Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чацкий – выразитель идей декабристов.




1. Декабристы и их идеи.

2. Чацкий – выразитель идей декабристов.

· Отношение Чацкого и декабристов к крепостному праву.

· Отношение Чацкого и декабристов к вопросам просвещения.

· Отношение Чацкого и декабристов к национальному вопросу

· Отношение Чацкого и декабристов к службе.

3. «Он декабрист» (А. Герцен)

Занятие №15. Тип сочинения – сравнительная характеристика.

Сравнить – значит сопоставить, поставить рядом, рассмотреть с какой-то общей точки зрения для того, чтобы найти черты сходства и различия.

Наличие общей точки зрения – основание для сопоставления. Если её нет, то сравнение невозможно. Не всегда тема, касающаяся двух героев, - сравнение.

Задание №1.

Проанализируйте данные темы. В каких из них есть основание для сопоставления? Какое? В каких случаях можно говорить лишь о том, какую роль играет один герой в судьбе другого?

1. Печорин и Грушницкий.

2. Онегин и Печорин.

3. Сёстры Ларины.

4. Печорин и Бэла.

5. Чацкий и Молчалин.

6. Чацкий и Софья.

7. Князья Игорь и Всеволод.

 

Формулировки тем показывают, что существуют сравнения по сходству и по противоположности (по контрасту).

Задание №2.

Найдите темы, в которых образы сравниваются по сходству, а где по противоположности:

1. Купец Калашников и Кирибеевич

2. Гринёв и Швабрин

3. Чацкий и Молчалин

4. Татьяна и Ольга Ларины

5. Онегин и Печорин

6. Печорин и Грушницкий

7. Князь Игорь и Всеволод

 

Сопоставление второстепенных персонажей с главными даёт возможность лучше увидеть преобладающие черты тех и других, особенности их характеров, подчеркнуть определённые качества главных героев. Например, рядом с Грушницким Печорин выглядит крупнее, ярче как личность: юнкер оттеняет значительность и глубину переживаний главного героя.

Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же. Наконец, нужно выявлять сходство и различие одновременно. Одностороннее сравнение таит в себе опасность: если рассматривать только сходство или только отличие, можно прийти к неполному, искажённому пониманию предметов, явлений, событий. Героев. Следует иметь в виду, что в одних случаях сравнительной характеристики основное место отводится сходству (Дикой и Кабаниха), в других упор на различия (Иешуа и Понтий Пилат).

Рассуждение сравнительного характера может строиться по двум композиционным схемам.

Первый вариант.

1. Основание для сопоставления

2. Сопоставление

· Черты сходства

· Черты отличия

3. Смысл сопоставления образов

Второй вариант

1. Основание для сопоставления

2. Линии сопоставления (выводы о сходстве и различии по каждой линии)

3. Вывод о смысле сопоставления образов

 

! Категорически нельзя подменять сравнение двумя индивидуальными характеристиками с обобщающими выводами в заключении, т. е. сравнивать надо параллельно, а не последовательно.

Сравнительной характеристике свойственны следующие конструкции:

· Если Татьяна …, то Ольга …

· В то время, когда Печорин …, Онегин …

· Пока Молчалин …, Чацкий …

Как присоединяются буквенные подпункты:

· Речь о Татьяне.

А Ольга в это время …

· Речь об Ольге.

Татьяна же …

· Не таков Молчалин

· Совсем иначе ведёт себя в такой ситуации Чацкий

Как присоединяются цифровые подпункты:

· По-разному герои проявляют себя и в сфере чувств.

· Воспитывались герои по-разному.

· Нет ничего общего между героями и в …

Практическая часть

Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинений-сравнительных характеристик по комедии Грибоедова «Горе от ума». Темы:

1. Чацкий и Молчалин

2. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии Грибоедова «Горе от ума»

 

Обратимся к первой теме.

· Какие герои сопоставляются: сопоставимые или противоположные?

· Сформулируйте основной тезис.

· Какой тип вступления подойдёт для этой темы?

· Озаглавьте вступление.

· Озаглавьте основную часть.

· Напишите вступление.

· По каким критериям расходятся взгляды героев?

· Сформулируйте арабские пункты плана.

· Подберите иллюстрации к каждому пункту.

· Найдите в тексте цитатный материал. Положите в текст закладки, обозначив их пунктами плана.

· Озаглавьте буквенные пункты плана.

· Найдите в статье Гончарова «Мильон терзаний» материал, который соответствует теме. Сделайте выписки. Подумайте, в каких фрагментах сочинения можно использовать данные цитаты для аргументации.

· О чём можно написать в заключении? Озаглавьте 3-ий пункт плана.

· Сравните свой план с образцом.

 

Образец плана.

1. Главный конфликт комедии Грибоедова «Горе от ума» - противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего».

2. Чацкий и Молчалин антиподы.

· Отношение к службе

· Отношение к чинам

· Отношение к свободе суждений

· Отношение к покровительству знатных и влиятельных лиц

· Как чувствуют себя в обществе? Как ведут себя и почему?

· Роль героев в комедии

3. Почему процветают молчалины и преследуются чацкие?

 

Обратимся ко второй теме. Для подготовки к сочинению заполните таблицу, подобрав материал к сочинению:

Вопросы сравнения «Век нынешний» «Век минувший»
Отношение к воспитанию    
Отношение к моде на всё иностранное    
Отношение к службе    
Отношение к времяпрепровождению    
Отношение к крепостному праву    
Идеалы    
Отношение к чинам    
Отношение к свободе суждений    
Отношение к покровительству знатных и влиятельных лиц    

· Расставьте данные пункты сравнения в логической последовательности.

· Подберите цитатный материал из критической литературы. Сделайте выписки.

· Сформулируйте основной тезис сочинения.

· Какой тип вступления подойдёт для этой темы? Озаглавьте 1-ый пункт.

· Озаглавьте буквенные пункты плана.

· О чём можно написать во вступлении? Озаглавьте 3-ий пункт плана.

· Сверьте свой план с образцом:

 

Образец плана.

1. Россия накануне восстания декабристов.

2. Противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего» в комедии

· Отношение к моде на всё иностранное

А) преклонение перед всем иностранным

Б) Чацкий ратует за то, «Чтоб истребил господь нечистый этот дух // Пустого, рабского, Слепого подражанья…»

· Отношение к воспитанию и образованию

А) Воспитываются, согласно моде, иностранными гувернёрами. Серьёзное образование не в чести. Фамусов считает, что необходимо «собрать все книги бы да сжечь»

Б) Люди, всерьёз занимающиеся наукой и искусством, считаются чудаками, сумасшедшими.

· Отношение к времяпрепровождению

А) «Вчера был бал, а завтра будет два». Праздность

Б) Резко отрицательное отношение Чацкого к безделью и праздности, их обличение в монологах

· Отношение к службе

А) «Служить бы рад, прислуживаться тошно", - считает Чацкий

Б) Подхалимство и низкопоклонство – принцип жизни фамусовского общества

· Отношение к чинам

А) «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», - считает Чацкий

Б) Главное для Фамусова и ему подобным достижение в жизни – чины и богатство

· Отношение к покровительству знатных и влиятельных лиц

А) Покровительство знатных и влиятельных лиц – первый путь наверх для представителей «века минувшего»

Б) Чацкий считает, что всего надо добиваться своим умом, без протекций

· Отношение к свободе суждений

А) «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь» (Молчалин)

Б) Самостоятельность в суждениях Чацкого

· Отношение к крепостному праву

А) Резко негативное отношение к крепостному праву Чацкого. Монолог «А судьи кто?..»

Б) Фамусовское общество «разливается в пирах и мотовстве» благодаря крепостному праву

· Идеалы

А) Максим Петрович и Фома Фомич – идеалы фамусовского общества

Б) Явных кумиров у Чацкого нет. На страницах комедии показаны его единомышленники как внесценические персонажи

3. Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» вечен.

 

Домашнее задание: написать черновик сочинения по одной из тем.

Занятие №16. Речевые ошибки и их предупреждение.

Первый тип речевых ошибок, который мы рассмотрим, - это лексические ошибки.

Одна из лексических ошибок – это употребление слова в несвойственном ему значении.

Задания.

1. Объясните лексическое значение слов: взяточник, казнокрад, лебезит, угодничает, властная, бесцеремонная, деспотичная, самодурство, произвол, корыстолюбие, цинизм, пресмыкательство, тунеядец.

2. Сравните лексическое значение слов: скупость – алчность. Составьте с ними предложения, которые можно включит в сочинение «Характеристика госпожи Простаковой».

3. Подберите синонимы к словам: взяточник, угодничать, властный, наглый, самодурство, произвол, корыстолюбие, тунеядец. Объясните различие в оттенках значения.

4. Объясните разницу в лексическом значении слов порок и недостаток.

5. Подчеркните слова, употреблённые в несвойственном им значении. Отредактируйте предложения.

· Я занавесила лампу газетой, чтобы свет не мешал маме спать.

· Я делюсь с мамой всеми своими чувствами.

· Хитрая Катя притаилась за дверью, наблюдая за раздумьями Серёжи.

· Я насушила немного чёрных сухарей просто так, для лакомства.

· Портрет висит под самым потолком и свысока на всех смотрит.

· Когда мама не может найти чего-нибудь в комнате, она зовёт меня, потому что я находчивый.

6. Объясните разницу между значениями слов: самолюбивый – себялюбивый. Составьте с каждым из них предложения, чтобы разница значений выявлялась в контексте.

7. Какую ошибку допустили учащиеся в предложениях, что они имели в виду, как заменить слово?

· Остап всегда был очень самоуверенный, он всегда знал, как ему поступить.

· Я бы хотел, когда вырасту, быть добрым, смелым и равнодушным.

 

Паронимами обычно называют однокоренные слова, напоминающие одно другое по звучанию и значению (одеть – надеть, главный – заглавный)

Пароназмами называют разнокорневые слова, имеющие отчасти сходное звучание и вследствие этого иногда смешиваемые в речи (эскалатор – экскаватор)

8. Найдите и исправьте речевую ошибку в предложениях:

· В Гринёве он видел оружие для выполнения своих коварных замыслов.

· На карнизе подвешены занавески.

· Народ добивался освобождения от крепостнического права.

· Многие хотят записаться в кружок фигурного катания, не подразумевая о том, что будничные дни этого спорта выглядят совсем по-другому.

· В облике певца поэт подозревал себя.

· Когда наступила война, его демобилизовали на фронт.

· Это произведение Лермонтова было высоко оценено не только современниками поэта, но и его предшественниками.

9. Объясните разницу в значении паронимов: презренно – презрительно, униженно – унизительно, боязно – боязливо, дворовый – придворный, игрок – игрун, нетерпимый – нестерпимый, смертный – смертельный. Составьте с ними предложения, в которых проявлялось бы значение паронима.

 

Занятие №17. Составление планов сравнительных характеристик.

Сопоставляться могут разные персонажи:

А) Лица одного поколения с разным складом характера (Онегин и Ленский, Татьяна и Ольга Ларина)

План.

10. Время действия произведения

11. Сопоставление характеров персонажей

12. Характеристика взаимоотношений персонажей

13. Отношение автора к тому и другому персонажу

14. Мнение критиков о персонажах

 

Задание №1.

Ваша тема – Онегин и Ленский. Составьте сложный план по этой теме, выполнив следующие действия:

1. Конкретизируйте 1-ый пункт предложенного плана.

2. Выделите черты сходства и различия характеров персонажей, их образования и воспитания. Это будут буквенные подпункты для 2-ого пункта плана. Подберите в тексте иллюстративный материал, дополните буквенные подпункты. Не забывайте, что сопоставлять героев надо параллельно!

3. Выделите этапы взаимоотношения героев. Вставьте эти этапы в план в качестве буквенных подпунктов для 3-его пункта плана. Найдите ответ в тексте на вопрос: почему они стали друзьями? Порассуждайте, друзья ли они, по вашему мнению, или приятели.

4. Найдите в тексте цитаты, характеризующие авторское отношение к героям. Где в развитии событий, в лирических отступлениях, в тональности повествования видно авторское отношение? Обобщите материал, конкретизировав 4-ый пункт плана и дополнив его буквенными подпунктами.

5. Сделайте выписки из критических статей, касающиеся Онегина и Ленского, их взаимоотношений. Сопоставьте позиции критиков, прокомментируйте, дополните своими рассуждениями. Конкретизируйте 5-ый пункт плана. Если необходимо, дополните его подпунктами.

 

Б) Сопоставление лиц одного поколения, принадлежащих разной социальной среде (Базаров и Аркадий Кирсанов)

 

План.

1. Время действия произведения

2. Противостояние, определившееся в обществе (например, противостояние демократов и разночинцев)

3. Далее – по типу А

 

В) Сопоставление лиц, резко противопоставляемых автором друг другу (Чацкий и Молчалин, Печорин и Грушницкий, Кутузов и Наполеон)

План.

1. Время действия произведения

2. Причины, заставляющие автора резко противопоставить героев друг другу

3. Далее – по типу А

 

Задание №2.

Обратитесь к плану к сочинению «Гринёв и Швабрин в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

План.

1. Россия в чаду восстания Емельяна Пугачёва, изображённая в романе «Капитанская дочка». «Береги честь смолоду» - одна из идей произведения. Эта истина помогает не сломиться в трудные времена.

 

2. Гринёв и Швабрин – антиподы.

· Отношение к своему воинскому долгу

А) …..

Б) …..

· Отношение к любимой женщине.

А) …..

Б) …..

· Отношение к дружбе.

А) …..

Б) …..

· Отношение к ним других героев:

А) Пугачёва

Б) Маши

В) Семьи коменданта

3. История взаимоотношений героев.

4. Отношение Пушкина к героям

 

А) …..

Б) …..

5. Смысл сопоставления образов.

 

Дополните этот план. Конкретизируйте пункты № 4, 5.

Г) Сопоставление мужского и женского характеров (Онегин и Татьяна, Родион Раскольников и Соня Мармеладова)

План.

1. Время действия произведения

2. Характер отношений между персонажами, обусловленный средой и временем

3. Что в отношениях персонажей обусловлено складом их характеров, их взглядами, убеждениями?

4. Оценка автором и критиками взаимоотношений персонажей

 

Задание №3.

Расставьте пункты плана в логической последовательности. Если необходимо, дополните план.

Онегин и Татьяна.

1. Черты сходства и различия героев.

2. Онегин и Татьяна – главные герои романа.

· Сходства:

А) себялюбие Онегина и щедрость Татьяны

Б) широкие познания

В) одиночество в среде, к которой принадлежат по рождению

Г) независимость

Д) честность, правдивость

· Различия:

А) равнодушие Онегина и привязанность Татьяны к народу и природе

Б) проницательность ума

3. Отрицание эгоизма и утверждение народных начал в жизни человека. При каком условии жизнь может быть наполнена высоким содержанием?

 

Дополните план иллюстративным материалом.

 

Д) Сопоставление персонажей разных поколений, принадлежащих по происхождению одной среде (Фамусов и Чацкий, Мать и дочь Ларины)

План.

1. Время действия произведения

2. Причины различия «отцов» и «детей» (различия в восприятии, жизненном опыте и т. д.)

3. Далее – по типу А

 

Задание №4.

Составьте план по теме «Мать и дочь Ларины».

 

Е) Сопоставление персонажей разных поколений, принадлежащих по происхождению разным социальным слоям (Базаров и Кирсанов, Печорин и Максим Максимыч)

План.

1. Время действия произведения

2. Сословное противостояние

3. Возрастное противостояние

4. Далее – по типу А

 

Ж) Автор и герой (Автор и герой в романе Пушкина «Евгений Онегин»)

План.

1. Время создания и время действия произведения

2. Характеристика автора

3. Характеристика героя

4. Отношение автора к герою. Причины выбора героя автором

 

Сравнение образа автора и героя – усложнённый вариант сочинения-сопоставления. Подобное сочинение требует не просто раскрытия сходства или различия между автором и созданным им героем, но и освещения многогранности личности автора, его отношения к герою. Важно показать, что в отличие от героя, личность автора проявляется не только в системе образов, но и в трактовке событий, в понимании исторического процесса, в концепции человека и во всех других компонентах произведения, в том числе в различного рода отступлениях.

 

Занятие № 20. Тип сочинения – групповая характеристика.

В сочинении - групповой характеристике не следует рассматривать героев одного за другим, механически соединяя их индивидуальные характеристики в одно целое. В такой работе надо вначале показать то общее, определяющее, типическое, что объединяет персонажей в одну социально-психологическую группу, а затем выявить индивидуальные особенности, неповторимые черты конкретных её представителей.

Группа образов, отобранная для раскрытия темы, может быть однородной или иметь подгруппы, которые в свою очередь, выделяются по их общим признакам. В этом случае в каждой подгруппе тоже необходимо показать как общее, так и индивидуальное, свойственное героям.

Разумеется, в сочинении должна быть и последовательность, и цельность изложения, а потому следует продумать логические переходы от характеристики одной подгруппы к другой, не теряя в то же время связи между ними. При этом разные подгруппы героев и отдельные персонажи сопоставляются, что даёт возможность раскрыть их идейно-художественную сущность. Например, рассматривая группу (подгруппу) образов, необходимо показать принципы их создания, а также авторское отношение к героям, к изображаемому.

Образы группы персонажей.

А) Образы группы персонажей одного произведения («Женские образы в романе Пушкина «Евгений Онегин»)

· Выделение нужных образов в группу

· Соотношение образов друг с другом и их место в системе персонажей произведения в целом

· Определение авторской задачи при соотнесении образов друг с другом

· Устойчивые приёмы создания этих образов

 

Б) Образы группы персонажей ряда произведений одного автора («Женские образы в романах и повестях Пушкина»)

· Наличие устойчивого типа образов и краткая его характеристика

· Причины интереса автора к этому типу

· Эволюция устойчивого типа; причины эволюции или причины её отсутствия

· Приёмы создания разбираемых образов

 

В) Образы группы персонажей из произведений разных авторов («Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя»)

· Время создания произведений

· Причины общественного интереса к людям описанного типа и краткая его характеристика

· Отношение авторов к данному типу людей

· Сопоставление приёмов и средств создания образов

· Определение возможной преемственности в создании образов

 

Коллективный персонаж

(«Фамусовское общество в комедии Грибоедова», «Народ в «Войне и мире» Толстого», «Новые люди в романе Чернышевского «что делать?»)

· Время действия произведения

· Сословие, круг людей, изображённых в произведении. Образ жизни, взгляды, принципы

· Отношение автора к данному кругу

· Мнение критиков

· Степень достоверности изображаемого

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...