Нейролингвистическое программирование.Возникнув в 1972 г. в Калифорнии (США), нейролингвистические программирование (Neuro-Linguistic Programming) быстро завоевало популярность как более или менее доступный набор явно указанных навыков и техник речевого и неречевого взаимодействия. Несмотря на критику этого направления (к примеру, А.А. Брудный считает это поп-психологией, другие — психологической причудой) оно сохраняет свои позиции в околонаучной сфере и поныне. Нейролингвистическое программирование (сокращенно НЛП — «энэлпи» или «энэлпэ») базируется на следующих принципах. • Возможность выбора лучше, чем его отсутствие. • Люди всегда делают наилучший выбор, доступный им в данный • Люди уже располагают всеми необходимыми ресурсами, им нуж • Нет поражений, есть возможность получить новый опыт. Нет про • Карта не есть территория. • Люди реагируют на свою карту реальности, а не на саму реаль • Любой человек может сделать многое. Если кто-то один делает • Можно достичь всего, если разбить задачу на достаточно мелкие • В любой системе оказывается ведущим тот элемент, который наи • Любое поведение полезно в некотором контексте. • За каждым поведением скрывается позитивное намерение. Практически каждое из этих положений имеет свою физиологическую и лингвистическую основу. К примеру, когда в нейролингвистиче-ском программировании говорится о картах и территориях, то имеются в виду и индивидуальные различия между людьми и то, что разные люди интерпретируют одно и то же событие по-разному. Или, к примеру, принцип отсутствия поражений предполагает в ней-ролингвистическом программировании рефрейминг — переформулировку, основанную на поиске (и нахождении) антонимов и ассоциаций, которые могут быть «привязаны» к предикату, чьё психологическое значение предстоит изменить (24-26). (24) Аппарат маленький, но зато лёгкий. (25) Прибор большой, зато не украдут. (26) Быстро завершилось — больше свободного времени. Долго про Принцип разбиения задачи (тут постулируется отсутствие проблем — есть только задачи, которые надо решить) подразумевает обращение к риторике и тактикам ведения переговоров. В число ресурсов личности при этом включается и язык в целом, и речевые структуры, используемые нами в повседневной речи. Одна из моделей — так называемая B.A.G.E.L.-модель предлагается в качестве набора поведенческих микроразличений, которые могут быть использованы для идентификации и усиления когнитивных и физиологических состояний, следующие: В ody posture (поза тела) A ccessing cues (non-verbal) (невербальные ключи доступа) G estures (жесты) Е ye movements (движения глаз) L anguage patterns (языковые паттерны) Играя на антонимах и ассоциациях, нейролингвистическое программирование использует законы человеческого восприятия речи. Это проявляется, в том числе, и в использовании пресуппозиций. Так, любая фраза (27) предполагает наличие нескольких пресуппозиций (28-30). (27) Если эгпа собака снова залает, мне придется выставить её (28) У говорящего есть дом.
(29) У говорящего есть собака, которая лает. • (30) Говорящий не любит лающих собак. Употребление даже самых обычных фраз тем самым может представлять собой умение сказать то, что явно не выражено. А умение распознавать эти пресуппозиции и использовать их в речи позволяет лучше понимать собеседника. Таким образом, нейролингвистическое программирование активно разрабатывает техники общения, основанные на использовании косвенных речевых актов. Это, в свою очередь, позволяет противостоять манипулированию, которое представляет собой побуждение человека к совершению действий, смысл которых ему не известен. Полагая, что среди людей есть визуалы, аудиалы, кинестетики и логики, нейролингвистическое программирование предлагает своего рода словари, которые следует использовать для лучшего взаимопонимания с людьми разных типов.
При этом нейролингвистическое программирование предлагает понятие перевода (англ. — translating) как процесса перефразирования высказываний, изменяющего предикаты одной системы представления знаний на предикаты другой. Вот, к примеру, как учащиеся с разными доминантными каналами восприятия напишут разные сочинения на одну и ту же тему (пример Б. Ливер — Betty Leaver). Надеемся, что читатели смогут сами догадаться, какой текст (31, 32, 33) написан каким учащимся — визуальным (visual learner), аудиальным (auditory learner) или кинестетиком (kinesthetic learner).
Одним из любопытных (но, правда, экспериментально не до конца подтверждённых положений) НЛП является постулат о том, что движения глаз человека при его мыслях о прошлом или о будущем различаются. Что касается кинестетики (преимущественно органов чувств, а также положения тела), то её влияние на нашу речь может быть проиллюстрировано следующим упражнением (34).
зрительные конструкции
(34) Сядьте на стул так, чтобы ноги плотно были прижаты к Несоответствие произносимой фразы положению тела вызывает трудность её произнесения, что можно проверить в следующем алогичном упражнении (35). (35) Встаньте прямо. Дышите глубоко всей диафрагмой, ослабь Реакцией на попытку произнести именно эту фразу именно в таком положении может стать смех, вызванный несогласованностью кинестетического с лингвистическим. Говоря обобщённо, нейролингвистическое программирование изучает субъективный опыт, паттерны, или «программы», созданные взаимодействием мозга (нейро), языка (лингвистическое) и тела, которые обуславливают как эффективное, так и неэффективное поведение. Даже если не соглашаться с некоторыми (или всеми, что впрочем, для НЛП неважно) теоретическими положениями нейролингвистического программирования, то предлагаемые техники всё равно могут быть использованы (и — самое главное — реально используются) в различных областях профессиональной коммуникации, включая психотерапию, бизнес, гипноз, юриспруденцию и образование. Конечно же, приемы нейролингвистического программирования используют многие авторы рекламы, бизнесмены и политики.207 Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|