Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физиологические центры речи.




Нарушения и дефекты речи.

Речь в состоянии эмоционального напряжения.

Психиатрическая лингвистика.

Язык глухонемых.

Моторная и сенсорная афазия.

Темы курсовых

Речь при маниакальной акцентуации.

Речь при депрессии.

Речь и мышление при шизофрении.

Речь при эпилептоидной акцентуации.

Речь при истероидной акцентуации.

Психолингвистические признаки агрессивной речи.


Вопросы для контроля

1. Чем характеризуется речь человека, который находится в состоя
нии эмоциональной напряжённости?

2. Каковы особенности речи человека в состоянии изменённого со
знания?

Какие данные получены в психиатрической лингвистике?

Какие встречаются нарушения речи?

5. Какие мозговые центры речи управляют производством и воспри
ятием речи?

Что такое афазия?

Что изучает нейролингвистика?


Тема 10. Прикладные аспекты психолингвистики

В своём прикладном аспекте психолингвистика может быть полезной для многих областей психологии: педагогической и медицинской психологии, патопсихологии и нейропсихологии, психиатрии и дефектологии, военной и юридической психологии, политической психологии и психологии рекламы. В сущности, именно эти прикладные дисциплины и возникающие перед ними задачи лингвистического плана служат в настоящее время стимулами к развитию психолингвистики.

К примеру, издаваемый в Кембридже (США) журнал прикладной психолингвистики (Applied Psycholinguistics) предполагает, что его будут читать лингвисты, психологи, социолингвисты, преподаватели родного и иностранного языков, исследователи проблем чтения, специалисты по речевой патологии (speech-language pathologists) и неврологии.

Поскольку ряд вопросов, связанных с этими проблемами, мы уже рассмотрели в предыдущих главах, обратимся к другим прикладным аспектам психолингвистики. Посмотрим, где и как могут быть использованы (и реально используются) сведения, полученные в рамках этой дисциплины.

Судебная психолингвистика

Судебные психологи занимаются анализом свидетельских показаний, анализируют тексты допросов, рассматривают анонимные тексты, содержащие угрозы, и в целом постоянно сталкиваются с отображением и интерпретацией действительности средствами языка. При этом они не могут не использовать лингвистические знания. Другое дело, что делают это они не всегда осознанно. Судебная психолингвистика (термин В.Ф. Енгалычева), которая находится сейчас в стадии свое-


го становления, может помочь в решении ряда проблем юридической психологии.

Судебная психолингвистика тесно связана с судебной лингвистикой (forensic linguistics), которую можно определить как приложение лингвистической теории и методологии к проблемам юриспруденции, особенно таких, которые имеют практическую ценность. Судебная психолингвистика занимается анализом не столько особенностей языкового сообщения, сколько языковой (и речевой) личности, которая стоит за текстом.

Можно выделить несколько сфер применения судебной психолингвистики: речевое взаимодействие во время допроса, анализ свидетельских показаний, определение истинности (или ложности) высказывания, идентификация личности по речи.

1.1. Психолингвистика допроса. Одним из разделов судебной психологии является психология допроса и показаний.

Представители правоохранительных органов получают, фиксируют и оценивают информацию от свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых. Нередко при этом они вынуждены прибегать к допросу. Допрос представляет собой специфическую, регламентированную законом форму речевого общения, имеющую характер сотрудничества или — что чаще — противоборства. Для судебного психолога важны следующие моменты: 1) как зафиксировать показания; 2) какие тактики допроса и методы воздействия на допрашиваемого допустимы; 3) как диагностировать заведомо ложные показания.

Установлено, что на дачу показаний существенно влияют процессуальное положение допрашиваемого (свидетель, обвиняемый и пр.), его возраст, образование, жизненный опыт, вся совокупность его психологических свойств, а также особенностей восприятия и памяти. Кроме того, говоря о речевом общении в целом, нельзя не принимать во внимание существование различий между «просто» восприятием и восприятием, опосредованным языком. В частности, причинами ошибок в показаниях могут быть, помимо субъективных свойств допрашиваемых, условия допроса, речь следователя и в том числе содержание и форма вопросов, оказывающих внушающее действие. Они могут очень отрицательно влиять на сохранение и воспроизведение информации свидетелем.

Так, в одном из психолингвистических экспериментов испытуемым показывали документальный кинофильм, где было изображено столкновение автомобилей, двигавшихся с разной скоростью — 20, 30 и 40 миль в час (1). После просмотра фильма испытуемых просили от-




ветить на вопрос о скорости движения автомобилей, и оказалось, что они были не очень точны в своих ответах, поскольку их ответы были в основном одинаковы и не зависели от реальной скорости движения машин (2).

 

  Скорость движения (миль в час)
(1) реальная      
(2) отмечаемая испытуемыми 37,7 36,2 38,3

Затем были взяты две группы испытуемых, однородных в возрастном и половом плане. После просмотра этих же трёх документальных фильмов им задавали подобные вопросы о скорости движения машин перед аварией. Но вопросы эти различались между собой одним словом. Ответы на них оказались разными в зависимости от того, какой глагол использовался в вопросе: нейтральный (3-6) или содержащий экспрессию (7).

 

  Вопрос Ответ (миль в час)
(3) About how fast were the cars going when they HIT each other? С какой скоростью двигались машины, когда они СТУКНУЛИСЬ друг с другом? 34,8    
(4) About how fast were the cars going when they COLLIDED with each other? С какой скоростью двигались машины, когда они СТОЛКНУЛИСЬ друг с другом?
(5) About how fast were the cars going when they BUMPED each other? С какой скоростью двигались машины, когда они ТОЛКНУЛИ друг друга?
(6) About how fast were the cars going when they CONTACTED with each other? С какой скоростью двигались машины, когда между ними ПРОИЗОШЛО СТОЛКНОВЕНИЕ?
(7) About how fast were the cars going when they SMASHED INTO each other? С какой скоростью двигались машины, когда они ВРЕЗАЛИСЬ друг в друга? 40,8

При нейтральной формулировке вопроса (4-6) скорость движущихся на экране автомобилей была определена испытуемыми в среднем как 55,7 км/час, а при вопросе, где имелось экспрессивное слово (7), как 65,3 км/час. Реальная скорость движения автомобилей при этом

не имела большого значения. Тем самым оказалось, что даже визуальные впечатления (что особенно важно для учёта степени точности свидетельских показаний) оказываются под воздействием используемых в вопросе слов, и тем самым определяют в значительной степени характер восприятия.

Существенными различиями может обладать речь свободного человека и речь человека, на которого оказывают давление. Специальные исследования показали, что применение на допросе методов психического принуждения, внушения (в частности, гипноза) или дезинформации повышает вероятность возникновения ошибок и ложных показаний, в том числе оговора и самооговора.

Кроме того, в судебной практике нередки ситуации, когда автором текста может быть один человек, а исполнителем — другой. Так, в одном из случаев, ставшим предметом судебно-психологической экспертизы, следователь не являлся автором текста, но являлся автором содержания этого текста. Это выражалось в том, что он говорил подследственному, что надо писать, а тот излагал содержание «своими словами». Это оказалось возможным распознать, поскольку эксперты поняли, что на низших уровнях порождения текст признания отражал индивидуальные психолингвистические особенности исполнителя, но его общая структура и композиция подследственному были совершенно чужды. Иными словами, организация текста, его жанр был задан исполнителю следователем. И лишь использование сведений из области психолингвистики помогло экспертам распознать истинного исполнителя.

1.2. Ложь в речи. Особую проблему для судебной психолингвистики представляет проблема лжи и обмана.

Особенностью человеческой речи является то, что человек может отрицать сказанное и даже сообщать о том, чего никогда не существовало. Ложь представляет собой феномен речевого общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей. Она чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. Ложь представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющий целью ввести реципиентов (слушателей) в заблуждение.

Нередко ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою ложь как нечто неустойчивое и временное, поэтому он стремится находить всё новые подтверждения, а > впоследствии — полностью замалчивать. (Кстати, молчание также яв-



Ляется знаком речевого поведения.) Социально-психологически ложь всегда является средством манипуляции и достижения своих целей. В сфере психопатологии ложь может выступать как цель мифоманов-психопатов, испытывающих удовлетворение от самого процесса введения окружающих в заблуждение.

В психиатрии даже выделяется такое явление, как псевдология (от греч. pseudos — ложь и logos — слово, речь) — патологическая склонность к сообщению ложной информации, к сочинению фантастических историй при достаточном уровне интеллекта. Довольно часто псевдология встречается у подростков и истероидов как проявление желания индивида обратить на себя внимание других за счёт доказательств собственной значимости. Распознание лживого высказывания является важным и для таких областей человеческой деятельности, как политика, юриспруденция, бизнес.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...