Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рым системообразующим фактором (целью).




􀂉􀀃 Она должна быть источником развития более сложных, адап-

Тивно важных, предпочтительно социально ценных психологи-

Ческих образований, причем желательно, чтобы анализ каче-

Ственного перехода в таком развитии не зачеркивал полностью

Момент преемственности, непрерывность в развертывании ис-

Ходной психофизиологической системы в более сложную, соб-

Ственно психологическую.

* * *

Используемые в психофизиологии показатели функционирова-

Ния ЦНС и автономной нервной системы обнаруживают значитель-

Ные индивидуальные различия. При соблюдении постоянства условий

Регистрации эти показатели отличаются хорошей воспроизводимос-

Тью, что позволяет изучать роль факторов генотипа в происхождении

Их межиндивидуальной вариативности. Получены данные, свидетель-

Ствующие о существенном влиянии генотипа на изменчивость па-

Раметров работы сердечно-сосудистой системы и электрической ак-

Тивности кожи. При этом можно выделить общую тенденцию: в экс-

Периментальных ситуациях, требующих от испытуемого большего

Напряжения, оценки наследуемости различных физиологических по-

Казателей, как правило, выше.

Однако в большинстве случаев эти исследования включали не-

Большие контингента испытуемых. Кроме того, нередко в них приме-

Нялись статистические методы, позволяющие только констатировать

Влияние наследственных факторов. Лишь в последние годы стали по-

Являться исследования, в которых на обширном статистическом ма-

Териале используется метод структурного моделирования, позволяю-

Щий более надежно изучать соотношение генетических и средовых

Влияний в популяционной дисперсии физиологических показателей.

Предложен также новый подход к изучению генетического вклада в

Изменчивость психофизиологических реакций, в соответствии с ко-

Торым объектом генетического исследования выступают не отдель-

Ные показатели, а системные психофизиологические процессы на

Уровне организма как целого.

Г л а в а XVI

РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ

В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

АСИММЕТРИИ

В настоящее время особенности функциональной специализации

Левого и правого полушарий мозга хорошо исследованы. Подробный

Анализ этой проблемы представлен в книгах Н.Н. Брагиной и

Т.А. Доброхотовой [22], Е.Д. Хомской [167], С. Спрингер и Г.Дейча

[42], В.Л. Бианки [15] и других. В результате многих эксперименталь-

Ных исследований было установлено, что основные межполушарные

Различия кратко укладываются в ряд дихотомий: абстрактный (вер-

Бально-логический) и конкретный (наглядно-образный) способы пе-

Реработки информации, произвольная и непроизвольная регуляция

Деятельности, осознанность-неосознанность психических функций и

Состояний, сукцессивная и симультанная организация высших пси-

Хических функций.

Более того, можно констатировать, что в последние десятилетия

Изучения межполушарных отношений фактически произошла смена

Парадигмы: от теории тотального доминирования левого полушария

Исследователи перешли к гипотезе парциальной полушарной доми-

Нантности и взаимодействия полушарий.

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ

В ОНТОГЕНЕЗЕ

Известны две концепции функциональной асимметрии в онтоге-

Незе: эквипотенциальности полушарий и прогрессивной латерализа-

ции [138]. Первая предполагает изначальное равенство, или эквипо-

Тенциальность, полушарий в отношении всех функций, в том числе

Речевой, В ее пользу говорят данные о высокой пластичности мозга

Ребенка и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ран-

Них этапах развития.

Согласно второй концепции специализация полушарий существует

Уже с момента рождения. У праворуких людей она проявляется, как

Предполагают, в виде генетически запрограммированной способнос-

Ти нервного субстрата левого полушария обнаруживать способность к

Развитию речевой функции и определять деятельность ведущей руки.

Установлено, что задолго до реального развития речевой функции

Можно обнаружить различия в морфологическом строении будущих

Речевых зон. Так, у новорожденных сильвиева борозда слева суще-

Ственно больше, чем справа. Этот факт свидетельствует о том, что

Структурные межполушарные различия в известной степени являются

Врожденными.

В пользу исходной эквипотенциальное™ полушарий, казалось бы, гово-

Рит тот факт, что первые проявления предпочтения руки обнаруживаются у

Детей 7-9 месяцев. Разница между сторонами, сначала слабая, постепенно

Увеличивается и становится отчетливой в 3 года, а затем стабилизируется.

Однако в ходе наблюдений было установлено, что у младенцев есть другие

Признаки латерализации, например, предпочитаемая сторона при повороте

головы, различный тонус мышц справа и слева и др. [196].

В связи с этим представляет интерес предложение выделять два отно-

Сительно независимых показателя мануальной латерализации: направление

и степень [336]. Направление латерализации, т.е. установление ведущей руки,

Можно рассматривать как нормативную, или видоспецифическую, характерис-

Тику, имеющую два измерения — левое, правое. Степень латерализации есть

Количественная индивидуально специфическая характеристика, обладающая

Непрерывной изменчивостью в широком диапазоне. Об относительной неза-

Висимости этих характеристик говорит тот факт, что они обнаруживают раз-

Ную онтогенетическую динамику и, по-видимому, в разной степени зависят от

Факторов генотипа. Если выбор ведущей руки определяется к 3 годам, то

Степень (интенсивность) ее использования существенно возрастает от 3 до

Лет. Выделение направления и степени/интенсивности как самостоятель-

Ных характеристик асимметрии возможно применительно ко всем парным

Органам, в том числе и показателям электроэнцефалограммы левого и пра-

вого полушарий [132].

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ

Считается, что все парные органы человека имеют ту или иную

Степень функциональной асимметрии. Однако наблюдению доступны

Только некоторые из них: в двигательной сфере (ведущие рука и нога)

И сенсорной (ведущие глаз, ухо, ноздря). Неоднократно показано,

Что перечисленные асимметрии относительно автономны. Другими

Словами, у каждого человека возможно свое сочетание право- и лево-

Сторонних признаков. Для обозначения этого явления используют тер-

Мин «профиль латеральной организации» (ПЛО), которым обознача-

Ется сочетание моторных и сенсорных асимметрий, характерных для

Данного человека.

Исследования типов, или профилей, латеральной организации

Парных органов находятся в начальной стадии, по этой же причине

Внутрииндивидуальная устойчивость функциональных асимметрий и

Профилей латеральной организации мозга изучена мало. Имеются све-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...