Подшипники
Упорный подшипник скольжения
| |
Радиальный подшипник скольжения
| |
Конический роликовый подшипник
| |
| | | | | |
| | | Роликовый подшипник с коническими роликами
| | | |
|
|
Подшипник — это деталь машины, снижающая потери на трение. Подшипники можно классифицировать по направлению воспринимаемой нагрузки и принципу работы.
Типы воспринимаемой нагрузки
В большинстве случаев на подшипники действует нагрузка двух типов: радиальная и осевая. В зависимости от расположения на подшипник действует радиальная, осевая или комбинированная (радиальная и осевая) нагрузка. Подшипники генератора и шкива (рис. 1) воспринимают только радиальную нагрузку, большая часть которой поступает от приводного ремня, соединяющего два шкива. На рисунке 2 изображен вращающийся стул с подшипником. На подшипник действует только осевая нагрузка от сидящего на этом стуле. На рисунке 3 показан подшипник ступицы колеса, воспринимающий как радиальную, так и осевую нагрузку. Масса автомобиля создает радиальную нагрузку, а боковые силы, возникающие при повороте автомобиля, — осевую нагрузку.
Типы подшипников
Для выполнения конкретных задач применяются подшипники различных типов: шариковые подшипники, роликовые подшипники, упорные шариковые подшипники, упорные роликовые подшипники и упорные конические роликовые подшипники.
Упорный подшипник скольжения
| |
Радиальный подшипник скольжения
| |
Конический роликовый подшипник
| |
Шарикоподшипники
Шарикоподшипники могут воспринимать как радиальную, так и осевую нагрузку. Они применяются в основном при необходимости принять сравнительно небольшую нагрузку. Принцип действия шарикоподшипника следующий: нагрузка воспринимается наружным кольцом и через шарик передается внутреннему кольцу. Шарик имеет сферическую форму, благодаря чему пятно контакта шарика с наружным и внутренним кольцами мало, и он, следовательно, плавно катится по дорожкам качения колец. Однако в этом же состоит и недостаток: нагрузка передается лишь через небольшую площадь, поэтому при превышении расчетной нагрузки шарик может деформироваться и вывести из строя подшипник.
Роликоподшипники
Роликоподшипники применяются в деталях и узлах, на которые действует значительная радиальная нагрузка. В данных подшипниках применяются ролики (цилиндрические стержни), поэтому пятно контакта между ними и наружным и внутренними кольцами представляет собой не точку, а линию. Таким образом, нагрузка передается через большую площадь, и, следовательно, такие подшипники по сравнению с шарикоподшипниками могут воспринимать большую нагрузку. Однако роликоподшипники не предназначены для восприятия значительной осевой нагрузки. Разновидностью роликоподшипников являются игольчатые подшипники, ролики которых имеют большую длину и очень малый диаметр. Благодаря этому для установки игольчатого подшипника требуется мало места.
Упорный подшипник скольжения
| |
Радиальный подшипник скольжения
| |
Конический роликовый подшипник
| |
Упорные роликоподшипники
Упорные роликоподшипники способны воспринимать значительные осевые нагрузки. Они применяются в автомобильных коробках передач между шестернями, а также между стартером и вращающимися валами. Наибольшее распространение в коробках передач получили шестерни с косыми зубьями. Такое конструктивное решение приводит к появлению осевой нагрузки и необходимости компенсировать ее путем установки подшипников.
Конические роликоподшипники
Конические роликоподшипники рассчитаны на восприятие большой радиальной и осевой нагрузки. Они используются в ступицах колес автомобилей, причем устанавливаются попарно в противоположных направлениях, что позволяет им воспринимать разнонаправленные боковые нагрузки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: