Природа воображения и его виды. Творческое мышление.
Воображение — это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Это возможно на основе изменения и преобразования уже имеющихся в сознании образов, а точнее — представлений памяти. Воображения создаются с помощью следующих приемов: • вычленение из целостного образа каких-либо элементов (например, представление о величине палки как средстве удлинить руку); • изменение величины воображаемых объектов (отсюда великаны, гномики и т.д.); • агглютинация — соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.); • конструирование предметов в зависимости от их назначения (топор, луноход и т.п.); • гиперболизация — мысленное усиление или ослабление отдельных свойств объектов (хитрость лисы, трусость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.); • перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.); • типизация — создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (создание образов в художественной литературе: Евгений Онегин, Наташа Ростова и т.д.); Таким образом, воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого опыта. Виды воображения: • Непроизвольное (пассивное) — когда образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (в сновидениях, при чтении книг и т.д.). • Произвольное (активное) — когда образы вызываются по собственному желанию, под воздействием волевых усилий:
а) воссоздающее — создание образов на основе личного опыта, текста, чертежа, карты и т.д. б) творческое — (более сложный вид воображения) — самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. • Фантазии — это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности. • Мечты — нацелены на будущее, это образы желаемого будущего. • Грезы — мечты, которые очень слабо связаны с реальностью и которые никогда не реализуются. В психологии наиболее глубокое исследование творческого мышления предприняли гештальт-психологи, особенно основатель гештальт-психологии Макс Вертгеймер. Одной из его главнейших работ является книга Продуктивное мышление, посвященная как раз анализу творческого мышления с точки зрения гештальт-теории. Гештальт-психологи говорят, о том, что решение задачи, новая идея, приходит в момент "схватывания" ситуации в ее целостности и полноте, этот момент они называют инсайтом. Опыты, которые проводил над обезьянами Келлер еще в 1914 году показали: переживать инсайт способны не только люди, но и шимпанзе: когда обезьяна неожиданно догадывается воспользоваться палкой для того, чтобы притянуть к себе висящие бананы, ее поведение радикально меняется и превращается из случайного, хаотического в целенаправленное, ясное. Таким образом, решение обезьяны не становится результатом длительного логического размышления, но результатом неожиданного озарения, нового восприятия ситуации. Тем самым гештальт-теория вносит существенное дополнение эвристическим методам: при поиске альтернативных описаний необходимо ориентироваться на целостные описания ситуаций, нужно учитывать не только само являение или предмет, но и весь контекст ситуации. Метафора, построенная на целостных качествах предметов или явлений, представляется важнейшим механизмом творческого мышления. Поэтому мы рассматриваем нашу теорию метафоры как творческий метод, во-первых, способствующий созданию новых описаний, а во-вторых, ориентированный именно на целостные описания, поскольку в основе теории лежит понятие гештальта как целостной единицы восприятия. Однако, в нашей теории нет технологии. Она не отрицает необьяснимости и, в общем-то, непредсказуемости процесса рождения новой идеи, не предлагает абсолютно надежного способа "изобретать". В конечном итоге, главная причина творчества сокрыта в таинственных глубинах сознания, куда доступ обыденности закрыт.
Билет 14 Внимание, его функции, виды и основные свойства. Внимание — это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального. Виды внимания: · Непроизвольное внимание ~ вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвижность объекта. · Произвольное внимание — возникает вследствие сознательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий. · Послепроизвольное внимание — возникает вслед за произвольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного. · природное – с рождения; · соц.-обусловлен. – в рез-те обучения и воспитания. Свойства внимания: • Избирательность внимания — сосредоточение его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес. Устойчивость внимания — длительность удержания его на одном предмете или виде деятельности. • Распределение внимания — одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними. Объем внимания — количество объектов, одновременно охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясности восприятия (средний объем внимания: 5—7 объектов). • Переключаемость внимания — способность внимания переключаться с одного объекта на другой. От особенностей внимания зависят такие черты личности, как внимательность, наблюдательность и рассеянность. Все психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и внимание) в своей совокупности представляют психическое явление, которое называют интеллектом.
Для оценки уровня интеллекта наибольшей популярностью пользуется «коэффициент интеллектуальности» (10), который можно измерить с помощью тестов (Векслер, Бине). Максимальное значение I 0 — 200 баллов, минимально—О баллов. От 84 до 116 баллов — средний уровень интеллекта, от 116 до 180 — повышенный уровень, от 10 до 84 — умственно отсталые (дебилы, имбецилы, идиоты). Дебильностъ — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладевают несложными трудовыми процессами, их социальное приспособление ограничено. Имбецильность — средняя степень слабоумия. Речь имбе-цилов развита слабо, они не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Идиотия — самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти полностью отсутствует речь и мышление, они нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Билет 15
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|