Понятие малой группы. Классификация малых групп. Социально-психологический климат в группе. Психологическая совместимость и социометрическая структура группы.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Малые группы — это немногочисленные по своему составу (от 3 до 35 человек) совокупности людей, объединенных определенной деятельностью или другими социальными отношениями. Например, семья, студенческая группа, производственная бригада и т.д. В малых группах в процессе общения ее членов возникают эмоциональные отношения, вырабатываются групповые нормы поведения, развиваются другие групповые процессы. По уровню развития или организованности выделяют следующие разновидности групп: — диффузная группа — члены группы вступают в отношения, которые опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только личными симпатиями (группа приятелей); — ассоциация — члены группы вступают в отношения, которые опосредуются только лично значимыми целями (группа охотников, нумизматов и т.п.); — корпорация — члены группы вступают в отношения, опосредуемые частно-групповыми интересами или целями, не выходящими за рамки группы; - коллективы — члены группы вступают в отношения, опосредуемые единством личных, групповых и общественных интересов. Выделяют четыре стадии развития трудовых коллективов: • Новички присматриваются друг к другу, совместно вырабатывая нормы делового взаимодействия, однако в личных отношениях руководствуются собственными понятиями о нормах и правилах поведения. • Еще не все члены группы принимают равное участие в выработке и принятии коллективных решений, формируется актив будущего трудового коллектива. • Формирование социально ориентированной мотивации работников, то есть усвоение коллективных норм поведения, идентификация (отождествление) своих личных интересов с коллективными.
• Полное созревание коллектива, внешний контроль за деятельностью членов группы сменяется самоконтролем, коллектив становится самоуправляемым. Различным этапам развития малых групп присущи и другие внутренние социально-психологические процессы. Совокупность всех этих процессов называют внутригруппо-вой динамикой. К процессам внутригругаювой динамики относятся: руководство и лидерство, принятие групповых решений, групповое нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, групповое давление, конформизм, конфликты и другие. Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Выделяют два вида таких связей: - связи, порождаемые совместной деятельностью (функциональные, организационные, экономические и управленческие); — связи, порождаемые общением и психологическими отношениями. Для малой группы характерна также социометрическая структура, то есть совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений и отвержений, симпатий и антипатий. Свое название структура получила от основного метода ее диагностирования — метода социометрии. Различают также группы членства и референтные (эталонные) группы, нормы и правила которых служат для индивида образцом. Референтные группы могут быть реальные и воображаемые, позитивные и негативные, могут совпадать или не совпадать с группами членства. Малые социальные группы подразделяют также на формальные и неформальные, временные и стабильные, открытые и закрытые. Психологический климат в организации есть не что иное, как совокупность отношений работников к условиям и характеру совместной деятельности, к своим сотрудникам и руководству организации. Более подробное его определение можно найти в книге И.Е. Киселева «Основы социальной психологии». Автор считает: «Психологический климат представляет собой совокупность чувств, настроений, мнений, интересов, ценностных ориентации, установок и т. д., являющихся формами рационального и эмоционального отражения действительности и проявляющихся в поведении, поступках людей. При этом климат может быть здоровым или нездоровым, благоприятным или неблагоприятным для функционирования организации».
В научной литературе наряду с понятием «психологический климат» широко используется понятие «социально-психологический климат». Поэтому будем пользоваться как одним, так и другим понятием. Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата, обычно подразделяют на факторы макросреды и факторы микросреды. Факторы макросреды, например, для производственных коллективов — это характер производственных отношений, существующие формы собственности, характер социальной защиты граждан (пособия, пенсии, страхование и т. п.), характер духовной атмосферы в обществе, особенности менталитета, национальной психологии, традиций, социальный престиж различных профессий и т. д. Факторы микросреды, в свою очередь, подразделяют на две группы. Первой группой этих факторов является предметно-вещная сфера деятельности организации, то есть весь комплекс технических, технологических, сани-тарно-гигиенических и организационных элементов. Другая группа факторов микросреды является следствием социально-психологического отражения не предметно-вещной, а человеческой среды организации. И.Е. Киселев относит к ним следующие: — стиль и методы руководства; — профессиональный и жизненный опыт работников; — ценностные ориентации, установки и мотивы трудовой деятельности; — степень удовлетворенности трудом и взаимоотношениями в коллективе; — жизненные планы и личные идеалы, степень их реализации; — индивидуально-типологические особенности работников, их характерологические черты; — уровень психологической совместимости в коллективе. Психологи (Е. В. Мещерякова и др.) отмечают, что с повышением уровня образования психологический климат в организациях улучшается, но возрастает требовательность и критичность со стороны работников. При этом примерно в 45% случаев конфликты в организациях происходят по вине руководителей, а в 35% — из-за психологической несовместимости сотрудников.
Среди признаков благоприятного психологического климата в организации можно выделить следующие: — доверие между членами коллектива, доброжелательность и деловая критика; — открытое выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей организации; — достаточная информированность членов коллектива о состоянии дел в организации; — удовлетворенность принадлежностью к коллективу, нежелание переходить на новое место; — пребывание коллектива в состоянии поиска новых знаний, идей, методов работы; наличие творческой атмосферы; — наличие контактов, консультаций и личных связей между руководителем и подчиненными; — гармония между формальными (деловыми) и неформальными отношениями; — эмоционально-практическая поддержка и взаимопомощь между членами коллектива в тяжелых для человека жизненных ситуациях или на работе.
Билет 33
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|