Аукцион интересных и полезных дел.
Цель: организовать коллективное планирование работы на определенный период жизни класса. Задачи: привлечь к составлению плана всех учащихся, научить работать в микрогруппах (МИГах), слушать и слышать друг друга. Подготовительный этап: 1) подготовить оформление: ствол дерева и листья двух форм: дуба и клена (листья по количеству микрогрупп); 2) распределить участников по МИГам (по желанию, не более 4-5 человек); 3) приготовить листочки бумаги размером в полтетрадного листа, по количеству МИГов; 4) дать информацию о деле: устную и письменную (реклама, газеты-молнии, настойчивая афиша); 5) подготовить помещение: изменить привычность обстановки, посадить в круг или по периметру, по МИГам; продумать музыку, свет и др. для создания эмоционального настроя. Ход дела: 1. Вступительное слово организатора или специального ведущего о целях и задачах дела. 2. Планирование задач. Каждой группе выдается листочек бумаги в форме дуба, куда записываются проблемы, задачи, которые стоят перед коллективом. Время выполнения 3 минуты. Листочки прикрепляются на вершину ствола. 3. Каждая группа планирует 5 дел, наиболее интересных и полезных, позволяющих решить задачи. Определяем время выполнения (10 минут). Даем листочек бумаги с полтетрадного листа. 4. Создается 2 банка (левый и правый), в которые входят по одному представителю от каждой группы (группа выбирает 2-х представителей, которые расходятся по банкам). Банкам выдаются листья клена по количеству групп +1 (для своего дела). 5. Каждая группа комментирует и предлагает свои дела. Банк выбирает из предложений каждой группы по одному делу, пишет его на листе, организатор прикрепляет этот лист клена к дереву. Дела правого банка – на правую сторону дерева, дела левого – на левую сторону. Затем одно дело предлагает сам банк, учитывая, чего не достает для выполнения задачи.
6. Далее голосованием проводится выбор дел. Количество дел заранее обговаривается: 3-4 с учетом срока и времени планирования. Организатор рекламирует каждое дело, отбираются реально выполнимые. Оставшиеся дела – в копилку идей. 7. Создаются Советы дела для каждого из отобранных дел. Игра – эстафета «Коллективное планирование». Следует еще раз напомнить, что коллективное планирование – не подготовка к делу, а само дело, одно из видов КТД. Поэтому необходимы подготовительный этап, собственно планирование (выяснение интересов и потребностей детей, их озабоченности окружающим, учет интересов и потребностей старших), коллективный анализ проведенного планирования. Сама игра проводится следующим образом. I э т а п: разбивка на МИГи всего коллектива участников. Вводим понятие закона общения: правая, вверх поднятия рука обозначает внимание, тишину, «прошу слова». II э т а п: каждый МИГ получает карточку. Сверху записан вопрос, на который после обсуждения в группе нужно написать ответ. ответ может быть один, а может быть записано предложение каждого члена микрогруппы. Ответ пишется на развороте карточки, в месте, обозначенном цифрой, кружком, любой фигурой (их количество обусловлено количеством групп).
После ответа каждой группы на предложенный вопрос, карточки передаются из группы в группу по типу эстафеты, пока полностью заполненная карточка не вернется вновь к своему истоку. Затем предлагаются следующие вопросы (это можно выполнять параллельно). Примерные вопросы: 1. Какие праздники проведем? 1. С кем встретимся? 3. Что посетим? 4. Что полезного сделаем? 5.Что прочитаем вместе? 6. Какими будем? 7. На какие вопросы хотим получить ответ? 8. Что предложим в план работы школы?
Учитель, организующий планирование, работает в одной из групп (через нее он вносит свои предложения по всем вопросам). III э т а п: группы получают заполненную всеми участниками игры карточку, читают все предложения, комплектуют их, выбирают спикера и поочередно выносят их на суд всех. Ведущий предлагает оценить все предложенное, внести дополнения. Затем выбирается Совет Дела (СД) по планированию (это те ребята, которые выступали, были спикерами групп), задача которого – сверстать план работы, выработать реальные дела и предложить их ребятам для включения. Эта работа проводится СД после завершения коллективного планирования. Завершается коллективное планирование коллективным анализом проведенного дела. Можно предложить ответить участникам на следующие вопросы: Что сегодня было удачно? Почему? Что не удалось? Почему? Как будем планировать следующий период? Ведущий в итоге благодарит всех за работу и предлагает остаться СД по планированию. Банк идей. Если у класса нет опыта коллективного планирования или коллектив достаточно «рыхлый», то можно предложить данную форму работы. Цель: проводится для коллективного составления плана работы класса на определенный отрезок времени. Совет дела или творческая группа заранее готовят карточки с вопросами для ребят.
Образцы карточек. Ищи. Думай предлагай. Впереди осенний праздник («Осенний бал») Кто его проведет и как? Ребята, в разведку! Вы должны придумать, чем мы обрадуем малышей в детском саду? Рассказать о выполнении задания на сборе планирования через два дня. Нам интересно твое мнение! Как мы проведем Новогодний праздник? Кто его проведет и как? Мы ждем твоих предложений! Впереди праздник 23 февраля. Кто его проведет и как? Кого мы можем пригласить на этот праздник? Мы рады получить твои предложения! Впереди праздник – День Святого Валентина. Как мы можем провести его? Нас интересуют твои предложения! Впереди праздник 8 марта. Кто и как его проведет? Кого мы пригласим в гости? Ребята, в поиск! Вы должны придумать самое необычное, фантастическое дело, посвященное космонавтике. Доложить о выполнении задания на сборе коллектива через два дня (научно-исследовательская экспедиция).
Мы ждем твоих предложений! Впереди праздник – День Победы. Кто, как и где проведет его? Кого мы пригласим? Что подарим гостям? Что бы такое интересное провести на следующей неделе? Может быть: § музыкальный калейдоскоп; § дискуссию «Нам нужна учеба?» Выберите одно дело. Почему вы его выбрали? Кто его сможет провести и как? Что же провести на следующей неделе, как ты думаешь? § живую газету «Будем с природой на «Вы»; § огонек «А если это любовь?»; Выберите одно дело. Почему вы его выбрали? Кто сможет его провести и как? Х о ди г р ы. Вариант первый. Класс разбивается на МИГи, которые выбирают себе любую карточку. Из предложенных дел каждая группа выбирает себе свое дело. Такая ситуация помогает ребятам учиться строить план, ведь выбор требует раздумья, обсуждения вариантов. Ребята предлагают, как можно интереснее провести выбранное ими дело и решают, кто будет его организатором, с кем его можно провести и когда. Каждая группа предлагает и защищает свое предложение. Результатом общего решения становится план работы класса на месяц, четверть и предложения в план работы школы. Вариант второй. В классе появляется объявление: «Ищи. Думай. Предлагай. Открывается банк идей. Идею может подать каждый. Что ты предлагаешь провести в классе, в школе? Твои помощники – календарь знаменательных дат, собственный опыт, классный руководитель и организатор детского досуга. В течение 2-х дней ты можешь подать в банк свою идею. Не забудь ответить на четыре вопроса: что, для чего, как будем проводить и кто будет организатором дела в классе (в школе)». В течение 2-х дней ребята собирают свои предложения в ящик или пишут на большом плакате под заголовком: «Хочу, чтобы…» Из предложенного банка идей совет дела или инициативная группа выбирает наиболее интересные и полезные дела, готовит их защиту на сбор планирования. Защиту могут готовить и его авторы. Интересно, если она пройдет в творческой форме. Все предложения по душе. Их даже больше, чем ребята могут осилить. Что делать в этом случае? Отобрать подходящее, а остальное отбросить? Нет, конечно. Ни отвергать, ни заменять предложения ребят не стоит. А вот развить, уточнить и дополнить их вполне возможно. Часть дел можно отложить в копилку дел, провести попозже. На сборе планирования рождается план работы класса, который ученики придумали сами.
Классный руководитель, обобщив результаты проведенной им, родителями и детьми работы, составляет план воспитательной работы класса. Если классное руководство у педагога в этом классе не первый год, подведение итогов совместной работы по составлению плана можно провести на классном собрании детей и родителей. Вопросы к практическому занятию Значение плана воспитательной работы классного руководителя. Принципы, на которые опирается классный руководитель при составлении плана воспитательной работы. Виды планирования воспитательной работы в классе. Структура планов. Лабораторное занятие можно провести по методике планирования воспитательной работы классного руководителя на основе одной из совместно-творческих методик.
Л и т е р а т у р а.
1. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова; Под общ. ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. 2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания – М., 1990. 3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская. Под ред. И.А.Колесниковой. - М., 2005. 4. Ксензова Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководитедя. - М., 2004. 5. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. - М., 2002. 6. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина, и др.; Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. 7. Никитина Н.Н., Шустова И.Ю. Коллективный анализ и планирование деятельности школьников. - Ульяновск, 2002. 8. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие/ Под ред.Е.Н.Степанова. – М., 2001. 9. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-е изд., дополн. – М.,2002. 10. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А доЯ. – М., 2002. 11. Степаненков Н.К. О планировании работы классного руководителя. – Минск, 1978. 12. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А.Стефановская, - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. 13. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986. 14. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М., 1999.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|