Акустическое измерение статики речи 21 глава
§ 30. ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ ДИНАМИЧЕСКОГО ДИАПАЗОНА РЕЧИ Одно из основных положений, выдвинутых в предшествующем параграфе, состоит в том, что выразительные модуляции происходят преимущественно в нижней части динамического диапазона — от середины до нуля. Возникает.необходимость найти верхнюю границу динамического диапазона. Надо испытать глоточный резонатор на крайнем пределе его возможностей, выяснить, как производятся сверхсильные модуляции, как возникает крик. Мы знаем, что усиление звука всегда сопровождается сужением глоточной трубки в пределах определенного формантного отсека. Следует ожидать, что при крике просвет глотки будет меньше, чем при нормальном громком произнесении, -и, конечно, еще меньше, чем при тихом произнесении. В действительности обнаруживается обратное явление. На 45 таблице альбома рентгенограмм представлено произнесение а громко и а криком. Отчетливо видно, что при крике произошло значительное расширение объема глоточной трубки. Узкая при громком произнесении, валлекула на крике увеличилась за счет отхода корня языка вперед.. надгортанник сильно отошел кпереди, и верхний его край загнулся. Увеличилась и длина глоточной трубки. Если судить по плотности негатива, 'то видно и на глаз сильнейшее растяжение и утончение тканей i лотки, вследствие чего сквозь нее проходит большее количество рен'г-геновских лучей и затемняет негатив. Вместе с тем глоточная трубка в целом сохранила такую же общую форму, как и в остальных случаях произнесения а. Она не вышла за пределы своего формантного отсека, хотя и значительно изменилась в объеме. Аналогичная картина наблюдается при громком произнесении и крике на у, представленных на дбух кадрах в-альбоме рентгенограмм (46 табл.). Положение языка во рту в обоих случаях идентично. Раскрытие рта меньше при крике, чем при громком произнесении. По сравнению с громким произнесением при крике увеличился объем глоточной трубки в поперечном разрезе; корень языка отошел кпереди; надгортанник и подъязычная кость опустились.
Та же закономерность обнаруживается при крике, громком и тихом произнесении и (47 табл. альбома). Положение языка во всех трех случаях одинаково. По объему глоточной трубки рентгенограммы могут быть расположены в следующий ряд: наименьший объем при громком произнесении, средний объем при тихом произнесении и наибольший объем при крике. При громком произнесении глоточная трубка суживается и несколько укорачивается, надгортанник и подъязычная кость несколько поднимаются вверх. При крике надгортанник и подъязычная кость поднимаются еще выше, но вся глоточная полость значительно расширяется. Аналогичные данные получены для о и э. Таким образом, при форсировании звука до предела глоточная трубка расширяется до крайнего, максимального размера своего формантного отсека. Выражение «орать во всю глотку» в этом отношении вполне справедливо. Следовательно, как при ослаблении звука, так и при его крайнем.усилении механизм остается одним и тем же. То и другое достигается путем расширения объема трубки и тем самым выхода за пределы оптимальной зо«ы производства речевого звука. То и другое приводит к дезартикуляции и редукции звукового качества. Это видно ш спектров (рис. 62). Спектр а при крике резко меняется в сравнении со спектром громкого произнесения. Амплитуды формантных гармоник из фильтров 10 и 7 перестроились в обратном, чем в норме, отношении. При крике амплитуда гармоники из Ютго фильтра стала меньше, чем амплитуда из 7-го фильтра. Соотношение этих амплитуд таково:
№№срипьтроВ
Рис. 62. Спектры произнесения а громко (сплошная линия) и а крик (пунктирная линия) а громко Юф. t о 10ф. А „ т, * 7^=== 1>8; а крик --^х- =0,4.,В еще большей мере произошли изменения в спектре и (рис. 63). Формантная гармоника из фильтра 8 передвинулась в более низкую полоску — фильтр 4. Соотношение амплитуд формант также обратное: и громко -^' — 1,4-и крик ^=0,8.
6789/0 Рис. 63. Спектры произнесения и громко (сплошная линия) и и крик (пунктирная линия) На рисунках 64, 65 представлены спектры э и о при крике и громком произнесении. Из этих спектров также видны значительные изменения в сторону амплитуд низких составляющих при крике. Линия, огибающая амплитуды составляющих, заметно меняется в спектре крика по сравнению со спектром для громкого произнесения. Как правило, эта линия идет в спектре крика по диагонали вниз, от больших амплитуд низких составляющих к малым амплитудам высоких составляющих. Вместе с тем абсолютная величина амплитуд высоких составляющих во многих местах спектра крика больше, чем при громком произнесении. Биологический смысл расширения глоточной трубки при крике состоит в том, что.таким образом создается больший резервуар для приема поступающего из легких воздуха. В связи с этим сверхбольшое давление несколько уменьшается, и тем самым облегчается работа связочного аппарата. Правда, и при этих условиях форсированный крик вызывает сильное, доходящее до боли перенапряжение тканей глотки.
g ю
Рис. 64. Спектры произнесения э громко (сплошная линия) и э крик (пунктирная линия) Представленный материал показывает, что каждый из формантных отсеков глоточной трубки ограничен снизу и сверху. Это эффекторный результат автоматического экстремального управления модуляциями глоточной трубки по минимуму, оптимуму и максимуму. Как только звук данного качества при усилении подаваемой энергии начинает под- I №№(рипьтроВ 4 5 6 7 8 9 10 Рис. 65. Спектры произнесения о громко (сплошная линия) и о крик (пунктирная линия) ходить к крайнему верхнему уровню, глоточная трубка расширяется, звук оглушается и уже больше не может возрастать в громкости. Если же энергия поступает в пределах речевой нормы, то расширение трубки ослабляет звук, вызывая нормальную ниспадающую дугу громкости. Оба случая соответствуют дезартикуляции. Однако различие их состоит в том, что дезартикуляция второго типа (слоговая) санкционируется нормой языка и образует в словесном стереотипе нормализованные сильные и слабые позиции; дезартикуляция же первого типа (максимальная) не санкционируется нормами языка — это неречевой крик на звуковом материале речевого звука. Это сигнал совсем другого типа, dff
•чем словесный сигнал. Он является признаком состояния (.иногда аффективного), а не средством предметного обозначения. Оптимальная зона формантного отсека, совпадающая с оптимумом артикуляции, соответствует наименьшему объему глоточной трубки (для данного звука). Но так как абсолютная величина этих наименьших объемов чрезвычайно различна для каждого из звуков, то спрашивается, каким образом может регулироваться этот оптимум. Очевидно, что при подаче одинаковой энергии звук в узкой трубке будет значительно более громким, чем в широкой. В результате регулировка по оптимуму сорвется. Задача решается приспособлением дополнительного механизма, заключающегося в регулировке подачи порций энергии, что может быть достигнуто путем установления обратной связи от глоточной трубки, постоянно меняющейся в объеме, к органам дыхания, подающим энергию. Фактический материал по этому вопросу будет представлен в следующей главе.
Вследствие автоматизированной экстремальной регулировки по минимуму и максимуму, динамический диапазон нормальной, громкой разговорной речи укладывается в 15—20 об, а ее абсолютный уровень над порогом слышимости находится в самоа оптимальной зоне различимости 50—70 дб. На уровне 50 дб еще возможны тонкие слоговые модуляции и уловимые слухом редукции: при переходе же на более тихую речь и тем более шепот эти возможности пропадают, хотя шепот может артикулироваться сильнее, чем громкая речь. На шепоте, при акустических записях динами-Рис. 66. Шепотное произнесение ки, возникают сильные выбро- сы немодулированных согласных, так как голос, как звуковой материал слоговой модуляции, отсутствует. На рисунке 66 представлено шепотное произнесение слова пищи, записанное на самописце Неймана. Первый выброс соответствует звуку п, второй щ и третий, очень маломощный, — и. Вследствие потерь слоговых модуляций, в шепотных записях, как правило, острые пики интенсивности возрастают сразу и также сразу падают до нуля. На шепоте полости ротоглоточного резонатора сохраняют характерную форму (рис. 67). Учет верхнего предела динамического диапазона имеет большое практическое значение для сценической речи и для сурдопедагогики. Хорошая дикция актера состоит не только в том, чтобы сделать отчетливой артикуляцию, но, пожалуй, в большей мере в том, чтобы на повышенном уровне громкости добиться таких же тонких и сжатых в динамическом диапазоне модуляций, которые естественны для обычной разговорной речи, слышимой с более близкого расстояния. Актер должен довести нуль слогоделения как для слушателей первого, так и последнего рядов. Сценическая речь сохраняет естественность, оставаясь искусственной. До некоторой степени сходная задача возникает при обучении тугоухих звуковой речи. Первая степень тугоухости определяется при потере слуха до 50 дб, вторая степень до 70 дб и третья степень больше 70 дб. При произнесении речи свыше 80 дб над порогом слышимости слова приобретают несколько другую звуковую оболочку, чем в.нормальном диапазоне громкости. Неизбежно возникает растягивание слогов и слов и перестройка спектров. Становится трудным установить от- лиши nuuj.'t ношение ударных слогов к редуцированным. Расчет усилительной аппаратуры и обучение на повышенной громкости должны исходить из учета перестроек, которые происходят в спектрах и смещениях нуля слогоделения на повышенной громкости. При этом должно быть принято во внимание, что сжатие динамического диапазона речи происходит в трех -ступенях.
На первой ступени сжимается диапазон каждого звука так, что самый слабый из них усиливается и входит в среднюю оптимальную динамическую зону, а самый сильный ослабляется и тоже входит после этого в ту же оптимальную зону. На второй ступени выравниваются слоговые сочетания так, чтобы ударный центр словесного стереотипа не
.ы" Рис. 67. Шепотное произнесение перешел предела зоны, в которой происходит наилучшее узнавание слова. Соответственно подравниваются и редуцируемые слоги. На третьей ступени выравнивается фразовая слоговая перестройка так, чтобы был найден нуль слогоделения на определенном абсолютном уровне громкости. Как только силовые позиции разместились по своим местам, появляется разнодлительность элементов, что в свою очередь обеспечивает возможность возникновения градаций основного тона. Тон может возникнуть лишь при условии повторения периода колебаний, что требует определенного времени. Однако не развертывание тона определяет время слога, а сила слога определяет длительность тона. Вследствие слогового строения речи ее мелодическая кривая постоянно прерывается слоговыми толчками. Нормализацию слабых редуцированных позиций во фразовом произнесении, доходящем до полной пропажи слогов, следует рассматривать как устранение избыточности. В этом состоит смысл интонационной единицы стереотипа — интонемы. Если интонационная фигура представлена в ее сильной части, то слабая угадывается по закону восполнения. Так, достаточно двух членов перечисления для того, чтобы создать впечатление длинного перечислительного ряда, при этом само перечисление может заменяться другой лексикой: «Он был и весел, и доволен и так далее и тому подобное».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|