Дения, что функциональные асимметрии парных органов достаточно
Пластичны, и профиль латеральной организации при повторных тес- Тированиях или при изменении условий регистрации может изме- няться [167]. З. РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ АСИММЕТРИИ. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕВОРУКОСТИ Происхождение леворукости традиционно связывается с действи- Ем трех групп факторов: средовых (в том числе культурных), генети- Ческих и патологических. В соответствии с первыми условия среды, Общественные традиции и система воспитания задают преимуществен- Ный выбор ведущей руки. До недавних пор считалось, что леворукие составляют в среднем 5% населения. Однако в разных регионах на- Блюдаются определенные различия в частоте леворукости. По некоторым данным, частота встречаемости «латерального фенотипа», Оцениваемого по характеру сенсомоторных асимметрий и межполушарных Различий ЭЭГ, обнаруживает связь с особенностями экологических условий. Так, среди коренного населения северо-востока России (эскимосы, чукчи, ко- Ряки и др.) значительно чаще встречается «правополушарный фенотип», для Которого характерно преобладание правополушарных функций во взаимо- действии полушарий [8]. Предполагается, что увеличение доли левшей и Амбидекстров в северных популяциях свидетельствует об их более оптималь- Ной адаптированности к жизни в тех условиях. Возможно, большая доля ле- Воруких среди этих групп населения отчасти обусловлена тем обстоятель- Ством, что давление культурных традиций, направленное на преимуществен- Ное использование правой руки, в указанном регионе всегда было слабее,
Чем в средней полосе России. Высказывается также точка зрения, что «пра- Вополушарный фенотип» вообще более характерен для популяций, близких природе и менее приобщенных к научно-техническому прогрессу [67], Среди школьников Китая и Таиланда только 3,5 и 0,7% соответ- ственно используют для письма левую руку [293]. В то же время 6,5% Детей выходцев из восточных стран, обучающихся в школах США (где давление в сторону использования правой руки ослаблено), пред- почитают левую руку [283]. Среди японских школьников 7,2% не яв- Ляются праворукими, а если учесть и переученных, то эта цифра уве- личивается до 11% [403]. До недавних пор во многих странах существо- Вала практика переучивания леворуких детей. По мере ослабления Давления со стороны среды число пишущих левой рукой заметно уве- личивается, вплоть до 10-12% [312]. Существенная роль средового опыта в определении рукости, каза- Лось, подтверждается тем фактом, что у младенцев ведущая рука не Обнаруживается. Однако известно, что относительно позднее проявле- Ние признака не означает его средовую обусловленность. При изучении Рукости приемных детей, усыновленных в младенчестве, было также Показано, что приемные родители (в отличие от биологических) ока- зывают мало влияния на установление ведущей руки у детей [196]. Одним из подходов к решению этой проблемы является разработ- Ка конкретных генетических моделей, объясняющих возможность пе- Редачи рукости от поколения к поколению. Экспериментальные дан- Ные для построения генетических моделей получают в основном в Семейных исследованиях рукости, в том числе при изучении прием- Ных детей, а также в близнецовых исследованиях. Первые семейные исследования рукости дали основания предполо-
Жить, что сегрегация по этому признаку происходит по закону Менделя. В результате была предложена простая генетическая модель, в соответ- Ствии с которой предполагалось, что рукость определяется действием Одного гена, имеющего две различные формы (два аллеля): один аллель R — доминантный, кодирует праворукость, второй l — рецессивный, Кодирует леворукость. Ребенок, унаследовавший аллели R от обоих ро- Дителей, будет праворуким, равно как и ребенок с генотипом Rl (R— от Одного из родителей, l — от другого). Леворукими будут дети с геноти- Пом ll, которые унаследовали аллель l от обоих родителей. Эта модель, однако, не может объяснить тот факт, что, по раз- ным данным, от 45 до 54% детей двух леворуких родителей являются Праворукими. Модель предсказывает, что все дети таких родителей Должны быть леворукими, поскольку единственный аллель, который Леворукие родители могут передать своим детям, это аллель l. Пред- Принимались попытки усовершенствовать данную модель введением Понятия пенетрантности, В частности, предлагалось считать, что ма- Нифестация рецессивного гена зависит от случайных факторов, а воз- Можно, и от действия других генов. Более сложная модель была предложена Дж. Леви и Т. Нагилаки [315], Они предположили, что рукость является функцией двух генов. Один ген с двумя аллелями определяет полушарие, которое будет Контролировать речь и ведущую руку. Аллель L определяет локализа- Цию центров речи в левом полушарии и является доминантным, а Аллель l — локализацию центров речи в правом полушарии и является Рецессивным. Второй ген определяет то, какой рукой будет управлять Речевое полушарие — на своей стороне (ипсилатеральной) или про- Тивоположной (контрлатеральной). Контрлатеральный контроль ко- Дируется доминантным аллелем С, а ипсилатеральный — рецессив- Ным аллелем с. Индивид с генотипом LlCC, например, будет правшой С центром речи в левом полушарии. У индивида с генотипом Llcc Центры речи также будут расположены в левом полушарии, но он
Будет левшой. Эта модель предполагает, что рукость конкретного че- Ловека связана с характером его межполушарной асимметрии и ти- Пом двигательного контроля. Ключевым допущением данной модели Было предположение, что позиция руки при письме (прямая или вы- Вернутая/инвертированная) может служить фенотипическим прояв- Лением специфического генотипа. Индивиды, использующие инвер- Тированное положение руки при письме, с точки зрения авторов, не Имеют перекреста пирамидного тракта, т.е. для них характерен ипси- Латеральный тип организации моторного контроля. Напротив, инди- Виды с обычной (прямой) позицией руки при письме в строении Пирамидного тракта имеют перекрест, который приводит к ипсилате- Ральному контролю. В последние годы модель Дж. Леви и Т. Нагилаки неоднократно Подвергалась критике. Было показано, что она вступает в противоре- Чие с некоторыми фактами. Например, клинические данные, полу- Ченные у 131 пациента, не дают основания считать, что существует Связь между положением руки при письме и локализацией центра речи, Определяемой по пробе Вада. Известно также, что многие левши мо- Гут использовать для письма как прямую, так и инвертированную Позицию руки. Кроме того, модель не получила должного статисти- ческого подтверждения в семейных исследованиях [196]. Для точного установления специализации полушарий по отношению к Речи используют метод Вада — избирательный «наркоз полушарий». В одну
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|