Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Собственно-действующие Упоминаемые Внесюжетные




(эпос, лирика) (драма)

 

 

Задание на дом: ответить на вопросы.

Вопросы повторения:

· Чем отличаются образ и характер?

· Каковы приёмы создания художественного образа?

· Какова роль монолога и диалога в характеристике сценического образа?

· Каковы средства создания сатирического образа?

· Из каких компонентов складывается образ автора?

· Какова может быть позиция автора по отношению к герою?

· Как проявляется позиция автора в драматическом произведении?

· Какие вы знаете способы повествования?

· На какие группы делятся персонажи?

· Расскажите о системе персонажей.

Задания

1. Каковы способы повествования в произведениях: «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Дневник Печорина» М. Ю. Лермонтова?

2. Назовите внесценических персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

3. Распределите героев комедии Грибоедова «Горе от ума» на главных, второстепенных, эпизодических.

 

Лекция №3. ТРЕБОВАНИЕ №1 – СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ.

 

Работа над сочинением начинается с выбора темы, поэтому необходимо:

· Продумать формулировку темы

· Осмыслить содержание каждого понятия, входящего в заглавие

· Выяснить круг вопросов, которые следует осветить.

Типичные ошибки:

· Учащиеся пишут о произведении в целом

· Пишут о художественном образе вообще

Пример: скажем, пишет учащийся сочинение на тему: «Татьяна, русская душою»…(А. С. Пушкин) и добросовестно рассказывает обо всех чертах характера Татьяны Лариной – о событиях её жизни, не забывает даже упомянуть о своём отношении к пушкинской героине. Но ведь в задачу данного сочинения входит рассказать лишь об одной стороне личности Татьяны: об истоках её подлинно национального, русского характера; где его корни, откуда его глубина и цельность, в чём, наконец, его специфика, непохожесть на другие характеры героинь, схожих судьбою с Татьяной.

 

Задания:

1. Сравните две темы: «Образы Дикого и Кабанихи» и «Тёмное царство» в изображении А. Н. Островского»

· Какая тема шире?

· Чем они похожи?

· Какова задача каждой темы?

2. Сформулировать задачу темы «Н. В. Гоголь как сатирик».

3. Определите ключевое слово в теме «…люблю Татьяну милую мою».

4. Осмыслить содержание каждого понятия, входящего в тему: «Идеалы и иллюзии Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

5. Какой круг вопросов следует осветить, раскрывая тему: «Комедия «Горе от ума» и идеи декабризма». Вспомните и перечислите идеи декабризма.

 

Занятие №4. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения

Чтобы сочинение отличали содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы, необходимо:

· Выбрать наиболее важные ситуации, в которых натура героя проявляется наиболее полно

· Раскрыть сущность явлений, событий, эпизодов

Содержательность сочинения достигается, прежде всего:

· Глубоким анализом идейно-художественного своеобразия произведения

· Умением оперировать литературоведческими понятиями

· Использовать литературную критику

· Использовать исторические свидетельства и факты

· Понять и оценить место анализируемого произведения в литературном процессе

· Уметь связать образы героев с особенностями метода писателя с той конкретно-исторической средой, в которой действуют литературные герои.

Типичные ошибки:

· Учащиеся уделяют много внимания второстепенным моментам и деталям, упуская главное

Пример. В характеристике Кутузова по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» акцентируются черты полководца и почти ничего не говорится о Кутузове-человеке.

 

Задания:

1. Выберите наиболее важные ситуации, в которых натура Молчалина проявляется наиболее полно

2. Выберите наиболее важные ситуации, которые могут служить аргументами к теме: «…люблю Татьяну милую мою».

3. какое литературоведческое понятие необходимо раскрыть при написании темы: «Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Составьте словарную статью об этом литературоведческом понятии.

4. Какие критические статьи вы будете использовать при написании сочинения по теме: «Судьба молодых в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Запишите цитаты из статьи, которые могут быть использованы в сочинении.

5. Какие исторические факты вы будете использовать при раскрытии темы: «Образ Пугачёва в романе А. П. Пушкина «Капитанская дочка»?

6. Какое место занимает роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова в литературном процессе?

7. Вы готовитесь к теме «Н. В. Гоголь как сатирик». Перечислите основные сатирические приёмы, используемые Гоголем.

Третье требование к сочинению – доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.

Необходимо:

· Сформулировать основную мысль – тезис сочинения

· Подобрать необходимые доказательства тезиса

· Высказать свою точку зрения на проблему, своё заинтересованное отношение к тому, о чём пишете

· Каждое принципиальное утверждение и выдвигаемое положение должно быть подкреплено ссылкой на художественное произведение, критическую статью, исторический источник.

Типичные ошибки:

· Недосказанность

· Излишняя детализация

· Тезис без доказательства.

Пример. В сочинении «Проблема «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» нельзя ограничиваться голословным утверждением, что к 60-м годам 19 века дворянство утрачивает свою ведущую роль в общественной жизни России; необходимо привести примеры из произведения, подтверждающие эту мысль: образ жизни и взгляды Кирсановых, их отношение к народу, споры с Базаровым, поведение Павла Петровича во время дуэли.

 

Задания:

1. Сформулируйте основной тезис темы «Точность, яркость и образность языка комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

2. Найдите доказательства точности, яркости и образности языка комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

3. Продолжите фрагмент сочинения, подобрав доказательства к тезису: «Казалось, почему не влюбиться в Ленского? Он тоже исключительная натура: поэт, романтик»…

4. продолжите фрагмент сочинения, подобрав доказательства к тезису: «В своей среде Татьяна – «колоссальное исключение», ибо сохранила живую, высокую, мечтательную душу среди приземлённости и пустоты…»

5. Найдите в критике доказательство тезиса: «Совсем иначе ведёт себя Чацкий. Он легко раздражим, личная драма делает его особенно уязвимым»… Укажите источник цитирования.

6. Подберите аргументы (доказательства) к теме:

· «Даль свободного романа» А. С. Пушкина

· Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»

7. Подберите иллюстрации, примеры к пункту аргументов, доказательств:

1. Подхалимство – способ жизни Молчалина.

 

Занятие №5 Самостоятельность мышления

А) должно быть отражено собственное «я»

Б) уметь передать своё впечатление о творчестве писателя, о содержании книги, эпизода, ситуации, выразить собственный взгляд на поступки героя, его характер, судьбу

Типичные ошибки:

· Примитивный пересказ текста

· Механическое повторение мыслей и суждений, которые высказаны о произведениях в учебниках

 

Задания

1. Кто из героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» вам больше нравится и чем?

2. Какие эпизоды «Слова о полку Игореве» произвели на вас большее впечатление?

3. Почему Софья объявила Чацкого сумасшедшим?

4. Какие правила, проповедуемые Стародумом, вы взяли бы в наши дни и почему? Чем проблемы, затронутые Фонвизиным, актуальны в наше время?

5. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Согласны ли вы с утверждением Фамусова, что Чацкий – «опасный человек»?»

6. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «В каких словах Молчалина отражена цель его жизни и каковы пути к достижению цели?»

7. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Как вы понимаете выражение: «Ведь нынче любят бессловесных»?»

8. Напишите сочинение-миниатюру «Моё отношение к Софье»

 

Лекция №6 Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.

Прежде всего, необходимо выбрать стиль будущей работы, исходя из типов своего мышления

Образное Образно-логическое Логическое
Используются средства художественного стиля (эмоционально-оценочная лексика, метафоры, сравнения, эпитеты, поэтический синтаксис, перифразы и т.д.) Публицистический стиль (элементы разговорной речи, слова приподнятой стилистической окраски, устойчивые словосочетания, сложные прилагательные, вопросительные, восклицательные и побудительные предложения) Научный стиль и его средства (абстрактная лексика, специальная терминология, вводные слова, наречия, вопросительные конструкции, причастные и деепричастные обороты)

Требования к слогу.

А) Ясность и чистота языка (грамматическая правильность речи, соответствие литературным нормам )

Б) Точность и краткость (подбор слов, передающий именно те мысли, какие пишущий хотел выразить, отсутствие в предложении лишних слов)

В) Простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, надуманных эмоций, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов)

Г) Образность (выразительность, эмоциональность изложения, вызывающие наглядные представления, определённые чувства)

Лекция №7. Смысловая точность эпиграфов и цитат. Повторение правил цитирования. Способы введения цитат.

Эпиграф отвечает содержанию сочинения в целом, в нём должна звучать идея всей работы.

Что может быть эпиграфом:

· Краткий отрывок из художественного прозаического произведения

· Отрывок из литературно-критической статьи

· Стихотворная строка

· Пословица

· Поговорка

· Афоризм

 

Эпиграф пишется сразу после темы в правом верхнем углу без кавычек. Потом идёт автор и произведение, из которого взят эпиграф. Точку после этого не ставят. Не пропуская строки, начинают писать само сочинение. Ссылки на источник даются без скобок.

Эпиграф к сочинению не обязателен, но желателен, ибо украшает работу.

Тезис пишущего подкрепляется цитатами: точными выдержками из текста анализируемого произведения, литературно-критической статьи или другого источника.

Назначение цитаты – пояснить или подтвердить сказанное, но не повторять его.

Правила цитирования:

1. не перегружать работу цитатами, сохранять чувство меры, однако вообще обойтись без цитат нельзя, особенно если анализируется стихотворный текст.

2. цитата может оформляться в форме прямой речи («Я был готов любить весь мир, - никто не понял меня", - говорит о себе Печорин)

3. цитату, с соблюдением должных знаков препинания, можно вставлять в предложение с косвенной речью (Рассказывая о торгах, Лопахин подчёркивает, что он «купил имение, где дед и отец его были рабами, где их не пускали даже в кухню».) Это называется частичным цитированием.

4. пропуск слов в чужом высказывании должен обозначаться многоточием, однако нельзя сокращать цитату таким образом, чтобы нарушался её смысл.

5. если ученик сомневается в точности цитируемого отрывка из прозаического текста, то его можно пересказать своими словами, соблюдая необходимую пунктуацию. Это называется ссылка на цитату.

6. цитату необходимо заключить в кавычки и указывать источник, из которого она приводится. При хорошо знакомом высказывании это делать не обязательно. Цитируя слова действующих лиц, следует указать, кому они принадлежат. (Базаров, по словам Аркадия, - «бескорыстный, честный человек») Тексты художественных произведений, по которым пишется сочинение, цитируется без ссылок на их название или автора. Цитаты из стихотворения пишутся без кавычек, если стихотворная форма сохраняется.

7. Если цитируется стихотворный отрывок без сохранения стихотворной формы (в строчку), то цитата заключается в кавычки, каждая новая строка стихотворения пишется с большой буквы, на месте окончания строки ставятся две вертикальные строки.

 

Задание на дом.

Выучить, что такое цитирование, способы цитирования.

 

Задания

1. Подберите эпиграф к теме: «Тема любви в лирике А. С. Пушкина».

2. Подберите эпиграф к теме: «Татьяна Ларина – «милый идеал» поэта».

3. Введите цитату, оформив её в виде прямой речи.

4. Введите любую цитату, оформив её в виде косвенной речи

5. Введите стихотворную цитату, сохранив стихотворную форму.

 

Лекция №8. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.

Здания. Найдите и исправьте фактические ошибки:

1. Ленский приехал в гости к Онегину из «Германии туманной».

2. В романе «Мёртвые души» Гоголь показал помещиков и чиновников.

3. Роман «Герой нашего времени» печатался в журнале «Современник».

4. Татьяна Ларина – простая, деревенская девушка.

5. «Она в семье своей родной казалась девочкой чудной»

6. События, изображённые в «Капитанской дочке», относятся к 17 веку.

 

Лекция №9. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Определение типа ошибки и её редактирование.

 

Лекция №10 План и логичность. Последовательность изложения. Типы планов.

 

А) каждое новое положение должно быть следствием предыдущего, закономерно и естественно вытекать из него

Б) соблюдать необходимую соразмерность составных частей сочинения

В+3=1/3 У соч.

В) пункты и подпункты плана должны быть расположены в строгой логической последовательности.

Типичные ошибки:

А) отклонения от основной темы

Б) резкие скачки в переходах от одного положения к другому

В) смешение пунктов и подпунктов

Г) изменение повторения

Д) огромное вступление, куцая середина и смазанное заключение

Е) полное отсутствие «подступов» к теме

Ж) концовка, слабо или совершенно не связанная с предыдущими рассуждениями

З) распространенные пересказы содержания произведения

И) изложение привычных шаблонов вместо собственных рассуждений.

Для того чтобы избежать всех этих недостатков, необходимо научиться составлять подробный рабочий план, продумывая логику будущего сочинения.

Существуют разные типы планов:

· Простой

· Развернутый

· Сложный

· Цитатный,

 

А также состоящие из:

· Повествовательных

· Вопросительных

· Восклицательных (редко) предложений.

 

Сложный план отличается от простого тем, что в нем есть подпункты. Если в сложном плане пункты озаглавливаются назывными предложениями, то в развернутом – двусоставными, представляющими готовый фрагмент сочинения, тезис. В цитатном плане пункты озаглавливаются цитатами из текста.

Для того чтобы план действительно стал вашим ориентиром и помощником, он должен быть подробным. Иначе говоря, руководствуйтесь следующей схемой:

План

1. Вступление (обязательно озаглавить)…….

 

1. ………….

2. ………….

3. ………….

 

(подпунктов здесь может не быть, а может быть больше)

 

П..Тезис, повторяющий и раскрывающий тему….

…….(Основная часть)

1………….

А) ………..

Б) ………..

В) ………..

(буквами обычно обозначаются примеры из текста, пересказ отдельных эпизодов, аргументы)

2. ………….

3.

4. ………..

а) ……….

Б)……….

Ш. Заключение (обязательно озаглавить)

Необходимо также соблюдать объем сочинения (3 – 4 листа), а также его пропорции. При условии, что все сочинение занимает 3 листа, вступление не должно превышать страницы, так же как и заключение.

Задание на дом.

Выучить материал лекции.

Задания

Задание № 1.

Расставьте пункты плана в логической последовательности, пронумеровав их арабскими цифрами.

Фрагмент плана к сочинению «Мастерство Грибоедова в обрисовке характеров".

Ш. Развитие действий комедии.

……Развязка. Открытый финал.

……Завязка – появление Чацкого.

……Экспозиция, входящая в систему и расстановку действующих лиц.

…….Переплетение личного и общественного конфликтов.

…….Кульминация – объявление Чацкого сумасшедшим.

Задание № 2.

Составьте сложный развернутый план по данному сочинению.

Задание № 3.

Разберитесь, где смешаны пункты и подпункты плана и переконструируйте его.

Тема: образы Чацкого и Молчалина в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Фрагмент плана:

Образы Чацкого и Молчалина как средства сатирического обличения фамусовского общества.

1. Общественно- политические взгляды Чацкого.

А/ социальное положение, воспитание и образование Чацкого

Б/ отрицание фамусовского общества Чацким

В/ от пропаганды – к действию.

Проставьте реальную последовательность пунктов и подпунктов. Продолжите план, наполняя 2 пункт образом Молчалина.

Задание № 4.

Составьте сложный развернутый план к теме «В чем трагедия Печорина?»

Задание № 5.

Составьте сложный развернутый план к теме «Смешон или страшен Митрофанушка?»

Задание № 6.

Составьте сложный развернутый план к теме «Характеристика госпожи Простаковой»

Задание №7.

Озаглавьте ОЧ –2 по таким темам:

1. Чацкий и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

2. Идеалы и иллюзии Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

3. Природа в романе Пушкина «Евгений Онегин»

4. Столичное и поместное дворянство в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Задание №8.

Расставьте пункты доказательств в логической последовательности:

2.Идеи декабризма в монологах и высказываниях Чацкого

· Уважительное отношение к народу

· Антиабсолютистские взгляды

· Отрицательное отношение к иностранному влиянию

· Осуждение уродливых форм крепостного права

· Ориентация на национальное

· Идея служения Отечеству, любви к Отечеству

· Отделение гражданской жизни, служения Отечеству от частной жизни

· Осуждение чинопочитания

· Отрицательное отношение к домашнему образованию

· Осуждение засилья женщин

Задание №9. Составьте планы к темам:

1. Природа в романе Пушкина «Евгений Онегин»

2. столичное и поместное дворянство в романе Пушкина «Евгений Онегин»

 

Лекция №11. Типы сочинений. Практикум определения типов сочинения и постановки задач.

Тип темы сочинения Примеры тем Что требуется Возможные ошибки Как избежать
Характеристика одного литературного героя В чём трагедия Печорина? Характеристика госпожи Простаковой. Страшен или смешон Митрофанушка? Раскрыть идейную сущность образа, показать художественные средства его воплощения Отсутствие литературоведческого анализа. Использовать понятия: литературный тип, типический характер, портрет, интерьер, речевая характеристика
Сравнительная характеристика двух героев Кутузов и Наполеон. Чацкий и Молчалин. Онегин и Печорин. Сопоставить героев параллельно Последовательное сопоставление Использование необходимых речевых конструкций, чёткое составление параллельного плана
Групповая характеристика «Толпа глупцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума». Образы помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души» Раскрыть идейную сущность образа, показать средства его художественного воплощения Отсутствие литературоведческого анализа Использовать понятия: литературный тип, типический характер, портрет, речевая характеристика
Анализ литературного произведения Стихотворение Лермонтова «Родина». (Восприятие, истолкование, оценка) Проанализировать произведение в единстве формы и содержания Не анализируется форма, не проявляется самостоятельность мышления, излишнее наукообразие Отталкиваясь от языковых средств, идти к содержанию. Меньше употреблять литературоведческих терминов
Обобщающая характеристика Эволюция типа «лишнего человека» в русской литературе 19 века. «Маленький человек» в русской литературе. Подтемный анализ, разбор каждой подтемы в её идейно-художественном освещении Рассматривание литературных типов не в хронологической последовательности, выбор несущественных признаков типа Использовать последовательно-хронологический принцип членения материала. Обобщение делать на основе существенных признаков литературного образа
Характеристика образа автора Автор и герой в романе «Отцы и дети». Образ автора в поэме «Мёртвые души» Раскрыть авторскую позицию, его отношение к действительности и человеку Неверное или неполное раскрытие темы Использовать понятие «образ автора»
Характеристика лирического героя Бунтующая личность в поэзии Лермонтова На основе образа лирического героя дать целостное представление о творчестве поэта Отождествление лирического героя с автором, поэтом Разобрать существо понятия «лирический герой»
Сочинение о теме, проблематике, идее произведения Кавказ в творчестве Лермонтова. Футлярная жизнь в рассказах Чехова Разобрать идейно-художественное своеобразие литературного произведения, основных элементов его содержания и формы   Оперировать понятиями: тема, проблема, идея, художественный образ, конфликт, пафос, жанр, сюжет, композиция, портрет, пейзаж
Сочинение о жанре «Сказки» Салтыкова-Щедрина как образец социально-политической сатиры Обнаружить «чувство жанра» Неверно определяется жанр Знать определение родов и видов литературы, уметь определять жанр произведения
Сочинения о конфликте, сюжете и композиции «Век нынешний» и «век минувший» в комедии Грибоедова. Композиция романа Лермонтова и её роль в раскрытии личности Печорина Раскрыть идейное и нравственное значение произведения, его эстетическую значимость Путаница в элементах композиции и сюжета Знать определение конфликта, составляющие сюжета и композиции
Анализ эпизода Чичиков у Собакевича. На батарее Раевского. Первый бал Наташи Ростовой Проанализировать эпизод в единстве формы и содержания, изнутри и в связи со всем произведением Не анализируется форма. Сбиваются на пересказ. Не намечены дальние связи Отталкиваться от языковых средств. Ставить проблемные вопросы. Найти место эпизода в контексте произведения и в творчестве писателя
Сочинения о языке персонажей и автора Речевая характеристика Катерины. Особенность языка романа Тургенева «Отцы и дети» Уметь через речь раскрыть характер персонажа или замысел автора Нет выводов о характере персонажа или замысле автора Знать о разных стилистических пластах, уметь анализировать речь
Сочинение о пейзаже Природа в романе Пушкина «Евгений Онегин». Образ русской природы в произведениях Есенина Выразить свои впечатления от описания природы, показать, какая именно природа привлекает автора, как он её описывает. Раскрыть роль пейзажа в произведениях писателя Сухость языка сочинения, анализ только содержания, не показана роль пейзажа в раскрытии авторского замысла Выбрать лирический стиль сочинения, отталкиваться от языковых средств, найти место пейзажа в контексте

 

Задания

1. Определить типы сочинений:

 

· Татьяна Ларина – «милый идеал» поэта.

· Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин»

· Исповедь как средство самохарактеристики героя в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

· Образы чиновников в комедии Гоголя «Ревизор»

· Конфликт поколений в романе Тургенева «Отцы и дети»

· Обломов и Штольц

· «И один в поле воин, если он Чацкий» (И. А. Гончаров)

· «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (А. С. Пушкин)

· Судьба поэта-пророка в России

· Евгений Онегин и Григорий Печорин – герои своего времени

· Юмор в произведениях Гоголя

· Автор и его герои (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

 

2. Определите тип темы. Найдите в ней ключевое слово. Обозначьте задачи темы. «Татьяна Ларина – «милый идеал» поэта. (По роману Пушкина «Евгений Онегин»)»

3. Озаглавьте тему иначе, убрав цитирование

 

· «Век нынешний» и «век минувший» в комедии Грибоедова «Горе от ума»

· «Мильон терзаний» Александра Чацкого

· «Чистейшей прелести чистейший образец»

· «Чувства добрые» в лирике Пушкина

· «Даль свободного романа»

 

Лекция №12. Типы вступлений. Практикум подбора типов вступлений к разным темам и написание их.

Как известно, едва ли не самое трудное – это начать. Существует довольно разнообразный набор вариантов вступления к сочинению. Давайте познакомимся с ними поближе. Выбор вступления часто зависит от типа сочинения и его задач. Оно должно плавно подвести нас к основному тезису и основной части сочинения.

1. Историческое введение.

Это характеристика соответствующей эпохи, которая изображается в произведении, анализ её социально-экономических, нравственных, политических, культурных пружин. Например, тема сочинения «Социально-философская проблематика спора «отцов» и «детей». (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») в данном случае как нельзя более уместно в начале сочинения прозвучит анализ особенностей России 60-х годов 19 века. Но беда в том, что историческое вступление встречается в 95% школьных сочинений и превратилось в затасканный и почти невыносимый для преподавателя штамп. Поэтому по мере сил и возможностей пытайтесь его избегать.

2. Аналитическое введение.

Это вступление наиболее выигрышное, которое сразу заявляет о вас как о личности, умеющей логически, грамотно и критически мыслить. Суть его сводится к анализу центрального понятия темы сочинения. Причём вовсе не обязательно, чтобы тема сочинения включала в себя литературоведческий термин. Предположим, вам попалась «Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе Горького «На дне». Вот и поразмышляйте, почему гуманизм может быть истинным и ложным и как содержание этого понятия зависит от конкретной ситуации.

3. Биографическое введение.

Бывает, что к раскрытию темы верный ключ дают сведения из биографии писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника. Предположим, вы остановились на теме «Любовь и дружба в лирике Пушкина». Вспомнить о «лицейском братстве», о других многочисленных друзьях Пушкина, об А. П. Керн, Е. Н. Ушаковой и тем более о Н. Н. Гончаровой как нельзя более уместно.

4. Сравнительное введение.

С помощью этого введения вы как бы входите в соответствующий литературный контекст, вспоминаете предшествующие анализируемому вами произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения. Например, досталась вам тема «Нравственные искания героев Л. Н. Толстого». В начале такого сочинения стоит поразмышлять о том, что испокон веку «поэт в России – больше, чем поэт», что проповедническая, нравственно страстная нота характерна для всех лучших представителей русской литературы, а уж размеры нравственного авторитета Л. Н. Толстого просто огромны. Тем самым вы и обнаружите свою эрудицию и прямо подойдёте к предмету вашего анализа.

5. Характеристика произведения.

Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем, то начать логичнее с характеристики произведения в целом, его месте в русской литературе, его новизны и значимости.

6. «Лирическое» введение

Бывает, что ни одно из перечисленных выше введений не устраивает или просто не даётся. Универсальным средством остаётся введение, увязывающее тему сочинения с вашим личным жизненным или духовным опытом. Суть этого введения (в шутку!) можно сформулировать в таком виде: «Ах, как я люблю Пушкина!» или «Был со мною однажды случай…» Ну, и далее несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на вас поэт, его личность и творчество или что заставило вас полюбить его. Такое введение очень подойдёт, например, к теме «Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека». (Белинский)

7. Можно начать сочинение и со своеобразной переклички ссовременностью. («В наше время, когда…, особенно большую роль играет…») Однако к такому вступлению следует относиться очень осторожно, потому что, во-первых, оно может далеко увести от темы и, во-вторых, такое начало иногда оказывается чрезмерно конъюнктурным.

Задания

1. Какой тип вступления вы подберёте к данным темам:

· «Век нынешний» и «век минувший» в комедии Грибоедова «Горе от ума»

· Художественное решение темы поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

· Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин»

· Типы героев-повествователей и их идейно-композиционная роль в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

· Помещичья Россия в художественном изображении Гоголя

 

2. Напишите историческое вступление к теме «Век нынешний» и «век минувший» в комедии Грибоедова «Горе от ума»

3. Напишите аналитическое вступление к теме «Исповедь как самохарактеристика героя в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

4. Напишите биографическое вступление к теме «Анализ стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновение…»

5. Напишите сравнительное вступление к теме «Особенности жанра и композиции в поэме Гоголя «Мёртвые души»

6. Напишите вступление-характеристику произведения к теме «В чём трагедия Печорина?»

7. Напишите вступление «Лирическое» по теме «Природа в романе Пушкина «Евгений Онегин»

 

Задание на дом.

Собрать материалы к характеристике госпожи Простаковой.

1. О комедии и времени её создания.

2. Конфликт, проблемы, система образов комедии.

3. Жизнь и заветы отца (цитаты).

4. Отношение к мужу, к Софье, к учителям, к крепостным (цитаты).

5. Судьба Еремеевны (рассказ).

6. Выделить примеры грубости, невежества, скупости, трусости и лицемерия.

7. Сообщение: «Воспитание Митрофана, или Как из сообразительного сделать тупицу, а из честного подлеца».

 

Лекция №13. Тип сочинения – характеристика одного литературного героя.

Вопросы повторения

· Перечислите требования к сочинению

· Чем достигается содержательность сочинения?

· О каких типичных ошибках надо помнить, чтобы избежать бездоказательности?

· Каковы соотношения вступления, основной части и заключения?

· Какие типы планов вы знаете?

· Как надо выбирать стиль сочинения?

· Какие средства надо использовать, чтобы стиль сочинения был художественным?

· Что может быть цитатой?

· Что значит буква «ф» на полях?

· Что значит «Лог»?

· Как исправить логическую ошибку?

· Что значит знак в тексте сочинения?

· Что при этом необходимо сделать?

· Как подсчитывают ошибки в сочинении?

· Какие типы сочинений вы знаете?

 

Сочинение-характеристика – наиболее распространённый вид работы, так как в центре литературного произведения почти всегда человек – мыслящий, чувствующий, тесно связанный с окружающим миром. Образ выражает определённую идею, придающую ему обобщающий смысл и типизирующее значение.

Сегодня мы познакомимся с типом сочинения – характеристика одного литературного героя.

Вот примеры таких тем:

1. Идеалы и иллюзии Чацкого

2. Смешон или страшен Молчалин?

3. «…люблю Татьяну милую мою»

4. Типическое и индивидуальное в образе Печорина

5. Обломов – тип русской жизни

 

Не каждая характеристика строится по одному и тому же плану. Надо обращать внимание на формулировку темы, ключевые слова. 1-ая, 2-ая и 4-ые темы заключают в себе антитезу, поэтому их основная часть должна состоять из 2-ух противопоставленных частей. В 3-ей теме ключевое слово «люблю», значит, необходимо показать, какие черты в Татьяне любит Пушкин. В 5-ой теме важно показать типичные черты Обломова, которые присущи каждому русскому человеку.

Наиболее полным по содержанию, как правило, бывает сочинение, в котором анализируются приёмы построения образа: в процессе анализа, опираясь на художественный текст, учащийся раскрывает существенные черты героя, прибегая при этом и к описанию, и к рассуждению, и к повествованию.

Автор сочинения может строить свои суждения по

двум путям

       
   

 


исходя из фактов, исходя из качеств

эпизодов, доводов, характера, идти к

иллюстраций, делать иллюстрациям,

выводы о качествах доказательствам

характера

 

Можно избрать и 3-ий путь, показав:

· В каких жизненных обстоятельствах и условиях формировался герой

· Показать его портрет

· Речь его и высказывания о нём других персонажей

· Показав авторскую характеристику

· Рассказав об особо показательных поступках, действиях в конфликтных ситуациях

· Отношении к другим людям

· Проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения

· Выявить идейно-нравственный смысл образа

· Сказать об оценке героя в критике

· О своём отношении к персонажу

 

В выводах следует сказать о художественном вкладе писателя в типизацию литературного героя, подчеркнуть его воспитательное, общественное, познавательное значение в прошлом и теперь.

Задания

Подготовьтесь писать сочинение по теме «Характеристика госпожи Простаковой». Выполните следующие действия:

1. Какой тип вступления подходит к этой теме?

2. Расскажите, что вы напишите во вступлении.

3. Озаглавьте вступление.

4. Конкретизируйте тему сочинения, переведя её в тезис-название основной части сочинения.

5. По какому из трёх путей лучше идти, составляя план сочинения?

6. Как вы озаглавите пункт, посвящённый воспитанию главной героини?

7. Как доказать тезис: «Госпожа Простакова – полновластная хозяйка имения? Озаглавьте подпункты А) Б) В) Г)

8. Вспомните и расскажите судьбу Еремеевны.

9. Подберите аргументы к тезису: «Госпожа Простакова как помещица-крепостница грубая и жестокая. Подберите цитатный материал.

10.Чем обосновывает Простакова свою жестокость?

10. Сформулируйте проблему комедии, раскрывающуюся с помощью образа госпожи Простаковой. Запишите.

11. Какие черты также присущи героине? Сформулируйте тезисы. Подберите аргументы к этим тезисам.

12. Как с помощью образа Простаковой решается в комедии проблема воспитания?

13. Напишите фрагмент сочинения, раскрывающий тезис: «Любовь Простаковой к сыну – чувство безрассудное, слепое».

14. Что бы вы написали в заключение сочинения?

15. прочитайте мнения критиков. Подумайте, с кем из них вы согласны? С чем не согласны? Что можно из этих выдержек взять для вашего сочинения?

 

«… В содержании комедии (…) в лице Простаковой скрываются все лютые страсти, нужные для соображений трагических: разумеется, что трагедия будет не по греческой или по французской классической выкройке, но не менее того, развязка может быть трагической".

П. А. Вяземский. Фон-Визин

 

«Кто может узнать что-нибудь русское в этом злобном существе, исполненном тиранства, какова Пр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...