Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Композиция - построение художественного произведения, расположение его составных частей. Сюжет - последовательность событий в художественном произведении. Фабула - хронологическая последовательность событий художественного произведения. Этапы сюжета:
Этапы развития сюжета
Название этапа сюжета
Краткая характеристика
Пример
Экспозиция (пролог)
Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие. Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении) - прямая; - задержанная; - обратная.
В трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви
Завязка
Начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения. Типы завязок: - мотивированная; - немотивированная (неожиданная, придающая остроту). Место завязки в литературном произведении: - в начале; - в конце.
Немотивированная, неожиданная завязка в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Завязка в конце худ. произведения - поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Развитие действия
События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта.
Приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим
Кульминация
Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций.
Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого "После бала"
Развязка
Положение действующих лиц, которого сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц. Виды развязки: - естественная (логичное выражение завязки); - ложная. Виды развязки (в зависимости от развития сюжета): - внезапная; - логически вытекающая из развития действия. Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя): - единая с кульминацией; - отдельная от кульминации
Естественная развязка - "Вишневый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение" Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - "Человек в футляре" А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией - "Ревизор" Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации - "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя
Послесловие (эпилог)
Заключительная часть произведения. Типы эпилогов: - непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности); - развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событый).
Развернутый "событийный" эпилог в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых и Ростовых через восемь лет после войны 1812 года.
Конфликт в художественном произведении
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.
Характерконфликта
Краткая характеристика
Пример
Любовный
Взаимоотношения между людьми, построенные на любовных колизиях; характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа.
У. Шекспир "Ромео и Джульетта" А.С. Пушкин "Дубровский"
Социально-бытовой (общественный)
Социальные взаимоотношения, характерен для реалистических произведений.
А. С. Пушкин "Евгений Онегин"
Философский
Постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека.
Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы", "Идиот"
Идейный
Столкновение различных идей, имеющих право на существование.
И. С. Тургенев "Отцы и дети"
Психологический
Внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений.
Д. Г. Байрон "Дон Жуан"
Символический
Противоборство, столкновение реальности с ее символических перевоплощением; характерен для произведений символизма.
М. Метерлинк "Синяя птица"
Контекст в анализе литературного произведения
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Контекст - совокупность явлений, связанных с текстом художественного произведения, но относящихся к внетекстовой действительности.
Виды контекстов
Краткая характеристика
Пример контекста
Литературный
Соотнесенность художественного произведения с творчеством писателя, а также с литературной деятельностью его предшественников и современников
Сопоставление художественного своеобразия "Преступления и наказания" Ф. М. Достоевского с его романами "Бесы" и "Братья Карамазовы" выявляет типичную для писателя проблему - "кровь по совести".
Исторический
Социально-политическая ситуация в период создания литературного произведения
При чтении "Евгения Онегина" А. С. Пушкина необходимо знать основные положения системы крепостного права, различие между барщиной и оброком, положение крестьянства, уклад помещичьей жизни.
Биографически-бытовой
Факты биографии писателя, реалии бытового уклада эпохи, история создания художественного произведения, высказывания писателя по поводу творения
При анализе стиля произведений А. П. Чехова можно обратиться к письму писателя А. С. Суворину от 1 апреля 1890 года: "Когда я пишу, я вполне расчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам".