Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дения, что функциональные асимметрии парных органов достаточно




Пластичны, и профиль латеральной организации при повторных тес-

Тированиях или при изменении условий регистрации может изме-

няться [167].

З. РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ

В ФОРМИРОВАНИИ АСИММЕТРИИ.

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕВОРУКОСТИ

Происхождение леворукости традиционно связывается с действи-

Ем трех групп факторов: средовых (в том числе культурных), генети-

Ческих и патологических. В соответствии с первыми условия среды,

Общественные традиции и система воспитания задают преимуществен-

Ный выбор ведущей руки. До недавних пор считалось, что леворукие

составляют в среднем 5% населения. Однако в разных регионах на-

Блюдаются определенные различия в частоте леворукости.

По некоторым данным, частота встречаемости «латерального фенотипа»,

Оцениваемого по характеру сенсомоторных асимметрий и межполушарных

Различий ЭЭГ, обнаруживает связь с особенностями экологических условий.

Так, среди коренного населения северо-востока России (эскимосы, чукчи, ко-

Ряки и др.) значительно чаще встречается «правополушарный фенотип», для

Которого характерно преобладание правополушарных функций во взаимо-

действии полушарий [8]. Предполагается, что увеличение доли левшей и

Амбидекстров в северных популяциях свидетельствует об их более оптималь-

Ной адаптированности к жизни в тех условиях. Возможно, большая доля ле-

Воруких среди этих групп населения отчасти обусловлена тем обстоятель-

Ством, что давление культурных традиций, направленное на преимуществен-

Ное использование правой руки, в указанном регионе всегда было слабее,

Чем в средней полосе России. Высказывается также точка зрения, что «пра-

Вополушарный фенотип» вообще более характерен для популяций, близких

природе и менее приобщенных к научно-техническому прогрессу [67],

Среди школьников Китая и Таиланда только 3,5 и 0,7% соответ-

ственно используют для письма левую руку [293]. В то же время 6,5%

Детей выходцев из восточных стран, обучающихся в школах США

(где давление в сторону использования правой руки ослаблено), пред-

почитают левую руку [283]. Среди японских школьников 7,2% не яв-

Ляются праворукими, а если учесть и переученных, то эта цифра уве-

личивается до 11% [403]. До недавних пор во многих странах существо-

Вала практика переучивания леворуких детей. По мере ослабления

Давления со стороны среды число пишущих левой рукой заметно уве-

личивается, вплоть до 10-12% [312].

Существенная роль средового опыта в определении рукости, каза-

Лось, подтверждается тем фактом, что у младенцев ведущая рука не

Обнаруживается. Однако известно, что относительно позднее проявле-

Ние признака не означает его средовую обусловленность. При изучении

Рукости приемных детей, усыновленных в младенчестве, было также

Показано, что приемные родители (в отличие от биологических) ока-

зывают мало влияния на установление ведущей руки у детей [196].

Одним из подходов к решению этой проблемы является разработ-

Ка конкретных генетических моделей, объясняющих возможность пе-

Редачи рукости от поколения к поколению. Экспериментальные дан-

Ные для построения генетических моделей получают в основном в

Семейных исследованиях рукости, в том числе при изучении прием-

Ных детей, а также в близнецовых исследованиях.

Первые семейные исследования рукости дали основания предполо-

Жить, что сегрегация по этому признаку происходит по закону Менделя.

В результате была предложена простая генетическая модель, в соответ-

Ствии с которой предполагалось, что рукость определяется действием

Одного гена, имеющего две различные формы (два аллеля): один аллель

R — доминантный, кодирует праворукость, второй l — рецессивный,

Кодирует леворукость. Ребенок, унаследовавший аллели R от обоих ро-

Дителей, будет праворуким, равно как и ребенок с генотипом Rl (R— от

Одного из родителей, l — от другого). Леворукими будут дети с геноти-

Пом ll, которые унаследовали аллель l от обоих родителей.

Эта модель, однако, не может объяснить тот факт, что, по раз-

ным данным, от 45 до 54% детей двух леворуких родителей являются

Праворукими. Модель предсказывает, что все дети таких родителей

Должны быть леворукими, поскольку единственный аллель, который

Леворукие родители могут передать своим детям, это аллель l. Пред-

Принимались попытки усовершенствовать данную модель введением

Понятия пенетрантности, В частности, предлагалось считать, что ма-

Нифестация рецессивного гена зависит от случайных факторов, а воз-

Можно, и от действия других генов.

Более сложная модель была предложена Дж. Леви и Т. Нагилаки

[315], Они предположили, что рукость является функцией двух генов.

Один ген с двумя аллелями определяет полушарие, которое будет

Контролировать речь и ведущую руку. Аллель L определяет локализа-

Цию центров речи в левом полушарии и является доминантным, а

Аллель l — локализацию центров речи в правом полушарии и является

Рецессивным. Второй ген определяет то, какой рукой будет управлять

Речевое полушарие — на своей стороне (ипсилатеральной) или про-

Тивоположной (контрлатеральной). Контрлатеральный контроль ко-

Дируется доминантным аллелем С, а ипсилатеральный — рецессив-

Ным аллелем с. Индивид с генотипом LlCC, например, будет правшой

С центром речи в левом полушарии. У индивида с генотипом Llcc

Центры речи также будут расположены в левом полушарии, но он

Будет левшой. Эта модель предполагает, что рукость конкретного че-

Ловека связана с характером его межполушарной асимметрии и ти-

Пом двигательного контроля. Ключевым допущением данной модели

Было предположение, что позиция руки при письме (прямая или вы-

Вернутая/инвертированная) может служить фенотипическим прояв-

Лением специфического генотипа. Индивиды, использующие инвер-

Тированное положение руки при письме, с точки зрения авторов, не

Имеют перекреста пирамидного тракта, т.е. для них характерен ипси-

Латеральный тип организации моторного контроля. Напротив, инди-

Виды с обычной (прямой) позицией руки при письме в строении

Пирамидного тракта имеют перекрест, который приводит к ипсилате-

Ральному контролю.

В последние годы модель Дж. Леви и Т. Нагилаки неоднократно

Подвергалась критике. Было показано, что она вступает в противоре-

Чие с некоторыми фактами. Например, клинические данные, полу-

Ченные у 131 пациента, не дают основания считать, что существует

Связь между положением руки при письме и локализацией центра речи,

Определяемой по пробе Вада. Известно также, что многие левши мо-

Гут использовать для письма как прямую, так и инвертированную

Позицию руки. Кроме того, модель не получила должного статисти-

ческого подтверждения в семейных исследованиях [196].

Для точного установления специализации полушарий по отношению к

Речи используют метод Вада — избирательный «наркоз полушарий». В одну

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...