Ощущение как психический процесс
Психический процесс — это течение психического явления, вызываемое как внешними воздействиями, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание и воображение. Ощущение - это первейшая и простейшая форма чувственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.). Физиологическим аппаратом ощущения является анализатор, состоящий из трех частей: • рецептор - часть анализатора, преобразующая энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; • нервный путь, по которому нервные сигналы передаются в мозг; • корковая часть полушарий головного мозга, где нервные сигналы осознаются. Типы ощущений: • Внешние ощущения - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений расположены на поверхности тела. • Внутренние ощущения — голод, жажда, тошнота, изжога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма. • Двигательные (кинестезические) ощущения — это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках. Ощущение каждого человека имеет определенный диапазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения. За пределами нижнего порога ощущение еще не возникает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога - уже не возникает, так как раздражитель слишком силен. Все ощущения имеют общие законы:
• Закон сенсибилизации — состоит в повышении чувствительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате систематических упражнений человек может повысить свою чувствительность. • Закон адаптации (приспособления) — состоит в изменении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется. • Закон контрастности — состоит в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя. Например, одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, а на черном — светлее.
Восприятие, его виды и свойства Восприятие - это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, которые присущи всем живым существам, имеющим нервную систему, способностью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией. Если результатом ощущения является некоторое чувство (например, ощущение яркости, громкости, соленого, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия складывается ©браз, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений. Образ, складывающийся в процессе восприятия, предполагает взаимодействие нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, различают и виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Восприятия подразделяют также и на другие виды. • В зависимости от целей: преднамеренные и непреднамеренные восприятия. • В зависимости от степени организации: организованные (наблюдения) и неорганизованные восприятия.
• В зависимости от формы отражения: • восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся; • восприятие времени — это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений; • восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Свойства восприятия: • Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес. • Предметность восприятия — проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени. • Апперцепция — зависимость восприятия от прежнего опыта человека. • Осмысленность восприятия — показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. • Константность восприятия — относительное постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенности и т.д.). • Целостность восприятия — выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются. Нарушения восприятия: • Гиперстезия — повышенная чувствительность к обычным внешним раздражителям. • Гипостезия ~ явление, обратное гиперстезии, то есть сниженная чувствительность. • Агнозия — нарушение узнавания предметов при ясном сознании и сохранении или незначительном снижении чувствительности. • Галлюцинации — восприятия, возникающие без наличия реальных объектов (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинации следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных предметов и явлений. Билет 8 Чувствительность и ее развитие. Общая характеристика восприятия. Чувствительность Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, которая впервые вызывает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, которые не достигают ее, лежат под порогом ощущения. Так, мы не ощушаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на кожу. Световые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают зрительных ощущений.
Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств, или способность ик реагировать на минимальные воздействия. Чем более слабые раздражители могут вызвать ощущение, т. е. чем меньше величина абсолютного порога, тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия, тем больше абсолютная чувствительность. Абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. Необходимым условием отчетливого осознания воздействующего на нас свойства предмета является передача возбуждения из корковой части того анализатора, на который действует раздражитель, в корковые клетки, участвующие в речевой деятельности. Только тогда мы сможем осознать действующий раздражитель, словесно его обозначить и, если необходимо, сообщить о нем другому лицу. В некоторых случаях возбуждение, захватывая корковые клетки данного анализатора, не передается в клетки, связанные со словесными раздражениями. Тогда действующий раздражитель не сознается нами. Однако и в этом случае он, как показали опыты Гершуни, может вызвать у нас некоторые реакции. Так, звуковой раздражитель, лежащий ниже порога ощущения, не приводя к словесной реакции, может вызывать, например, расширение зрачков, сужение кровеносных сосудов и другие реакции.
В рамках генетическ. класс-и выделяют 2 вида чувствительности: 1) протопотическая ч-ть – первичн. ч-ть (органическ. ч-ть); 2) эпикритическая ч-ть (зрительн.,слуховая).
Восприятие, его виды и свойства Восприятие - это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, которые присущи всем живым существам, имеющим нервную систему, способностью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.
Если результатом ощущения является некоторое чувство (например, ощущение яркости, громкости, соленого, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия складывается ©браз, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений. Образ, складывающийся в процессе восприятия, предполагает взаимодействие нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, различают и виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Восприятия подразделяют также и на другие виды. • В зависимости от целей: преднамеренные и непреднамеренные восприятия. • Б зависимости от степени организации: организованные (наблюдения) и неорганизованные восприятия. • В зависимости от формы отражения: • восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся; • восприятие времени — это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений; • восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Свойства восприятия: • Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес. • Предметность восприятия — проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени. • Апперцепция — зависимость восприятия от прежнего опыта человека. • Осмысленность восприятия — показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. • Константность восприятия — относительное постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенности и т.д.). • Целостность восприятия — выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются. Нарушения восприятия: • Гиперстезия — повышенная чувствительность к обычным внешним раздражителям. • Гипостезия ~ явление, обратное гиперстезии, то есть сниженная чувствительность. • Агнозия — нарушение узнавания предметов при ясном сознании и сохранении или незначительном снижении чувствительности. • Галлюцинации — восприятия, возникающие без наличия реальных объектов (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинации следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных предметов и явлений.
Билет 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|