Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новная схема, история возникновения, современные программы. Взаимодей-




Ствие генотипа и среды в изменчивости психологических признаков — как

Оно исследуется этим методом.

Исследования семей, имеющих и биологических, и приемных детей.

Ограничения метода: юридические и психологические. Возможность не-

Случайного распределения детей по семьям-усыновительницам; субъектив-

Ные «легенды» о родных родителях; различия в частотах встречаемости внеш-

Него и внутреннего локуса контроля.

Метод близнецов и его разновидности. Близнецы в мифах и культах.

Начало близнецовых исследований — работа Ф. Гальтона «История близнецов

Как критерий соотносительной роли природы и воспитания» (1875). Работы

Сименса (1925, 1927) и оформление научного «метода близнецов».

Основная схема метода; происхождение моно- и дизиготных (МЗ, ДЗ)

Близнецов, постулат о равенстве средовых влияний в парах обоих типов. Раз-

Новидности метода: разлученных близнецов, семей близнецов, контрольного

Близнеца, близнецовой пары. Генетические и общепсихологические задачи,

решаемые этими вариантами метода.

Ограничения метода: пре- и постнатальные. Их возможные влияния на

Оценку наследуемости. Дискуссия вокруг постулата о равенстве сред МЗ и ДЗ,

Экспериментальные проверки его и их результаты. Необходимость оценки не

Общего сходства сред, а тех компонентов среды, которые значимы для фор-

Мирования изучаемого признака.

Биология близнецовости; частота многоплодной беременности в разных

Популяциях и ее динамика. Условия переноса данных, полученных методом

Близнецов, на популяцию одиночнорожденных.

Разлученные близнецы (главным образом — МЗ) как своеобразный кри-

Тический эксперимент психогенетики. Обзор имеющихся работ: влияние воз-

Раста разлучения, различий в образовании и т.д. на внутрипарное сходство.

Анализ феномена «разлученности», данный Л. Кэмином.

Метод семей близнецов (тоже главным образом МЗ) — способ обнаруже-

Ния биологического «материнского эффекта», связанного с цитоплазмати-

Ческой наследственностью. Информативность метода для оценки других фе-

Номенов — например, ассортативности.

Метод контрольного близнеца. Работа А. Гезелла, положившая начало этому

варианту близнецовых исследований. МЗ близнецы как идеальный контроль

Друг к другу: возможность оценки эффективности тренировки или разных ее

Форм, длительности эффекта тренировки и т.д. Работы Медико-генетического

Института, японских и норвежских исследователей.

Метод близнецовой пары. Работа Р. Заззо: «эффект близнецовости», его

Влияние на развитие детей-близнецов. Две противоположные тенденции: к

Идентификации с партнером и к индивидуализации, их возрастная динамика

И половые особенности.

Генетико-математические методы психогенетики. Работа Р. Фишера.

Коэффициенты наследуемости Игнатьева, Холзингера. Оценки долей фено-

Типической дисперсии, определяемых общей и индивидуальной средой; ин-

Формативность психогенетических исследований для дифференциации раз-

Ных типов средовых воздействий.

Более сложные методы разложения фенотипической дисперсии: подбор

Моделей, структурный анализ. Возможность объединения данных, получен-

Ных разными генетическими методами и повышения, тем самым, точности

Оценок компонентов дисперсии.

Разложение фенотипических корреляций на генетические и средовые. Ге-

нетические корреляции как способ оценки генетически заданных синдромов;

Новый аспект в анализе межуровневых соотношений.

Особенности психологического фенотипа («психофена») как объекта

Генетического исследования. Психологический признак — «событие, а не струк-

Тура»; «операция, а не свойство». Изменение генотип-средовых соотношений

При включении фенотипически одного и того же признака в разные функци-

Ональные системы. Динамика этих соотношений в онтогенезе. Необходимость

Включения в понятие «психологический фенотип» внутренних механизмов

Его реализации. Справедливость этих положений и для психофизиологических

Признаков.

Значимость валидности психодиагностической процедуры для интерпре-

Тации получаемых в психогенетике результатов, а статистической надежно-

Сти — для величины коэффициента наследуемости и связанных с ним оце-

Нок вклада общей и индивидуальной среды в фенотипическую изменчивость

Признака.

2.5. Краткое заключение. При решении вопроса о роли наследственности

И среды в формировании популяционной изменчивости психологических и

Психофизиологических признаков необходимо помнить о трудностях, свя-

занных: с особенностями человека как объекта генетического исследования;

Со спецификой психологического признака как признака-события, процес-

Са, операции; с валидностью и статистической надежностью психодиагнос-

Тических методик.

Психогенетические исследования интеллекта и других когнитивных фун-

Кций. Неопределенность понятия «интеллект» и связанные с этим трудности

Интерпретации получаемых результатов. Последовательный анализ данных, по-

Лученных различными генетическими методами; мета-анализ результатов,

Приводящий к выводу о существенной роли генетических факторов в общей

Дисперсии оценок IQ.

Следующие шаги: аналогичный анализ раздельных оценок вербального и

невербального интеллекта и полученные здесь парадоксальные результаты;

Анализ отдельных когнитивных функций. Намечающаяся относительно боль-

Шая генетическая обусловленность пространственных способностей; гипотеза

Об их связи с половой хромосомой. Психогенетические исследования когни-

Тивных стилей.

Исследования темперамента (и динамических характеристик поведения

Вообще). Представления о темпераменте, его структуре и возрастной динамике.

Традиционный вопрос психологии — соотношение темперамента и характе-

Ра — и попытки его решения в русле психогенетических исследований.

Генетические и средовые детерминанты темперамента у детей младшего

Возраста: раннее проявление генетически заданной индивидуальности. Синд-

Ром трудного темперамента, его стабильность в детстве и проекция в период

Ранней взрослости. Компоненты синдрома, задаваемые наследственностью,

Общей и индивидуальной средой.

Исследования экстра-интроверсии и нейротицизма и близких к ним ха-

Рактеристик у взрослых, в т.ч. — методом разлученных МЗ.

Структура темперамента по В.Д. Небылицыну: две основные составляю-

Щие — активность и эмоциональность. Обнаруженная в близнецовом исследо-

Вании зависимость внутрипарного сходства от распределения ролей в паре.

Психогенетические исследования движений. Отсутствие систематических

Исследований; имеющиеся работы условно можно разделить на исследова-

Ния естественных движений (ходьба, мимика и пантомимика, спорт и т.п.),

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...