Теории живописи — научную основу
Намереваясь разработать истинно научную тео-
рию живописи, а не свод эмпирических наблюде-
ний и правил, необходимо привлечь все новейшие
данные естественных наук о свете, цвете, глазе и
зрительном восприятии. Выше уже упоминались
слова А. В. Луначарского о том, что в, изобрази-
тельном искусстве не сложились физико-математи-
ческие теории. Положение мало изменилось и в
наши дни. Анализ состояния теоретических основ
живописи показывает, что современные научные
представления о природе света, цвета, механизмов
зрительного воспроизведения еще полностью не во-
шли в методику обучения художников.
В основу обучения жисописи должно быть по-
ложено не только писание бесчисленных постано-
вок и стремление таким эмпирическим путем по-
стигнуть законы цвета и колорита, а движение от
научного знания законов цвета, колорита, зритель-
ного восприятия к выполнению заданий в задуман-
ном (заданном) колорите с проверкой его истин-
ности на натурных постановках. Нам могут возра-
зить, что этим занимается цветоведение. На это
можно ответить, что цветоведение в том виде, в ка-
ком оно существует сейчас, теории живописи и ко-
лорита практически дает очень мало. Оно слиш-
ком замкнуто в себе. На наш взгляд цветоведение
должно обогатиться тем пониманием света, цвета
и колорита, которое дает голография, и органично
войти, вплестись в теорию живописи. Необходимо
взять на вооружение цветовой круг В. М. Шугаева
как наиболее совершенный из всех известных, об-
ладающий качеством высоко-практичной, матема-
тизированной и устойчивой модели. Он может быть
использован при обучении живописи как в общеоб-
разовательной, так и в художественной школе всех
уровней. Предложенные Шугаевым способы гармо-
низации колорита дают многое как в области при-
кладных искусств, так и в области живописи.
Наряду с обобщением большого опыта, накоплен-
ного советской художественной школой, следова-
ло бы еще раз обратиться к педагогической
системе П. П. Чистякова, которая полностью еще
не раскрыта, не усвоена и не нашла должной
оценки.
Когда голографическая запись станет такой же
общедоступной, как сейчас фотография, она смо-
жет стать способом лучшей проверки верности
изображения, выполненного художником, может
быть использована для проверки цветоощущения
и т. д. Но как голография — не натурализм, так
живопись — не голография. «Живопись зарождает-
ся в душе,— гласит восточная мудрость,— и вели-
чайшее ее достоинство ие только в точности изобра-
жения».
Современное понимание цвета и колорита не
отрицает работы художника с натуры. Наоборот!
Постоянное пытливое, вдумчивое общение с нату-
рой, изучение природы в широком понимании дает
художнику богатство зрительных ощущений — про-
странственных, пластических и цветовых. Только
он всегда должен хорошо помнить, что дает ему
натура, а что он дает натуре, чтобы не утонуть в
океане цветовых ощущений.
Б. В. Иогансон справедливо отмечал, что при-
роду списать точно невозможно, а главное — не
нужно. Художник должен стремиться передать
свои ощущения, в основе его работы с натуры
должна находиться безошибочная передача своего
ощущения.
Есть натура и есть художник. Между натурой
и художником существует одна единственная
связь — свет. Свет создает цветовые ощущения.
Художник фиксирует свои ощущения на холсте при
помощи краски. И снова свет, отразившись от
краски на холсте, станет связью между холстом и
зрителем. Если у художника не поставлен глаз,
если он не знает, почему и как человек видит цель-
но, он не сумеет организовать изображение для
восприятия зрителем, а от этого между ним и зри-
телем не сможет установиться контакт. Зритель
уйдет от такого полотна, как от текста, написан-
ного на непонятном языке.
И здесь с особой силой необходимо подчерк-
нуть, что, наряду с важностью изучения натуры,
живописцу необходимо изучать краски, их возмож-
ности в колористическом отношении, а именно:
какие цветовые ощущения может вызвать данная
краска в чистом виде, в разбелах, затемнениях,
положенная в соседстве или окружении других
красок. Это дает совершенно неожиданные откры-
тия возможностей самых известных, казалось бы,
красок. Возможности красок необходимо знать,
чтобы умело ограничивать палитру при построении
желаемого, задуманного или заданного колорита,
ведь богатство живописи заключается не в коли-
честве красок на палитре, а в разумном их огра-
ничении.
Делакруа говорил, что искусство так безгранич-
но, что для надлежащей систематизации руководя-
щих положений, которым подчинена любая сфера
искусства, понадобилась бы целая жизнь. Это вер-
но, если идти эмпирическим путем. Но в мире все
закономерно, т. е. одно вытекает из другого. Всякая
теория основывается па знании закономерностей.
Для теории живописи важно знание закономерно-
стей и связей, которые существуют между главными
звеньями: натура — свет — глаз — цвет — колорит —
картина. Художник, познавший законы натуры,
света, цвета и колорита, а также свой собственный
глаз, творит свободно свой собственный мир худо-
жественных образов на основании своего общест-
венного идеала.
Наши знания о свете, цвете и зрительном вос-
приятии обширны. Открытие голографии придало
им определенную завершенность. Это вселяет уве-
ренность, что и теория живописи приобретает та-
кую же завершенность. Она должна быть простой,
ясной и стройной, как таблица умножения или
периодическая система Д. И. Менделеева. Только
тогда она будет практически полезна и художни-
кам, и искусствоведам, неизмеримо расширит их
творческие возможности. Созданию такой теории
мы и должны способствовать всеми нашими си-
лами.
Слово об авторе
Пусть никому не будет позволено издавать
Книги поспешно и преждевременно; наоборот,
Все должны привыкать оформлять
И переоформлять свои труды... работать
Над ними и перерабатывать их так долго,
Пока каждая изданная книга не будет отвечать
Нормам гармонии и согласованности...
Что быстро возникает, то быстро и погибает;
Над чем долго и точно трудятся, то переживает века...
Ян Амос Каменский (1592—1670)
Вся жизнь Федора Власовича Ковалева (1919—
1988), художника-живописца и искусствоведа, бы-
ла посвящена живописи и работе над теорией
живописи. Много лет он собирал и обдумывал ма-
териал, экспериментировал, делая записи, читал
лекции, и все никак не решался начать писать кни-
гу— мешала огромная требовательность к себе.
И стоило большого труда убедить его оформить
уже то, что вызрело, ибо наука, как я писал ему
многократно, не имеет дна. Работал он над этой
книгой долго и мучительно. Достаточно сказать,
что переделывал он ее семь раз.
Ф. В. Ковалев—Г. С. Рахутину: Ян Амос Ко-
менский придал мне стойкость и уверенность, вер-
нее — убежденность в том, что я верно делаю,
дорабатывая рукопись, уточняя, добавляя, выбра-
сывая и т. д. Работаю над 1-й главой. Накопилось
много нового материала, придумал очень простые
способы нахождения линии золотого сечения на
картине и пропорций золотого ряда без вычисле-
ний. Художники ведь многие и таблицу умножения
забыли!...
Путь к рождению Федора Власовича как автора
книги «Золотое сечение в живописи» был нелегок.
Художественное образование Федор Власович по-
лучил в Ворошиловграде и Ленинграде. В 1955 г.
он закончил Ленинградский институт им. И. Е. Ре-
пина Академии художеств СССР. Творческую дея-
тельность Ф. В. Ковалев начал в период Великой
Отечественной войны как корреспондент армейских
газет, где печатались его рисунки и статьи. С 1960 г.
он член Союза художников СССР.
Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: ...А сейчас ре-
шил оставить теорию в покое и месяца два заняться живописью. Я ведь по Союзу художников числюсь как живописец и должен дать на выставку
к 40-летию Победы хоть пару работ. Это как Ваши
лаборатории.
Федор Власович всегда активно участвовал в
областных и республиканских художественных вы-
ставках. Многие его работы приобретены колхоза-
ми, совхозами и шахтами для клубов и Дворцов
культуры, украшают коллекции частных лиц. Луч-
шие из них — это «Память народная» (1967),
«Праздник урожая» (1969), «Весна» (1977), «Сов-
хоз «Кременской» (1978), «Голубой разлив* (1982),
«Красные маки» (1980) и многие другие.
Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: Закончу эту,
самую главную работу, а тогда буду живописать.
Надеюсь, что плохой живописи наделают и без
меня предостаточно, в газетах пишут, что уже и так
перепроизводство картин (в запасниках, в подва-
лах в Киеве лежит на 6 млн р. художественной
продукции, а в Москве на 30 млн, не знают, что с
ней и делать!).
Но это все интуитивная живопись. А я буду
делать живопись по золотому сечению...
Я уверен, что золотая пропорция и повторение
равных величин (простая пропорция) — основа
формообразования в природе и искусстве. Мало
изучали природу и искусство с этой точки.
Годами накопленный материал Федор Власович систематизировал в своей книге, над которой он работал в течение всей творческой жизни.
Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: 8 октября зво-
нил в издательство. Сказали, что моя работа вклю-
чена в тематический план на 1989 год...
Его удивительная скрупулезность, добросовест-
ность в подборе материала, тщательность работы
над текстом вызывают восхищение. Если он обна-
руживал более удачную иллюстрацию или находил
более удачную формулировку, то без колебания
принимался за новые правки. Так, когда под влия-
нием бесед с Федором Власовичем я обратил вни-
мание в Третьяковской галерее, что Христос и
Иоанн Креститель на картине А. Иванова распо-
ложены в золотых сечениях и написал ему об этом,
он в очередной раз внес правку в рукопись. И, ви-
димо, если бы не установленные сроки издания, он
вечно улучшал бы свой труд. Такова была натура
истинного ученого.
Ф. В. Ковалев —Г. С. Рахутину: Хочу пока за-
няться «причесыванием» своей рукописи; нужно
придать ей вид учебного пособия, выбросить вся-
кую шелуху. Да и нового материала у меня нако-
пилось много...
За это время значительно лучше и четче сфор-
мулировал положения об общей теории искусства:
содержание - форма,
о теории композиции в изобразительном искусстве
и о законах композиции...
Много приходится читать. Книги просто плывут
в руки и непрочитанных становится не меньше,
а больше.
Выдержки из писем Федора Власовича дают
некоторое представление о нем и о том, как он
трудился над рукописью будущей книги.
Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: Сегодня я пи-
шу правду. Доработку рукописи в соответствии с
замечаниями рецензентов и своими желаниями за-
канчиваю. Осталось вычитать, может где-то что-то
выбросить, так как уже вчера заметил повторение
в одном месте, иллюстративный материал завер-
шить и... снег растает, станет теплее — поеду в
Киев.
А там пусть будет то, что будет.
Особо хочется отметить, что Федор Власович
любил людей и очень хотел быть им нужным. Он
страстно желал помочь начинающим живописцам.
не щадил ни сил, ни здоровья, с огромной радо-
стью делился своими знаниями. В течение многих
лет он занимался педагогической работой, был
преподавателем и директором Ворошиловградскои
детской художественной школы, а затем и Воро-
шиловградского художественного училища. Не-
сколько лет подряд Федор Власович читал курс
лекций по золотому сечению в Киевском государ-
ственном художественном институте.
Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: Лекции в Кие-
ве прошли хорошо... Чтение лекций подсказало, что
нужно сформулировать четче и яснее... Буду, как
Сократ, устно пропагандировать свою теорию.
Много сил и труда отдавал Федор Власович
общественной работе, был председателем правле-
ния Ворошиловградскои областной организации
Союза художников УССР, занимался пропагандой
художественных знаний среди населения и учащей-
ся молодежи, писал статьи о художниках Вороши-
ловградщины, выступал по радио и телевидению,
был бессменным руководителем теоретических се-
минаров среди коллег-художников в системе парт-
просвещения.
К великому сожалению Федор Власович не до-
жил до выхода в свет главного труда своей жизни
(так он сам писал о своей работе). Работал он над
ним долго и тщательно, и можно надеяться, что
книгу «Золотое сечение в живописи» ожидает дол-
гая жизнь и многие любители живописи с благо-
дарностью будут произносить имя Федора Власо-
вича Ковалева — замечательного человека, ученого
и живописца.
Г. С. Рахутин, д-р техн. наук,
Московский институт горного дела
им. А. А. Скочинского
Памятка живописца
Составленная из высказываний выдающихся лю-
дей весьма оригинальная памятка поможет буду-
щим живописцам правильно организовать свой
творческий процесс.
1. Искусства призваны выражать чувства эпо-
хи... Каждому из них нужна своя поэзия.
А. Довженко
2. Без идеи нет искусства. И. Крамской
3. Я все подчиняю идее... По сюжету и прием;
идея подчиняет себе технику.
П. Чистяков
4. Идейность и поэтичность не могут быть при-
внесены в картину извне. Они рождаются глубоким
чувством и духовностью автора.
Ф. Ковалев
5. Сначала — человек, а потом — художник; как
только человек морально падает, он ликвидирует
себя в искусстве.
М. Федоров
6. Сила художника в знании. Творчество без
знания — тля. Но... беда, если теория стала забегать
вперед практики, тогда живописи не будет.
П. Чистжов
7. Художник только тогда художник, когда он
неповторим.
Н. Неклюенко
8. Творчество там, где можно сказать — это мое.
К. Мельников
9. Не копировать природу, а интерпретировать.
Изображая выражать. Проверить все по натуре.
И. Репин
10. Оставить место воображению. Картину с на-
туры не напишешь.
И. Губский
11. Произведение должно в самом себе нести все
свое значение, так чтобы зритель воспринимал его
прежде, чем узнает сюжет.
А. Матисс
12. Живопись не скульптура. Ее язык — цвет.
П. Сезанн
13. Стать способным вести цвет путями разума.
А. Матисс
14. Я буду учиться до тех пор, пока буду ды-
шать.
Ци Байши
В мире мудрых мыслей
Для любознательного, вдумчивого читателя приводим вы-
сказывания ученых, писателей, художников о сущности худо-
жественного творчества, требованиях к личности художника,
картине, композиции, рисунку, постановке глаза, живописи,
о свете, цвете, колорите. Эти высказывания — хорошие прак-
тические рекомендации студентам и художникам-практикам.
Следуя им, они смогут творчески организовать картину, что
архиважно в работе мастера-живописца.
О живописи
Поистине, живопись — чудо!
И тогда я решил... убежать от чуда, в том смысле, в кото-
ром употреблял формулу «бегство от чуда» Эйнштейн. Если
что-то кажется нам удивительным, парадоксальным, «чудес-
ным», надо исследовать механизм чуда, чтобы, утратив перво-
начальное удивление, познать новое в мире. Надо вторгаться в
глубь чуда...
Е. Богат
Живопись учит смотреть и видеть (это веши разные и ред-
ко совпадающие).
А. Блок
Живопись — искусство видеть вещи и явления такими,
какими они были однажды, когда на них смотрели с любовью.
Поль Валери
Живопись — это поэзия в красках.
Леонардо да Винчи
Живопись — это поэзия, которую мы видим, а поэзия —
это живопись, которую мы слышим.
Леонардо да Винни
...только на русском языке это слово было... емким и озна-
чало главное в сознании художника — писание ЖИВОГО,
оживленное письмо, ЖИЗНЬ изображения, тогда как на дру-
гих языках слово «живопись» было производным непосред-
ственно от технического процесса живописания как материаль-
ного закрашивания поверхности.
Н. Горленко
Живопись — роскошный мир для очей.
Э. Делакруа
Живопись — это умение «брать от вещей ровно столько,
сколько нужно показать зрителю».
Э. Делакруа
Живопись есть мост между сознанием художника и созна-
нием зрителя.
Э. Делакруа
Любите живопись, поэты,
Ведь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Н. Заболоцкий
Живопись — это воссоздание на плоском холсте форм пред-
метов, их расположения в пространстве, а также материала
предмета при помощи цветовых отношений.
Б. Иогансон
Живопись — это цельное видение.
Б. Иогансон
Живопись — огненная, нетерпеливая и терпкая в Литве,
щедро солнечная, как бы наполненная медом в Латвии, интел-
лектуально отточенная, овеянная морской прохладой в Эсто-
нии...
А. Кантор
Живопись должна последовать примеру музыки, проверить
свою силу и средства, узнать себя (что музыка уже давно
сделала) и попытаться эти средства и силу применить чисто
живописным способом для творческих целей.
А. Кандинский
Живопись — это цвет, тон, вес. Это граница плоскости и
линии. Это градация и модуляция цвета. Экспрессия цвета.
П. Кузнецов
Живопись есть передача тоном (плюс цвет) видимого ма-
териала.
И. Крымов
Живопись — это не только поэтическое вдохновение, но и
искательство закономерное, научное и точное.
Д. Констебль
Живопись —это выражение поэзии жизни.
А. Куинджи
Живопись, как и всякое искусство — это прежде всего фи-
лософия. Краски сами по себе ничего не стоят, если они не
выражают глубокой мысли художника.
В. Лидин
Живопись — это ревнивая любовница, она требует всего
человека.
Микеланджело
Сила, сущность живописи, родовой ее признак как раз
и состоит в том, что она призвана изображая выражать.
А. Пластов
Живопись — одна из самых привлекательных и чарующих
областей искусства.
A.Пластов
Живопись — наступательное и оборонительное оружие в
борьбе с врагами.
П. Пикассо
Живопись всего лишь способ создать материальную суб-
станцию, рожденную столкновением твоего духа с природой.
B.Поляков
Еще никогда ни один художник не щекотал живопись так,
как Матисс, заставляя хохотать ее взахлеб.
П. Пикассо
Живопись — размышление с кистью п руках.
П. Сезанн
Живопись старых мастеров — «это живая натура, задви-
нутая в раму».
В.Суриков
Когда мы учились, мы твердо знали, что живопись — это
В. Суриков, В. Серов, К. Коровин. Такое понимание живописи
казалось естественным. И, наоборот, Ван Эйк, Хольбейн ка-
зались антиподами, их холсты казались неживописными, су-
хими. Прошло время, и понятие — что такое живопись — силь-
но изменилось. Сейчас оно стало неоднозначным. Мы поняли,
что Хольбейн — прекрасный живописец и это нисколько не
отвергает Сурикова. Думается, теперь уже все согласились,
что понимать живопись однобоко — значит просто вредить раз-
витию искусства.
А. Тутунов
Живопись есть не что иное, как изображение вещей таки-
ми, как они есть.
Н. Ульянов
Живопись — это музыка цвета.
Р. Фальк
Живопись —от слова «живо писать», когда пишут живо,
с огнем.
Ф. Федоровский
Искусство живописи — потерянный секрет, и последние ма-
стера, знавшие его, унесли с собой ключ к нему.
Э. Фромантен
Живопись, не дышащая в каждом своем цвете тысячью
обогащающих ее оттенков, есть мертвая живопись.
К. Юон
Живопись не протокол, а объяснение природы живописны-
ми средствами.
Б. Яковлев
О художнике
Слово «художник» должно быть не только проявлением
духовной красоты, но и синонимом высочайшей морали, внут-
реннего порядка.
Э. Амашукели
Только тот, кто выходит за черту уже сложившихся ху-
дожественных традиций, кто делает шаг, отрывающий его от
всего уже бывшего в искусстве, способен обогатить традицию
собственным словом.
О. Буткевич
Художник должен призвать себе на помощь, с одной сто-
роны, бдительную рассудительность, а с другой стороны, глу-
бокие душевные переживания, глубокие чувства... Без обду-
манности, сортирования, различия художник не в состоянии
овладеть материалом, который он должен оформлять, и глупо
полагать, что подлинный художник не знает, что он делает.
Гегель
Художник — чувствилище своей страны, своего класса,
ухо, око и сердце его; он — голос своей эпохи.
М. Горький
Воображение —первое качество художника. Воображение
не просто воспроизводит только те или иные предметы, но ком-
бинирует их для цели, которой ему хочется добиться.
Э. Делакруа
Художником человек становится только тогда, когда он
начинает «петь» для окружающих, когда его творчество ста-
новится ценным для многих людей, отвечая их потребностям,
проявляя и выражая их собственные сокровенные мысли и
чувства.
В. Зименко
Чтобы быть художником, надо пить из всех родников
культуры.
Аветик Исаакян
Призвание художника заставляет его настойчиво работать
для того, чтобы вдохновение застало его за работой.
Е. Кибрик
Основное, чему надо научиться,— выражать внутренние
чувства, переживание, то, что волнует.
А. Куинджи
Художник — человек восприимчивый, его ранить легко.
П.Корин
Только чувство общественности дает силу художнику и
удесятеряет его силы; только умственная атмосфера, родная
ему, здоровая для него, может поднять личность до пафоса
и высокого настроения, и только уверенность, что труд худож-
ника нужен и дорог обществу, помогает созревать экзотиче-
ским растениям, называемым картинами.
И. Крамской
Кто не мыслит в образах, кто не является человеком глубо-
ких переживаний, выливаемых в образы,— тот не художник.
А. Луначарский
Прежде чем стать художником, надо стать человеком,
прежде чем стать большим художником, надо стать большим
человеком!
Ф. Мазереель
Художник бесчестит себя, если не мыслит самостоятельно.
Микеланджело
Великое назначение художника — сделать видимыми не-
видимые переживания.
Е. Моисеенко
Художнику нужен особенный глаз. Глаз —вооруженный
теорией. Глаз — заряженный человеческим чувством. Глаз —
прозревший образ. Глаз — видящий далекие горизонты — это
глаз художника.
Д. Моор
Художник — работник по цеху идей. Художнику нужны
большие знания, школа и суровая дисциплина труда.
Ю. Пименов
Очень важно для художника утвердить в своем сознании
право на собственное отношение ко всем явлениям жизни.
В. Попков
Самое главное для художника — быть взволнованным, лю-
бить, надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего челове-
ком и только потом — художником.
О. Роден
Художник — зеркало своей среды: в нем отражается его
общество, нация и время.
И. Репин
Чем глубже убеждения, тем больше художник.
Д. Сикейрос
Мыслитель и художник никогда не будет спокойно сидеть
на олимпийских высотах... Он всегда, вечно в тревоге и волне-
нии; он мог решить и сказать то, что дало бы благо людям,
избавило бы их от страданий, дало бы утешение, а он не так
сказал, не так изобразил, как надо, он вовсе не решил и не
сказал, а завтра, может, будет поздно,— он умрет. Гладких,
жуирующих и самодовольных мыслителей и художников не
бывает.
Л. Толстой
Художник — это человек, который видит то, что не видит
никто, но что насущно и важно знать всем.
Л. Толстой
Художник — этот сосуд, избранный природой для выра-
жения искусством ОБРАЗА,— человек одаренный, особенно
от всех других, творческой способностью все обобщать и делать
на основании данности все выводы и далее творить новое и
разнообразное смотря по своей особе...
Я. Чистяков
О картине
Картина— осуществленная мечта художника.
М. Алпатов
В жизни многое бывает случайно — в картине таких слу-
чайностей быть не может, в ней все должно быть завершено,
логично.
О. Воронова
Картина — это «силовое поле» красок.
Н. Волков
Лучшее достоинство картины — это когда она является
праздником для глаза. Я не хочу этим сказать, что в картине
не требуется здравого смысла.
Э. Делакруа
Каждое время создает свои картины, ждет их и наше
время. Однако создание картины, служащей верным зеркалом
эпохи,— это сложное дело.
А. Кантор
Картина — это поэма, а портрет — это сонет.
Я. Корин
Картина может быть создана лишь в эпохи полноты разви-
тия художественной жизни и определенной устойчивости поня-
тий в искусстве...
П. Кончаловский
Как бы хотелось писать картины не красками, а единым
напряжением воли.
Б.Кустодиев
Современная картина... пребывает на распутье, ибо гра-
ницы картинного жанра для многих художников стали огра-
ничениями мысли, тогда как сегодняшнее сознание настоятель-
но требует облечь в зримые художественные образы то, что
рождает время.
В. Мартынов
Картина, скульптура — это не слепок, не копия с натуры,
но суждение художника о мире.
Е. Моисеенко
Что такое для меня картина? Прежде всего — сочинение.
Картина...— сочинение автора, его точка зрения.
Ю. Ракша
Картина не должна пахнуть моделью, и в то же время на-
тура должна чувствоваться.
О. Ренуар
Я сочиняю (курсив автора.— М. С.) картину.
Картина должна сочиняться, сочиняться на жизненной
основе, под определенным углом зрения.
М. Савицкий
Можно хорошо писать только ту картину, которой ты по-
лон, которой содержание тебе дорого, близко, где ты пони-
маешь все до последней ниточки.
В. Стасов
В картине должна быть правда образа, а не формальная
правильность языка.
Э. Треккани
Картина—вот мера зрелости художника. Именно карти-
на больше всего выражает время, события, характеры.
Б. Угаров
Какая нужна картина... Одни художники считают нужным
поднимать пласты подсознания, другие берут за основу диалог
символов, третьи — гиперболизируют предмет, четвертые —
основываются на традиционно реалистическом восприятии со-
бытий и фактов. Наберусь смелости предположить, что в кар-
тине (какой мы ее привыкли понимать) все эти понятия при-
сутствуют, но только все они приведены в порядок, найдена
мера их необходимости, т. е. ни одна (даже самая модная)
грань средств и способов выражения не доминирует и не вы-
пячивается. Иначе нарушается гармония мира картины.
А. Учаев
В картине обязательно должен быть элемент борьбы. Если
нет в картине борьбы людей — она подменяется борьбой свето-
тени... борьбой цветов.
М. Федоров
Самое важное — решить картину в главном, в деталях
могут быть ошибки у каждого.
Тинторетто
Картина — это голос эпохи, в ней сосредоточивается обоб-
щенная творческая мысль художника.
С. Ткачев
О рисунке
Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником,
потому что рисунок составляет основу искусства; механизм
следует развивать от ранних лет, чтобы художник, начав раз-
мышлять и чувствовать, передавал свои мысли верно и без
всякого затруднения.
К. Брюллов
Рисунок — это свеча, которую зажигают для того, чтобы
не споткнуться во тьме.
Г. Вилке
Страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать,
превзошла бы скоро все остальные страны во всех искусствах
и ремеслах.
Д. Дидро
Рисунок является моей постоянной заботой.
Э. Делакруа
В рисунке... приобретает свою вершину живопись, скульп-
тура и архитектура. Рисунок — это источник и душа всех
видов изображения... Кто достиг столь великого, что он овладел
рисунком, тому говорю я, что он владеет драгоценнейшим
сокровищем.
Микеланджело
Прекрасные краски можно купить в лавках..., но рисунок
добывается только с большим трудом и длительными ночными
бдениями из сокровищницы сознания.
Тинторетто
Заметь, что самый совершенный руководитель, ведущий
через триумфальные врата к искусству — это рисование с на-
туры.
Ченнино-Ченнини
Высочайшая сторона искусства заключена в рисунке.
Я. Чистяков
Рисунок — это наука передавать видимые глазом предметы.
Я. Чистяков
Рисунок — основа всего, фундамент, кто не понимает его
или не признает, тот без почвы.
Я. Чистяков
Рисунок — это форма, масса здания, живопись — штука-
турка.
П. Чистяков
Рисование... такая же суровая, и главное, точная наука,
как математика. Здесь есть свои незыблемые законы, строй-
ные и прекрасные, которые необходимо изучать...
П. Чистяков
О композиции
Композиция— это всегда построение (цветовое, линейное
и т. п.), выявляющее смысловые связи. Композиция — это
всегда толкование сюжета.
Н. Волков
Мне важно, когда я начинаю новый холст, прежде всего
почувствовать весь ход дальнейшей работы. В этом процессе
создания веши я главной для себя считаю композицию. Без нее
картина не может существовать, даже когда верно найдены
цветовые отношения и выражено состояние. Искать компо-
зицию — для меня это значит прежде всего внутренне орга-
низовать холст, определить его структурный костяк, его основу.
С. Григорьев
Композиция есть творческая организация картины. Ни в
коем случае нельзя смешивать ее с размещением предметов
на холсте. На первый взгляд может показаться, что пейзаж,
изображающий внизу пустое море, а наверху безоблачное небо,
является картиной, не имеющей композиции... Но на самом
деле, отношения по размеру неба в длину н ширину к морю,
уже есть композиция. Тон неба и моря, размер всей карти-
ны — все это элементы композиции.
И. Крымов
Художники прекрасно знают..., что, пока не нашлась ком-
позиция... бесполезно писать лица. Как бы сильно они ии были
написаны, они таинственным образом теряют силу, пока не
найдут свое место в картинном пространстве, в композицион-
ном ряду.
В. Леняшин
Со временем убеждаешься, что в основе всякого творчества
лежит композиция, что все начинается и кончается ею, что
в ней как бы сфокусированы все слагаемые ремесла. Она
может быть элементарной, а может быть выверена математи-
ческой логикой, подчинена интуиции художника.
...Композиция удовлетворяет меня тогда, когда и образно-
смысловой строй, и декоративно-пластические задачи находятся
в органическом взаимодействии.
В. Сидоров
Движущей пружиной построения композиции передвижни-
ки сделали характеры персонажей, раскрывающиеся в действии.
А. Членов
О цвете
Цвет таит в себе еще неразгаданную и более могущест-
венную силу, чем обычно думают.
Э. Делакруа
Цвет заключен в каждой молекуле жизни.
К. Коровин
Цвет — это отношение к жизни, к миру, в котором живешь.
Цвет — это образ.
Б. Крепак
Цветом я называю краску.
Н. Крымов
Чувство цвета является популярнейшей формой эстетиче-
ского чувства вообще.
К. Маркс
Цвет —душа живописи, без цвета живопись не сущест-
вует... Цвет — это жизнь живописи.
А. Недошивин
Цвет — это все, это настоящее чудо.
М. Сарьян
Самое главное в живописи — цвет, сочетание красок. Если
художник не пользуется возможностью свободного и непри-
нужденного владения цветом, то этим он лишает себя самого
существенного — радости. Радость творчества сопутствует ху-
дожнику, делает его сильнее и работоспособнее. В арсенале
человеческих восприятий цвет является одним из основных мо-
ментов, потому что это одно из сильнейших ощущений, полу-
чаемых человеком от природы. Но человек может представить
себе цвет и одним лишь условным мышлением.
М. Сарьян
Как только мы вступаем в область искусства живописи,
понятие «цвет» приобретает для нас новое, специфическое со-
держание. Слово «цвет» в обычном, житейском понимании мы
отождествляем с понятием красочности, краской как материа-
лом, наделенным определенными цветовыми качествами.
Цвет же как живописный термин становится синонимом той
живописной правды, достижение которой превращает краску
на полотне в изображаемое явление природы, делает краску
адекватной цвету в природе.
В. Щербаков
О колорите
Колорит — это совокупность цветов живописной компози-
ции, тонально объединенных между собой.
С. Алексеев
Колорит — цвета в их сочетании.
П. Белецкий
Колорит — не цветность.
А. Венецианов
Колорит — это живопись Тициана.
И. Грабарь
Колорит — это обобщение, абстрагирование цветовых вос-
приятий.
Т. Капканец
Художник-колорист, в настоящем смысле слова, будет тот
человек, который находит на палитре именно тот тон и цвет,
который в действительности есть, или какой он большему
числу людей кажется.
Р. Кауфман
Колорит — это оркестр красок.
Б. Кустодиев
Колорит наш — не изящные пятна, он должен выражать
нам настроение, душу, он должен расположить зрителя, как
аккорд в музыке.
И. Репин
Колорит — композиция цвета.
Д. Уистлер
Колорит —это гармония цвета.
С. Чуйков
Колорит — в известном отношении может быть означен как
композиция.
В. Щербаков
Колорит —это совокупность красок, наблюдаемых на мес-
те действия.
К. Юон
О постановке глаза
Важной частью задачи постановки глаза является воспи-
тание в ученике способности «цельно» видеть натуру, то есть
видеть ее всегда целиком, даже в тех случаях, когда внимание
рисующего направлено на исполнение отдельных деталей.
А. Барщ
Не до конца решенными в искусствоведческой и методиче-
ской литературе остаются вопросы, связанные с... так назы-
ваемой «постановкой глаза» художника, с его профессиональ-
ным «умением видеть».
Г. Беда
Говорят, «поставлен глаз». Постановка глаза — это посте-
пенное осознание, что только способность охватить зрением
большое пространство, видение целого определяют художест-
венное восприятие мастера-живописца.
Б. Иогансон
Живопись в природе не находится в готовом, написанном
состоянии, она полускрыта. Ее нужно проявлять на холсте.
Чтобы ее выявить на холсте, нужно уметь видеть, а чтобы
уметь видеть, нужно поставить глаз....Чем опытнее вы будете
становиться, тем шире будете смотреть на целое. Сначала вы
будете искать и сравнивать два тона вместе, потом три, потом
четыре, пять одновременно, в наконец, как дирижер оркестра,
который одновременно слышит и скрипку, и флейту, и контра-
бас и т. д., вы разовьете глаз настолько, что будете видеть
все одновременно... тогда вы станете мастером живописи.
Б. Иогансон
Всматриваясь в какую-либо деталь, вы получите одно впе-
чатление, но если вы «распустите» глаза — появится несколько
иное. «Распустить» глаза — значит увидеть все сразу.
Б. Иогансон
Художник не должен сосредоточивать глаз на отдельных
деталях лица, а, наоборот,— «распускать» глаз на все лицо.
Б. Иогансон
Растопырьте глаза, чтобы видеть, что нужно. Схватите це-
лое... Берите из натуры только то, что нужно, а не все.
В. Серов
Учиться смотреть не последовательно — одно за другим,
а аккордом, сразу, одновременно охв<
Воспользуйтесь поиском по сайту: