Типоразмеры болтов и гаек. Болт (наружная резьба) Гайка (внутренняя резьба). Примеры широко используемых болтов и гаек. Моменты затяжки болтов и гаек
Типоразмеры болтов и гаек
Болт (наружная резьба) Гайка (внутренняя резьба)
Примеры широко используемых болтов и гаек
Диаметр болта стандарта ISO указывается в миллиметрах с буквой М. Например, М6 обозначает болт диаметром (А) 6 мм. Шаг метрической резьбы зависит от диаметра, но изменение не пропорционально. Например: резьба М3 имеет шаг 0, 5 мм, М4 — 0, 7 мм, М6 — 1 мм, М10‑ 12 — 1, 5 мм, М14‑ 16 — 2 мм, М18‑ 22 — 2, 5 мм. Диаметром метрического болта считается наружный диаметр резьбы (А). Внутренний диаметр резьбового отверстия или гайки равен диаметру болта минус шаг резьбы. Например, болт М6 представляет собой стержень диаметром (D) 6 мм, на котором нарезана резьба с шагом 1 мм. Ему соответствует отверстие или гайка диаметром 5 мм с нарезанной резьбой. Метрические винты могут иметь мелкую резьбу. Иногда для винта одного диаметра предусмотрено несколько вариантов резьбы с различными шагами (например, М18 с шагом резьбы 1, 1, 5 и 2 мм). Моменты затяжки болтов и гаек
На предмет массой 1 кг действует сила тяжести, равная 1 кгс. В новой системе мер 1 кгс соответствует 9, 8 Н (ньютона). Другими словами, на предмет массой 1 кг действует динамическое ускорение 9, 8 м/с2. На рисунках показана зависимость значения момента затяжки от длины рычага. В первом случае к концу ключа прикладывается усилие 10 кг. Длина ключа равна 10 см. Таким образом, на болт действует момент затяжки, равный 10 Н× м. Если длину ключа увеличить в два раза, а усилие оставить неизменным, то на болт будет действовать в два раза больший момент, т. е. 20 Н× м. Обычно момент затяжки указывается в Н× м. В Руководстве по ремонту крутящий момент также указывается в фунтах или фунт-сила-фут. При большом количестве разнообразных деталей, закрепленных с помощью болтов и гаек, важное значение приобретают правильные значения моментов затяжки. Для затяжки болтов и гаек определенным моментом используется динамометрический ключ. Классификация болтов
Болты и гайки бывают различных классов. Наиболее распространенные указаны ниже. Следует помнить, что гайки определенного класса способны выдержать нагрузку болта с соответствующим пределом прочности. В автомобилях KIA используются болты и гайки классов стандарта JIS (Японский промышленный стандарт). На головках всех болтов выбит номер. По этому номеру и таблице можно определить момент затяжки для конкретного болта. Следует помнить, что болты и гайки без идентификационного номера затягиваются только с определенным моментом затяжки, указанным в Руководстве по ремонту. Помимо указанного выше стандарта JIS, существуют болты других стандартов, например SAE или ISO.
Устранение последствий затяжки несоответствующим моментом
Извлечение сорванного болта С помощью бородка Для извлечения сорванного болта, затянутого небольшим моментом, или сорванного болта большого диаметра можно воспользоваться бородком.
С помощью приспособления для извлечения сорванных болтов Можно также воспользоваться специальным приспособлением для извлечения сорванных болтов. В этом случае в болте необходимо просверлить отверстие. В данное отверстие заворачивается приспособление, которое затем выворачивается трубным ключом вместе с сорванным болтом.
С помощью метчика Сорванный болт можно извлечь с помощью другого болта. Если сорванный болт имеет левую резьбу, необходимо воспользоваться болтом с правой резьбой.
Если после извлечения болта оказывается, что резьба отверстия повреждена, ее можно восстановить с помощью метчика. Более подробные сведения приведены в общем разделе, посвященном инструментам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|