Акустическое измерение статики речи 20 глава
Аналогично этому при произнесении т в безударном слоге тъ-(макротъ), кадр 46, глоточная трубка несколько шире, чем при произнесении т в ударном слоге слова мокрота. Как и следовало ожидать, из всех кадров, приведенных на таблицах 26, 27 альбома, глоточная трубка принимает наименьший объем на кадрах 58—59, что соответствует произнесению а в слове мокрота. Очень резкое выделение ударного слога произошло при произнесении -слова à-тлас (на 29 таблице альбома). Ударный слог а начинается в кадре 66 и заканчивается в кадре 70, занимая 0,20 секунды. Обращает на себя внимание широкая глоточная трубка в начале звучания а и быстрое ее сужение в следующем кадре. В этот начальный момент модулировалась восходящая дуга громкости слога, что осуществлялось путем перехода трубки от большего объема к меньшему. В кадрах 66—70 при постепенном закрывании рта и расширении глоточной трубки формировалась ниспадающая дуга громкости первого слога. Модуляции глоточной трубки на втором неударном слоге тлъс (кадры 71—75) едва заметны. Лишь в кадре 73 можно обнаружить очень незначительное сужение трубки. Сильное сглаживание или почти полная пропажа слоговой модуляции на неударном слоге вызывает по контрасту еще большее усиление первого, ударного слота. При произнесении слова атлас (кадры 77—86, таблица 30) контрастность силы слогов значительно меньше, так как предударный слог редуцируется меньше, чем заударный. Здесь в первых трех кадрах про- исходит образование первого слога, а в последующих семи кадрах формирование второго, ударного слога, при этом, в отличие от вышеописанного неударного слога того же состава, здесь на каждом из звуков ударного слога тлас глоточеая трубка меняет форму в той или другой части. Сила ударения распределяется по всем звукам слога за 0,28 сек, (аналогичный слог в неударном положении 0,2 сек.). Максимум громкости падает на а в кадрах 82—83. Начало с сильнее, чем конец, так как глоточная трубка в кадре 85 меньше по объему, чем в кадре 86. Однако, как указывалось выше, трудно говорить о сильноначальности согласного в неударном слоге; не только на с, но и на других согласных в неударном слоге â-тлас (кадры 71—75, 29 таблица) силовых модуляций не наблюдается.
В связи с представленными выше (стр. 185) акустическими записями слова колокола, а также с частыми «пропажами» слоговых вершин во фразовых записях, представляет принципиальный интерес рассмотрение кинорентгеносъемки, регистрирующей произнесение слов: колокол, колокольный, колокола. Эти слова произносились по отдельности с достаточно отчетливой слышимостью всех звуков. Изучение рентгенограмм показывает, что при произнесении слова колокола пропадает один из слогов, хотя звуки этого слога артикулируются. Относящиеся сюда записи помещены на таблицах 31—35 альбома рентгенограмм. Слово колокол зарегистрировалось так. В кадрах 20—21 произносится к. Заметное усиление к соответствует его позиции в ударяемом слоге. В кадрах 22—23 видно сужение глоточной трубки и, соответственно, нарастание слоговой дуги громкости на ударном о. Далее в кадре 24 заметно характерное для л удлинение глоточной трубки, а в кадре 25 — некоторое сокращение трубки на редуцированном гласном. Аналогично зарегистрировалось произнесение слова колокольный (табл. 32, 33). Здесь также можно достаточно отчетливо различить модуляцию всех слогов и соответствующую форму глоточной трубки на каждом из произнесенных звуков. Видно, кроме того, что звуки л и н (кадры 41—43) смягчаются, так как глоточная трубка расширяется, как при мягкости. На 34 и 35 таблицах альбома показано произнесение, слова колокола тем же диктором непосредственно после первых двух слов. В кадре 49 произносится к, в кадре 50 — редуцированный гласный; здесь заметно сужение глоточной трубки при образовании первого слога. В кадре 52 произносилось к третьего слога, форма трубки совершенно аналогична той, которая отмечена на кадре 49. Спрашивается,' что же происходило на кадре 51 за время в 0,04 секунды? Сравнение произнесения первых двух ранее рассмотренных слов с произнесением третьего слова дает возможность ответить на это'т вопрос. При произнесении слов колокол и колокольный первые два слога зафиксированы достаточно ясно и заметны по глоточной модуляции. При произнесении же второго, слога в слове колокола модул-яция 'трубки если и могла произойти, то только в одном кадре 51 за 0,04 секунды. Однако подъязычная кость и надгортанник остались на месте и не смогли совершить за это время даже небольших смещений вверх и по диагонали, как в кадрах 54, 55 (ударный слог). Остается признать, что в кадре 51 глоточная модуляция отсутствовала. В этот момент слога не образовалось вследствие чрезвычайной ослабленности позиции.
Таким образом, мы получили ответ на ранее остававшийся не вполне ясным вопрос. «Пропажа» слога, обнаруженная при акустических записях динамики произнесения слова колокола, произошла не вследствие инерции акустического записывающего прибора, а в результате инерции самой глоточной трубки, производящей слоги. Это нуль динамического отсчета, самая слабая слоговая позиция. В разбираемом случае эта позиция включена как динамический индекс в стереотип слова, так как оно является многосложным с сильно центрированным ударением на конце. Такие слоговые нули могут появиться при фразовом произнесении в самых различных местах слов, за исключением ударных слогов. Это явление, как раньше было показано, и обнаруживается при акустических записях, создавая их сложный динамический рельеф. Последнее, на что следует обратить внимание при изучении стереотипа звуковой оболочки слова, —это на произнесение слога со стечением согласных. На 36, 37 таблицах альбома показано произнесение слова а-бстрак-тный. В кадрах 66—70 заметны в ударном слоге на звуках остр некоторые колебания глоточной трубки. Даже в неударном слоге видно различие т (кадр 76) от н (кадр 78). Казалось бы, что «пропажа» слогов свидетельствует о такой значительной инертности глоточной трубки, что малые модуляции на динамически малоподвижных согласных не должны происходить. В действительности, как отмечалось, глоточная трубка в такой же мере подвижна и тонко чувствительна, как инертна. Го и другое свойство используется в процессе речи при выработке динамических уровней путем нормализации и кодирования индексами в слоговом стереотипе слова. Модуляции глоточной трубки на согласных показывают также, что перемен воздушного давления ровно столько, сколько звуков в слове, а не столько, сколько слогов, как полагают представители экспираторной концепции слога.
Из обсужденного в этом параграфе материала вытекает следующий общий вывод по вопросу об управлении речедвижениями. При произнесении отобранного слова задается один сложно синтезированный импульс на множество групп мышечных волокон резонатор ной, генераторной и дыхательной систем. Каждый из аналитических ингредиентов этого импульса приспосабливается к другим в процессе выработки слогового словесного стереотипа. Так как конечный результат составляет специфическое речевое, звуковое образование, то синтез речедвижений по запущенному' стереотипу осуществляется в двух отделах резонаторной системы — артикуляционном и дезартикуляционном. Включение попеременно то одного, то другого из генераторов выполняет ту же функцию перемен резонанса, при этом один из отделов этого, также двойного, механизма — шумовой генератор — вырабатывает статические, малоподвижные элементы слова — согласные, а голосовой генератор — подвижные, легко модулируемые по слоговой силе элементы — гласные. Дыхательная система, как подающая энергию, должна целиком приспособиться к тем требованиям и условиям, которые возникают в резонаторной системе. Однако как только слово само становится элементом фразы и соответственно возникает еще более сложный единый аналитико-синтетиче-ский центральный импульс, так слоговой стереотип всех слов, входящих во фразу, перестраивается заново. Некоторые фактические данные по этому вопросу будут представлены в следующем параграфе.
§ 29. СЛОГОВЫЕ ПЕРЕСТРОЙКИ В ФРАЗЕ Производить рентгенологические наблюдения за процессом живой, разговорной речи трудно по чисто техническим причинам. Дальнейшее усовершенствование методики, вероятно, позволит преодолеть эти затруднения. На сегодняшний день приходится ограничиваться лишь предварительной ориентировкой в этом вопросе, вообще говоря, всегда необходимой при изучении относительно нового явления. Наша задача состояла только в том, чтобы при помощи кинорентгеносъемки зафиксировать произнесение фраз с переменой логического ударения. Под рентгеновскими лучами испытуемый в течение 3—4 секунд произносил трижды фразу Сколько это стоит, один раз с ударением на первом слове, другой раз — на втором и последний раз — на третьем слове. Такое произнесение, конечно, не может считаться вполне нату- 17 Н. И. Жинкин 257 ральным и вытекающим из какой-либо' определенной жизненной ситу а«ции. Уже то обстоятельство, что голова испытуемого должна была сохранять за время съемки постоянное положение, нарушало естественную экспрессию речи. Однако самый факт интонационного выделения одного из слов и слитность произнесения всей фразы были достигнуты в полной мере. Кроме того, соблюдалось требование отчетливого и громкого произнесения всех звуков слова, без нарочитой скороговорки. Произнесение фиксировалось на магнитофонной ленте. Контроль показал вполне разборчивую речь. Из полученных на двух объектах серий кинокадров в альбоме рентгенограмм приводится одна, так как другая серия вполне аналогична первой (38—44 табл. альбома). Вначале рассмогрим общую картину соотношения явлений во времени, представленную в таблице 6. Под номером 1 указан вариант с ударением на слове сколько, под номером 2 — вариант с ударением на слове это и под номером 3 — с ударением на слове стоит. Между словами проставлено время пауз. Таблица 6 ВРЕМЯ ПРОИЗНЕСЕНИЯ В СЕКУНДАХ
Из таблицы видно, что во фразе происходят довольно значительные перестройки во времени произнесения слов. Ударяемые слова во всех трех случаях были произнесены за одинаковое время (0,44 секунды), хотя слово это состоит только из трех звуков, а два другие — из шести и пяти. Конечно, слоги, состоящие из большего количества звуков, более длительны, чем состоящие из.меньшего количества звуков. Это показывает, что перестройки происходят не в отдельных звуковых элементах, а в слогах. Количество слогов в 'каждом из этих трех слов одинаково. Попав в ударную позицию, они изменились также одинаково. Так как время 0,44 секунды на два слога близко подходит к средней норме длительности слога, то следует допустить, что основные и по количеству значительные перестройки во времени произошли не за счет удлинения ударного слога, а за счет укорочения неударных слов. Если время произнесения ударяемого слова принять за 100, то получится следующая таблица.
Таблица 7 ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ПРОИЗНЕСЕНИЯ
Вариации изменений длительности слова определяют пределы изменчивости словесного стереотипа во фразе. В неударном положении произнесение слова сокращаемся по времени в 1,5 раза, в 2, а иногда почти в-4 раза. Это, несомн.енно, одно из средств динамической перестройки ре- 1 Последний звук т в последнем варианте не зафиксирован, так как в киноаппарате окончился запас пленки. чевого материала, имеющей предметное сигнальное значение, так как объектом перестройки является осмысленное сообщение. Само явление временной перестройки слое, хотя и изучено очень мало, но в общей форме достаточно понятно, известно и может быть определено по записям на акустической аппаратуре. Однако интерес представляет то обстоятельство, что временные показатели могут быть установлены при анализе рентгенограмм с учетом, с одной стороны, артикуляционных позиций, с другой стороны, глоточных модуляций. Так как"само явление перемены времени развертывания слого>зого< стереотипа слова относится к динамике речи, то главным эффекторным звеном, производящим эти интонационные изменения, является глоточная трубка. Слово с одним и тем же составом артикуляционных движений, но находящееся в разных фразовых динамических позициях, занимает разное время произнесения, при этом различия обнаруживаются не в артикуляционных позициях, а в изменениях объема глоточной трубки. Это значит, что квантование слогов по времени как при их отдельном произнесении, так и при произнесении в отдельном слове и во фразе производится в модуляциях глоточной трубки. Следует выяснить, как происходит измерение времени в глоточной трубке и за какой счет относится удлинение или укорочение слогов. Установлено, что среднее время произнесения слога составляет 0,2 секунды. Это совпадает с приведенным выше рентгенографическим мате-.риалом, где отдельные слоги ца, цщ ja, jo и др. произносились 0,2 секунды; два слова в словах атлас—атлас—0,40 секунды; два слога в словах замок—замок — 0,36 секунды. В фразе Сколько это стоит — шесть слогов. Если взять среднее из трех произнесений вместе с паузами, то и здесь, как показывают данные 6 (стр. 258) таблицы, слог длится около 0,2 секунды. Однако, исключив паузы, получим среднюю длительность слога — 0,15 секунды. Если же принять во внимание, что неударные слова значительно сокращаются сто сравнению с ударными, то окажется, что длительность неударяемых слогов в неударяемых словах иногда падает ниже средней нормы в 5 раз. Так как средняя длительность слога вместе с паузами во. всех трех произнесениях приближается к средней норме, то в разбираемых опытах средний темп произнесения был одинаков. На единицу времени в среднем падало одинаковое количество слогов в каждом из трех произнесений. Но при неизменности среднего темпа произошли значительные изменения в соотношении слоговых длительностей. Сдвиги во времени идут не столько в направлении увеличения длительности ударяемых слогов, сколько в направлении уменьшения длительности неударяемых. Иначе говоря, происходит сильная фразовая слоговая редукция. Средняя длительность неударяемых слов сократилась на величину в пределах от 21 до 73%. Соотношение же ударных и неударных слогов внутри слова изменилось по-разному, в зависимости от самого словесного произносительного стереотипа. Соотношение длительности произнесения ударных и неударных слогов для каждого слова представлено в таблице 8. Таблица 8 •ДЛИТЕЛЬНОСТЬ УДАРНЫХ И НЕУДАРНЫХ СЛОГОВ
В строке № 1 показан вариант с ударением на слове сколько; в строке № 2 — вариант с ударением на это; в строке № 3 — ударение на стоит. В графе % указан процент длительности ударного слога в отношении к длительности всего слова. В словах сколько и стоит ударные слоги во всех вариантах длительнее, чем неударные, так как ударные состоят из 4 «и 3 элементов, а неударные из двух. В слове это ударный слог, как состоящий из одного элемента, менее длителен во всех вариантах, чем неударный, состоящий из двух элементов. Как видно из графы %, ударный слог в разных вариантах произнесения почти не меняет своего веса по отношению к неударному слогу. Меняется длительность произнесения всего слова'в сторону уменьшения времени в неударных вариантах. В первом слове—сколько, когда н^ нем не было фразового ударения, ударный слог сократился на 45% (строка № 3), во втором слове —это на%80% и в третьем слове — стоит на 43% (строка №2). Эффект фразового ударения определяется лишь частично тем, что усиливаются ударные слоги того слова, которое несет фразовое ударение, главным же образом тем, что ослабляются ударные слоги в тех словах, которые не имеют фразового ударения. В живой разговор-ной речи следует ожидать более значительных изменений в том же направлении. Описанное явление следует рассматривать как сильнейшее сжатие динамического диапазона, так как сокращение длительности слога есть не что иное, как ослабление его силы. Динамическое ослабление происходит при достаточно сильной и отчетливой артикуляции всех звуков. Это расхождение артикуляции и слогового ослабления создает основу для выразительности речи. Развертываясь в нормальном темпе и не выходя из сравнительно узких пределов динамического диапазона, она формируется по выделительным модуляциям главным образом за счет очень малых колебаний в нижней части диапазона и сведения к нулю слоговых различий в некоторых местах. Выразительность состоит не в том, что ударный слог делается сильнее, как бы выкрикивается, а в том, что, оставаясь почти на среднем уровне, он выделяется в результате значительного ослабления других слогов. Эти соотношения важно учитывать во многих случаях. Так, в сценической речи дикция достигается отчетливой артикуляцией, слышимость — правильно выбранным абсолютным уровнем — это первый элементарный механизм разборчивости речи. Выразительность же достигается преимущественно ослаблением слоговых модуляций в разных градациях и, конечно, переменами основного тона. Ослабление слогов нисколько не уменьшает средней громкости речи и ее разборчивости, но позволяет очень тонко выделить некоторые из значимых элементов. Так формируется второй, более сложный механизм собственно выразительной речи. При передачах звуков по каналам связи обычно стремятся к тому, чтобы сжать динамический диапазон, так как в его значительных отклонениях может быть потеряна пропорциональность вследствие влияния помех. При передаче речи отпадает забота о дополнительном сжатии динамического диапазона. Зато возрастает опасность потери тонких нюансов слоговых модуляций, которые будут выражаться в малых, но значимых, смещениях звукового спектра. Потеря произойдет не в разборчивости, а в выразительности речи. Вот почему передача сценического исполнения на пластинке, кинопленке или по радио с точки зрения художественной выразительности менее совершенна, чем в натуре, при хорошей разборчивости элементов. Полное объяснение механизма сжатия динамического диапазона речи может быть получено при изучении речевого дыхания, но и само речевое дыхание останется непонятным, если не обследована картина глоточных модуляций. Явления, которые были здесь описаны в терми- нах времени, находят полное соответствие в -силовых модуляциях глоточной трубки. На таблицах 38, 39 альбома представлены рентгенограммы произнесения исследуемой фразы с ударением на первом слове. В ударяемом слове начальная часть первого согласного с усилена, что видно по относительному сужению верхней части глоточной трубки (кадр 15) и по некоторому расширению ее в 17-м кадре (через 0,12 сек.). Таким образом, вопреки обычному правилу, установленному для произнесения отдельных слов, здесь при фразовом ударении в восходящей дуге слога усилилась не конечная часть согласного, а начальная. Звук с в слове "сколько как бы образовал свой особый, малый слог. Это явление было отмечено в § 23 (стр. 192) при разборе акустических записей актерской речи на материале 'тех же слов. В кадре 20 происходит заметное сужение глоточной трубки на ударном гласном и расширение ее в кадре 21 на ниспадающей слоговой дуге. В кадре 22 видно расширение трубки при смягчении л. Заметно сужение и в кадре 24 на последнем редуцированном неударно!м слоге. Таким образом, глоточная трубка на слове, выделенном фразовым ударением, модулирует вполне отчетливо. Наоборот, в трех кадрах (28, 29, 30), регистрирующих произнесение неударяемого слова это, глоточные модуляции значительно ослаблены. В кадре 29 надгортанник едва заметно поднимается на т, тогда как при произнесении отдельных слов и слогов он, вместе с подъязычной костью довольно высоко восходит кверху. В кадре 30 все же заметно сужение трубки на последнем гласном. При произнесении неударного слова стоит модуляции глотки на с и т ничтожны, зато ударный слог (кадры 36, 37) выделяется вполне отчетливо. Однако при сравнении с ударяемым слогам в ударном слове сколько (кадры 20, 21) порядок сжатия и расширения трубки разный: в ударном слове сколько громкость ударного слога возрастает сразу, в неударном же слове на ударном о (кадры 36—37) громкость появляется постепенно. Далее на и (кадры 38, 39) идет заметное падение громкости и наблюдаются очень малые модуляции глоточной трубки в виде расширения ее верхней части. Последнее (т (кадры 40, 41) очень слабо. Таким образом, в неударном слове стоит отчетливо модулирован только ударный слог. На таблицах 40—42 альбома зафиксировано произнесение фразы с ударением на слове это. В кадрах 58—62 видно сужение глоточной трубки в верхней части и расширение ее к концу произнесения слога э. Обращает на себя внимание резкое различие в произнесении слога в неударном варианте (кадр 28, таблица 39) и в разбираемом — ударном: в первом случае <слог зафиксировался лишь в одном кадре при отсутствии глоточных модуляций, в ударном же варианте он занял 5 кадров, в которых глоточные модуляции заметны, как и во всяком отдельно произносимом слоге. Уже на 62-м 'кадре, т. е. на конце первого слога э, начинается подъем подъязычной кости, как упреждение предстоящего т, он продолжается на самом т (кадры 63—64), и с кадра 65 иде'т постепенное опускание подъязычной кости. Глоточная трубка отчетливо модулирует и при произнесении последнего редуцированного гласного (кадры 66—67). Сравнение этой серии рентгенограмм с предшествующей (39 таблица альбома, 'кадры 28, 29, 30) и с последующей (43 таблица, кадры 88, 89, 90), где зафиксированы произнесения того же слова в неударяемой позиции, показывает резкое различие в отношении длительности и силы глоточных модуляций. В ударном варианте происходят такие же явления, как и в отдельно произносимом слове, в неударных же вариантах возникает сильнейшее сглаживание глоточных модуляций, вплоть до «пропажи» первого ударного слога в слове это. Во в'тором варианте произнесения с ударением на слове это (Сколько это стоит) неударяемые слова сколько и стоит значительно ослаби- лись по слоговой модуляции. В слове сколько модуляции более заметны, чем в слове стоит. Так, например, при произнесении сколько в кадре 48 заметно отчетливое сужение глоточной трубки на ударном о, тогда как при произнесении стоит (кадр 75) на ударном о скорее -можно говорить о расширении трубки, чем о сужении. Здесь образование слога произошло за счет смены генераторов, т. е. включения голосовых связок на о после г, а глоточная трубка произвела заглушение слоговой дуги громкости. При сравнении кадра 75 с кадрами 96, 97, 98 (44 табл. альбома), где произносится один и тот же слот сто того же слова стоит, видно, как з ударном слове постепенно от кадра 96 до 98 глоточная трубка совершает модуляции, которые пропали в кадре 75. Особенно стерты силовые модуляции при произнесении1 слова это в третьем варианте при ударении во фразе на последнем слове (кадры 88, 89, 90, 43 табл. альбома). За все это время глоточная трубка сохраняет неизменный объем и форму, принятые при произнесении последнего редуцированного гласного предшествующего слова, с потерей паузы между словами (кадр 87). Здесь, при отсутствии слоговых модуляций, все звуки слова отчетливо артикулировались и различались при прослушивании магнитофонной ленты. Слово было произнесено, но на одном динамическом уровне, как будто бы в нем не было слогов. Теперь можно убедиться в полной мере в том, что вопрос о «пропаже» слогов, несмотря на кажущуюся парадоксальность этого явле-• ния, выясняется из представленного материала с достаточной определенностью. Слоговой механизм, как и другие механизмы речи, состоит из двух противостоящих разделов. В этом общем положении по мере накопления материала мы убеждаемся все больше и больше. Работа первого раздела состоит в том, что путем перемены звуковых генераций создаются минимальные комплексы из двух сортов звука — согласных и гласных или их комбинаций. Это различие является основой для слога. Но оно недостаточно для того, чтобы модулировать и сцепить между собой эти минимальные комплексы. Второй раздел механизма слогооб-разования вводит в действие путем слоговой модуляции равносильность статических комплексов и тем самым в разной степени сцепляет или расслабляет элементы словесного звукокомплекса. Противостояние этих разделов общего механизма состоит в том, что один (модуляция) усиливает или ослабляет 'то, что сделано другим. При полном отсутствии слоговой модуляции в некоторых местах остается, так сказать, «голая статика», которая, вследствие усиления модуляции в других местах, включается в общий динамический рисунок произнесения, что и создает выразительность речи. Выделение сильных и слабых групп во фразе составляет механизм ее членения на синтагмы. С одной стороны, отделяются сами группы — это аналитический компонент 'явления, с другой стороны, отчлененные группы распределяются по уровням силы и тем самым сопоставляются и объединяются — это синтетический компонент. Принцип работы этого механизма, как видно, прост — здесь действует все тот же закон усиления и ослабления, восстановления и редукции. Но так как на этом наивысшем уровне фразового анализа и синтеза вступает в действие множество элементов, синтезированных на предшествующих уровнях и соотносящихся друг с- другом по ряду пересекающихся признаков, то количество возможных фразовых модуляций велико. Как было показано в § 23, элементы фразовых интонационных модуляций могут быть сведены к ко'нечиой группе определенных постоянных единиц — интонем, комбинация которых и дает все разнообразие. В этом параграфе мы старались вскрыть, так сказать под «рентгенографическим микроскопом», микро-движекия, при участии которых в конечном счете происходят все эти сложнейшие интонационно выразительные речевые процессы. В основе этих речедвижений лежат модуляции глоточной трубки. Отдельно произносимый слог может иметь весьма разнообразную форму, но, входя в систему звуковой оболочки слова, он приспосабливается к другим слогам. То, что создано на предшествующей ступени анализа и синтеза, перестраивается на 'последующих. Так сказать, «в полуфабрикатах» предшествующих ступеней всегда остаются допуски и запасы, 'которые используются в дальнейшем. Словесный стереотип, обладая достаточными запасами для перестройки, подвергается новой обработке в тех пунктах слоговых модуляций, которые приобретают окончательную форму в конкретном фразовом произнесении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|