Мишенью критики служат основные позиции теории: идея сба-
Лансированного полиморфизма и преимущество гетерозигот по гену правого сдвига. Например, Ф. Бриден [216], рассматривая предполага- емые пропорции распространения в популяции генов rs+ и rs—, кото- Рые, по данным Аннет, проявляются в особенностях когнитивного Дефицита, отмечает несоответствие между постулируемыми теорией И реально существующими фактами нарушений в когнитивном функ- ционировании. Он, как и И. Макманус с соавторами [336], считает Целесообразным выделение двух измерений латерализации — направ- Ления и степени — и придерживается точки зрения, что эти измере- Ния могут иметь разную генетическую детерминацию. Наряду с теорией Аннет разрабатываются и другие генетические Модели латерализации. К их числу относится, например, генетическая модель И. Макмануса [335]. Его модель, однако, по многим позициям Очень близка к модели Аннет, Макманус постулирует существование Одного гена D, который предопределяет праворукость, второй ген С определяет не леворукость, а ситуативный вариант становления веду- Щей руки. Кроме того, допускается существование гена-модификато- Ра, локализованного в Х-хромосоме и влияющего на половые разли- Чия в лево-праворукости. В отличие от Аннет, Макманус не касается Особенностей когнитивного функционирования, т.е. он не распрост- Раняет действия генов D и С на когнитивные функции. Как уже отмечалось, высказываются предположения, что ману- Альная асимметрия может иметь полигенную природу. Однако поли- Генные модели латерализации, которые были бы также детально раз- работаны, как теория М. Аннет, отсутствуют [обзор: 196]. Например, в
Соответствии с одной из них предполагается, что умеренная степень Латерализации представляет собой видоспецифическую норму, при Этом допускается, что полигенная гомозиготность ведет к дестабили- Зации развития, которая проявляется в значительном числе наруше- Ний развития, включая шизофрению, аутизм, некоторые физические 23* 355 Аномалии, в том числе крайние сдвиги в ту и другую сторону от ви- доспецифически предопределенной умеренной праворукости [269,456]. Однако с этих позиций трудно объяснить, каким образом в антропо- Генезе возникли генетически детерминированные механизмы латера- Лизации. В контексте простых генетических моделей этот вопрос ре- Шается легче, поскольку можно допустить изменение или появление Одного-двух новых генов в эволюции. Признано, что функциональная асимметрия мозга, как и левополушарное Доминирование, — уникальная, специфическая особенность мозга человека, Возникшая в антропогенезе в связи с появлением речи и праворукости. Можно Говорить о преобладании левого полушария и осуществлении им контроля Двигательных функций у животных. Однако латеральный контроль двигатель- Ных функций у животных динамичен, и его латерализация может смещаться в зависимости от обслуживаемой функции [15]. По некоторым предположени- Ям склонность к преимущественному использованию правой руки возникла в Первобытных популяциях, когда их члены еще не имели генетически обуслов- Ленного превосходства в использовании той или иной руки. Эволюционные События, определившие появление ведущей руки, произошли, по-видимому, Уже после отделения человека как вида от его ближайшего родственника — шимпанзе [312].
Как следует из вышеизложенного, несмотря на значительное чис- Ло исследований в этой области, в настоящее время нет общеприня- Той генетической модели, объясняющей феномены латерализации руки И центров речи. Имеются также факты, которые трудно объяснить Всеми генетическими моделями. Речь идет, в первую очередь, о при- Близительно одинаковом сходстве МЗ и ДЗ близнецов по показателям мануальной асимметрии [обзор 196]. Эти данные нередко привлека- Ются как доказательство отсутствия генетической детерминации ру- Кости. Однако, как отмечает Д. Бишоп, возможность ситуативного оп- Ределения рукости под действием эпигенетических факторов (модели Аннет и Макмануса) позволяет отклонить это возражение. Есть еще Одно любопытное наблюдение, касающееся наследуемости ведущей Руки у близнецов. Родители, у которых отсутствует явно выраженная Праворукость, с большей вероятностью рождают близнецов. М. Аннет, чтобы объяснить отсутствие существенных различий между МЗ И ДЗ близнецами по показателям мануальной асимметрии, допускает также, Что проявление гена правостороннего сдвига у близнецов по сравнению с одиночнорожденными снижено на 33-50%. На этом весьма противоречивом фоне сформулирован ряд кри- Териев, которым должны удовлетворять генетические модели руко- сти [312, 335]. В соответствии с этими критериями модель должна Объяснять следующие факты: 1) соотношение рукости родителей и детей в таких пропорциях: приблизительно 90, 80 и 60% детей при родительских сочетаниях правый/правый, правый/левый, левый/ Левый должны быть праворукими; 2) невозможность предсказать Рукость ребенка на основе рукости его братьев и сестер, а также при- близительно _______равную степень конкордантности МЗ и ДЗ близнецов по Рукости; 3) существование различий частот рукости в разных геогра- Фических регионах, которые прослеживаются весьма отчетливо, хотя Все человеческие сообщества преимущественно праворуки. Кроме того, Модель должна объяснить, какие механизмы лежат в основе установ- Ления рукости в онтогенезе. Последний пункт не может получить обо-
Снования в рамках чисто генетических моделей рукости. Вместе с тем Средовые модели рукости не могут объяснить первые два положения. Иной, недавно сформулированный подход связан с предложени- Ем ввести генотип-культурную, коэволюционную модель установле- ния рукости [312]. Она базируется на трех положениях: 1) существую- Щее разнообразие по преобладанию руки не определяется генетичес- Ким разнообразием; 2) индивидуальные различия между людьми по Этому признаку возникают в результате взаимодействия влияний куль- Туры и условий развития; 3) генетические влияния сохраняются, по- Скольку рукость выступает как необязательная (факультативная), Приобретаемая в онтогенезе черта. Таким образом, авторы модели ис- Ходят из того, что вариации рукости не определяются только генети- Ческими факторами; иначе говоря, все индивиды, независимо от про- Исхождения, имеют общий генотип, обусловливающий преимуще- Ственное использование правой руки. Тем не менее, поскольку эта Склонность однозначно не предопределяет праворукость, некоторая Часть популяции становится леворукой. Решающую роль здесь играют Родители: они существенно повышают склонность детей к праворуко- Сти (если они оба правши) или не менее ощутимо понижают ее, Будучи левшами. Авторы модели ограничиваются анализом только ру- Кости, не касаясь проблем полушарной специализации и роли гено-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|