Новная схема, история возникновения, современные программы. Взаимодей-
Ствие генотипа и среды в изменчивости психологических признаков — как Оно исследуется этим методом. Исследования семей, имеющих и биологических, и приемных детей. Ограничения метода: юридические и психологические. Возможность не- Случайного распределения детей по семьям-усыновительницам; субъектив- Ные «легенды» о родных родителях; различия в частотах встречаемости внеш- Него и внутреннего локуса контроля. Метод близнецов и его разновидности. Близнецы в мифах и культах. Начало близнецовых исследований — работа Ф. Гальтона «История близнецов Как критерий соотносительной роли природы и воспитания» (1875). Работы Сименса (1925, 1927) и оформление научного «метода близнецов». Основная схема метода; происхождение моно- и дизиготных (МЗ, ДЗ) Близнецов, постулат о равенстве средовых влияний в парах обоих типов. Раз- Новидности метода: разлученных близнецов, семей близнецов, контрольного Близнеца, близнецовой пары. Генетические и общепсихологические задачи, решаемые этими вариантами метода. Ограничения метода: пре- и постнатальные. Их возможные влияния на Оценку наследуемости. Дискуссия вокруг постулата о равенстве сред МЗ и ДЗ, Экспериментальные проверки его и их результаты. Необходимость оценки не Общего сходства сред, а тех компонентов среды, которые значимы для фор- Мирования изучаемого признака. Биология близнецовости; частота многоплодной беременности в разных Популяциях и ее динамика. Условия переноса данных, полученных методом Близнецов, на популяцию одиночнорожденных.
Разлученные близнецы (главным образом — МЗ) как своеобразный кри- Тический эксперимент психогенетики. Обзор имеющихся работ: влияние воз- Раста разлучения, различий в образовании и т.д. на внутрипарное сходство. Анализ феномена «разлученности», данный Л. Кэмином. Метод семей близнецов (тоже главным образом МЗ) — способ обнаруже- Ния биологического «материнского эффекта», связанного с цитоплазмати- Ческой наследственностью. Информативность метода для оценки других фе- Номенов — например, ассортативности. Метод контрольного близнеца. Работа А. Гезелла, положившая начало этому варианту близнецовых исследований. МЗ близнецы как идеальный контроль Друг к другу: возможность оценки эффективности тренировки или разных ее Форм, длительности эффекта тренировки и т.д. Работы Медико-генетического Института, японских и норвежских исследователей. Метод близнецовой пары. Работа Р. Заззо: «эффект близнецовости», его Влияние на развитие детей-близнецов. Две противоположные тенденции: к Идентификации с партнером и к индивидуализации, их возрастная динамика И половые особенности. Генетико-математические методы психогенетики. Работа Р. Фишера. Коэффициенты наследуемости Игнатьева, Холзингера. Оценки долей фено- Типической дисперсии, определяемых общей и индивидуальной средой; ин- Формативность психогенетических исследований для дифференциации раз- Ных типов средовых воздействий. Более сложные методы разложения фенотипической дисперсии: подбор Моделей, структурный анализ. Возможность объединения данных, получен- Ных разными генетическими методами и повышения, тем самым, точности Оценок компонентов дисперсии. Разложение фенотипических корреляций на генетические и средовые. Ге-
нетические корреляции как способ оценки генетически заданных синдромов; Новый аспект в анализе межуровневых соотношений. Особенности психологического фенотипа («психофена») как объекта Генетического исследования. Психологический признак — «событие, а не струк- Тура»; «операция, а не свойство». Изменение генотип-средовых соотношений При включении фенотипически одного и того же признака в разные функци- Ональные системы. Динамика этих соотношений в онтогенезе. Необходимость Включения в понятие «психологический фенотип» внутренних механизмов Его реализации. Справедливость этих положений и для психофизиологических Признаков. Значимость валидности психодиагностической процедуры для интерпре- Тации получаемых в психогенетике результатов, а статистической надежно- Сти — для величины коэффициента наследуемости и связанных с ним оце- Нок вклада общей и индивидуальной среды в фенотипическую изменчивость Признака. 2.5. Краткое заключение. При решении вопроса о роли наследственности И среды в формировании популяционной изменчивости психологических и Психофизиологических признаков необходимо помнить о трудностях, свя- занных: с особенностями человека как объекта генетического исследования; Со спецификой психологического признака как признака-события, процес- Са, операции; с валидностью и статистической надежностью психодиагнос- Тических методик. Психогенетические исследования интеллекта и других когнитивных фун- Кций. Неопределенность понятия «интеллект» и связанные с этим трудности Интерпретации получаемых результатов. Последовательный анализ данных, по- Лученных различными генетическими методами; мета-анализ результатов, Приводящий к выводу о существенной роли генетических факторов в общей Дисперсии оценок IQ. Следующие шаги: аналогичный анализ раздельных оценок вербального и невербального интеллекта и полученные здесь парадоксальные результаты; Анализ отдельных когнитивных функций. Намечающаяся относительно боль-
Шая генетическая обусловленность пространственных способностей; гипотеза Об их связи с половой хромосомой. Психогенетические исследования когни- Тивных стилей. Исследования темперамента (и динамических характеристик поведения Вообще). Представления о темпераменте, его структуре и возрастной динамике. Традиционный вопрос психологии — соотношение темперамента и характе- Ра — и попытки его решения в русле психогенетических исследований. Генетические и средовые детерминанты темперамента у детей младшего Возраста: раннее проявление генетически заданной индивидуальности. Синд- Ром трудного темперамента, его стабильность в детстве и проекция в период Ранней взрослости. Компоненты синдрома, задаваемые наследственностью, Общей и индивидуальной средой. Исследования экстра-интроверсии и нейротицизма и близких к ним ха- Рактеристик у взрослых, в т.ч. — методом разлученных МЗ. Структура темперамента по В.Д. Небылицыну: две основные составляю- Щие — активность и эмоциональность. Обнаруженная в близнецовом исследо- Вании зависимость внутрипарного сходства от распределения ролей в паре. Психогенетические исследования движений. Отсутствие систематических Исследований; имеющиеся работы условно можно разделить на исследова- Ния естественных движений (ходьба, мимика и пантомимика, спорт и т.п.),
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|