Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические советы по проведению бесед.




Начиная работу по воспитанию культуры поведения, классный руководитель должен заранее выявить, какие правила школьники знают и умеют выполнять и в чем есть пробелы. Возможно, что возникнет необходимость некоторые темы повторить в разных классах, расширяя и углубляя их понимание школьниками. С этой целью можно провести анкету по типу той, которую мы предлагаем в начале беседы на тему «откуда взялись правила поведения» (с.64). Ответы на анкету помогут нам при проведении первого занятия по этике, помогут не только в определении содержания, подбора материала, но и в выборе методов поведения.

Какова же традиционная логика подготовки и проведения этических бесед? На наш взгляд, она включает в себя следующие этапы:

Выбор темы. Он зависит от возраста ребят и от конкретного класса: его уровня развития, интересов, наличия знаний этикета и др. После выбора темы желательно вместе со всем классом или с группой подготовки придумать интересное название. Ребятам это нравится, особенно после сравнения: «Беседа о правилах приветствия и представления» или «Рады познакомиться!»; «Беседа о правилах гигиены и косметики» или «Путешествие в Зеркалье». Они понимают, что название должно привлекать внимание, возможно, вызывать улыбку и желание побывать на этих встречах-беседах.

После выбора темы учитель вместе с ребятами подбирает литературу. Определяет содержание, распределяет обязанности и роли: ведущие, чтецы, участники сценок, ответственные за оформление и оборудование. На каждом занятии необходима музыка: веселая и лирическая, загадочная и таинственная, мягкая и тихая или торжественная – она создает эмоциональный настрой, атмосферу сопереживания.

Учитель продумывает вопросы, которые нужно будет обсудить во время беседы. К беседе о дружбе, например, можно будет выбрать некоторые из предлагаемых вопросов: Что такое настоящая дружба? Правы ли те, кто говорит: «У нас много друзей!»? В чем их ошибка? Какие два понятия они отождествляют? Почему иногда говорят: «До дружбы надо вырасти»? Как вы понимаете эту мысль? Какими качествами должны обладать друзья? Среди друзей можно слышать такое заявление: «Если говорят о моем друге, то это все равно, что говорят обо мне. Если говорят обо мне, я знаю, что то же самое чувствует мой друг». Правильно ли они понимают дружбу? Докажите правдивость такого суждения. «Трусливый друг, - говорил Л.Н.Толстой, - страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься». Согласны ли вы с этим? «Кто в беде покинет друга, сам узнает горечь бед"» (Ш.Руставели). Раскройте смысл этого афоризма. Почему О.Бальзак заявлял: "Себялюбие - яд для дружбы»? Почему нельзя дружить с себялюбивым человеком? Можно ли навязывать дружбу, диктовать в дружбе свои требования? Как понимать фразу «Бескорыстная дружба мужская»? А может ли быть дружба, основанная на корыстных целях? Русские пословицы говорят: «Недруг поддакивает, а друг спорит», «Кто друг прямой, тот брат родной». Докажите жизненную правдивость этих слов.

До беседы нужно проверить готовность ребят по текстам, можно проиграть сценки, но нельзя репетировать несколько раз, так как при этом исчезает элемент новизны, эмоциональной привлекательности предстоящей беседы, а, значит, снижается воспитательный эффект. Знания не интериоризируются (не присваиваются) личностью, так как то, что скучно, отталкивает ребят.

Начало беседы. Его цель: заинтересовать, увлечь ребят или, как говорит Н.Е.Щуркова, "пленить" их. В младших и средних классах - это сценка, увлекательный короткий рассказ. В средних и старших - анализ ситуации или анкеты, проведенной во время подготовки; проблемный вопрос, диафильм или фрагмент кино(видео)фильма; интересная, может быть, спорная цитата и др.

Так, беседу о правилах приветствия можно начать с динамичной сценки. В класс быстро входит учитель, за ним вбегают ребята из группы подготовки и здороваются друг с другом: обнимаются, целуются и смеются две подружки; хлопают друг друга по плечу два мальчика; церемонно раскланиваются, приподнимая шляпы, два одноклассника, – затем все быстро образуют цепочку и вместе с учителем восклицают: "Здравствуйте, мы рады вас видеть!". Учитель напоминает классу тему занятия: "Ребята! Мы с удовольствием напомнили вам тему сегодняшней встречи. А какие приветствия помните вы?" Они называют и показывают приветствия, которые приняты на западе и востоке, между людьми разных возрастов и в различных ситуациях, – и обсуждают их важность.

Возможен несколько иной вариант. Студент А.Королев спрашивает пятиклассников 30 с.ш.: "Как вы думаете, ребята, давно ли появились правила приветствия?" - "Давно, Алексей Павлович". – "И как давно?" - "Наверное, очень давно".– "Совершенно верно. Давайте представим такую картину: первобытный лес. Первобытная полянка. Из чащи выходят два первобытных человека и настороженно смотрят друг на друга: кто перед ним - друг или враг? Потом один из них поднимает руку, сжатую в кулак, раскрывает его и машет рукой в знак приветствия: "Я не таю оружия, я рад тебе, давай поговорим". Так что, ребята, когда вы кричите друг другу: «Привет, Оля!» «Привет, Саша!» и приветливо машете рукой - это жест еще первобытного человека, неандертальца". Ребята смеются, им нравится такое начало; а затем начинается обсуждение темы.

Беседу о правилах поведения за столом (5кл., 31ср.шк.) мы начинали с небольшого рассказа: «Ребята! Вы знаете, что сегодня у нас с вами разговор о правилах поведения за столом. Но прежде я хотела бы рассказать вам историю, которая приключилась с Юрой, пятиклассником одной из петербургских школ. Его пригласила на день рождения одноклассница Лена. Он еще ни разу не был в гостях у девочек, поэтому волновался: что дарить? Но в этом ему помогла мама: объяснила, какой подарок будет хорош и как его дарить. Больше его волновало другое: что будет за столом? Бабушка Лены - истинная петербуржка, знает и соблюдает все правила этикета, и он боялся сделать что-нибудь не так. Наступил день рождения. Мальчик вошел в квартиру Лены, поздравил ее, вручил подарок: «Уф! Кажется, все нормально!». Сели за стол пить чай. Сервиз у бабушки был особенный, старинный, в нем не только чашки, но и ложечки были из фарфора. Юра от волнения вертел ложечку в руках и переломил ее. Он ахнул, в ужасе всплеснул руками и опрокинул на колени соседки чашку с горячим чаем. Девочка закричала, оба вскочили, а в это время бабушка проносила мимо них поднос с пирожками. Они выбили у нее поднос из рук, пирожки разлетелись по всей комнате, мальчик выбежал из квартиры: «Чтобы я еще когда-нибудь к кому-нибудь в гости! Ни за что на свете!». Мы не хотим, чтобы вы, ребята, оказались в такой же неловкой ситуации, поэтому и предлагаем поговорить сегодня о том, как же вести себя за столом».

В проведении основной части беседы также возможны разнообразные варианты, такие, например, как предлагает Б.В.Бушелева.

Вот как строилось занятие по теме «Как делать подарки» в 5, 6 и 8 классах.

В 5 классе нашей целью было объяснить ребятам, что подарок – одна из форм проявления внимания к людям, что подарок делается бескорыстно, что подарок, сделанный своими руками, лучше купленного на деньги, взятые у родителей, что подарок нельзя выпрашивать, а тем более требовать.

В 6 классе мы говорили с ребятами о том, как выбрать подарок, чтобы доставить радость человеку, о том, как важно знать, что любит, чем увлекается человек, которому мы хотим сделать подарок, о том, что ему будет особенно приятно, если подарок окажется для него сюрпризом.

В 8 классе мы говорили со школьниками о том, по какому случаю можно дарить подарки, что можно дарить не только предметы, но и песни, стихи, шутки. Наибольшая ценность подарка в том, чтобы он был максимально рассчитан именно на того, кому предназначен.

В ходе занятий возникало немало вопросов. Мы старались ответить на каждый из них. Например, ребята спрашивали, можно ли сразу развернуть пакет с подарком, как поступить, если подарок не понравился, почему подарок не должен быть слишком дорогим.

Мы стремились создать светлый и радостный эмоциональный фон занятий. Например, беседа о подарках началась с вопросов: У кого из ребят скоро день рождения? Почему они ждут этого праздника? Какие подарки делали им раньше взрослые и товарищи? Какими из этих подарков ребята особенно дорожат? Кто из ребят сам любит делать подарки? Почему?

Дети охотно вступают в такие беседы, завязывается оживленный разговор. Затем мы читаем отрывки из художественной литературы, группа ребят показывает инсценировку "С днем рождения".

В 8 классе занятие на эту тему было построено в форме лекции-беседы. Учительница привела высказывание немецкого писателя Р.Нойберта о том, что по подаркам, которые делает человек, можно вернее судить о нем, чем по тысяче сказанных им слов. Умение дарить - это искусство, потому что требует от человека способности любить и понимать других. Рассказ О’Генри "Дары волхвов", который мы затем прочли восьмиклассникам, прекрасно иллюстрирует эту мысль.

Таким образом, занятия по культуре поведения во всех классах мы начинали с этических бесед, которые почти всегда иллюстрировались наглядными примерами. Но особого внимания, несомненно, требуют упражнения. Правилами хорошего тона предусмотрены действия, которые в известной мере требуют автоматизма: поклониться в момент приветствия, предложить стул, помочь надеть пальто, подать оброненную вещь. Добиться изящества и непринужденности этих действий можно только путем многократных повторений, упражнений. Мы понимали под словом "упражнения" стихийно возникающие или специально организованные игры и элементы игр на занятиях. Упражнения могли носить характер практического или словесного решения задачи. Так, например, в 8 классе мы обрисовали ребятам возможную жизненную ситуацию: на прилавках магазина "Детский мир" - резиновые, мягкие, металлические игрушки, наборы "Конструктор" из крупных и мелких деталей, коньки, маленькие гантели, аквариум, набор кукол для кукольного театра, модели самолетов и кораблей. Нужно выбрать подарок десятилетнему брату и объяснить свой выбор.

В младших классах упражнения чаще всего принимали форму игры и инсценировки. Когда в 5 классе возник вопрос о том, как правильно принимать подарки, несколько ребят вызвались не только ответить, но и показать, как это делается. Ребята дополняли и исправляли друг друга, каждый стремился показать момент вручения подарка. В конце концов, ребята решили коллективно разыграть сцену прихода гостя и вручения хозяевам подарков.

У пятиклассников большой популярностью пользовался "автобус №8". На один из уроков учительница принесла нарисованный автобус, в окнах которого были видны пассажиры, нарушающие правила поведения. Нужно было найти 8 таких нарушений. Нашли десять. Потом выбрали кондуктора и показали, как воспитанные люди ведут себя в транспорте: как они передают деньги на билет, уступают место, идут к выходу, здороваются со знакомыми.

Очень оживляет занятия и чтение художественной литературы. Иногда рассказ, стихотворение могут стать прекрасным поводом для разговора (например, рассказ К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками", который мы обсуждали в 8 классе на занятии, посвященном теме "Учись приносить людям радость"). Можно использовать художественное произведение и для упражнения "Оцени поведение литературного персонажа". Для этой цели больше всего подходят произведения сатирического и юмористического характера.

В конце беседы необходимо сделать выводы и подвести итоги. Форма этой работы может быть различна: обобщающая беседа по теме занятия; викторина на знание правил поведения, с которыми сегодня познакомились дети; мини-конкурс "знатоки этикета"; блиц-предложения "о чем мы расскажем малышам подшефного класса" и др. Для закрепления полученых знаний по этикету нужна постоянная работа с детьми в школе и, особенно, с помощью родителей, дома.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...