Чацкий – выразитель идей декабристов.
1. Декабристы и их идеи. 2. Чацкий – выразитель идей декабристов. · Отношение Чацкого и декабристов к крепостному праву. · Отношение Чацкого и декабристов к вопросам просвещения. · Отношение Чацкого и декабристов к национальному вопросу · Отношение Чацкого и декабристов к службе. 3. «Он декабрист» (А. Герцен) Занятие №15. Тип сочинения – сравнительная характеристика. Сравнить – значит сопоставить, поставить рядом, рассмотреть с какой-то общей точки зрения для того, чтобы найти черты сходства и различия. Наличие общей точки зрения – основание для сопоставления. Если её нет, то сравнение невозможно. Не всегда тема, касающаяся двух героев, - сравнение. Задание №1. Проанализируйте данные темы. В каких из них есть основание для сопоставления? Какое? В каких случаях можно говорить лишь о том, какую роль играет один герой в судьбе другого? 1. Печорин и Грушницкий. 2. Онегин и Печорин. 3. Сёстры Ларины. 4. Печорин и Бэла. 5. Чацкий и Молчалин. 6. Чацкий и Софья. 7. Князья Игорь и Всеволод.
Формулировки тем показывают, что существуют сравнения по сходству и по противоположности (по контрасту). Задание №2. Найдите темы, в которых образы сравниваются по сходству, а где по противоположности: 1. Купец Калашников и Кирибеевич 2. Гринёв и Швабрин 3. Чацкий и Молчалин 4. Татьяна и Ольга Ларины 5. Онегин и Печорин 6. Печорин и Грушницкий 7. Князь Игорь и Всеволод
Сопоставление второстепенных персонажей с главными даёт возможность лучше увидеть преобладающие черты тех и других, особенности их характеров, подчеркнуть определённые качества главных героев. Например, рядом с Грушницким Печорин выглядит крупнее, ярче как личность: юнкер оттеняет значительность и глубину переживаний главного героя.
Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же. Наконец, нужно выявлять сходство и различие одновременно. Одностороннее сравнение таит в себе опасность: если рассматривать только сходство или только отличие, можно прийти к неполному, искажённому пониманию предметов, явлений, событий. Героев. Следует иметь в виду, что в одних случаях сравнительной характеристики основное место отводится сходству (Дикой и Кабаниха), в других упор на различия (Иешуа и Понтий Пилат). Рассуждение сравнительного характера может строиться по двум композиционным схемам. Первый вариант. 1. Основание для сопоставления 2. Сопоставление · Черты сходства · Черты отличия 3. Смысл сопоставления образов Второй вариант 1. Основание для сопоставления 2. Линии сопоставления (выводы о сходстве и различии по каждой линии) 3. Вывод о смысле сопоставления образов
! Категорически нельзя подменять сравнение двумя индивидуальными характеристиками с обобщающими выводами в заключении, т. е. сравнивать надо параллельно, а не последовательно. Сравнительной характеристике свойственны следующие конструкции: · Если Татьяна …, то Ольга … · В то время, когда Печорин …, Онегин … · Пока Молчалин …, Чацкий … Как присоединяются буквенные подпункты: · Речь о Татьяне. А Ольга в это время … · Речь об Ольге. Татьяна же … · Не таков Молчалин · Совсем иначе ведёт себя в такой ситуации Чацкий Как присоединяются цифровые подпункты: · По-разному герои проявляют себя и в сфере чувств. · Воспитывались герои по-разному. · Нет ничего общего между героями и в … Практическая часть Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинений-сравнительных характеристик по комедии Грибоедова «Горе от ума». Темы: 1. Чацкий и Молчалин
2. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Обратимся к первой теме. · Какие герои сопоставляются: сопоставимые или противоположные? · Сформулируйте основной тезис. · Какой тип вступления подойдёт для этой темы? · Озаглавьте вступление. · Озаглавьте основную часть. · Напишите вступление. · По каким критериям расходятся взгляды героев? · Сформулируйте арабские пункты плана. · Подберите иллюстрации к каждому пункту. · Найдите в тексте цитатный материал. Положите в текст закладки, обозначив их пунктами плана. · Озаглавьте буквенные пункты плана. · Найдите в статье Гончарова «Мильон терзаний» материал, который соответствует теме. Сделайте выписки. Подумайте, в каких фрагментах сочинения можно использовать данные цитаты для аргументации. · О чём можно написать в заключении? Озаглавьте 3-ий пункт плана. · Сравните свой план с образцом.
Образец плана. 1. Главный конфликт комедии Грибоедова «Горе от ума» - противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего». 2. Чацкий и Молчалин антиподы. · Отношение к службе · Отношение к чинам · Отношение к свободе суждений · Отношение к покровительству знатных и влиятельных лиц · Как чувствуют себя в обществе? Как ведут себя и почему? · Роль героев в комедии 3. Почему процветают молчалины и преследуются чацкие?
Обратимся ко второй теме. Для подготовки к сочинению заполните таблицу, подобрав материал к сочинению:
· Расставьте данные пункты сравнения в логической последовательности. · Подберите цитатный материал из критической литературы. Сделайте выписки. · Сформулируйте основной тезис сочинения. · Какой тип вступления подойдёт для этой темы? Озаглавьте 1-ый пункт. · Озаглавьте буквенные пункты плана. · О чём можно написать во вступлении? Озаглавьте 3-ий пункт плана.
· Сверьте свой план с образцом:
Образец плана. 1. Россия накануне восстания декабристов. 2. Противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего» в комедии · Отношение к моде на всё иностранное А) преклонение перед всем иностранным Б) Чацкий ратует за то, «Чтоб истребил господь нечистый этот дух // Пустого, рабского, Слепого подражанья…» · Отношение к воспитанию и образованию А) Воспитываются, согласно моде, иностранными гувернёрами. Серьёзное образование не в чести. Фамусов считает, что необходимо «собрать все книги бы да сжечь» Б) Люди, всерьёз занимающиеся наукой и искусством, считаются чудаками, сумасшедшими. · Отношение к времяпрепровождению А) «Вчера был бал, а завтра будет два». Праздность Б) Резко отрицательное отношение Чацкого к безделью и праздности, их обличение в монологах · Отношение к службе А) «Служить бы рад, прислуживаться тошно", - считает Чацкий Б) Подхалимство и низкопоклонство – принцип жизни фамусовского общества · Отношение к чинам А) «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», - считает Чацкий Б) Главное для Фамусова и ему подобным достижение в жизни – чины и богатство · Отношение к покровительству знатных и влиятельных лиц А) Покровительство знатных и влиятельных лиц – первый путь наверх для представителей «века минувшего» Б) Чацкий считает, что всего надо добиваться своим умом, без протекций · Отношение к свободе суждений А) «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь» (Молчалин) Б) Самостоятельность в суждениях Чацкого · Отношение к крепостному праву А) Резко негативное отношение к крепостному праву Чацкого. Монолог «А судьи кто?..» Б) Фамусовское общество «разливается в пирах и мотовстве» благодаря крепостному праву · Идеалы А) Максим Петрович и Фома Фомич – идеалы фамусовского общества Б) Явных кумиров у Чацкого нет. На страницах комедии показаны его единомышленники как внесценические персонажи 3. Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» вечен.
Домашнее задание: написать черновик сочинения по одной из тем. Занятие №16. Речевые ошибки и их предупреждение. Первый тип речевых ошибок, который мы рассмотрим, - это лексические ошибки. Одна из лексических ошибок – это употребление слова в несвойственном ему значении. Задания. 1. Объясните лексическое значение слов: взяточник, казнокрад, лебезит, угодничает, властная, бесцеремонная, деспотичная, самодурство, произвол, корыстолюбие, цинизм, пресмыкательство, тунеядец. 2. Сравните лексическое значение слов: скупость – алчность. Составьте с ними предложения, которые можно включит в сочинение «Характеристика госпожи Простаковой». 3. Подберите синонимы к словам: взяточник, угодничать, властный, наглый, самодурство, произвол, корыстолюбие, тунеядец. Объясните различие в оттенках значения. 4. Объясните разницу в лексическом значении слов порок и недостаток. 5. Подчеркните слова, употреблённые в несвойственном им значении. Отредактируйте предложения. · Я занавесила лампу газетой, чтобы свет не мешал маме спать. · Я делюсь с мамой всеми своими чувствами. · Хитрая Катя притаилась за дверью, наблюдая за раздумьями Серёжи. · Я насушила немного чёрных сухарей просто так, для лакомства. · Портрет висит под самым потолком и свысока на всех смотрит. · Когда мама не может найти чего-нибудь в комнате, она зовёт меня, потому что я находчивый. 6. Объясните разницу между значениями слов: самолюбивый – себялюбивый. Составьте с каждым из них предложения, чтобы разница значений выявлялась в контексте. 7. Какую ошибку допустили учащиеся в предложениях, что они имели в виду, как заменить слово? · Остап всегда был очень самоуверенный, он всегда знал, как ему поступить. · Я бы хотел, когда вырасту, быть добрым, смелым и равнодушным.
Паронимами обычно называют однокоренные слова, напоминающие одно другое по звучанию и значению (одеть – надеть, главный – заглавный) Пароназмами называют разнокорневые слова, имеющие отчасти сходное звучание и вследствие этого иногда смешиваемые в речи (эскалатор – экскаватор) 8. Найдите и исправьте речевую ошибку в предложениях: · В Гринёве он видел оружие для выполнения своих коварных замыслов. · На карнизе подвешены занавески. · Народ добивался освобождения от крепостнического права. · Многие хотят записаться в кружок фигурного катания, не подразумевая о том, что будничные дни этого спорта выглядят совсем по-другому. · В облике певца поэт подозревал себя. · Когда наступила война, его демобилизовали на фронт. · Это произведение Лермонтова было высоко оценено не только современниками поэта, но и его предшественниками.
9. Объясните разницу в значении паронимов: презренно – презрительно, униженно – унизительно, боязно – боязливо, дворовый – придворный, игрок – игрун, нетерпимый – нестерпимый, смертный – смертельный. Составьте с ними предложения, в которых проявлялось бы значение паронима.
Занятие №17. Составление планов сравнительных характеристик. Сопоставляться могут разные персонажи: А) Лица одного поколения с разным складом характера (Онегин и Ленский, Татьяна и Ольга Ларина) План. 10. Время действия произведения 11. Сопоставление характеров персонажей 12. Характеристика взаимоотношений персонажей 13. Отношение автора к тому и другому персонажу 14. Мнение критиков о персонажах
Задание №1. Ваша тема – Онегин и Ленский. Составьте сложный план по этой теме, выполнив следующие действия: 1. Конкретизируйте 1-ый пункт предложенного плана. 2. Выделите черты сходства и различия характеров персонажей, их образования и воспитания. Это будут буквенные подпункты для 2-ого пункта плана. Подберите в тексте иллюстративный материал, дополните буквенные подпункты. Не забывайте, что сопоставлять героев надо параллельно! 3. Выделите этапы взаимоотношения героев. Вставьте эти этапы в план в качестве буквенных подпунктов для 3-его пункта плана. Найдите ответ в тексте на вопрос: почему они стали друзьями? Порассуждайте, друзья ли они, по вашему мнению, или приятели. 4. Найдите в тексте цитаты, характеризующие авторское отношение к героям. Где в развитии событий, в лирических отступлениях, в тональности повествования видно авторское отношение? Обобщите материал, конкретизировав 4-ый пункт плана и дополнив его буквенными подпунктами. 5. Сделайте выписки из критических статей, касающиеся Онегина и Ленского, их взаимоотношений. Сопоставьте позиции критиков, прокомментируйте, дополните своими рассуждениями. Конкретизируйте 5-ый пункт плана. Если необходимо, дополните его подпунктами.
Б) Сопоставление лиц одного поколения, принадлежащих разной социальной среде (Базаров и Аркадий Кирсанов)
План. 1. Время действия произведения 2. Противостояние, определившееся в обществе (например, противостояние демократов и разночинцев) 3. Далее – по типу А
В) Сопоставление лиц, резко противопоставляемых автором друг другу (Чацкий и Молчалин, Печорин и Грушницкий, Кутузов и Наполеон) План. 1. Время действия произведения 2. Причины, заставляющие автора резко противопоставить героев друг другу 3. Далее – по типу А
Задание №2. Обратитесь к плану к сочинению «Гринёв и Швабрин в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» План. 1. Россия в чаду восстания Емельяна Пугачёва, изображённая в романе «Капитанская дочка». «Береги честь смолоду» - одна из идей произведения. Эта истина помогает не сломиться в трудные времена.
2. Гринёв и Швабрин – антиподы. · Отношение к своему воинскому долгу А) ….. Б) ….. · Отношение к любимой женщине. А) ….. Б) ….. · Отношение к дружбе. А) ….. Б) ….. · Отношение к ним других героев: А) Пугачёва Б) Маши В) Семьи коменданта 3. История взаимоотношений героев. 4. Отношение Пушкина к героям
А) ….. Б) ….. 5. Смысл сопоставления образов.
Дополните этот план. Конкретизируйте пункты № 4, 5. Г) Сопоставление мужского и женского характеров (Онегин и Татьяна, Родион Раскольников и Соня Мармеладова) План. 1. Время действия произведения 2. Характер отношений между персонажами, обусловленный средой и временем 3. Что в отношениях персонажей обусловлено складом их характеров, их взглядами, убеждениями? 4. Оценка автором и критиками взаимоотношений персонажей
Задание №3. Расставьте пункты плана в логической последовательности. Если необходимо, дополните план. Онегин и Татьяна. 1. Черты сходства и различия героев. 2. Онегин и Татьяна – главные герои романа. · Сходства: А) себялюбие Онегина и щедрость Татьяны Б) широкие познания В) одиночество в среде, к которой принадлежат по рождению Г) независимость Д) честность, правдивость · Различия: А) равнодушие Онегина и привязанность Татьяны к народу и природе Б) проницательность ума 3. Отрицание эгоизма и утверждение народных начал в жизни человека. При каком условии жизнь может быть наполнена высоким содержанием?
Дополните план иллюстративным материалом.
Д) Сопоставление персонажей разных поколений, принадлежащих по происхождению одной среде (Фамусов и Чацкий, Мать и дочь Ларины) План. 1. Время действия произведения 2. Причины различия «отцов» и «детей» (различия в восприятии, жизненном опыте и т. д.) 3. Далее – по типу А
Задание №4. Составьте план по теме «Мать и дочь Ларины».
Е) Сопоставление персонажей разных поколений, принадлежащих по происхождению разным социальным слоям (Базаров и Кирсанов, Печорин и Максим Максимыч) План. 1. Время действия произведения 2. Сословное противостояние 3. Возрастное противостояние 4. Далее – по типу А
Ж) Автор и герой (Автор и герой в романе Пушкина «Евгений Онегин») План. 1. Время создания и время действия произведения 2. Характеристика автора 3. Характеристика героя 4. Отношение автора к герою. Причины выбора героя автором
Сравнение образа автора и героя – усложнённый вариант сочинения-сопоставления. Подобное сочинение требует не просто раскрытия сходства или различия между автором и созданным им героем, но и освещения многогранности личности автора, его отношения к герою. Важно показать, что в отличие от героя, личность автора проявляется не только в системе образов, но и в трактовке событий, в понимании исторического процесса, в концепции человека и во всех других компонентах произведения, в том числе в различного рода отступлениях.
Занятие № 20. Тип сочинения – групповая характеристика. В сочинении - групповой характеристике не следует рассматривать героев одного за другим, механически соединяя их индивидуальные характеристики в одно целое. В такой работе надо вначале показать то общее, определяющее, типическое, что объединяет персонажей в одну социально-психологическую группу, а затем выявить индивидуальные особенности, неповторимые черты конкретных её представителей. Группа образов, отобранная для раскрытия темы, может быть однородной или иметь подгруппы, которые в свою очередь, выделяются по их общим признакам. В этом случае в каждой подгруппе тоже необходимо показать как общее, так и индивидуальное, свойственное героям. Разумеется, в сочинении должна быть и последовательность, и цельность изложения, а потому следует продумать логические переходы от характеристики одной подгруппы к другой, не теряя в то же время связи между ними. При этом разные подгруппы героев и отдельные персонажи сопоставляются, что даёт возможность раскрыть их идейно-художественную сущность. Например, рассматривая группу (подгруппу) образов, необходимо показать принципы их создания, а также авторское отношение к героям, к изображаемому. Образы группы персонажей. А) Образы группы персонажей одного произведения («Женские образы в романе Пушкина «Евгений Онегин») · Выделение нужных образов в группу · Соотношение образов друг с другом и их место в системе персонажей произведения в целом · Определение авторской задачи при соотнесении образов друг с другом · Устойчивые приёмы создания этих образов
Б) Образы группы персонажей ряда произведений одного автора («Женские образы в романах и повестях Пушкина») · Наличие устойчивого типа образов и краткая его характеристика · Причины интереса автора к этому типу · Эволюция устойчивого типа; причины эволюции или причины её отсутствия · Приёмы создания разбираемых образов
В) Образы группы персонажей из произведений разных авторов («Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя») · Время создания произведений · Причины общественного интереса к людям описанного типа и краткая его характеристика · Отношение авторов к данному типу людей · Сопоставление приёмов и средств создания образов · Определение возможной преемственности в создании образов
Коллективный персонаж («Фамусовское общество в комедии Грибоедова», «Народ в «Войне и мире» Толстого», «Новые люди в романе Чернышевского «что делать?») · Время действия произведения · Сословие, круг людей, изображённых в произведении. Образ жизни, взгляды, принципы · Отношение автора к данному кругу · Мнение критиков · Степень достоверности изображаемого
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|