбно, а не вызывающе иди высокомерно. Мужчина (мальчик, юноша) здоровается с легким поклоном, женщина (девочка, девушка) плавным наклоном головы. Молодые люди кланяются глубже, здороваясь со старшими уважаемыми людьми. У японцев для приветствия применяется три вида поклонов - сай кей рей (самый низкий, с углом в 45º), средний поклон с углом в 30° и легкий поклон с углом в 15°. Встречая утром своего профессора, японский студент кланяется ему средним поклоном, видя его в течение дня, он каждый раз отдает ему легкий поклон. Кланяются оба, но старший кланяется не так низко. Приветствуют словами: «здравствуйте», «приветствую вас», или соответственно времени суток «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер». Приветствие нужно выговаривать четко, ясно. Не забывайте сказать родителям: «доброе утро», а вечером пожелать им спокойной ночи. Приветствие никогда не должно быть шумным, несдержанным. Даже самому лучшему другу нельзя махать рукой или шапкой и кричать через всю улицу "здорово, старина" и т.п. При приветствии не следует употреблять жаргонных или исковерканных словечек, таких как: «приветик», «салютик», «здорово», «пока» и др. У ч е н и ц а Кто приветствует первым? В качестве правила приветствия выработалось, что младший приветствует первым старшего, мужчина женщину (мальчик девочку) и ребенок взрослого, входящий здоровается первым с присутствующими, а уходящий первым прощается с остающимися. Правило о входящем и уходящем действительно и для девушек (девочек). Таким образом, входя или уходя из помещения, девушка должна приветствовать первой, не дожидаясь, когда это сделают юноши. На улице или в фойе обгоняющий знакомого всегда здоровается первым в тот момент, когда он с ним поравняется. Независимо от пола и возраста проходящий мимо здоровается первым. У ч е н и к Рукопожатие. Здороваясь или знакомясь, старший первым протягивает руку младшему, девушка - юноше, учитель - ученику. Не протягивают руки через стол. Не подают руки в перчатке. Рука, поданная без перчатки, – признак уважения человека. Правила вежливости предусматривают, что девушка может не снимать с руки перчатку, если она трудно надевается (из тонкой кожи, капрона и т.д.). Несмотря на это, молодая девушка не подает руки в перчатке человеку значительно старше ее. Юноша (мальчик) протягивает руку без перчатки. В перчатке он может здороваться только со своим хорошим другом. У ч и т е л ь С правилами приветствия тесно связаны правила знакомства. Мы с вами сегодня возьмем из них самое основное. Но сначала мы с вами вспомним знаменитый мультфильм «38 попугаев», ведь начинается он со сценки «Будем знакомы» (кто-то из ребят или зачитывает этот рассказик или ребята проигрывают его или, если есть такая возможность, просматривают фрагмент мультфильма). Г.Остер. Будем знакомы. Эти слоненок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе и придумывали что-нибудь интересное. Или просто разговаривали. Или мартышка пела смешные песенки, а удав, слоненок и попугай слушали и смеялись. Или слоненок задавал умные вопросы, а мартышка, попугай и удав отвечали. Или слоненок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него. И всем было весело, особенно удаву. Слоненок, попугай, удав и мартышка всегда радовались, что они знакомы друг с другом и играют вместе. Поэтому все удивились, когда мартышка однажды сказала: - Ах, как жаль, что мы знакомы друг с другом! - Разве тебе не интересно с нами? – обиделся попугай. - Нет, вы меня не поняли! – замахала руками мартышка. – Я совсем не то хотела сказать. Я хотела сказать: как жаль, что мы уже знакомы. Вот было бы интересно нам всем ещё раз познакомиться. Я бы с удовольствием познакомилась с тобой, слоненок, ты такой вежливый, с тобой, попугай, ты такой умный, с тобой, удав, ты такой длинный. - И я, - сказал удав, - с удовольствием познакомился бы с тобой, мартышка, с тобой, слоненок, и с тобой, попугай. - И я, - сказал слоненок. – С удовольствием. - Но ведь мы же знакомы! – пожал плечами попугай. - Вот я и говорю, - вздохнула мартышка. – Как жаль! - Друзья! – вдруг сказал удав и взмахнул хвостом. – А почему бы нам не познакомиться ещё раз? - Два раза подряд знакомиться нельзя! – сказал попугай. – Если с кем-нибудь знаком, то это уже навсегда. Ничего тут не поделаешь. - А мы, - предложил слоненок, - давайте возьмем и познакомимся сначала! - Правильно! – сказал удав. – Давайте разойдемся, а потом случайно встретимся и познакомимся. - Ой! – заволновался слоненок. – А вдруг мы случайно не встретимся? - Ну, это-то как раз не беда! - сказал попугай. – Если мы не встретимся случайно, мы потом встретимся нарочно. Мартышка закрыла руками глаза и закричала: Раз, два, три, четыре, пять! Начинаю вас не знать! Расходитесь, разбегайтесь, Чтобы встретиться опять! Когда мартышка открыла глаза, никого не было. Потом из-за дерева вышел слонёнок. Из травы выполз удав. А из-под куста вылез попугай. Все доброжелательно посмотрели друг на друга и стали знакомиться. Мартышка пожала попугаю крылышко. Попугай пожал слонёнку хобот. Слонёнок пожал удаву хвост. И они все сказали друг другу: «Будем знакомы!» А потом сказали: «Очень приятно было познакомиться!» И это действительно было так приятно, что с тех пор они каждый день знакомились по два раза. Утром, когда встречались, и вечером на прощанье, перед тем как отправиться спать. У ч и т е л ь: Мы видим, что в этом чудесном рассказе раскрыта суть процедуры знакомства, только в юмористическом плане. У ч е н и к Как знакомить? Обычно, для того, чтобы познакомиться, нужен посредник. В качестве посредника служит общий знакомый. При этом основное правило: младшего представляют старшему, мальчика девочке (юношу девушке). Представляющий сначала называет имя младшего, затем старшего, сначала имя юноши (мальчика), затем девушки (девочки). У ч и т е л ь В заключение беседы мы проведем викторину. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Наиболее активные и знающие получат звание «Знаток этикета». 1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? Мальчик и девочка? Два мальчика? И кстати, кто первым протягивает руку? 2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? 3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья, надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? 4. С вами, наверно, такое бывало: встречаете вы человека часто: например, в скверике, через который ходите в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? 5. Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»? 6. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович». Не скажете ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, все в порядке? 7. К тебе впервые приходит в гости твоя одноклассница. В комнате, куда ты ее приглашаешь, находятся твоя мать и брат. Как ты должен поступить? а) Познакомить: «Майя, познакомься - мой брат и моя мама». б) «Майя, познакомься, моя мама и мой брат». в) «Мама и Саша, познакомьтесь, моя одноклассница, Майя». г) «Саша и мама, познакомьтесь, моя одноклассница Майя». 8. Покажите, пожалуйста, как вы познакомите своего друга с отцом (три мальчика участвуют в этой сценке). 9. Докажите необходимость правил поведения Учитель делает выводы по беседе. Актив класса предлагает договориться с параллельным классом и провести эту беседу у них (а следующую беседу соседи проведут в вашем классе). Учитель показывает ребятам книги А.Дорохова «Это стоит запомнить» и Б.Бушелевой «Поговорим о воспитанности» и предлагает взять их в библиотеке, советует подумать о том, как провести следующее занятие по этикету.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|