Стандартизованных двигательных проб (координации, теппинг и т.д.), физи-
⇐ ПредыдущаяСтр 94 из 94 Ологического обеспечения движений. Большее сходство МЗ по сравнению с ДЗ по срокам начала ходьбы и других видов двигательной активности в ран- Нем детстве; более отчетливое обнаружение генетических влияний в Автоматизированных движениях и в предельном темпе выполнения двига- Тельной задачи. Максимальное потребление кислорода как возможный гене- Тически заданный маркер спортивной одаренности. Связи характеристик дви- Гательных реакций (простой и выбора, внутрииндивидуальной вариативнос- Ти, латентных периодов и времени самого движения) с когнитивными Функциями. Генетическая психофизиология. Особое место этих исследований в си- Стеме психогенетических знаний: генотип влияет на поведение только через морфофункциональный уровень. Три типа психофизиологических признаков: а) характеризующие состояние покоя («фоновые»); б) ответы па внешние Воздействия; в) теоретически выделенная система понятий — дескрипторов Психофизиологической индивидуальности (свойства нервной системы). Ос- Новное внимание уделяется мозговой электрической активности, Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) покоя. Различия генотип-средовых соот- Ношений в ЭЭГ разных зон мозга, в разных параметрах ЭЭГ и в разном воз- Расте. Исследования Ф. Фогеля: оценка наследуемости целостных (но редко Встречающихся) типов ЭЭГ. Эволюционно-генетический подход (С.Н. Дави- Денков) к интерпретации полученных данных. Вызванные потенциалы — сенсорные (СВП) и связанные с движением (СДВП). Генетические и средовые детерминанты в изменчивости разных па-
Раметров ВП, изменения их соотношений в зависимости от типа перерабаты- Ваемой информации (в СВП), места движения в функциональной системе Действия (СДВП), зоны регистрации, возраста. Генетические и средовые межуровневые корреляции и их интерпретация. Связи латентных периодов компонентов ВП и оценок IQ. Влияние обогащен- Ной и депривирующей среды на формирование психофизиологических осо- Бенностей животных и человека. Свойства нервной системы (СНС). Представления И. П. Павлова о врож- Денности (наследуемости) СНС; исследования животных. Работы Л.В. Кру- Шинского: уровень возбудимости как фон для проявления генетических осо- Бенностей поведения животных. Концепция Б.М. Теплова-В.Д. Небылицына о СНС человека, ее отличия от представлений И.П. Павлова. Близнецовые ис- Следования синдромов СНС и неопределенность полученных результатов. Вклю- Чение наследуемости как вторичного критерия в выделении СНС и их синдро- Мов; возможный новый взгляд на структуру СНС. Краткое заключение. Психофизиологическая индивидуальность формиру- Ется под отчетливым генетическим контролем. Однако даже на этом — обыч- Но считающимся первичным и достаточно ригидным, — уровне включение Одного и того же признака в разные функциональные системы может менять Соотношение генетической и средовой компонент общей дисперсии. Иначе Говоря, психофизиологический признак — тоже «признак-событие». Психогенетика индивидуального развития («онтогенетика») Относительно новая область психогенетики. Основные представления об Индивидуальном развитии: линейная и нелинейная модели; «атомистическая» И «организменная» гипотезы, соотношение биологического созревания и пси- Хического развития. Нормативное развитие как реализация видоспецифичес-
Кой генетической программы и индивидуальные траектории развития как ре- Зультат взаимодействия данного генотипа с данной средой. Основные направления психогенетических исследований развития: а) воз- Растная динамика соотношения генетической и средовой компонент в вариа- Тивности одного и того же фенотипа; б) роль генотипа и среды в переходе с Этапа на этап (проблема генетической преемственности этапов); в) детерми- Нанты индивидуальных траекторий развития. Амплификационная модель Р. Пломина; увеличение генетической доли в дисперсии оценок интеллекта, Начиная с пубертатного возраста. Исследование индивидуальных траекторий Развития Р. Вильсона. Гипотеза А.Р. Лурия о снижении генетических влияний При переходе от «натуральных» форм психологических функций к высшим, Социально опосредованным. Возрастная динамика генотип-средовых соотношений как основа для воз- Растной периодизации и для выделения сензитивных периодов развития. Роль наследственности в манифестации некоторых форм дизонтогенеза. Рассматриваются только те варианты его, которые не предполагают сниже- Ния общего интеллектуального уровня и, следовательно, не препятствуют, Например, обучению в массовой школе. Асоциальное поведение - генотип или среда? Коротко рассматриваются эмпирические данные, касающиеся алкоголизма И криминального поведения. Генетическая детерминация индивидуальной чув- Ствительности к алкоголю как любому фармакологическому препарату. Муж- Чины с кариотипом XYY. Исследования близнецов, сиблингов, приемных детей. Основная линия анализа: формальная оценка этих данных может привести к Выводу о генетической обусловленности асоциального поведения, однако вклю- Чение в анализ дополнительных данных, касающихся когнитивных и личнос- Тных характеристик, особенностей семейной среды и т.п., позволяет утверж- Дать, что влияния наследственности здесь опосредованы многими индивиду- Альными особенностями и средовыми переменными.
5. Общее заключение Психогенетика сегодня — развитая наука со всеми атрибутами таковой. К ней вполне применимо определение, данное Ф. Фогелем и А. Мотульски Генетике человека вообще: «...это область генетики, которая изучает законы Наследственности и изменчивости у самых интересных организмов — челове- Ческих существ» (1989, т. I, с. 10). Заключительная часть курса посвящена месту психогенетики в системе Психологических знаний. Анализируются проблемы, вне генетического иссле- Дования надежно не решаемые: этиология человеческой индивидуальности, Уточнение ее структуры и структуры отдельных психических функций; выде- Ление разных типов средовых воздействий; некоторые закономерности онто- Генеза и возрастная динамика генотип-средовых соотношений и т.д. Еще раз Анализируется специфика психологического фенотипа и роль психогенетики В ее изучении. Грамотное понимание имеющегося в психогенетике массива данных дол- Жно опираться на два концептуальных момента: 1) речь идет о причинах ме- Жиндивидуальной вариативности, а не об эволюции психики; 2) связь между Генетической и средовой изменчивостью — с одной стороны и поведением, Психикой — с другой, вероятностна, поскольку психологические признаки Принадлежат к классу мультифакторных признаков, — т.е. таких, которые Определяются большим количеством и генов, и средовых факторов. Поэтому
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|