Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема, которую рисовала Радченко.




Схема, которую рисовала Радченко.

151. Причины изменения кровяного давления при врачебных манипуляциях в полости рта.

При стрессе повышается активность симпато-адреналовой и гипофизарно-надпочечниковой систем, происходит интенсивный выброс в кровяное русло катехоламинов и кортикостероидов. Это приводит к повышению артериального давления (увеличение на 10-25 мм. рт. ст. ); частота сердечных сокращений и частота дыхания у особо тревожных пациентов может увеличится в 2, 5 - 3 раза!

При этом в норме в организме существуют компенсаторно-приспособительные реакции, противостоящие проявлениям стресса, однако в условиях патологии либо сопутствующей лекарственной терапии их резерв может оказаться недостаточным.

 

 

Физиология дыхания:

152. Значение дыхания для организма. Этапы дыхательного процесса.

Дыхание - комплекс физиологических и физикохимических процессов, обеспечивающих:

· Потребление организмом кислорода,

· Образование и выведение углекислого газа,

· Получение за счет аэробного окисления органических веществ энергии, используемой для жизнедеятельности.

 

Дыхание осуществляется дыхательной системой, представленной:

· Дыхательными путями,

· Легкими,

· Дыхательными мышцами, контролирующими их функции нервными структурами,

· Кровью и сердечнососудистой системой, транспортирующими кислород и углекислый газ.

 

Для поддержания жизнедеятельности взрослого человека система дыхания должна доставлять в организм в условиях относительного покоя около 250–280 мл кислорода за минуту и удалять из организма примерно такое же количество углекислого газа.

 

Это становится возможным благодаря доставке через дыхательные пути в легкие 5–6 л воздуха в минуту, а при увеличении потребления кислорода при физической нагрузке – до 200 л воздуха.
После прекращения поступления воздуха в легкие из окружающей атмосферы человек может жить лишь 3–7 мин.

 

· Через дыхательную систему организм постоянно контактирует с атмосферным воздухом, ( он является внешней средой ), в которой могут содержаться микроорганизмы, вирусы, вредные вещества химической природы. Все они могут воздушно-капельным путем попадать в легкие, проникать через аэрогематический барьер в организм человека и вызывать развитие многих заболеваний.

· Большую угрозу для здоровья человека представляет загрязнение атмосферного воздуха химическими веществами техногенного происхождения (вредные производства, автотранспорт).

 

Комплекс последовательных физиологических и физикохимических процессов, обеспечивающих дыхание, подразделяют на пять этапов:

                                                        

1) Внешнее дыхание (вентиляция легких)  – это процессы, обеспечивающие ритмическое поступление определенных объемов атмосферного воздуха в легкие (вдох) и удаление его из легких в атмосферу (выдох).

 

2) Диффузия газов в легких (газообмен в легких) – процессы, обеспечивающие переход кислорода из альвеолярного воздуха в кровь и углекислого газа в обратном направлении.

3) Транспорт газов кровью – процессы, обеспечивающие растворение кислорода и углекислого газа в крови, связывание их с гемоглобином и другими веществами и перенос с током крови.

4) Диффузия газов в тканях (газообмен в тканях) – процессы, обеспечивающие диссоциацию оксигемоглобина в крови тканевых капилляров и диффузию кислорода из крови в тканевые структуры, а также диффузию углекислого газа в обратном направлении, его растворение и связывание с гемоглобином.  

5) Клеточное дыхание биохимические и физикохимические процессы, обеспечивающие аэробное окисление органических веществ с получением энергии, используемой для жизнедеятельности клетки. При этом образуется углекислый газ, вода и (при окислении белков) азотистые основания.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ - органы, служащие для проведения воздуха в лёгкие. К ним относятся:

Полость носа; Носоглотка как отдел глотки; Гортань; Трахея; Бронхи.

Регуляция величины просвета бронхов;

Гладкие мышци бронхиол иннервируются волокнами вегетативной нервной системы. Прямое влияние симпатической системы незначительное, зато катехоламины, которые находятся в крови, особенно адреналин, действуя на b-адренорецепторы, оказывает расслабление этих мышц.

Ацетилхолин, который выделяется волокнами блуждающего нерва, суживает бронхиолы. Поэтому введение атропина сульфата может вызвать расширение бронхиол. При участие парасимпатических нервов реализируется ряд рефлексов, которые начинаются в дыхательных путях в случае раздражения их рецепторов дымом, отравляющими газами, инфекцией т. п.. Некоторые вещества, которые осуществляют аллергические реакции, также могут суживать бронхиолы.

Регуляция внешнего дыхания представляет собой физиологический процесс управления легочной вентиляцией, который направлен на достижение конечного приспособительного результата — обеспечение оптимального газового состава внутренней среды организма (крови, интерстициальной жидкости, ликвора) в постоянно меняющихся условиях его жизнедеятельности. Управление дыханием осуществля­ется по принципу обратной связи: при отклонении от оптимальных величин регулируемых параметров (рН, напряжение О, и СО, ) из­менение вентиляции направлено на их нормализацию. Избыток, например, водородных ионов во внутренней среде организма (аци­доз)приводит к усилению вентиляции, а их недостаток (алкалоз)— к уменьшению интенсивности дыхания. В обоих случаях изменение вентиляции является средством достижения главной цели регуляции дыхания — оптимизации газового состава внутренней среды (прежде всего, артериальной крови).

Регуляция внешнего дыхания осуществляется путем рефлекторных реакций, возникающих в результате возбуждения специфических рецепторов, заложенных в легочной ткани и сосудистых рефлексо­генных зонах. Центральный аппарат регуляции дыхания представля­ют нервные образования спинного мозга, продолговатого мозга и вышележащих отделов нервной системы. Основная функция управ­ления дыханием осуществляется дыхательными нейронами ствола го­ловного мозга, которые передают ритмические сигналы в спинной мозг к мотонейронам дыхательных мышц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...