Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сознание, предсознательное и бессознательное.




Билет 1

Объект, предмет и основные методы психологии.

Психология (от греческого «психе» — душа) — это об­ласть знаний о внутреннем (психическом) мире челове­ка и животных, то есть наука о психике.

Этапы развития психологической науки:

1 этап - психология как наука о душе.

2 этап — психология как наука о сознании.

3 этап — психология как наука о поведении.

4 этап — психология как наука о психике.

В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIX века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вунд-том в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспе­риментальной психологии.

Объект психологии — это совокупность различных но­сителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Предмет психологии это происхождение, законо­мерности развития и функционирования психики чело­века и животных.

Современная психология включает в себя до 40 отдель­ных дисциплин и научно-практических направлений:

зоопсихология — изучает особенности психики жи­вотных;

детская психология — изучает психику и связанные с ней условия развития личности растущего человека;

социальная психология - изучает взаимоотношения человека с другими людьми и социальными группами;

педагогическая психология — изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;

психология труда — рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, законо­мерности развития трудовых умений и навыков;

медицинская психология — изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения или пси­хотерапии;

юридическая психология — изучает психологические особенности поведения участников уголовного процес­са, психологические проблемы формирования личности и поведения преступника;

экономическая психология — рассматривает психоло­гические аспекты экономического поведения человека (психология рекламы, имиджа, продавца и покупателя, делового общения, менеджмента и т.д.);

военная психология — изучает поведение людей в ус­ловиях боевых действий;

патопсихология — (раtos — страдание) — изучает от­клонения в развитии психики, распад психики при раз­личных формах мозговой патологии.

Методы психологии:

методы сбора информации (наблюдение, изучение ре­зультатов деятельности, изучение документов, метод оп­роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).

методы психологического воздействия (дискуссия, тре­нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше­ние, релаксация и другие).

Предмет из-я псих-и:

1) психика чел-а, кот. включает в себя многие субъект. явл-я (ощущения, восприятие, вним-е,память, мышление, речь и вообр-е) – познават. процессы.

2) личность чел-а;

3) челов. деят-ть;

4) общение и поведение;

5) отн-я м/у людьми в разных чел. объединениях.


Билет 2

Основные задачи психологической науки на современном этапе. Понятие о психике

Психология (от греческого «психе» — душа) — это об­ласть знаний о внутреннем (психическом) мире челове­ка и животных, то есть наука о психике.

Задачи психологии:

• научиться понимать сущность психических явлений;

• научиться управлять ими;

• использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

• быть теоретической основой практики психологиче­ской службы.

Понятие о психике

Психика это свойство животных и человека отра-кать объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение это активное отражение мира з связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая незави­симо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и 1еятельности.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

психические процессы (познавательные, эмоциональ­ные, волевые, мотивационные и другие);

психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

психические свойства человека (темперамент, способ­ности, характер, направленность личности);

Психическая деятельность зависит от особенностей че­ловеческого организма и функционирования коры го­ловного мозга, в которой выделяют:

сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор­мацию от органов чувств и рецепторов);

моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

ассоциативные зоны (служат для переработки инфор­мации).

В психологии существуют и другие представления о струк­туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна­тельное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики живот­ных — это наличие сознания, особенно самосознания.


Билет 3

Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений, его структура.

Главное отличие психики человека от психики живот­ных — это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание это высший уровень психического отраже­ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре-дусмотрение их последствий, контроль и управление по­ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание - неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Соз­нание ребенка также развивается в процессе взаимодей­ствия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя пси­хика при этом и продолжает функционировать.

Формы сознания: индивидуальное, групповое и обще­ственное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками.

Структуру сознания можно рассматривать в плане раз­личных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, сужде­ние, умозаключение). Различные формы знания составля­ют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонен­том сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности дейст­вий человека.

 


Билет 4

Сознательное, предсознательное и бессознательное: общие характеристики.

Сознание, предсознательное и бессознательное.

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, дает ему возможность понять и подвергнуть научному исследованию важные патологические процессы в душевной жизни.

Психоанализ должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или нет к другим его качествам.

Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие.

П.А. теория утверждает, что сознательным может стать только то, что когда-то уже было СЗ восприятием и что хочет стать сознательным. Латентное бессознательное является таковым только в описательном смысле, но не в динамическом, оно называется предсознательным. Различие между бессознательными и предсознательными представлениями заключается в том, что первое происходит на каком-то материале, остающемся неизвестным, в то время у последнего добавляется соединение со словесными представлениями. Термин "бессознательное" применяется только к вытесненному динамическому бессознательному. Предсознательное стоит гораздо ближе к сознательному, чем бессознательное. А так как бессознательное называют психическим, то и латентное предсознательное можно так называть.

Предсознательное

По Фрейду – одна из трех систем (бессознательное – П. – сознательное) психики человека, отличительным признаком которой является наличие в ней процессов, не являющихся сознательными душевными актами, но еще не ставших вытесненными. Тем самым элементы сознательного временами способны становиться фрагментами бессознательного – в этом случае психическая деятельность выступает одновременно дескриптивно бессознательной и динамически сознательной. (Обратная ситуация присутствует в сновидениях, когда проявления бессознательного воспринимаются сознательным.) П. способно стать сознательным при совпадении определенных условий. Согласно Фрейду, П. предполагается «стоящим гораздо ближе к сознательному», чем бессознательное. «Топографически» П. расположено «между» сознательным и бессознательным.

 

Сознательное

По Фрейду – одна из трех систем (бессознательное – предсознательное – С.) человеческой психики, включающая в себя лишь то, что осознается субъектом в каждый данный момент времени. Фрейд полагал, что основная роль С. – это «роль органа чувств для восприятия психических качеств». С точки зрения Фрейда, С. есть «главным образом восприятие раздражений, приходящих к нам из внешнего мира, а также чувств удовольствия и неудовольствия, которые могут проистекать лишь изнутри нашего психического аппарата». По мысли Фрейда, психическая деятельность С: а) подчиняется схемам «вторичных процессов» – правилам грамматики и формальной логики; б) управляется принципом реальности, т.е. уменьшает неудовольствие инстинктивного напряжения посредством процедур адаптации. Согласно психоаналитическому пониманию, С. «является лишь качеством, которое может присоединиться или не присоединиться к отдельному душевному акту и которое никогда ничего не изменяет в нем, если оно не наступает». По мнению Фрейда, «большинство сознательных процессов сознательны только короткое время», и процесс возбуждения не оставляет в С. «как во всех других психических системах» длительного изменения его элементов. Классический психоанализ не считает С. сущностью психического и трактует понятие «С.» как прежде всего чисто описательный термин.

 


Билет 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...