Сознание, предсознательное и бессознательное.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Билет 1 Объект, предмет и основные методы психологии. Психология (от греческого «психе» — душа) — это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека и животных, то есть наука о психике. Этапы развития психологической науки: 1 этап - психология как наука о душе. 2 этап — психология как наука о сознании. 3 этап — психология как наука о поведении. 4 этап — психология как наука о психике. В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIX века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вунд-том в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспериментальной психологии. Объект психологии — это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах. Предмет психологии — это происхождение, закономерности развития и функционирования психики человека и животных. Современная психология включает в себя до 40 отдельных дисциплин и научно-практических направлений: • зоопсихология — изучает особенности психики животных; • детская психология — изучает психику и связанные с ней условия развития личности растущего человека; • социальная психология - изучает взаимоотношения человека с другими людьми и социальными группами; • педагогическая психология — изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания; • психология труда — рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых умений и навыков; • медицинская психология — изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения или психотерапии;
• юридическая психология — изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы формирования личности и поведения преступника; • экономическая психология — рассматривает психологические аспекты экономического поведения человека (психология рекламы, имиджа, продавца и покупателя, делового общения, менеджмента и т.д.); • военная психология — изучает поведение людей в условиях боевых действий; • патопсихология — (раtos — страдание) — изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Методы психологии: • методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов, метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод). • методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы). • методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и другие). Предмет из-я псих-и: 1) психика чел-а, кот. включает в себя многие субъект. явл-я (ощущения, восприятие, вним-е,память, мышление, речь и вообр-е) – познават. процессы. 2) личность чел-а; 3) челов. деят-ть; 4) общение и поведение; 5) отн-я м/у людьми в разных чел. объединениях. Билет 2 Основные задачи психологической науки на современном этапе. Понятие о психике Психология (от греческого «психе» — душа) — это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека и животных, то есть наука о психике. Задачи психологии: • научиться понимать сущность психических явлений; • научиться управлять ими; • использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики; • быть теоретической основой практики психологической службы.
Понятие о психике Психика — это свойство животных и человека отра-кать объективный мир в его связях и отношениях. Психическое отражение — это активное отражение мира з связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая независимо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и 1еятельности. Психика человека состоит из трех групп психических явлений: • психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и другие); • психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.); • психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности); Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют: • сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов); • моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека); • ассоциативные зоны (служат для переработки информации). В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное. Главное отличие психики человека от психики животных — это наличие сознания, особенно самосознания. Билет 3 Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений, его структура. Главное отличие психики человека от психики животных — это наличие сознания, особенно самосознания. Сознание — это высший уровень психического отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре-дусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание - неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности. Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Сознание ребенка также развивается в процессе взаимодействия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя психика при этом и продолжает функционировать.
Формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками. Структуру сознания можно рассматривать в плане различных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение). Различные формы знания составляют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонентом сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности действий человека.
Билет 4 Сознательное, предсознательное и бессознательное: общие характеристики. Сознание, предсознательное и бессознательное. Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, дает ему возможность понять и подвергнуть научному исследованию важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или нет к другим его качествам. Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. П.А. теория утверждает, что сознательным может стать только то, что когда-то уже было СЗ восприятием и что хочет стать сознательным. Латентное бессознательное является таковым только в описательном смысле, но не в динамическом, оно называется предсознательным. Различие между бессознательными и предсознательными представлениями заключается в том, что первое происходит на каком-то материале, остающемся неизвестным, в то время у последнего добавляется соединение со словесными представлениями. Термин "бессознательное" применяется только к вытесненному динамическому бессознательному. Предсознательное стоит гораздо ближе к сознательному, чем бессознательное. А так как бессознательное называют психическим, то и латентное предсознательное можно так называть.
Предсознательное По Фрейду – одна из трех систем (бессознательное – П. – сознательное) психики человека, отличительным признаком которой является наличие в ней процессов, не являющихся сознательными душевными актами, но еще не ставших вытесненными. Тем самым элементы сознательного временами способны становиться фрагментами бессознательного – в этом случае психическая деятельность выступает одновременно дескриптивно бессознательной и динамически сознательной. (Обратная ситуация присутствует в сновидениях, когда проявления бессознательного воспринимаются сознательным.) П. способно стать сознательным при совпадении определенных условий. Согласно Фрейду, П. предполагается «стоящим гораздо ближе к сознательному», чем бессознательное. «Топографически» П. расположено «между» сознательным и бессознательным.
Сознательное По Фрейду – одна из трех систем (бессознательное – предсознательное – С.) человеческой психики, включающая в себя лишь то, что осознается субъектом в каждый данный момент времени. Фрейд полагал, что основная роль С. – это «роль органа чувств для восприятия психических качеств». С точки зрения Фрейда, С. есть «главным образом восприятие раздражений, приходящих к нам из внешнего мира, а также чувств удовольствия и неудовольствия, которые могут проистекать лишь изнутри нашего психического аппарата». По мысли Фрейда, психическая деятельность С: а) подчиняется схемам «вторичных процессов» – правилам грамматики и формальной логики; б) управляется принципом реальности, т.е. уменьшает неудовольствие инстинктивного напряжения посредством процедур адаптации. Согласно психоаналитическому пониманию, С. «является лишь качеством, которое может присоединиться или не присоединиться к отдельному душевному акту и которое никогда ничего не изменяет в нем, если оно не наступает». По мнению Фрейда, «большинство сознательных процессов сознательны только короткое время», и процесс возбуждения не оставляет в С. «как во всех других психических системах» длительного изменения его элементов. Классический психоанализ не считает С. сущностью психического и трактует понятие «С.» как прежде всего чисто описательный термин.
Билет 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|