Классного руководителя.
Планирование воспитательной работы в классе – необходимое условие успешной организации процесса воспитания школьников. Составляя план, классный руководитель проектирует развитие классного коллектива и отдельных учащихся. Он не только намечает воспитательные цели, но и указывает основные пути и формы повышения уровня воспитанности учащихся. Без плана содержание, формы и методы воспитательной работы в классе определяются случайными факторами и носят стихийный характер. Планирование воспитательной работы требует от классного руководителя творческого отношения к определению содержания его работы. Умение в концентрированном виде отразить в плане особенности конкретного классного коллектива – показатель высокого мастерства педагога. План воспитательной работы классного руководителя – это обязательный педагогический документ. За составление и выполнение его классный руководитель несет персональную ответственность перед администрацией и общественными организациями школы, перед органами народного образования. Воспитательную работу педагог планирует, основываясь на определенной концепции. Например, одна из них обозначает задачи работы любого педагога-воспитателя тремя крупными блоками [4]. Эти задачи реализуются, создавая условия для того, чтобы ребенок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой), в обыденной (бытовой) сфере, что обозначается как бытие ребенка. Таким образом, деятельность, общение, бытие (образ жизни) ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, с помощью которых воспитатель (В) осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию здоровья, каждой личности (Л):
Исходя из этого, для планирования воспитательной работы педагог должен усвоить целевые программы: «Здоровье, «Общение», «Образ жизни», «Учение», «Досуг». Их основные задачи следующие: «Здоровье» – самообразование учителя в данной области; совместная работа с участием педиатра, школьного врача; совместная с родителями учащихся выработка оптимального для ребенка режима жизни и работы. «Общение» – войти в сферу общения детей; понять положение каждого в ней; научиться корректировать отношения между детьми. «Образ жизни» – задачи, обращенные к семье: знакомство с жизнью ребенка в семье, с режимом дня школьника; изучение особенностей его взаимоотношений с родителями; фиксация наиболее авторитетных для ребенка членов семьи и установление с ними рабочих контактов; задачи, обращенные к школе: забота вместе с ребятами о красивой, уютной обстановке; выбор стиля оформления кабинета; беседы о здоровом образе жизни, о ценностях подлинных и мнимых. «Учение» – знание индивидуальных особенностей школьника; изучение работы учащихся на уроках; совместная работа с «малым педсоветом»; организация консультаций по предметам; проведение совместных с другими учителями внеклассных мероприятий; выработка совместной стратегии и тактики помощи ребенку со стороны семьи. «Досуг» – выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков, спортивных секций, клубов; расширение познавательного и культурного кругозора; помощь детям в общественной работе, в возможности зарабатывать деньги на общественные нужды, организация коллективной творческой деятельности в классе; организация совместного отдыха на природе. Другая концепция, которую можно положить в основу планирования воспитательной работы, основывается на организационно-деятельностном подходе к воспитанию [13]. Главная цель воспитания по этой концепции тоже диктуется социальным заказом общества. Она определяет воспитательные задачи, решаемые педагогом в совместной деятельности и общении с учащимися.
Поскольку личность формируется и развивается в деятельности, то чем разнообразнее эта деятельность, тем больше возможностей создается для развития личности, ее интересов и способностей. Одной из основных задач педагога-воспитателя поэтому является организация воспитывающей деятельности. Многообразны виды деятельности, в которые вовлекает детей педагог. Но чтобы они стали своеобразными ступеньками в развитии учащихся, необходимо создать условия взаимообогащающего общения, что возможно только в такой среде, психологический климат которой благоприятен для этого. Такой средой может стать, в частности, коллектив класса. В коллективной взаимообогащающей деятельности происходит и становление индивидуальности каждого ученика. Так образуется триада ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ–КОЛЛЕКТИВ–ЛИЧНОСТЬ, которую можно трактовать следующим образом: через разнообразную деятельность развивать коллектив и личность, способную в разнообразных видах деятельности реализовать все богатство своей индивидуальности. В концепции воспитания учащейся молодежи [5] разработаны задачи, которые необходимо знать классному руководителю и по возможности учитывать в своей работе: ¨ философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь молодежи в определении смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических изменений, новых форм хозяйствования, формирование самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в ее проектировании и реализации; ¨ приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и культуры своего отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; ¨ выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, подростка, юноши, девушки, реализация их склонностей и способностей в разнообразных сферах человеческой деятельности и общения; ¨ формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям), культуры общения, интеллигентности как высокой меры воспитанности;
¨ развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, способности и готовности к рефлексии; ¨ воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, сохранения человеческой цивилизации; ¨ воспитание положительного отношения к труду, как к высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде, воспитание социально-значимой целеустремленности, честности и ответственности в деловых отношениях; ¨ воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином и жить счастливой жизнью. Эти теоретические предпосылки лежат в основе планирования воспитательной работы в классе. При составлении плана необходимо также учитывать и использовать: 1) социальную ситуацию того периода, на который составляется план, обусловленную общественными событиями в стране, близком и дальнем зарубежье, государственными праздниками, юбилейными датами и т.д.; 2) природно-погодные условия и, прежде всего, условия региона, где живет ребенок, экологическую обстановку (кроме того, вполне понятно, что в теплые солнечные дни лучше планировать дела на улице, в дождливые – в помещении); 3) возрастные особенности школьников (для младших ребят следует планировать больше подвижных игр, для подростков – соревнований, ролевых игр; для старших – дела, которые требуют обоснования своей позиции по спорным вопросам, настраивают их на размышление и поиск определенных решений – это дискуссии, деловые игры, практикумы по общению и т.д.); 4) картотеку интересных дел, позволяющую сэкономить время, избежать однообразия форм работы с детьми; картотеку рекомендуется составлять педагогам всей школы в течение учебного года (примерную картотеку см в приложении).
Для того, чтобы план классного руководителя был действенным документом и действительно способствовал повышению эффективности воспитательной работы в классе, он должен отвечать ряду педагогических принципов. На основе изучения и анализа опыта планирования воспитательной работы школ можно сформулировать такие принципы планирования воспитательной работы: Целеустремленность. Содержание и характер деятельности педагога-воспитателя в условиях любой воспитательной системы должно быть соотнесено с целями системы. Наличие цели предохраняет воспитательную работу от случайных факторов, от стихийности. Умение верно определить цели воспитания говорит о мастерстве педагога, так как только учитель-мастер на основе анализа особенностей конкретного класса может определить перспективы, к которым нужно вести именно этот классный коллектив. Каковы же общие цели современного воспитания? Ориентиры развития нашей школы – гуманизация и демократизация. Суть гуманизации школьной жизни – приведение целей и способов педагогической работы в соответствие с интересами развития ребенка. Это означает выдвижение на первый план следующих целей воспитания: 1) развитие интереса растущего человека к себе: своему внутреннему миру, своему характеру, своим отношениям с людьми; 2) формирование способности делать жизненные выборы в интересах своего развития и помощи личностному росту других людей; 3) развитие творческого начала личности; 4) развитие способности и умения понимать другого человека, заботиться о нем, сотрудничать с ним [11]. Обеспечение систематичности, последовательности и преемственности в воспитании учащихся. Воспитательные творческие дела, намечаемые в плане классного руководителя, должны составлять как бы отдельные звенья единого воспитательного процесса, каждое последующее должно являться продолжением предыдущего и основываться на достигнутых воспитательных результатах. План составляется с учетом проведенной работы в предыдущем классе. Если не опираться на достигнутое, невозможно закрепить результаты проведенной работы, так как учащиеся могут утратить навыки поведения, приобретенные ранее. В планах на первую, вторую и третью четверти следует предусмотреть проведение определенной воспитательной работы в период осенних, зимних и весенних каникул, а в плане на четвертую четверть – организацию летнего отдыха учащихся. Систематичность предполагает также постепенное усложнение деятельности учащихся, по мере их развития и развития коллектива в целом: в слабом коллективе интересные, но простые дела, по мере развития коллектива усложнение дел и увеличение самостоятельности учащихся в их подготовке и проведении.
Учет возрастных особенностей учащихся, их интересов, склонностей, способностей, уровня их подготовленности и условий жизни. Дети младшего, среднего и старшего школьного возраста различаются по уровню физического развития, степени эмоциональности, развитию волевых качеств и функциональных знаний, степени социальной зрелости, поэтому без учета возрастных особенностей воспитательная работа классного руководителя будет малоэффективной. Организуя работу на основе гуманистической концепции, которая требует личностного подхода к учащимся, педагогу-воспитателю необходимо выявить их интересы и способности. В противном случае это будет план работы классного руководителя, а не ребят, работа по такому плану будет носить формальный характер, и не удивительно, что ученики не захотят принимать в ней участие. Разнообразие содержания, форм и методов воспитательнойработы в классе. В некоторых классах почти единственной и универсальной формой воспитания становятся классные часы, состоящие, в основном, из монолога классного руководителя. Между тем, чтобы выполнить требование современной гуманистической концепции о личностном подходе в воспитании, необходимо разнообразие форм и методов воспитательной работы. Разумное чередование разнообразных мероприятий необходимо предусмотреть и по затратам сил на подготовку каждого из них, добиваясь ритмичной нагрузки учащихся в планируемый период. При этом разнообразные формы и методы воспитания должны сочетаться с чередующимися коллективными, групповыми и индивидуальными видами работы. Планируя деятельность всего коллектива, классный руководитель должен предусмотреть каждому ученику дело по душе. Поэтому наряду с коллективными делами, в плане должна быть представлена и индивидуальная работа с учащимися. Это могут быть отдельные поручения к очередным массовым делам или на длительное время, участие в соревнованиях, руководство самовоспитанием учащихся и т.д. При планировании необходимо также рациональное сочетание словесных, наглядных и практических форм работы – опора на вербальную (словесную), сенсорную (эмоциональную) и двигательную сферы деятельности ребенка (в практике, к сожалению, чаще – опора на словесную); репродуктивных и творческих, действий по указанию, совету учителя и самостоятельной деятельности ученика. Наиболее удачно, на наш взгляд, эти требования реализуются в системе коллективной творческой деятельности. Реальность плана. При составлении плана не следует ставить невыполнимых задач. Для реализации этого требования нужно хорошо знать особенности класса: интересы и способности ребят, уровень их общего развития, ценностные ориентации, уровень развития коллектива (отношения между ребятами, уровень их организаторских умений). В слабом, недружном коллективе рациональнее планировать простые дела, так как со сложными ребята не справятся из-за своей разобщенности, неумения общаться и отсутствия организаторских умений. Нельзя разбрасываться и намечать слишком много мероприятий, так как в этом случае возникает обратно пропорциональная зависимость: чем больше дел, тем меньше воспитательный эффект. Большое количество дел невозможно качественно подготовить, получается формальная работа, и ребята это чувствуют. Большое количество дел и, соответственно, малый промежуток между ними, приводит к эмоциональным перегрузкам и, как защитная реакция организма, к нежеланию участвовать во внеурочной деятельности. Лучше предусмотреть осуществление нескольких конкретных задач и оптимальное количество совместных творческих дел в соответствии с ними, то есть для обеспечения реальности плана необходимо рациональное сочетание дел по их количеству и сложности. Учет особенностей конкретной школы. Формирование личности учащихся протекает, как известно, под влиянием конкретных факторов, совокупность которых придает процессу воспитания специфический характер. В самом деле, одни классные руководители работают в городах-мегаполисах, другие – в относительно небольших провинциальных городах, третьи – в рабочих поселках или районных центрах, четвертые – на селе. У каждого из них разное производственное окружение, разный характер труда родителей и другие особенности. Есть различия в условиях работы не только городских и сельских школ, но и каждой из них в отдельности. Это гимназии и лицеи, школы с углубленным изучением математики и иностранных языков, школы с эстетической направленностью, с модульной системой обучения, с обучением в начальных классах по системе Л.В.Занкова; Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, авторские школы. Особенности каждой школы, ее традиции, стиль общения подводят классного руководителя к необходимости их учета в своем плане работы. Притом учитывать, - это не всегда означает соглашаться, так как некоторые школы имеют, как мы говорим «холодную» направленность, то есть они настроены только на передачу знаний, а не на формирование личности в целом. Как говорила учительница одной из гимназий на совместном родительском собрании: «Меня не интересуют эмоции детей, главное для меня – сформировать высокий уровень знаний». Такая позиция, с современной точки зрения, говорит о низком профессионально-педагогическом уровне учителя, так как именно опора на эмоции, а не только на мышление, дает высокое качество знаний. Задача классного руководителя в такой школе – смягчить ситуацию, которая создается на некоторых уроках, помочь детям считать себя не винтиком школьного механизма, а личностью – индивидуальностью. Динамичность и гибкость плана. Классному руководителю необходимо следить за изменениями в развитии как классного коллектива в целом, так и отдельных учащихся и учитывать эти изменения в своем плане работы – в противном случае план «перестанет работать». Например, в 5-х и 10-х классах, когда классный руководитель в большинстве случаев получает класс, только что сформированный заново, особенно важно учесть движение коллектива от первого этапа развития к последующим и корректировать план в течение учебного года. Корректировка говорит не о том, что педагог неверно составил план работы, а о гибкости классного руководителя, умении перестраиваться в ходе воспитательного процесса и тем самым повышать его эффективность. Согласованность в планировании работы. Прежде чем приступить к составлению плана воспитательной работы в классе, необходимо ознакомиться с общешкольным планом, так как эффективность работы в классе зависит не только от мастерства и опыта классного руководителя, но и от деятельности всех звеньев школы. В общешкольном масштабе вырабатываются единые требования к учащимся, устанавливаются сроки проведения массовых мероприятий, намечаются меры по развитию традиций, отражается связь с шефами или спонсорами, работа клубов, лекториев, спортивных секций, разрабатываются условия смотров и конкурсов по различным видам внеклассной работы и т.д. В соответствии с общешкольным планом классный руководитель и планирует воспитательную работу в классе, учитывая при этом, как мы уже говорили, интересы ребят и родителей. Классный руководитель координирует свой план с планами учителей, работающих в классе, и привлекает их к проведению отдельных внеурочных дел. Большинство учителей также являются классными руководителями и в состоянии помочь друг другу. Преподаватель литературы может квалифицированнее провести читательскую конференцию, литературный вечер, обзор новейших изданий, а преподаватели математики, физики, химии, биологии, истории могут на более высоком уровне подготовить внеурочные творческие дела по своим предметам. Происходит известная кооперация и разделение труда между классными руководителями параллельных, а в отдельных случаях и смежных классов. К принципам планирования также относятся и следующие принципы: конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации, жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения всех, взаимодействие); индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для самоактуализации); научность (в основе научное понимание воспитания, всех его компонентов); оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей; единство педагогического руководства и активности воспитанников. Структура плана. В педагогической литературе можно встретить утверждение о том, что для плана воспитательной работы невозможно установить даже примерную схему. Все якобы зависит от конкретных условий. Бесспорно, эти условия нужно учитывать, схема плана должна быть гибкой, подвижной. Без этого трудно обеспечить определенную систему в планировании и организации воспитательной работы, добиться всестороннего охвата воспитательных задач. Но существует и общее в планировании. Любая схема плана фактически является отражением структуры системы воспитательного процесса. В любом случае любую деятельность необходимо начинать с анализа а) конкретных субъектов, которые участвуют в воспитательном процессе, б) анализа работы, проведенной за предыдущий период. На основе анализа планируются цели и задачи, определяется содержание воспитания, выбираются формы и методы работы. Исходя из этой структуры, схема любого плана будет включать следующие разделы: I. Анализ работы за прошедший период. (год, полугодие, четверть) – если классное руководство первый год, этот раздел в план не входит. В этом разделе классный руководитель пишет о том, какие воспитательные задачи планировались на предыдущий период, их соответствие конкретному классу; какие дела были проведены, их соответствие воспитательным задачам; что удалось в работе – почему, что не удалось – почему. II. Характеристика классного коллектива. (составляется на основе программы изучения коллектива, педагогической диагностики, данных в предыдущей главе) – если классное руководство первый год, то характеристику составляют к 1 октября. ¨ общие сведения о классе, его состав; учебная направленность класса – класс с углубленным изучением какого-либо предмета; класс, в начальной школе, занимавшийся по системе Л.В.Занкова или Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, класс выравнивания и т.д.; количество учеников в классе, мальчиков и девочек; успеваемость – ученики, которые учатся на «5», на «4» и «5», неуспевающие, те, кто может учиться лучше (на первый взгляд, чисто формальный абзац, но его данные во многом определяют направленность деятельности классного руководителя – одна ситуация, когда в классе 36 человек, другая – когда 5-9; одна – когда в классе больше мальчиков (14 из 18 в «плавательном» классе), другая – когда больше девочек (18 из 23 в гуманитарном классе) и третья – когда примерно равное количество мальчиков и девочек; ¨ характеристика класса как коллектива (или группы): стадия развития коллектива; актив класса – официальный и неформальный, почему его можно считать активом, в чем на него можно опереться, чему нужно учить, в чем помогать; краткая характеристика наиболее «трудных» учащихся – в чем причины их проблем и как им помочь; характер взаимоотношений в классе между учениками, между мальчиками и девочками; наличие микрогрупп и отношения между ними (кстати, наличие микрогрупп в классе – вовсе не признак слабого коллектива, как считают многие, это естественное, нормальное состояние любой группы, ведь ребенок не может быть открыт всем, у него есть один или несколько друзей, с которыми он более откровенен, доверяет им, а вот отношения между микрогруппами – наиболее точный показатель уровня развития коллектива); действуют ли в коллективе советы дел, инициативные группы; умеют ли учащиеся сами организоваться для выполнения различных видов деятельности; в каких совместных творческих делах сплачивался коллектив в предыдущий период деятельности; ¨ отношение ребят к учебе, их познавательные интересы и уровень познавательной активности; отношение к труду, общественным поручениям и делам, к сверстникам, взрослым; уровень общего развития учеников, их досуговая деятельность – занятия в кружках, секциях, клубах, спецшколах и др. ¨ связь классного коллектива с общешкольным, с микрорайоном школы - выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, организует ли дела для младших школьников, для школы в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни школы, микрорайона; ¨ недочеты в развитии класса в целом и отдельных учащихся: низкий уровень культуры поведения, недисциплинированность, излишний прагматизм, меркантильность, цинизм, слабая успеваемость, нежелание помогать другим и т.д. (этот абзац может быть отдельным, а может входить в другие) III. Воспитательные задачи. Задачи формулируются исходя из анализа работы за предыдущий период и характеристики класса, то есть исходя из I и II разделов плана. Задач должно быть немного - три-четыре, они должны быть четкими, конкретными, реальными для выполнения в данном классе за определенный промежуток времени. Например, в 5-х и 10-х классах, где коллективы только что созданы, одной из задач может быть «формирование классного коллектива»; в других случаях – «формирование дисциплинированности», «формирование культуры поведения», «развитие познавательного интереса», «помочь ученикам в выборе профессии» и др. IV. Жизнедеятельность классного коллектива. V. Работа с родителями учащихся. VI. Индивидуальная работа с учащимися. (V и VI разделы можно выделять отдельно, а можно планировать работу в четвертом разделе). Мы приведем несколько вариантов оформления плана воспитательной работы классного руководителя. Первые три раздела (анализ работы за прошедший период, характеристика классного коллектива, воспитательные задачи) остаются неизменными во всех видах планов, поэтому мы не будем повторно описывать их содержание, а дадим различные схемы IV раздела. Планирование по основным делам. I. Анализ работы за предыдущий год. II. Характеристика класса. III. Воспитательные задачи. IV. Жизнедеятельность классного коллектива (5 класс).
План-сетка. I. Анализ работы за предыдущий год. II. Характеристика класса. III. Воспитательные задачи. IV. Жизнедеятельность классного коллектива.
Календарное планирование. I. Анализ работы за предыдущий год. II. Характеристика класса. III. Воспитательные задачи. IV. Жизнедеятельность классного коллектива.
Планирование по целевым программам. (О.С.Газман).
Известный ученый О.С.Газман считал, что «деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые, воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей». Механизм воспитания, по его мнению, заключается в оказании педагогом поддержки ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей; в создании условий для жизненного самоопределения школьников. Для более целенаправленной работы по поддержке процессов самопознания и самостроительства личности ребенка О.С.Газман и его коллеги предложили педагогам разрабатывать целевые программы «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».
Планирование по общечеловеческим ценностям. (В.А.Караковский).
Доктор педагогических наук В.А.Караковский полагает, что общечеловеческие ценности являются основой целостного учебно-воспитательного процесса. Он предлагает воспитателям направить свои усилия на создание условий для освоения учащимися таких ценностей, как земля, отечество, семья, труд, знания, культура, мир, человек.
Планирование по видам деятельности I. Анализ работы за предыдущий год. II. Характеристика класса. III. Воспитательные задачи. IV. Жизнедеятельность классного коллектива. (познавательная, ценностно-ориентированная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая, работа с родителями). Познавательная деятельность.
Для того, чтобы помочь составить план воспитательной работы по видам деятельности, мы приводим виды и формы деятельности учащихся, которое предлагает Н.Е.Щуркова (с некоторыми добавлениями).
|