Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акустическое измерение статики речи 18 глава




Судя по проценту встречаемости, можно признать, что формантны-ми являются частоты из фильтров 3, б и 10 (для открытого варианта). В закрытом варианте произошли значительные изменения. Формантной стала частота не из 3-го, а из 2-го фильтра; частота из фильтра 6 перестала играть роль форманты (встречаемость только 20%); вместо частоты фильтра 10 формантной стала частота из фильтра 9. Таким образом, в закрытом вариан'те, во-первых, пропала одна форманта, во-вторых, оставшиеся две сдвинулись влево (в сторону более низких частот). Кроме того, пропала частота из фильтра 7. Такое же «оглушение» обнаруживается и в соотношении амплитуд формант. Для открытого варианта: -^- = 2,5 и Yölo'==^' ^ля закРытого варианта:-^' =3,6. Таким образом, общая закономерность в изменениях спектра при расширений глоточной трубки, наблюдавшаяся ори произнесении других звуков, сохраняется и в случае и.

„ Ы открытое

" закрытое

Рис. 46. Произнесение открытого и закрытого вариантов ы

Для полноты картины приводим рентгеносхемы (рис. 46), спектры (рис. 47) и таблицу к ним для вариантов произнесения ы. Видно, что и в этом случае отмеченная выше закономерность сохраняется.

Из изложенного в этом параграфе материала могут быть сделаны следующие выводы. При модуляции глоточной трубки в пределах определенного отсека происходит перестройка спектра речевого звука. При

№№фипьтрод

       
  I 1    
  f. ! j i i i _ __ _ L_  
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 fO  
       

 

                                                     
  Н'Н'срильтроО                  
  % Мей. СР Qpüt о % Med ср. apt/tp. о % Med. СР ариф   % ср ариу.     Уо Med. ср ариф   % Меа ср. ариф    
  tf открытое             Щ5     10,4 1,4                   11,2 W  
  ЬГ закрытое     36,5 2?     10,8 V                     9,7 V          
                                                     

Рис. 47. Спектры произнесения ы открытого (сплошная линия) и ы закрытого (пунктирная линия)

сужении трубки перестройка идет в направлении усиления характерных соотношении амплитуд частот; при расширении трубки происходит ослабление этих характерных соотношений. Таким образом, можно сказать, что глоточная трубка работает как усилитель и как глушитель характерных признаков речевого звука. В первом случае она в"ходит в систему артикуляции, снабжая речевой звук специфическим формантным признаком, который может быть назван глоточной формантой. Во втором случае в глоточной трубке (при ее расширении) происходит разрушение этих характерных признаков, и поэтому она может быть названа дезартикулято.'ром. Объединяя обе функции в целом, можно сказать, что.глоточная трубка образует динамическую форманту, которая дополняет статическую, ротовую форманту. Резонанс ротовой дол ости усиливается или ослабляется в модуляциях формы и объема.глоточной 'трубки. Так как в резонаторе меньшего объема резонирует более высокий тон, а в резонаторе большего объема — низкий, то следует дума'ть, что более высокочастотная форманта а и о образуется в глоточной трубке, а низкочастотная — в ротовой полости. При произнесении и — соотношение обратное. Значение формант для опознаваемости звуков может быть разным и вероятнее всего зависит от величины разницы объемов ротовой полости и глоточной трубки.

Может быть сделано предварительное замечание об управлении ротовой артикуляцией и глоточными модуляциями. Во всех случаях обнаруживается полное совпадение ротовой артикуляции и модуляции объема глоточной трубки на отдельных звуках, что видно по образованию специальных для каждого звука формантных отсеков. Однако в пределах каждого из отсеков трубка модулирует независимо от артикуляции, а иногда вопреки ей. В тех случаях, когда глоточная трубка по инерции сохраняет объем, принятый на предшествующем звуке, или вообще не дает слоговой модуляции, артикуляция в полости рта может происходить с полной отчетливостью. Этим объясняется возможность «пропажи» слогов при сохранности артикуляции.

Совпадение и расхождение глоточных модуляций с ротовой артикуляцией является одной из существенных особенностей механизма речи. В этот момент происходит переход элемента из одной системы в другую. Для образования речевого звука как отдельного элемента необходимо полное совпадение артикуляции с модуляциями глоточной трубки. Когда же этот звук входит в целую систему слога, возникает расхождение артикуляции и модуляции трубки. В этот момент звук принадлежит к двум системам — к системе постоянных звуков данного языка и к системе переменных слоговых позиций данного произнесения. Контроль и управление обеими системами должны быть различны. Сама возможность постановки опытов с записью вариантов открытого и закрытого произнесений гласных основана на том, что произносящий по слуху различает эти варианты и добивается нужного акустического эффекта в тот момент, когда при одинаковой артикуляции глоточная трубка принимает разные объемы. Следовательно, как слуховой контроль, так и центральные управляющие импульсы на ротовую артикуляцию и глоточные модуляции — различны. Для образования постоянного элемента и для включения его в систему целого нужны разные, хотя и взаимосвязанные, управляющие механизмы.

§ 28. СЛОГОВАЯ СТЕРЕОТИПИЯ СЛОВА

В предшествующем параграфе ставился вопрос о чисто физических свойствах глоточной трубки. Выяснилось, что происходит со звуковым спектром при ее сужении и расширении.

Теперь необходимо войти глубже в самый механизм глоточных модуляций и ближе присмотреться к тому, как звуковые элементы включаются в систему слова, образуя слоговой стереотип. В акустических

23$

записях § 22 было показано, что в наборе из ограниченного числа элементов составляются звуковые оболочки слов, каждое из которых обладает особой слоговой структурой. Слоги не нанизываются один за другим и звуковое давление не падает до нуля после каждого слога, а вся слоговая система слова составляет целое. В речевом процессе отбираются слова, импульс задается целому слову, хотя внутри себя каждое из слов расчленено на авуко<вые элементы. Надо выяснить, как на каждом из элементов отражается синтезирующий импульс отобранного к произнесению слова.

Механизм этого объединения состои'т в упреждении предстоящих к произнесению элементов. На рисунке 48 представлено произнесение слогов па и пу двумя дикторами. Видно, что во всех случаях губы сомк-

па"

по"

Рис. 48. Упреждение гласного при произнесении слогов па и пу

нуты, следовательно, зафиксирован момент произнесения n перед фонацией гласного. Бросается в глаза значительно больший объем глоточной трубки при произнесении n перед у, чем перед а. Это значит, что еще до того, как наступила фонация последующего звука, глоточная трубка уже приспосабливается для его произнесения. Импульсы при произнесении n и а или у перекрывают друг друга.

Такое упреждение может объединять не только соседние, но и более отдаленные'элементы. На рисунке 49 показано произнесение э в словах это и эти. Во втором случае э закрытое, так как за ним следует мягкое г, которое в свою очередь смягчается последующим и. Положение и кон-

фигурация языка в обоих вариантах сходная. Объем ротового резонатора различен. Измерение расстояния от верхнего клыка до края верхней губы показывает, что в мягком варианте (эти) указанное расстояние меньше, чем в твердом варианте. При произнесении э в слове эти губы были убраны, как при улыбке и как при произнесении и. Таким образом, на э вступило упреждение и через предшествующее т. Так как объем ротового резонатора уменьшился, следует ожидать в спектре этого варианта некоторого увеличения высоких составляющих. В глоточной трубке^ при произнесении э в закрытом варианте также произошло заметное упреждение и, что видно по расширению трубки. Соответственно этому в спектре следует ожидать усиления низких составляющих и перестройку амплитуд формант.

Рис. 49. Упреждение последнего звука при произнссении слов это и эта

Ожидаемые явления действительно обнаруживаются и в спектрах (рис. 50, 51), и в таблицах к ним. Для более подробного анализа было составлено два спектра для э в слове эти. Общая длительность э составляла 0,5 секунды. Один спектр (рис. 50) был составлен для периода в 0,33 секунды, другой (рис. 51) для периода 0,14 секунды (конец звучания). Рассмотрение спектра на рисунке 50 (начало звучания) показывает, что в закрытом варианте э несколько усилились высокие гармоники с фильтров 6, 9, 13, 16, 21, по сравнению с произнесением э в слове это. В том же закрытом варианте э (эти) усилились и низкие гармоники из фильтров 3, 4, 5. Произошла перестройка и амплитуд формант. Низкая форманта из фильтра 5 больше преобладает по амплитуде над высокой формантой из фильтра 10 в закрытом варианте произнесения, чем в открытом, что соответствует ранее показанным сдвигам в спектрах при расширении глоточной трубки. К концу звучания э в слове эти за время 0,14 секунды (рис. 51) все высокие гармоники.пропали, увеличились амплитуды низких гармоник, соотношение между амплитудами формант резко изменилось в сторону более низкой форманты.

На основании этих материалов последовательное развитие процесса произнесения э в слове эти • может быть представлено так. В начале произнесения э вступило упреждение последнего звука и, что выразилось в уменьшении объема ротового резонатора и в увеличении объема глоточного. В спектре произошло: а) усиление некоторых высоких гармоник, б) усиление низких, в) перестройка амплитуд формант. 1\ концу произнесения э на него стало оказывать влияние соседнее г, вследствие чего высокие гармоники затухли и усилились низкие. Так произошло взаимное перекрытие упреждающих и удерживающих импульсов.

Аналогичное явление можно проследить на рентгеносхемах рисунка 52. Здесь показан конец произнесения у в словах ум и умно. Эти

H. И. Жинкин

рентгенограммы интересны тем, что в них удалось захватить стык нескольких стадий произнесения. Видно, что произнесение у только что закончилось, так как губы сомкнулись, но еще сохранили несколько вытянутую форму. Язык остался в положении для у. В схеме 1 при про-

             
      i.      
      v'      
  i' 1 I1     \ \ \ \ l \ \  
  £ \       \ \  
  ^ \       l!  
  \       1.!  
    Î 't i > 6 7 8 ^  
             

Г 9

                     
  пэ*в „это* . „э"о,эти"  
  Л/'Л/° гормон °/ /0 ср. ариср чист амлл. б % ср ариф чист ампл    
      ч 5,6 *>5 wo     2,3  
      7,3     11,4 /5,7 3fi  
      9,2   4,3   15,3   &  
      16,6       18,7   4,5  
              6,5   6,6  
      2,3 7}2 3,3          
                     
        .13          
  W   10,3   V       V  
      V V W   ¥ 1}6 V  
      1,9         V  
    JL12*1 1,1   3,1      
                     

Рис. 50. Спектры произнесения» в слове это (сплошная линия) за время звучания 0,22 сек. и в слове эти (пунктирная линия) за первые 0,36 сек. звучания

изнесении слова ум губы смыкаются сильнее, чем при слове умно (пространство между зубами в схеме l меньше, чем в схеме 2), hraK как конечное м в слове ум сильнее, чем м в слове умно. На схеме 2 (при произнесении умно] видно, что на глоточной трубке отразилось упреждение последующего я, так как валлекула здесь немного больше, чем на схеме 1, и, кроме того, у превертебральной тени заметно просветление, что свидетельствует о большей плотнос'ти тканей трубки (и меньшем ее расширении) при произнесении ум. Раньше было показано, что на н трубка расширяется больше, чем на м. Следовательно, добавочное расширение трубки'три произнесении слова умно следут отнести за счет подготовки к следующему н. При этом следует учесть, что м в слове умно, как отходящее к слогу лшо, ослаблено. Таким образом, на этих схемах зафиксировано: а) запаздывание в произнесении у\ б) начало произнесения жив) упреждение импульса для последующего н. Упреждение импульса для запуска предстоящего согласного видно также в схемах рисунка 53.

В русском языке при образовании структуры стереотипа звуковой оболочки слова, кроме взаимовлияния звуков и приспособления' слогов друг к другу, главную роль играет ударение и соответственно редукция безударных слогов. Рассмотрим относящиеся сюда файты.

           
  i i j*    
    ^ i r"    
           
           
  t     , '  
  J .   1 1  
           

 

         
  /W гормон % ср ариф  
         
         
         
         
         
       
         
         
      5,5  
         
      0 0  
       
         

Рис. 51. Спектр произнесения.9 в слове эгг.и за последние 0,14 сек. звучания

На рисунке 54 показано произнесение ударного а в слове арка и редуцированного в слове аркан..Из сравнения схем видно, что в редуци-

_»Ум' „Умно"

Рис. 52. Упреждение при произнесении слов ум и умно

рованном варианте раскрытие рта меньше, чем в ударном, положение же языка одинаково. На рисунке 55 дано еще одно произнесение реду-

16*

цированного а в том же слове аркан. Здесь раскрытие р!та больше, чем в первом случае, но язык несколько оттянут назад, что ослабляет ротовой резонанс. В ударном варианте звуковой луч поступает прямо в ротовой излучатель из очень суженной глоточной трубки, тогда как при редукции он ослабляется при подъеме языка или прикрытием рта. Наибольшее различие рентгенограмм наблюдается в области глоточной трубки.

Ум"

Рис. 53. Упреждение при произнесении слов ум и ухо

В обоих случаях произнесения редуцированного варианта глоточная трубка больше по объему, чем IB ударном варианте. В рентгенограмме на рис. 55 при экспозиции в 0,2 секунды зафиксировалось двойное положение надгортанника. Это значит, что при позиции языка для произнесения а уже начался подъем надгортанника, характерный для р, т. е. глоточная трубка получила упреждающий импульс.

Рис. 54. А ударное в слове арка и а редуцированное в слове аркан

„Дрксн"

Рис. 55. А редуцированное в слове аркан

На рисунке 56 даны ^ таблицы и спектры к звукам, зафиксированным в рассмотренных схемах. В графе -«Чистая амплитуда» показана средняя величина амплитуд составляющих без учета кадров, где не было данной гармоники. Видно, что в редуцированном варианте спектр сместился влево, появились низкие гармоники из второго фильтра, уменьшилась амплитуда высоких гармоник из 16-го и особенно из фильтра 22. Основное различие ударного и редуцированного

вариантов состоит в изменении соотношения амплитуд формант. Амплитуда высокой форманты из фильтра 10 в редуцированном варианте стала меньше как с учетом нулевых мест, так и без них. Соотношение

 

=1,33; в редуцированном

амплитуд формант в ударном варианте

варианте -^ =0,87. Кроме "того, низкая форманта в редуцированном

варианте перешла с 7-го фильтра на шестой. Таким образом, скрепление

               
               
               
               
               
            .  
      !   i 'i  
    ! ( !   il  
    S     9 1C 1 13  
               

16 22

„Д"редуцированное

           
  N'N' (pUfJbiïl % Чист ампл. ср арифм  
        •0,4  
        з,1  
        10,4  
        8,7  
        9,5  
        14,8  
  S     5,3  
        OJB  
      19,7 19,7  
         
        3,1  
           
           

 

           
  №Ng срипьт % Чист ампл СР арисрм.  
           
        3,2  
        5,3  
        4/  
        9,7  
        2,2  
        1,2  
        1,5  
      8,5 8,5  
        1>5  
        1,5  
        2,5  
           

Рис. 56. Спектры произнесения а ударного в слове арка (сплошная^линия) и а редуцированного в слове аркан (пунктирная линия)

звуковой оболочки слова ударением выражается не только в изменении дуги громкости, но и в перестройках спектра. То и другое определяется модуляцией глоточной трубки, которая образует разные объемы, в зависимости от места ударения в слове и, соответственно, от разной силы принимаемых упреждающих и удерживающих импульсов.

Аналогичная, хотя и несколько более сложная картина наблюдается при редукции о в слове водр, (рис. 57), в сравнении с ударным вариантом воды.

В ударном варианте отчетливо заметно огубление (промер от зубов до края губ). Это увеличивает полость ротового резонатора по сравнению с редуцированным вариантом. Кроме того, в редуцированном ва-

рианте язык несколько теряет средний подъем и по ряду продвигается вперед, приближаясь к положению при а, но не совпадая с ним. Однако глоточная трубка значительно шире не только по сравнению с объемом при произнесении а, но и по сравнению с ударным вариантом о.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...