Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Тема
Автор
Произведение
Дружба
А.Пушкин
«19 окт 1825» В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовет», а мысль о них согревает время разлуки.Кюхельбекера П. называет «мой брат родной по музе, по судьбам»
«Пущину»«Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор уединенный,/Печальным снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил»
Няню П. называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную «друг прелестный»
Б.Окуджава
«Возьмемся за руки друзья»«Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке»
В.Высоцкий
«Песня о друге»(Если друг оказался вдруг)«Пусть он в связке в одной с тобой-/Там поймешь, кто такой» «Значит, как на себя самого/Положись на него»
Свобода
А.Пушкин
Ода «Вольность» «Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок!»
«К Чаадаеву» Свобода- это возможность реализации «души прекрасных порывов»
«Узник» «Мы вольные птицы,/ пора, брат, пора»
М.Лермонтов
«Узник»«Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня»
«Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе)
Любовь
А.Пушкин
«Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновение»(К***). Любви все возрасты покорны:«Мне не к лицу и не по летам…Пора, пора мне быть умней!Но узнаю по всем приметамБолезнь любви в душе моей» «Признание»
Ф.Тютчев
Любовь - максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и –«поединок роковой» («Предопределение»)
А.Фет
Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шепот, робкое дыханье» - 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете.
В.Маяковский
«Лиличка!» - взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное чувство героя ст. Любовная тема продолжает развитие в ст. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне Яковлевой»- любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину.
А.Ахматова
Как правило, А. фиксирует нюансы мыслей, чувств отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным, от нее уходит сама жизнь. «Я сбежала, перил не касаясь,Я сбежала за ним до ворот,Задыхаясь, я крикнула:«Шутка, все что было,Уйдешь, я умру!»Улыбнулся, спокойно и жутко,И сказал мне: «Не стой на ветру» «Сжала руки под темной вуалью» Любовь у А. превращается в поединок сильных личностей (ст. «Он любил», «А я думал, я тоже такая», «Тебе покорна? Ты сошел с ума!») В сборнике «Четки» появляются стихи, повествующие о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви: «Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу.И долго перед вечером бродить,Чтоб утомить ненужную тревогу.Когда шуршат в овраге лопухиИ никнет гроздь рябины желто-красной,Слагаю я веселые стихиО жизни тленной, тленной и прекрасной.» «Я научилась просто, мудро жить»
М.Лермонтов
«Молитва»- лирический герой молится не за себя, («не за свою молю душу пустынную»)а за возлюбленную. «Нищий»- любовь приносит не радость, а боль и страдания: «Так я молил твоей любви,С слезами горькими, с тоскою,Так, чувства лучшие моиОбмануты навек тобою!»
Природа
А.Пушкин
«Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» - пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта.
Ф. Тютчев
Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ)
«И гам лесной, и шум нагорный—Все вторит весело громам!»
«Весенняя гроза»
Природа у Т. одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере:
«Та кроткая улыбка увяданья,Что в существе разумном мы зовемБожественной стыдливостью страданья».
Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной», «Silentium!»)
А.Фет
Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека,личности и мирозданья.
«И как в росинке чуть заметнойВесь солнца лик ты узнаешь,Так слитно в глубине заветнойВсе мирозданье ты найдешь.»
«Добро и зло»
Фет научился видеть разнообразную, полную высокого значения жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром:
«Рассказать, что солнце встало,Что оно горячим светомПо листам затрепетало.Рассказать, что лес проснутся.Весь проснулся, веткой каждой.Каждой птицей встрепенулсяИ весенней полон жаждой»
«Я пришел к тебе с приветом»
Б.Пастернак
Природа, вечность- это отсчет, критерий всех поступков и чувств.
Поэт преклоняется перед загадочной прелестью зимы:
«И белому, мертвому царству,Бросавшему мысленно в дрожь.Я тихо шепчу: «Благодарствуй!Ты больше, чем просят, даешь».
«Зазимки»
М.Лермонтов
«Когда волнуется желтеющая нива»- единение человека и природы
Одиночество
М.Лермонтов
«И скучно, и грустно» Поэт одинок среди людей - «и некому руку подать», ему нет места среди толпы и света – «как часто пестрою толпою окружен». «Выхожу я один на дорогу» «Парус»
В.Маяковский
Ст. «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!». «Хорошее отношение к лошадям» - поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная история об упавшей лошади - это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь - своеобразный двойник автора:
«ДеточкаВсе мы немножко лошади,Каждый из нас по-своему лошадь»Также поднимается тема поэта и толпы:«Смеялся Кузнецкий,Лишь один яГолос не вмешивал в вой ему»
«Вот бреду я вдоль большой дороги/ В тихом свете гаснущего дня»
Н.Некрасов
«Кому на Руси жить хорошо»
Творчество
А.Фет
Творчество – процесс подсознательный, это безотчетные порывы души
«Не знаю сам, что будуПеть - но только песня зреет»
«Я пришел к тебе с приветом»
Б.Пастернак
Творчество – процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (ст. «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать»)
Высшая сложность жизни - простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его ст:
«Во всем мне хочетсяДойти до самой сути:В работе, в поисках пути,В сердечной смуте.Все время схватывая нитьСудеб, событий.Жить, думать, чувствовать, любить,Свершать открытья.»
Связь поэта и времени в ст. «Ночь»:
«Не спи, не спи художник,Не предавайся сну,Ты вечности заложникУ времени в плену»
М.Цветаева
Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в своих ст. не потому, что считает себя равной им, а потому, что считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они:
«Я знаю: наш дар неравен,Мой голос впервые – тих.Что вам, молодой Державин,Мой невоспитанный стих!»
«Никто ничего не отнял»
Тема поэта и поэзии/ Назначение поэта
М.Лермонтов
«Смерть поэта», «Поэт» - тема поэта и толпы
«Но скучен нам простой и годный твой языкНас тешат блестки и обманы»
А.Пушкин
«Я памятник себе воздвиг», «Пророк», «Поэт»
Н.Некрасов
Создает образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков».
Поэт не отделяется от толпы:
«Я от костей твоих и плоти,Остервенелая толпа»
«Зачем меня на части рвете?»
А.Фет
Истинная поэзия - это умение претворить страдание в радость, понять других людей и разделить с ними чувства, увидеть красоту и бесконечность мира:
«Дать жизни вздох,Дать сладость тайным мукам,Чужое вмиг почувствовать своим,Шепнуть о том, о чем я зык немеет,Усилить бой бестрепетных сердец-Вот чем певец лишь избранный владеет,Вот в чем его и признак, и венец!»
«Одним толчком согнать ладью живую»
В.Маяковский
В поэме «Облако в штанах» М. провозглашал пророческую миссию художника – видеть то, чего не видит никто(«где глаз людей обрывается куцый»). В стране Советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности:
«Светить всегда!Светить везде!До дней последних до конца»
«Невероятное приключение…»
Возможности искусства безграничны («Рифма поэта - и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» - ст. «Разговор с фининспектором о поэзии»)
Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» - участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки ее уровня. Подводит итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далеко»
А.Твардовский
«Вся суть в одном - единственном завете»
Центральная мысль ст.- право творца на абсолютную свободу.
«О том, что знаю лучше всех на свете,Сказать хочу. И так, как я хоч у»
Родина
М.Лермонтов
«Родина» Любовь «странная», необъяснимая – «за что, не знаю сам»
А.Блок
В ст. «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родство с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа - землепашца: «Над печалью нив твоих заплачу,/Твой простор навеки полюблю»
В ст. «Русь» Родина предстает сказочным заколдованным царством.
В ст. «Россия» предстает Родина как «нищая Россия», ее «серые избы», «расклябанные колеи». Выражено чувство неразделенности судьбы поэты и судьбы Родины.
Ст. «На железной дороге». «На поле Куликовом» - цикл ст., в которых поэт обращается к истории.
В ст. «Грешить бесстыдно,беспробудно» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь:
«Да и такой, моя Россия,Ты всех краев дороже мне»
Ст. «Коршун»
С.Есенин
В ст. «Русь» почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России:
«Но люблю тебя, родина кроткая,А за что, разгадать не могу»
В философском ключе осмысливается тема родины в ст. «Спит ковыль. Равнина дорогая»
«Дайте мне на родине любимой,Все любя, спокойно умереть!»
Ст. «Гой ты, Русь моя родная»:
«Если крикнет Рать святая:«Кинь ты все, живи в раю!»,Я скажу: «Не надо рая,Дайте Родину мою!»»
Ст. «Край любимый», «Запели тесаные дроги»
Ф.Тютчев
«Умом Россию не понять»
Философская лирика
Ф.Тютчев
Сожалеет о быстротечности жизни:
«Что жизнь и смерть? А жаль того огня,Что просиял над целым мирозданьем,И в ночь идет, и плачет, уходя…»
«Далекий друг»
А.Фет
Искусство - вечно. В ст. «Сияла ночь. Луной был полон сад» пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой:
«Жизни нет конца, и цели нет иной,Как только вровать в рыдающие звуки,Тебя любить, обнять и плакать над тобой»
М.Цветаева
В ст. «Другие с очами и личиком светлым» она так говорит о смысле своего бытия на земле:
«Другие всей плотью во плоти блуждают,Из уст пересохших дыханье глотают…А я руки настежь!- застыла – столбняк!Чтоб выдул мне душу российский сквозняк!»
М.Лермонтов
«Парус» - смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы» - проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы».
Б.Пастернак
«Снег идет» - быстротечность жизни
Гражданская лирика
Н.Некрасов
Тема гражданского служения - быть «обличителем толпы, ее страстей и заблуждений»
А.Ахматова
В 1917 г, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным безумием, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она не считает возможным отвечать. Даже слышать она не желает этих оскорбительных для ее достоинства слов:
«Но равнодушно и спокойноРуками я замкнула слух,Чтоб этой речью недостойной,Не осквернился скорбный дух»
«Мне голос был»
Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо:
«А здесь, в глухом чаду пожара,Остаток юности губя,Мы ни единого удараНе отклонили от себя»
«Не с теми я, кто бросил землю»
В годы ВОВ А. пишет ст. «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа чувство:
«Мы детям клянемся, клянемся могилам,Что нас покориться никто не заставит!»
А.Пушкин
«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»
Сатира
В.Маяковский
Сатирические гимны - «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику».Основной объект сатиры - мещанство и бюрократизм.
В ст. «О дряни» М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «Мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал.
В ст. «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний советских чиновников - бюрократов.
Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности сатирически высмеиваются в комедии «Клоп».
Нравы дворян
Фонвизин «Недоросль»
Гоголь «Мертвые души»
Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один….»
Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
«Я лиру посвятил народу своему» - эллегия
«Тройка» - страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью.
«Размышления у парадного подъезда» - обращение к народу:
«Где народ. Там и стон….Эх, сердечный!Что же значит твой стон бесконечный?Ты проснешься ль, исполненный сил…»
Ст. «Железная дорога»