Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды жестокого обращения. Физическое насилие




Виды жестокого обращения

 

«Международное общество по предотвращению насилия над детьми и отсутствия заботы о них» недавно сравнило определения жестокого обращения в 58 странах и обнаружило в них некотырые общие места (7). В 1999 г. Совещание ВОЗ по предупреждению насилия над детьми составило следующее определение (8): «Жестокое или плохое обращение с ребенком — это все формы фи зического и/или эмоционального плохого обра щения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти».

Некоторые определения фокусируются на видах поведения или действиях взрослых, а согласно другим жестокое обращение имеет место, когда существует ущерб или угроза нанесения ущерба ре бенку (8–13). Различие между поведением — без учета его последствий — и воздействием или ущербом может привести к путанице, если включать в определение родительское намерение. Некоторые специалисты считают подвергшимися насилию в том числе и тех детей, которым родители нанесли ущерб неосторожно, тогда как другие настаивают, что ущерб ребенку должен быть причинен намеренно, чтобы действия родителей квалифицировались как жестокие.

В некоторых публикациях по жестокому обращению с ребенком четко говорится о насилии над детьми в учреждениях и школах (14–17).

Приведенное выше (8) определение охватывает широкий спектр разновидностей жестокого обращения. В этой главе мы сначала обратимся к актам преступного действия или бездействия родителей или воспитателей, которые приводят к ущербу для ребенка. В частности, будет выявлена степень распространенности, причины и следствия четырех видов плохого обращения с детьми воспитателей, а именно:

— физическое насилие;

 — сексуальное насилие;

 — эмоциональное насилие;

 — отсутствие заботы.

Физическое насилие над ребенком определяется как действия со стороны воспитателя, которые фактически причиняют физический вред или могут его причинить. Сексуальное насилие имеет место, когда воспитатель использует ребенка для получения сексуального удовлетворения.

Под эмоциональным насилием имеется в виду неспособность воспитателя обеспечить подходящую для ребенка, доброжелательную атмосферу; оно включает действия, оказывающие неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребенка: это ограничение его движения, оскорбление, осмеяние, угрозы и запугивание, дискриминация, неприятие и другие нефизические формы враждебного обращения.

Отсутствием заботы является неспособность родителя обеспечить развитие ребенка — там, где он обязан это сделать — в следующих аспектах (одном или более): здоровье, образование, эмоцинальное развитие, питание, кров и безопасные условия проживания. Отсутствие заботы, таким образом, отличается от проживания в бедности: оно может иметь место только в тех случаях, когда у семьи или у воспитателя имеются в наличии некоторые средства. Проявления всех перечислен  ных видов жестокого обращения описываются во вставке 3. 1.

 

Физическое насилие

 

Оценки физического насилия над детьми, полученные из обследований населения, сильно отличаются друг от друга. В 1995 г. в США опрашивали родителей, как они наказывают своих детей (12). В результате был получен уровень физического насилия 49 случаев на 1000 детей, причем учитывались следующие виды поведения: удар ребенка каким-нибудь предметом не по ягодицам, пинки, избиение и угроза ребенку ножом или оружием. Имеющиеся в наличии исследования позволяют предположить, что уровень физического насилия над детьми в других странах не ниже, а может быть даже и выше, чем в США. Недавно были получены следующие данные, касающиеся некоторых стран мира.

— При обследовании детей из всех слоев населения в Египте 37% сообщили об избиении или связывании их родителями, а 26% — о переломах, потере сознания или о постоянном нездоровье как результате избиения или связывания (17).

— В Республике Корея при последнем обследовании родителей и их поведения в отношении своих детей две трети из них признали, что секли розгами своих детей, а 45% подтвердили, что ударяли, пинали или били их (26).

— При проведении обследования домашних хозяйств в Румынии 4, 6% детей сообщали о том, что они страдают от постоянного жестокого физического обращения, включая удары предметами, прижигание или лишение пищи. Приблизительно половина румынских родителей отмечали, что бьют своих детей «регулярно», причем 16% — при помощи предметов (34).

— В Эфиопии 21% городских школьников и 64% сельских школьников сообщали о синяках или опухолях на теле, являющихся результатом родительского наказания (14).

Данные, более удобные для сравнения, предоставляет проект «Всемирное исследование плох го обращения в семье» («WorldSAFE»), который является плодом международного сотрудничества. Исследователи из Чили, Египта, Индии и Филиппин составили общий протокол образцов материнского поведения в каждой стране для установления сопоставимых уровней грубых и более умеренных форм наказания ребенка. Говоря более конкретно, исследователи измерили частоту наказаний детей родителями, не квалифицируя грубое наказание как насилие, а используя «шкалу кон фликтной тактики “родитель — ребенок”» (9–12, 40). В исследованиях данного проекта были также собраны другие данные для определения риска насилия и факторов, защищающих от него.

Таблица 3. 1 представляет данные, полученные в четырех странах, включенных в исследование проекта, об относительном количестве разных случаев наказания, о которых сообщают сами родители. В каждой стране задавались вопросы, сформулированные одинаковым образом. Результаты сравнивались с результатами национального исследования, проведенного в США с применением того же метода (12). Ясно, что распространенность грубых наказаний детей не ограничивается несколькими странами или одним регионом мира. Родители в Египте, сельских областях Индии и на Филиппинах сообщали о том, что они наказывали своих детей, ударяя их предм том по какой-либо части тела кроме ягодиц, по крайней мере один раз за предшествующие шесть месяцев. О таком же поведении сообщали в Чили и в США, хотя гораздо реже. О более грубых фо мах насилия — когда детей душат, наносят им ожоги или угрожают ножом или оружием — сообщалось еще реже.

Сходные сообщения родителей в других странах подтверждают, что грубые физические наказания детей распространены повсюду, где бы ни проводились исследования. В Италии количество случаев жестокого наказания согласно шкале конфликтной тактики составило 8% (39). Танг указал, что в Китае (ОАР Гонконг) ежегодный уровень же стокого наказания детей по сообщениям родителей составляет 461 случай на 1000 детей (43).

При проведении другого исследования, сравнивающего уровни насилия над детьми младшего школьного возраста в Китае и в Республике Корея, также применялась шкала конфликтной тактики, но вопросы задавались детям, а не их родителям (41). В Китае уровень тяжелых наказаний по сообщениям детей составил 22, 6%, а в Республике Корея — 51, 3%.

Данные, полученные WorldSAFE, проливают свет также на типы более «умеренного» физического на казания в различных странах (см. табл. 3. 1). Умеренное наказание не везде относят к плохому обращению, хотя некоторые професси налы и родители рассматривают такие формы наказания как неприемлемые. В этой области, как пока ывает исследование WorldSAFE, существует широкое расхождение между культурами. Шлепанье детей рукой по ягодицам — самая обычная мера наказания, о которой сообщали в каждой стране, за исключением Египта, где в качестве наказания чаще применяются другие меры — такие как встряхивание, щипки, пощечины или оплеухи. Родители в сельских местно тях Индии, однако, сообщали о пощечинах так же часто, как и о шлепках по ягодицам, тогда как в других странах пощечины или оплеухи встречаются реже.

Как жестокие, так и более умеренные формы наказания не ограничиваются семьей или домашней средой. Грубые наказания очень часто встречаются в школах и других учреждениях, где они исходят от учителей и других лиц, ответственных за заботу о детях (см. вставку 3. 2).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...