Из сонных артерий на шее (слева или справа) вводят раствор снотворного
(амитал-натрий). Каждая сонная артерия снабжает кровью лишь одно полу- Шарие, поэтому с током крови снотворное попадает в соответствующее по- Лушарие и оказывает на него свое действие. Наибольшие изменения в рече- Вой активности наблюдаются тогда, когда под воздействием оказывается по- Лушарие, в котором локализован центр речи. Помимо этого были предложены и другие модели наследуемости леворукости (табл. 16.1). Известный английский психолог М. Аннет [184, 185] на протяже- Нии двадцати лет разрабатывает оригинальную генетическую модель Латерализации, коренным образом отличающуюся от модели Леви и Нагилаки. Она высказала гипотезу о том, что большинство людей имеют ген, который называется фактором «правостороннего сдвига» (rs+). Если человек имеет этот ген, то он предрасположен стать правшой с Левополушарной локализацией центров речи. При его отсутствии и Наличии пары его рецессивных аллелей (rs—) человек может стать как Правшой, так и левшой в зависимости от обстоятельств (например, От условий внутриутробного развития). В соответствии с гипотезой М. Аннет, в человеческой популяции Существует сбалансированный полиморфизм, связанный с распрос- Транением доминантного гена «правостороннего сдвига» и его рецес- Сивного аллеля. Более того, с ее точки зрения, влияние этих генов Распространяется не только на рукость (правшество или левшество), Но и на церебральное доминирование, т.е. общее доминирование того Или иного полушария головного мозга. Она считает, что выбор пред- Почитаемой руки является лишь одним из результатов церебральной
Латерализации, а поскольку невозможно оценить степень латерали- Зации непосредственно, то наиболее простым оказывается использо- Вание косвенных способов, среди которых ведущее место занимает Оценка рукости. М. Аннет разработала своеобразный тест, позволяющий оценить Степень использования руки, — тест перекладывания колышек. В этом Тесте испытуемый должен перекладывать колышки из одной ячейки в Другую, причем ячейки расположены на двух параллельных панелях, Поскольку он выполняет это задание на время и поочередно левой и Правой рукой, постольку, сравнивая результаты, можно оценить раз- Личия в эффективности действия одной и другой рукой. Таким обра- Зом, показателем мануальной асимметрии здесь служит время выпол- Нения теста: доминирующая рука работает быстрее. Используя глав- Ным образом этот тест, она провела многочисленные исследования Мануальной асимметрии у детей и подростков с нарушениями рече- Вого развития (в частности, с дизлексией) и у здоровых в связи с Успешностью выполнения разных тестов на умственное развитие. Эти Исследования позволили М. Аннет сделать некоторые весьма суще- Ственные дополнения к ее теории. Таблица 16.1 Модели наследуемости леворукости (по данным разных авторов) Автор, год Публикации Тип модели Основные Варианты Фенотипов М. Аннет (М. Annett) Генетическая Однолокусная (диаллель- Ная) R и l Аллель R — правору- Кость Аллель l — леворукость Праворукие (гено- Типы RR, Rl) Леворукие (гено- Тип ll) Дж. Леви, Т. Нагилаки (J. Levy, Т. Nagylaki) Генетическая Двулокусная Четырехал-
Лельная Аллель L — центр речи В левом полушарии Аллель l — в правом Аллель С — контрлате- Ральный контроль ру- Кости Аллель с — ипсилате- Ральный Восемь феноти- Пов, различаю- Щихся по локали- Зации центра Речи, ведущей Руке и позиции Руки М. Аннет (М. Annett) 1978, 1985, Генетическая Однолокусная Диаллельная rs+ и rs— аллель rs+ — сдвиг ла- Терализации вправо Аллель rs— — ситуатив- Ная детерминация ру- Кости под влиянием Эпигенетических фак- Торов при rs+ rs+ (гено- типах: rs+ rs—) Праворукие инди- Виды При генотипе Rs—rs— как право- Рукие, так и лево- Рукие (пропорции Могут варьировать) И. Макманус (I. McManus) Генетическая Однолокусная Диаллельная D и С Аллель D — правору- Кость Аллель С — ситуативное Определение рукости Под влиянием эпигене- Тических факторов Аллель D не доминан- Тен по отношению к Аллелю С 100% DD 75% DC 50% СС Индивиды с веду- Щей правой рукой К. Леланд и Др. (К. Laland Et al.) Генотип- Культурная Модель Генетическая передача Происходит по модели И. Макмануса Культурные влияния Смещают генетическую Диспозицию в том или Ином направлении Рукость индивида определяется: 1) его генотипом; Фенотипом ру- Кости его родите- Лей 23-1432 353 Предполагается, что ген правого сдвига приводит к развитию асиммет- Рии, тормозя в раннем онтогенезе развитие, во-первых, височной области (planum temporale) в правом полушарии, во-вторых, левой заднетеменной об- Ласти коры в левом полушарии. Благодаря этому левая височная область Получает возможность преимущественного участия в процессах фонологи- Ческой обработки, а правая заднетеменная — в процессах зрительно-про- Странственного анализа. В соответствии с такими представлениями гомо- и гетерозиготные Состояния гена правого сдвига могут привести к существенным изме-
Нениям в особенностях функционирования каждого полушария, при- Чем наибольшими преимуществами в когнитивной сфере будут обла- дать гетерозиготы по этому гену (табл. 16.2). Гомозиготы по доминант- ному гену (rs+) будут испытывать особенно сильный эффект сдвига, Таблица 16.2 Прогнозируемые эффекты латерализации на основе теории «правостороннего сдвига» [по: 185] Уровни анализа Выборки I II 111 1. Генетический: генотип га— — rs+— rs++ Распространенность (в популяции) 18,5% 49% 32,5% 2. Церебральный: Преимущество левого Полушария Отсутствует умеренное сильное Дефицит функций пра- Вого полушария Отсутствует умеренный сильный 3. Когнитивный: Вероятность нарушений Фонологических спо- Собностей Присутствует отсутствует отсутствует Вероятность нарушений Зрительно-простран- Ственных способностей Отсутствует умеренная сильная 4. Поведенческий: Доминирование правой Руки Отсутствует умеренное сильное Процент людей, пишу- щих левой рукой* 34% 8% 1% * Примечание. Проценты вычислены отдельно для каждой из трех выборок, имею- щих генотипы rs— —, rs+—, rs+ +. Следствием которого на поведенческом уровне явится слабость левой Руки, вероятно, объединяемая с некоторым ущемлением функций Правого полушария (например, пространственных способностей). При- сутствие гена rs+, с точки зрения Аннет, вообще отрицательно ска- Зывается на пространственных способностях. Гомозиготы по рецес- Сивному гену (rs—), напротив, образуют группу риска в отношении Развития речевых навыков, в частности фонологических. Эксперимен- Тальные доказательства преимущества гетерозигот были установлены При изучении некоторых академических достижений. Теория М. Аннет получила широкую известность и является пред- Метом серьезных дискуссий. Например, в 1995 г. целый номер журнала
(Current Psychology of Cognition. V. 14. No 5) был посвящен ее коллек- Тивному обсуждению. При этом теория имеет как сторонников, так и Критиков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|