Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Название тропа
Краткая характеристика
Пример
Эпитет
Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения
Под нами с грохототом чугунным Мосты мгновенные гремят. (А. А. Фет)
Постоянный эпитет
Один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак
Выезжает из села да добрый молодец, Старый казак да Илья Муромец... (Былина "Три поездки Ильи Муромца")
Простое сравнение
Простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку
Дорога, как змеиный хвост, Полна народу, шевелится... (А. С. Пушкин)
Метафора
Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства
Не жалею, не зову, плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. (С. А. Есенин)
Олицетворение
Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушивленные предметы или явления
Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. ("Слово о полку Игореве")
Гипербола
Вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности художественной речи
И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И больше века длится день И не кончается объятье. (Б. Л. Пастернак)
Литота
Образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия
Только в мире и есть, что тенистый Дремлеющих кленов шатер (А. А. Фет)
Метонимия
Вид тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности
Не дай мне Бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума; Нет, легче труд и глад. (А. С. Пушкин)
Синекдоха
Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях "меньшее - большее"; "часть - целое" (количественная метонимия)
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. (М. Ю. Лермонтов)
Оксюморон
Вид тропа, сочетании несочетаемого, противоположных по значению слов
Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи. (А. А. Блок)
Перифраз
Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков
И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)
Ирония
Вид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоложном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки
"Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!" (И. А. Крылов)
Функции художественно-выразительных средств (тропов)
- характеристика предмета или явления;
- выражение авторской позиции;
- передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого
Поэтический синтаксис
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Название синтаксической фигуры
Краткая характеристика
Пример из поэтического текста
Риторический вопрос
Синтаксический прием; вопрос, не требующий ответа
Снег идет густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той, Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет Или как слова в поэме? (Б. Л. Пастернак)
Риторическое восклицание
Синтаксический прием; восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому
...И, содрав гонорар неумеренный, Восклицал мой присяжный поверенный; "Перед вами стоит гражданин Чище снега альпийских вершин!.." (Н. А. Некрасов)
Риторическое обращение
Синтаксический прием; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата
Здравствуйте, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст... (А. С. Пушкин)
Повтор
Стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений
Я ищу прозрачности, А не призрачности, Я ищу признательности, А не признанности (С. И. Кирсанов)
Градация
Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ
"В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться ". (Н. В. Гоголь)
Антитеза
Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов
Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... (А. С. Пушкин)
Инверсия
Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи
" Швейцара мимо он дверей скользнул по мраморным ступеням..." (А. С. Пушкин)
Плеоназм
Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста
Горьким смехом моим посмеюся " (Н. В. Гоголь)
Алогизм
Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении
Пил мертвую! не спал ночей по девяти! Все отвергал: законы! совесть! веру! (А. С. Грибоедов)
Анаколуф
Стилистический прием, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах
А звери из лесов сбегаются смотреть, Как будет океан и жарко ли гореть... (И. А. Крылов)
Более подробно о поэтическом синтаксисе (+ дополнительные примеры из художественных произведений)
Поэтическая фонетика
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Название фонетического приема
Краткая характеристика
Пример
Звукопись
Повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи
Я вздр агивал. Я загорался и гас. Я трясся. Я с делал сейча с п р е д ложенье, Но по зд но, я сдр ейфил, и вот мне - отка з. Как жаль ее с ле з! Я святого блаженней! (Б. Л. Пастернак)
Анафора
Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк
Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой... (А. С. Пушкин)
Эпифора
Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк
Не воздух, а золото, Жидкое золото Пролито в мир. Скован без молота - Жидкого золота Не движется мир. (С. М. Городецкий)
Аллитерация
Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе
" П ора, п еро п окоя п росит..." (А. С. Пушкин)
Ассонанс
Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки
Баг ро в о е взметнулось полымя Над ро к о т о м аэ ро д ро ма, А г о луби, как будто г о лые, Неслись на сиз о м ф о не г ро ма. (Л.Н. Мартынов)
Как лучше запомнить эти понятия:
В ЕГЭ в бланки ответов можно выписывать общее слово под каждое определение, тоесть ассонанс, аллитерация, анафора и эпифора - это все звукопись, в подтверждение слов посмотрите на схему, которая выше. Но наш вам совет, лучше научиться отличать эти термины друг от друга.
Итак, анафора и эпифора, запоминаются по привычному расположению букв в алфавите: А (первая буква, начало) - а нафора (повтор в начале), Э (последняя буква, конец) - э пифора (повтор в конце). С этим разобрались.
Аллитерация и ассонанс. Из определения - это повтор гласных и согласных в поэтическом произведении. Слово ассонан с кончается на согласную, значит(!) - это повтор гласных (запоминаем по принципу противоречия), слово аллитераци я кончается на гласную, значит(!) - это повтор согласных.
Может кому-то последний пример того, как запомнить эти термины покажется странным, но он по крайне мере у вашего любимого админа работает. И еще, пожалуйста, не забывайте, что в слове а лл итерация и а сс онанс две двойные согласные, каждая из которых уходит на свой слог (первый и второй).