Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.
Название литературного образа
Краткая характеристика
Художественный образ (общее понятие)
Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображеннаяв свете его эстетического идеала
Литературный персонаж
Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения
Образ автора
Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла
Образ рассказчика, образ повествователя
Персонифицированный герой, повествующий о событиях
Образ лирического героя
Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.
Эпический герой
Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения
Драматический герой
Действующее лицо драматического произведения
Главный герой
Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения
Второстепенный персонаж
Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения
Внесценический персонаж
Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшися в речи действующих лиц
Образ рассказчика в литературном произведении
Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь.
Тип рассказчика
Краткая характеристика данного типа
Пример
"Обрамляющий" условный рассказчик
Рассказчик ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна
И. С. Тургенев "Записки охотника"
Бесстрастный повествователь
Изображает события как сторонний наблюдатель
А. С. Пушкин "Повести Белкина"
Главный герой произведения
Повествование в произведении ведется от лица главного героя
Ф. М. Достоевский "Подросток"
Рассказчик - словесная маска
Писатель выбирает роль рассказчика определенного персонажа, наделяя его рядом типических черт
Рудый Панько в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя
Рассказчик - участник событий
Рассказчик является участником событий, поэтому вносит в повествование собвтвенную интерпритацию увиденного
Глава "Максим Максимыч" из романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Система рассказчиков
Художественное произведений имеет форму:
- "рассказа в рассказе", когда от лица одного из собеседников описывается событие;
- связанных между собой повествований нескольких рассказчиков
Л. Н. Толстой "После бала"
М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
Характер в художественном произведении
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Художественный характер - образ человека в художественном произведении, представленный с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного.
Средства создания литературного героя
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Средство создания литературного героя
Краткая характеристика
Пример
Название произведения
Может указывать в произведении на место, занимаемое персонажем в системе образов
"Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Эпиграф к литературному произведению
Может указывать на основную черту характера героя
"Капитанская дочка", "Евгений Онегин" А. С. Пушкина
Прямая авторская характеристика
Писатель сознательно раскрывает свое отношение к герою, характеризуя его действия, поступки, давая им свою оценку
"Онегин - добрый мой приятель..." (А. С. Пушкин)
Речь героя
Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия
Монологи и диалоги Чацкого в "Горе от ума" А. С. Грибоедова
Поступки, действия героя
Основа повествования художественного произведения, где изображаются поступки персонажей, через которые раскрывается характер героя
Письмо Онегина из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина; спасение Печориным Бэлы из "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Психологический анализ
Подробное воссоздание внутреннего мира персонажа (чувств, мыслей, эмоций); особую роль играют изменения внутренней жизни героя
"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского
Другие герои произведения
Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения показаны автором, чтобы читатель увидел героя не изолировано, а в определенных ситуациях, во взаимодействии с разными людьми
Печорин - Максим Максимыч, Бэла, Мери, Вернер, Вера, Грушницкий, контрабандисты в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Портрет героя
Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Типы портрета: 1) натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека); 2) психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер); 3) идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами)
1) Мастер в "Мастере и Маргарите" М. А. Булгакова
2)Печорин в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова
3) Полячка в повести "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя
Социальная среда, общество
Общественные условия, в которых живет и действует персонаж
"Гранатовый браслет" А. И. Куприна
Пейзаж
Раскрывает внутренние переживания героя
Описание южной природы передает переживания Печорина до и после дуэли с Грушницким в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Художественная деталь
Предмет, с помощью которого писатель характеризует героя. Яркая худдожественная деталь помогает читателю выявить особенности натуры персонажа
Халат Обломова в романе "Обломов" И. А. Гончарова
Предыстория жизни героя (если есть)
Описание детства, юности, становления героя как личности помогает глубже раскрыть внутренний мир персонажа