Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нейролингвистическое программирование.




Возникнув в 1972 г. в Калифорнии (США), нейролингвистические программирование (Neuro-Linguistic Programming) быстро завоевало популярность как более или менее доступный набор явно указанных навыков и техник речевого и неречевого взаимодействия. Несмотря на критику этого направления (к примеру, А.А. Брудный считает это поп-психологией, другие — психологической причудой) оно сохраняет свои позиции в околонаучной сфере и поныне.

Нейролингвистическое программирование (сокращенно НЛП — «энэлпи» или «энэлпэ») базируется на следующих принципах.

• Возможность выбора лучше, чем его отсутствие.

• Люди всегда делают наилучший выбор, доступный им в данный
момент.

• Люди уже располагают всеми необходимыми ресурсами, им нуж
но лишь найти доступ к этим ресурсам в соответствующем месте
и времени.

• Нет поражений, есть возможность получить новый опыт. Нет про
блем, есть только задачи, которые надо решать.

• Карта не есть территория.

• Люди реагируют на свою карту реальности, а не на саму реаль
ность.

• Любой человек может сделать многое. Если кто-то один делает
что-либо, то можно смоделировать это и научить другого.

• Можно достичь всего, если разбить задачу на достаточно мелкие
части.203



• В любой системе оказывается ведущим тот элемент, который наи
более гибок.

• Любое поведение полезно в некотором контексте.

• За каждым поведением скрывается позитивное намерение.

Практически каждое из этих положений имеет свою физиологическую и лингвистическую основу. К примеру, когда в нейролингвистиче-ском программировании говорится о картах и территориях, то имеются в виду и индивидуальные различия между людьми и то, что разные люди интерпретируют одно и то же событие по-разному.

Или, к примеру, принцип отсутствия поражений предполагает в ней-ролингвистическом программировании рефрейминг — переформулировку, основанную на поиске (и нахождении) антонимов и ассоциаций, которые могут быть «привязаны» к предикату, чьё психологическое значение предстоит изменить (24-26).

(24) Аппарат маленький, но зато лёгкий.

(25) Прибор большой, зато не украдут.

(26) Быстро завершилосьбольше свободного времени. Долго про
должалось
лучше запомнится.

Принцип разбиения задачи (тут постулируется отсутствие проблем — есть только задачи, которые надо решить) подразумевает обращение к риторике и тактикам ведения переговоров. В число ресурсов личности при этом включается и язык в целом, и речевые структуры, используемые нами в повседневной речи.

Одна из моделей — так называемая B.A.G.E.L.-модель предлагается в качестве набора поведенческих микроразличений, которые могут быть использованы для идентификации и усиления когнитивных и физиологических состояний, следующие:

В ody posture (поза тела)

A ccessing cues (non-verbal) (невербальные ключи доступа)

G estures (жесты)

Е ye movements (движения глаз)

L anguage patterns (языковые паттерны)

Играя на антонимах и ассоциациях, нейролингвистическое программирование использует законы человеческого восприятия речи. Это проявляется, в том числе, и в использовании пресуппозиций. Так, любая фраза (27) предполагает наличие нескольких пресуппозиций (28-30).

(27) Если эгпа собака снова залает, мне придется выставить её
из дома.

(28) У говорящего есть дом.

 

(29) У говорящего есть собака, которая лает. •

(30) Говорящий не любит лающих собак.

Употребление даже самых обычных фраз тем самым может представлять собой умение сказать то, что явно не выражено. А умение распознавать эти пресуппозиции и использовать их в речи позволяет лучше понимать собеседника. Таким образом, нейролингвистическое программирование активно разрабатывает техники общения, основанные на использовании косвенных речевых актов. Это, в свою очередь, позволяет противостоять манипулированию, которое представляет собой побуждение человека к совершению действий, смысл которых ему не известен.

Полагая, что среди людей есть визуалы, аудиалы, кинестетики и логики, нейролингвистическое программирование предлагает своего рода словари, которые следует использовать для лучшего взаимопонимания с людьми разных типов.

 

Визуальный Аудиальный Кинестетический Дигитальный
видеть говорить чувствовать, ощущать понимать
смутно видеть суть вопроса прислушиваться к голосу разума схватывать суть проблемы понимать
быть в фокусе звучать занимать особое место иметь значение
видный громкий ощутимый серьёзный
ярко громко легко ■ важно
недальновидный безмолвный тупой неразумный
заметить услышать ощутить осознать
затуманить заговорить заболтать непонятный
прозрачный, чёткий гармоничный удобоваримый, доступный понятный
ясновидение предсказание предчувствие угадывание

При этом нейролингвистическое программирование предлагает понятие перевода (англ. — translating) как процесса перефразирования высказываний, изменяющего предикаты одной системы представления знаний на предикаты другой. Вот, к примеру, как учащиеся с разными доминантными каналами восприятия напишут разные сочинения на одну и ту же тему (пример Б. Ливер — Betty Leaver). Надеемся, что читатели смогут сами догадаться, какой текст (31, 32, 33) написан каким учащимся — визуальным (visual learner), аудиальным (auditory learner) или кинестетиком (kinesthetic learner).


(31) A bluejay appeared outside my window this morning. A glimpse of its broad, blue wings spread under the early rays of the sun brought me to full weakfulness. I watched as it landed on the barren ground, its head cocked, and its eyes seeking out anything that it might see in the grass for breakfast. В то утро на моём окне появилась голубая сойка. Один взгляд на её широкие голубоватые крылья, подставленные под лучи раннего солнца, полностью пробудил меня. Я увидела, как она приземлилась на чистый от травы кусочек земли, наклонив голову, глазами разыскивая что-нибудь себе на завтрак.
(32) The lilting song of a bird rang in this morning, its melody waking me gent quiet sleep. I heard the soft folding wings, as it plopped onto the quiet cocking its head, and listening for so the grass — a potential breakfast. В то утро я пробудилась от звучной мелодии птички. Я услышала, как трепещут её крылышки, когда она в тишине шлёпнулась на землю. Наклонив голову и прислушиваясь к звукам, которые могли издавать насекомые, она приготовилась к завтраку.
(33) A bird swept past my window this morning. The flash of light that slid over its wings as it glided past the window grabbed my attention, golting me tj full wake fulness. I walked to the window, gust darting across the grass in search of sudden movement — the slithering of a potential breakfast. В то утро мимо моего окна пролетела птичка. Отблеск лучей, которые странным образом отразились от её крыльев, привлёк меня. Я полностью пробудилась. Я подошла к окну, которое выходило в сад, и словно почувствовала то напряжённое внимание, которое было в птичке — она должна была кинуться на любое движение, которое могло последовать от её потенциального завтрака.

Одним из любопытных (но, правда, экспериментально не до конца подтверждённых положений) НЛП является постулат о том, что движения глаз человека при его мыслях о прошлом или о будущем различаются.

Что касается кинестетики (преимущественно органов чувств, а также положения тела), то её влияние на нашу речь может быть проиллюстрировано следующим упражнением (34).


 

Правая сторона

зрительные конструкции

слуховые конструкции

кинестетические ощущения

(34) Сядьте на стул так, чтобы ноги плотно были прижаты к
полу. Дышите неглубоко и редко. Наклоните голову направо,
опустите плечи. Теперь, глядя вниз
на ноги, произнесите
следующую фразу: «Это — самый счастливый день моей жиз
ни».

Несоответствие произносимой фразы положению тела вызывает трудность её произнесения, что можно проверить в следующем алогичном упражнении (35).

(35) Встаньте прямо. Дышите глубоко всей диафрагмой, ослабь
те ваши плечи и шею, потянитесь немного и чуть-чуть улы
байтесь. Делая это, говорите: «Вы представить себе не мо
жете, как угнетённо я чувствую себя прямо сейчас».

Реакцией на попытку произнести именно эту фразу именно в таком положении может стать смех, вызванный несогласованностью кинестетического с лингвистическим.

Говоря обобщённо, нейролингвистическое программирование изучает субъективный опыт, паттерны, или «программы», созданные взаимодействием мозга (нейро), языка (лингвистическое) и тела, которые обуславливают как эффективное, так и неэффективное поведение. Даже если не соглашаться с некоторыми (или всеми, что впрочем, для НЛП неважно) теоретическими положениями нейролингвистического программирования, то предлагаемые техники всё равно могут быть использованы (и — самое главное — реально используются) в различных областях профессиональной коммуникации, включая психотерапию, бизнес, гипноз, юриспруденцию и образование. Конечно же, приемы нейролингвистического программирования используют многие авторы рекламы, бизнесмены и политики.207


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...