Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стандартизованных двигательных проб (координации, теппинг и т.д.), физи-




Ологического обеспечения движений. Большее сходство МЗ по сравнению с

ДЗ по срокам начала ходьбы и других видов двигательной активности в ран-

Нем детстве; более отчетливое обнаружение генетических влияний в

Автоматизированных движениях и в предельном темпе выполнения двига-

Тельной задачи. Максимальное потребление кислорода как возможный гене-

Тически заданный маркер спортивной одаренности. Связи характеристик дви-

Гательных реакций (простой и выбора, внутрииндивидуальной вариативнос-

Ти, латентных периодов и времени самого движения) с когнитивными

Функциями.

Генетическая психофизиология. Особое место этих исследований в си-

Стеме психогенетических знаний: генотип влияет на поведение только через

морфофункциональный уровень. Три типа психофизиологических признаков:

а) характеризующие состояние покоя («фоновые»); б) ответы па внешние

Воздействия; в) теоретически выделенная система понятий — дескрипторов

Психофизиологической индивидуальности (свойства нервной системы). Ос-

Новное внимание уделяется мозговой электрической активности,

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) покоя. Различия генотип-средовых соот-

Ношений в ЭЭГ разных зон мозга, в разных параметрах ЭЭГ и в разном воз-

Расте. Исследования Ф. Фогеля: оценка наследуемости целостных (но редко

Встречающихся) типов ЭЭГ. Эволюционно-генетический подход (С.Н. Дави-

Денков) к интерпретации полученных данных.

Вызванные потенциалы — сенсорные (СВП) и связанные с движением

(СДВП). Генетические и средовые детерминанты в изменчивости разных па-

Раметров ВП, изменения их соотношений в зависимости от типа перерабаты-

Ваемой информации (в СВП), места движения в функциональной системе

Действия (СДВП), зоны регистрации, возраста.

Генетические и средовые межуровневые корреляции и их интерпретация.

Связи латентных периодов компонентов ВП и оценок IQ. Влияние обогащен-

Ной и депривирующей среды на формирование психофизиологических осо-

Бенностей животных и человека.

Свойства нервной системы (СНС). Представления И. П. Павлова о врож-

Денности (наследуемости) СНС; исследования животных. Работы Л.В. Кру-

Шинского: уровень возбудимости как фон для проявления генетических осо-

Бенностей поведения животных. Концепция Б.М. Теплова-В.Д. Небылицына о

СНС человека, ее отличия от представлений И.П. Павлова. Близнецовые ис-

Следования синдромов СНС и неопределенность полученных результатов. Вклю-

Чение наследуемости как вторичного критерия в выделении СНС и их синдро-

Мов; возможный новый взгляд на структуру СНС.

Краткое заключение. Психофизиологическая индивидуальность формиру-

Ется под отчетливым генетическим контролем. Однако даже на этом — обыч-

Но считающимся первичным и достаточно ригидным, — уровне включение

Одного и того же признака в разные функциональные системы может менять

Соотношение генетической и средовой компонент общей дисперсии. Иначе

Говоря, психофизиологический признак — тоже «признак-событие».

Психогенетика индивидуального развития

(«онтогенетика»)

Относительно новая область психогенетики. Основные представления об

Индивидуальном развитии: линейная и нелинейная модели; «атомистическая»

И «организменная» гипотезы, соотношение биологического созревания и пси-

Хического развития. Нормативное развитие как реализация видоспецифичес-

Кой генетической программы и индивидуальные траектории развития как ре-

Зультат взаимодействия данного генотипа с данной средой.

Основные направления психогенетических исследований развития: а) воз-

Растная динамика соотношения генетической и средовой компонент в вариа-

Тивности одного и того же фенотипа; б) роль генотипа и среды в переходе с

Этапа на этап (проблема генетической преемственности этапов); в) детерми-

Нанты индивидуальных траекторий развития. Амплификационная модель Р.

Пломина; увеличение генетической доли в дисперсии оценок интеллекта,

Начиная с пубертатного возраста. Исследование индивидуальных траекторий

Развития Р. Вильсона. Гипотеза А.Р. Лурия о снижении генетических влияний

При переходе от «натуральных» форм психологических функций к высшим,

Социально опосредованным.

Возрастная динамика генотип-средовых соотношений как основа для воз-

Растной периодизации и для выделения сензитивных периодов развития.

Роль наследственности в манифестации некоторых форм дизонтогенеза.

Рассматриваются только те варианты его, которые не предполагают сниже-

Ния общего интеллектуального уровня и, следовательно, не препятствуют,

Например, обучению в массовой школе.

Асоциальное поведение - генотип или среда?

Коротко рассматриваются эмпирические данные, касающиеся алкоголизма

И криминального поведения. Генетическая детерминация индивидуальной чув-

Ствительности к алкоголю как любому фармакологическому препарату. Муж-

Чины с кариотипом XYY. Исследования близнецов, сиблингов, приемных детей.

Основная линия анализа: формальная оценка этих данных может привести к

Выводу о генетической обусловленности асоциального поведения, однако вклю-

Чение в анализ дополнительных данных, касающихся когнитивных и личнос-

Тных характеристик, особенностей семейной среды и т.п., позволяет утверж-

Дать, что влияния наследственности здесь опосредованы многими индивиду-

Альными особенностями и средовыми переменными.

5. Общее заключение

Психогенетика сегодня — развитая наука со всеми атрибутами таковой.

К ней вполне применимо определение, данное Ф. Фогелем и А. Мотульски

Генетике человека вообще: «...это область генетики, которая изучает законы

Наследственности и изменчивости у самых интересных организмов — челове-

Ческих существ» (1989, т. I, с. 10).

Заключительная часть курса посвящена месту психогенетики в системе

Психологических знаний. Анализируются проблемы, вне генетического иссле-

Дования надежно не решаемые: этиология человеческой индивидуальности,

Уточнение ее структуры и структуры отдельных психических функций; выде-

Ление разных типов средовых воздействий; некоторые закономерности онто-

Генеза и возрастная динамика генотип-средовых соотношений и т.д. Еще раз

Анализируется специфика психологического фенотипа и роль психогенетики

В ее изучении.

Грамотное понимание имеющегося в психогенетике массива данных дол-

Жно опираться на два концептуальных момента: 1) речь идет о причинах ме-

Жиндивидуальной вариативности, а не об эволюции психики; 2) связь между

Генетической и средовой изменчивостью — с одной стороны и поведением,

Психикой — с другой, вероятностна, поскольку психологические признаки

Принадлежат к классу мультифакторных признаков, — т.е. таких, которые

Определяются большим количеством и генов, и средовых факторов. Поэтому

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...